Урок - проект по литературному чтению на тему «Сказка как литературный жанр» (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - проект по литературному чтению на тему «Сказка как литературный жанр» (2 класс)Урок - проект по литературному чтению на тему «Сказка как литературный жанр» (2 класс)Урок - проект по литературному чтению на тему «Сказка как литературный жанр» (2 класс)Урок - проект по литературному чтению на тему «Сказка как литературный жанр» (2 класс)Урок - проект по литературному чтению на тему «Сказка как литературный жанр» (2 класс)Урок - проект по литературному чтению на тему «Сказка как литературный жанр» (2 класс)Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ковернинского муниципального района Нижегородской области «Ковернинская средняя общеобразовательная школа №2»







УРОК

по литературному чтению во 2-а классе

на тему:

«Сказка как литературный жанр»

(творческий проект -

создание опорной таблицы по теме)





выполнила:

учитель начальных классов

Носовцева Галина Кузьминична

р.п. Ковернино 2014 учебный год

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование навыков проектной деятельности на уроке

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Учебные: учиться обрабатывать и систематизировать информацию;

создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре;

2.Развивающие: развивать умение ставить вопрос;

развивать грамотную устную речь и словарный запас;

развивать мышление, память, воображение;

3.Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам;

воспитание коллективизма, взаимовыручки, контроля;

воспитание сознательной дисциплины;

4.Здоровье сберегающие: создание на уроке условий для сохранения здоровья детей;

ТИП УРОКА: творческий проект



ОБОРУДОВАНИЕ: таблички с названиями разделов обучающего пространства доски («Экспериментальная лаборатория», «Площадка испытателей», «Сборка»); таблички с названиями инициативных групп («Аналитики», «Иллюстраторы», «Экспериментаторы», «Испытатели»); смайлики.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: характеристику сказки как жанра, её определение; виды сказок; в чём заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.

Ход урока.

I.Самоопределение к деятельности.

Объяснение особенностей проектной деятельности.

Распределение ролей.

На партах стоят таблички:

«Аналитики» «Экспериментаторы» «Иллюстраторы» «Испытатели»

Данный урок - урок проектной деятельности.

II. Создание проблемной ситуации.

Учитель говорит о завершении уже нескольких разделов, связанных со сказками, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации. Для того чтобы умело использовать информацию, нужно научиться её обрабатывать и систематизировать.

- Какие формы систематизации вы можете предложить?

Дети предлагают возможные варианты проектов: альбом, опорная таблица, памятка, игра.

В результате под руководством учителя выбор останавливается на опорной таблице.

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре.

IV. Подготовка к созданию проекта.

Учитель предлагает детям назвать основный этапы создания проекта.

Затем учитель ставит задачу - наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации.

(Проводиться в виде «мозгового штурма». Все предлагают свои идеи. «Аналитики» отбирают наиболее подходящие.)

В результате на доске, в том месте, где обозначена «Сборка», помещаются заготовки для будущего проекта:

Сказка как

литературный жанр.

Виды сказок. Что такое сказка? Признаки

Отличие сказки Иллюстрирование волшебной

от других сказок. сказки.

схожих жанров. Значение цвета. Язык сказки.

V. Основной этап создания проекта.

1. Формулирование определения сказки.

«Аналитики» должны выбрать из предложенных им трёх формулировок единственно верную и обосновать свой выбор.

Предлагаемые формулировки:

  1. Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

  2. Сказка - это научно- фантастическое произведение.

  3. Сказка - это произведение, в котором разговаривают животные.

Учитель прикрепляет в первый раздел нужную формулировку.

- Что такое сказка?

Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2. Создание классификаций сказок по различным признакам.

В «Экспериментальной лаборатории» появляются признаки классификации:

- по авторству;

- по видовым особенностям.

«Экспериментаторы» работают с предложенными отрывками из сказок.

На партах у детей этой группы книги со сказками. На доске вместе с надписью «Экспериментальная лаборатория» учитель записывает название книги и номер страницы.

«Экспериментаторы» зачитывают отрывки по очереди и называют вид сказки по каждой из классификаций.

«Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации в целом, формулируют черты отличия.

«Иллюстраторы» отбирают из предложенных им названий видов сказок нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела проекта.

Для развития у детей способности к дифференцированию учитель предлагает следующие формулировки видов:

  • Богатырские;

  • Волшебные;

  • Поучительные;

  • О животных;

  • Смешные;

  • Бытовые;

  • Былины.

В результате на втором листе появляется схема:

Виды сказок

Волшебные О животных Бытовые Богатырские

По авторству

Литературные(авторские) Народные



3. Определение особенностей волшебной сказки.

«Экспериментаторы» зачитывают из волшебной сказки отмеченные учителем отрывки и называют признак волшебной сказки.

«Аналитики» повторяют признаки волшебной сказки.

«Иллюстраторы» должны подобрать соответствующие условные обозначения:

  • Испытание;

  • Превращение;

  • Сказочное существо;

  • Сказочный предмет;

  • Необычное место действий;

  • Повтор.

В результате на заголовке для третьего раздела появляются условные обозначения признаков волшебной сказки.

ПРИЗНАКИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

- повтор;

- испытание;

- превращение;

- волшебный предмет;

- сказочное существо;

- место действия;

4. Определение чёрт отличия сказки от других сходных жанров.

Учитель говорит о различных источниках информации.

Зачитываю отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор».

«Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров.

«Иллюстраторы» заполняют таблицу.

Отличие сказки от других сходных жанров

сказочная повесть

былина

легенда

большой объём

стихотворная форма

делится на главы

гипербола

много героев

песенный характер

рассказано о многих событиях в жизни героев

объяснение происхождения или существования какого-нибудь предмета или явления

события происходят в течение долгого времени

5. Определение особенностей языка сказки.

Учитель помещает репродукцию картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».

«Аналитики» и «Испытатели» называют слова и выражения по иллюстрации.

6. Определение особенностей использования цветовой гаммы в сказке.

По иллюстрации можно судить о преобладании определённых цветов в сказках. Но иллюстрации - это лишь отражение особого колорита сказок. Издавна народ придавал большое значение цвету.

Приведите примеры из знакомых сказок.

Карточки разного цвета: жёлтого, красного, белого.

Жёлтый: дружба

Красный: красота

Белый: доброта

VI. Испытание проекта.

Учитель говорит о том, что в результате подробной обработки различных видов информации и фиксирования результатов этой обработки получалась опорная таблица для составления сообщения о сказке как жанре.

Испытание созданного проекта будут проводить дети из группы «испытателей».

«Испытатели» рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу.

VII. Итоги урока.

- Какую цель и какую задачу мы поставили перед собой в начале урока? (Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе разработки проекта опорную таблицу.)

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?

Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

Дети отвечают в зависимости от результатов работы.

Самоанализ урока.

Урок: «Сказка как литературный жанр».

Он совпадает с номером урока в тематическом планировании. Данный урок актуален теме по самообразованию, которая звучит следующим образом: «Учебные проекты как средство развития УУД младших школьников в условиях внедрения ФГОС».

Тип урока - проектная деятельность

Урок соответствует поставленной цели: формирование навыков проектной деятельности на уроке.

Были выполнены все установленные задачи:

1.Учебные: учиться обрабатывать и систематизировать информацию;

создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре;

2.Развивающие: развивать умение ставить вопрос;

развивать грамотную устную речь и словарный запас;

развивать мышление, память, воображение;

3.Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам;

воспитание коллективизма, взаимовыручки, контроля;

воспитание сознательной дисциплины;

4.Здоровье сберегающие: создание на уроке условий для сохранения здоровья детей;

При построении урока были использованы следующие этапы урока.

  1. Самоопределение деятельности.

Присутствовала положительная мотивация, настрой на плодотворную работу. Распределение ролей, деление на группы: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Испытатели».

2.Создание проблемной ситуации.

На уроке была создана проблемная ситуация, через побуждающий от проблемной ситуации диалог. Через диалог с учителем дети сделали выбор проекта - таблица, которую зафиксировали на доске и она заполнялась в течение урока. На данном этапе развивались организаторские умения.

3.Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Происходила постановка учебной задачи и открытие новых знаний. Дети сами формулировали тему урока и выдвигали цели работы на уроке. Учитель корректировал формулировки выдвигаемых целей. С помощью учителя составляли план действий по выполнению целей урока. Развивались организаторские и коммуникативные мнения.

4 .Подготовка к созданию проекта.

Проведена актуализация имеющихся знаний. Использовался наглядный материал. Развивались коммуникативные умения. Способность донести свои знания до других, используя приемы диалогической речи.

5. Основной этап создания проекта.

«Аналитики» выбрали правильную формулировку сказки. «Экспериментаторы» зачитали отрывки различных видов сказок, «Аналитики» выделили два вида: авторские и народные. «Иллюстраторы» каждую сказку распределяют по видам. Для развития у детей способности к дифференцированию учитель предлагает различные формулировки видов сказок. Использовался прием диалогической речи. Идёт развитие организаторских умений. На данном этапе происходит определение чёрт отличия сказки от других сходных жанров. Учитель говорит о различных источниках информации. «Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров. «Иллюстраторы» заполняют таблицу. Идёт развитие организаторских умений.

6. Испытание проекта.

Использовался диалог учителя с классом, происходила связь с предыдущими уроками . Развивались интеллектуальные умения - ориентироваться в системе знаний. Осуществлялось самооценивание знаний учащихся.

- При работе применялась групповая работа , творческие задания. Происходило развитие чувства коллективизма, развивалось мышление и монологическая речь учащихся. Оценивание действий учеников в группе происходило самими учениками и эмоциональное оценивание учителем.

7. Итоги урока.

При подведении итогов дети сами формулировали выводы по таблице. Осуществилась рефлексия на уроке.

Во время урока была организована работа по развитию умений и навыков видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения.

На уроке развивался интерес к чтению. Дети активно работали, им было интересно. Во время урока учитель применял проектную технологию, проблемно-диалогическую технологию и технологию оценивания.

На уроке имели место эмоциональные и эстетические переживания. Прослеживалась педагогическая тактика. Была оптимальна интенсивность учебного процесса и соответствовала технологии обучения. Рационально организована учебная деятельность. На уроке учитывались физиологические и психологические особенности детей данного возраста. Учитель старался во время урока сотрудничать с детьми, используя педагогический такт и культуру речи.





© 2010-2022