Конспект по русскому языку на тему Изменение имен прилагательных по родам (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Цели: Научиться определять род имен прилагательных. Задачи: 1) учить согласовывать имя прилагательное с именем существительным. 2) учить выстраивать логическую цепь рассуждений 3) развивать умение терпимо относится к высказываниям одноклассников. Тип урока Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи Планируемые результаты: Предметные Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета Личностные результаты: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учебе; осознают роль языка и речи в жизни людей. Универсальные учебные действия: (метапредметные) Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации в учебном тексте; логические - осуществляют сравнение, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Основное содержание темы, понятия и термины Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам (мужской, женский, средний). Ударные и безударные окончания имен прилагательных. Словосочетание Образовательныересурсы Учебник, с. 72-74. Таблица «Изменение имен прилагательных по родам». I. Организационный момент (1 мин)
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

Разминка для пальчиков. -Разминаем наши пальчики. Этот пальчик маленький, (загнуть мизинец) Этот пальчик слабенький, (загнуть безымянный палец) Этот пальчик длинный, (загнуть средний палец) Этот пальчик сильный, (загнуть указательный палец) Ну а это толстячок, (загнуть большой палец) А все вместе - кулачок! (покрутить кулачком) - Садитесь, откройте тетради, запишите число, классная работа. II. Минутка чистописания.
Пришла, улыбнулась - утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды, Наряд белоснежный надели сады.
-Ребята, к нам на урок пришла незнакомка. Своё имя она зашифровала в этой загадке. Уберите все глухие непарные согласные и узнаете тогда кто она. В Ч Е Щ С Ц Н Х А - ВЕСНА Наш урок продолжит минутка чистописания: -Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,]) - Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ») - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Запишите сочетания букв всю строку. В вде В евд В дев… - Пишите красиво, каллиграфически правильно, выводите каждый элемент.
- Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как это происходит? - Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. ландыш трава солнце ветерок теплое птицы - Обратите внимание на получившийся ряд слов. - Назовите « лишнее» слово. (теплое). Почему? - Что общего у оставшихся слов? - Докажите. (Это имена существительные. Отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет). - Что мы знаем об имени существительном?( Ответы детей: имена сущ-ные изменяются по числам, только в единственном числе имеют 3 рода, изменяются или склоняются по падежам) - Определите род и число имен существительных. Ландыш - м.р., ед ч. Трава - ж.р., ед.ч. Солнце - ср.р., ед.ч. Ветерок - м.р., ед.ч. Птицы - мн.ч.
- Проверка. (Листок оценивания) - Давайте обобщим наши знания об имени существительном. - А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово теплое Постановка проблемной ситуации. - Скажите, а сможем ли мы определить род прилагательного «теплое»? - Почему возникли трудности? (Другая часть речи) - А могут ли изменяться по родам имена прилагательные? Вот сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы. - Как вы думаете, какова тема нашего урока. (Изменение имен прилагательных по родам) - Какую цель мы перед собой поставили? (Научиться определять род имен прилагательных). « Открытие» нового знания. - Что мы уже знаем о прилагательном? ( Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшает нашу речь, делает ее более выразительной и точной) - Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление». К словам какой части речи «присоединяются, прибавляются» имена прилагательные? - Ребята, прилагательное ТЕПЛЫЙ пригласило своих друзей: ДУШИСТЫЙ, ПЕРЕЛЕТНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЙ, ВЕСЕННИЙ. Связь имен прилагательных с существительными. - Составьте словосочетания. Подберите к нашим именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. ландыш душистый трава зеленая солнце весеннее ветерок теплый птицы перелетные (Листок оценивания) - Что вы заметили в правописании прилагательных? (У имён прилагательных разные окончания). - Как вы думаете , что повлияло на то, чтобы окончания имен прилагательных изменились? ( Стоящее рядом имя существительное.) - Отчего же, кто мне скажет, зависит окончание имени прилагательного? (От его рода). - Как узнать род имен прилагательных? ( Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное.)- Где мы можем точно узнать об этом? ( В учебнике) - Давайте сверим наши высказывания с правилом на стр. 72. ( Дети читают по учебнику правило) - Вы сейчас открыли ещё одно правило русского языка. - Род имени прилагательного зависит от существительного, которое с ним взаимосвязано. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. - Связь в русском языке имени существительного и имени прилагательного называется согласованием. Как вы думаете, почему? - А сейчас мы поиграем. Работа в парах. Игра « Лото». - У каждого на столе лежат карточки, но у одного они с именами существительными, а у другого - с прилагательными. Соедините карточки, изменив, где нужно окончания прилагательных. Составьте и запишите получившиеся словосочетания, выделите окончания прилагательных. звонк.. капель голуб… небо свеж… воздух радостн.. весна длинн… сосулька дятел чёрн… ворон красноголов… сова мудр… (Карточки носят дифференцированный характер- для сильных пар с пропуском орфограмм). - Какие словосочетания у вас получились? (Листок оценивания) Физминутка - Сядьте красиво, продолжим урок. Посмотрите внимательно на экран, сравните эти два текста. - Прочитайте: Русская матрёшка. Матрёшка - это кукла. Мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки лицо ,шаль и платье. Русская матрёшка -подарок. Русская матрёшка. Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, нарядная шаль и яркое платье. Русская матрёшка - лучший подарок. - Какой текст вам нравится больше? Почему? (более точное описание, более красивый текст).
- Назовите слова, которые помогли украсить этот текст. (Один ученик эти слова подчёркивает на интерактивной доске) - Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? -Выпишите из второго текста имена существительные ед.числа вместе с именами прилагательными с которыми они связаны и определите род имен прилагательных. (Один ученик работает у доски.) -Проверим. Кто согласен? (Листок оценивания)
- Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают точное описание предмета. )
Работа по учебнику. Упражнение 126,с. 73 (по рядам)
Закрепление изученного материала. - Ребята, давайте выясним, какие родовые окончания бывают у прилагательных. Для наблюдения предлагаю вам имена существительные мужского, женского и среднего рода. Подобраны такие имена существительные, которые сочетаются с одним и тем же прилагательным. Вы видите 3 столбика слов. Допишите окончания имён прилагательных и выделите окончания. Определите род имён существительных и имён прилагательных и сделайте выводы.
день (какой?) тёпл….. город (какой?) родн… шарф (какой?) син… ночь (какая?) тёпл…. деревня (какая?) родн… лента (какая?) син…. утро (какое?) тёпл…. село (какое?) родн… платье (какое?) син… ( Проверка с места, по экрану. Листок оценивания) Итог урока. - Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы. - Понравился вам урок? (1. Мы работали со словосочетаниями. 2. По роду имен существительных определили род имен прилагательных. 3. У имен прилагательных выделили окончания. 4. Мы узнали, что у имен прилагательных: в мужском роде окончания... в женском роде окончания... в среднем роде окончания... - Какова была цель нашего урока? (Научиться определять рол имен прилагательных). - Почему прилагательные назвали именно так? (Прилагаются к существительному). - Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (Согласование.) - Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Изменяются по родам) - Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают точное описание предмета.) - Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос? - Что она обозначает? - На какие вопросы отвечает? Выставление оценок. - Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хочу отметить…, вы за урок получают. … . - Кто справился со всеми заданиями? Кто работал в полную силу - раскрасьте кружочек в зеленый цвет, кто думает, что работал хорошо - желтый, а кто думает, что он бы мог работать лучше - раскрасьте кружочек в красный цвет. Рефлексия. - А теперь я прошу вас продолжить предложения: Я узнал … Я повторил … Я запомнил .. - Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем поработать в дальнейшем. Спасибо за урок!

























Тест по теме: «Имя прилагательное».
1. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а) с прилагательным;
б) с глаголом;
в) с существительным;
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) что делает? что сделает?;
б) какой? какая? какое? какие?
в) кто? что?

4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а) волнистой линией;
б) одной чертой;
в) двумя чертами.

5.Имя прилагательное стоит в том же роде, что и:

а) глагол
б) существительное
в) прилагательное

12. Итог урока.

- Подведём итог урока. … Пожалуйста! ( подготовленный ученик)

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

А называют его… прилагательное.

- Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи?

Выставление оценок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хочу отметить…, вы за урок получают. … А также все получат оценки и за тесты.

Спасибо за урок!

Весна подарила нам свои теплые лучики. А вы покажите свое весеннее настроение , осталось ли оно таким же хорошим или изменилось в течение урока


На 3:

Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных.

Д…ждливая погода, жареный к…ртофель, белый лебедь, вкусное какао, молодое дерево, летуч… мыш…, горяч… в…да.

На 4:

Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных, выдели окончания имён прилагательных

Детск… комната, золот… кольцо, весен… утро, смел… поступок, весенн… погода, смел… решение, добр… утро, дальн… поле.)

На 5:

Составь словосочетания из групп слов. Запиши полученные словосочетания. Определи род имён прилагательных

Золотое, ранн…, горяч…, любим…, син…, молод…, жарен…

Кольцо, дерево, лента, шоколад, картофель, вода, утро.

11. Игра «Корректор». Работа в группах.

- Из редакции нам прислали задание. Нам нужно в тексте исправить ошибки. В типографии этим занимается корректор, человек, который исправляет ошибки. Проверьте текст на наличие ошибок.

Конспект по русскому языку на тему Изменение имен прилагательных по родам (3 класс)

Проверка: прочитайте словосочетания, в которых прилагательные имеют окончания:

- ое, ая, яя, ый, ий.

- Оцените работу.

5. Закрепление изученного материала. Работа на интерактивной доске. Распределите имена прилагательные в три корзинки. Запишите словосочетания прилагательное + существительное:

Мужской род женский род средний род

коричневый, карий (глаз, платье, костюм);

густой, дремучий (лес, туман);

горячий, знойный (лето, вода, привет);

смуглый, тёмный (волосы, лицо, небо);

старый, пожилой (человек, учебник).

Выделите окончания имён прилагательных, определите род.

Соедини линиями прилагательные с существительными,

большой река

глубокая астра

красная солнышко

весёлое крокодил

Подберите к существительным соответствующие имена прилагательные. Задайте к ним вопрос.

Лес (какой?) большой, зимний, еловый.

Дорога (какая?) большая, зимняя, снежная.

Озеро (какое?) большое, зимнее, глубокое.

Чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.

Прочитайте, выделяя каждое предложение

Дует ветерок светит солнышко льётся песня

- Объясните, сколько здесь предложений, какие это предложения по составу.

- Распространите эти предложения, используя прилагательные звонкая, ласковое, тёплый.

- Запишите распространённые предложения.

- Укажите род и число каждого прилагательного.

© 2010-2022