• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Программа «Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС)»

Программа «Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС)»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждено

Приказом №____от «____»______2014г.

Директор школы:__________Шишацкая Л.И.

Программа «Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования в рамках реализации ФГТ и ФГОС)»

МКОУ «Золотухинская ООШ»

Цель программы:

Создание комплекса условий, обеспечивающих сотрудничество ДОГ со школой на основе

согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) с учётом внедрения ФГОС.

Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный ,последовательный и перспективный характер.

Основные задачи сотрудничества ДОГ и школы:

•Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между

ДОГ, семьей и школой.

•Выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов.

•Совершенствование форм организации и методов обучения как в ДОГ, так и в начальной

школе.

•Совершенствование образовательного содержания в ДОГ и начальной школе.

•Формирование фундаментальных предпосылок к учебной деятельности (дошкольное звено) и навыков «умения учиться» (начальное общее образование).

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей

ДОГ и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста:

•воспитание нравственного человека;

•охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

•сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие

детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих

приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

•приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

•обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

•развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к

творческому самовыражению;

•формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

•развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в

различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

•становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

•умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать

свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и

сверстниками в учебном процессе;

•духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее

принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

•осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в

соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная

помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

•индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

На дошкольной ступени:

•личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

•формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

•построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

•опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

•направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего

достижения этого возрастного периода развития;

•сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности. Общие условия:

•признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

•создание преемственной предметно развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

•учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

• воспитательно - образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

•создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

•разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями

здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов,

обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

•осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа

развития ребёнка;

Формы осуществления преемственности:

I. Работа с детьми (дошкольниками):

•экскурсии по школе;

•посещение школьной библиотеки;

•знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

•участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

•выставки рисунков и поделок;

•совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

•участие в театрализованной деятельности;

•посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе

Взаимодействие педагогов:

•совместные педагогические советы (ДОГ и школа);

•проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

•открытые показы образовательной деятельности в ДОГ;

•педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с

родителями:

Сотрудничество с родителями:

•совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

•круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

•родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

•консультации с воспитателем ДОГ и школы;

•встречи родителей с будущими учителями;

•дни открытых дверей;

•анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии

школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

•образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного

•заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско - родительских пар).

IV. Совершенствование форм организации и методов обучения как в ДОГ, так и в начальной школе:

•максимально обеспечить двигательную активность детей на занятиях и уроках

физкультуры, переменах, в совместной и самостоятельной деятельности, в процессе внеклассной работы.

•использовать многообразие форм обучения урочного и неурочного типа, включая специфические виды деятельности на интегративной основе, выход за пределы группы, работа в малых и больших группах и подгруппах.

•обеспечить взаимосвязь занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной , конструктивной и др.);

•поддерживать развивающую предметную среду как в дошкольном учреждении, так и в

начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;

•более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение,

поисковую деятельность, т. е элементы проблемности в обучении;

•более широко использовать игровые приемы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности;

•изменять формы общения детей, как на занятиях в ДОГ, так и на уроках в школе, обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребенка на инициативное высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку.

Условия реализации программы.

Здоровье сберегающая среда:

Соблюдениерационального режима дня, построенного с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей детей, ихфизической и умственной работоспособности.

Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в ДОГ, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность,

способствует нормальному физическому и психическому здоровью.

Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания

положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня.

Лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ДОГ, включают в себя проведение коррекционных упражнений в комплексах утренней гимнастики, гимнастики пробужденияи физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп.

оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.

включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки, что

позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты речи, обще двигательного развития, психоэмоциональной сферы.

Ожидаемые результаты.

  • обеспечение оптимального перехода ребенка-субъекта образования от дошкольной ступени к ступени начального общего образования:

•доступность качественных услуг общего образования для детей ДОГ, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу.

•благоприятные условия для успешного перехода на следующую образовательную ступень -

начальную школу в части преемственности образовательных программ (выполнение

Федеральных государственных требований к выпускнику ДОГ, его готовность к

первоначальному включению в жизнь общества, единство требований, предъявляемых к

первокласснику федеральными государственными образовательными стандартами

начального образования).

•уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;

•возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности.

•стабильный интерес детей к процессу обучения.

•формирование позиции успешного первоклассника.

Портрет выпускника ДОГ.

•физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

•любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

•эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

•овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

•способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных

ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила

поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и

потребностями, а требованиями со сторонывзрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

•способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

•имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

•овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

•овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки,

необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. «Портрет выпускника начальной школы»:

•любящий свой народ, свой край и свою Родину;

•уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

•любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

•владеющийосновами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

•готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

•доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою

позицию, высказывать свое мнение;

•выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.



© 2010-2022