Особенности работы с притчей в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мизёва Валентина Дмитриевна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 8 г. Краснокамска»


Особенности работы с притчей в процессе преподавания курса ОРКСЭ Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Вос-ПИТАНИЕ - это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) - это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ - использование притч в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (при проведении классных часов). Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации» Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения: 1. Если притча - геометрическая фигура, то это ... 2. Если притча - цвет, то это ... 3. Если притча - это название фильма, то это ... 4. Если притча - настроение, то это ... 5. Если притча - музыка, то это ... 6. Если притча - животное, то это ...

Почему я выбрала этот материал? В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» притчи могут играть особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Притчи можно отнести к метафорическим повествованиям. Они отражают ценности, интерпретации, идеи, обобщают имеющийся опыт, выводят человека за границы реальной жизни. Человек всегда учится сам и каждый делает выводы самостоятельно (часто - совершенно разные на основе одной и той же истории). Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. С одной стороны, обобщенные, массовые истории порождают множество индивидуальных интерпретаций, что при их озвучивании в конечном итоге приведет к снижению качества обучения. С другой стороны, столкновение мнений, противоположность и дополняемость интерпретаций позволяют раскрыть многомерность метафоры, многозначность её смысла и найти то общее, что примиряет разные позиции, и указать новое желательное поведение.

Недосказанность и подсказка - два противоположных полюса учебного процесса. «Учитель лишь указывает путь, а посвящённый идёт по нему», - гласит древняя мудрость. И немалую роль в «указании пути» отводится притчам. Красота притчи заключается в том, что она даёт людям намек на то, каким все должно быть.. Давайте разберёмся, что же такое притча? Причта - это удивительный жанр. Слово притча является переводом греческого слова paraballo, что значит "располагать в ряд". Таким образом, притча - это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В «Полном церковно-славянском словаре», составленном протоиереем Г. Дьяченко, дается следующее определение: «Притча - загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ». В обычной притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную духовную истину. Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

Свойства притчи:

1. Краткость.

2. Не требует доказательств.

3. Подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,.

4. Дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок.

5. Строится на сравнении.

6. Предполагает мыслительную деятельность.

Притчи выполняют следующие функции:

1. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.

2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником - учителем, взрослым - молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития. Притчи несут альтернативные концепции.

В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале занятия, в качестве документа для анализа, в качестве ситуации для обсуждения или в качестве рефлексии.

Притчи можно разделить на 2 категории:

1) религиозного характера, требующие толкования и использования

культурного и исторического контекста;

2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.

Персонаж притчи - это чистый субъект нравственного выбора. Это один из основных принципов построения текста: он взывает к самоопределению человека, к выбору.

Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Способы использования притч в учебном процессе:

  • Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
  • Придумать название притчи.
  • Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).
  • Выделить ключевые слова - понятия, с последующим комментированием.
  • Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).
  • Инсценировка притчи.
  • Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)
  • Подбор пословиц, поговорок.
  • Сравнение с басней (определить).
  • Найти или предложить вставить пропущенные слова.
  • Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).
  • Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.
  • Определение ценностей, которые отражает притча.


1) Знакомство с притчей. Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем хорошо читающий ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново. (Название притчи умышленно не дается.)

* * * Язык притчи простой. Текст почти содержит простую разговорную лексику. Притча «Два волка». (Урок по теме: «Моральный выбор»):

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 2) Работа с притчей. - Понравилась ли вам эта история? - Как вы поняли, о чем она? - Кто главные герои притчи? -C чем сравнивает старик внутренний мир человека? - Что представляет собой каждый волк? - Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука? -В чём нравственный урок притчи? - Какое название можно придумать к этой истории? (Далее педагог раскрывает истинное название притчи.) 3) Психотерапевтическое упражнение к притче «Соломенная шляпа». Выбирается ведущий. Он надевает на себя соломенную шляпу правды. Остальные по очереди задают ему любые вопросы. Водящий должен отвечать только правду. Дети по очереди надевают шляпу правды, и каждому задается по 5 вопросов. Анализ упражнения: - Понравилось ли вам упражнение? - Сложно ли было отвечать на вопросы? А задавать? - Почему человеку бывает так сложно сказать правду? В притче время точно не определено, территория не названы. Поучительный вывод здесь виден не сразу. Только поразмыслив, мы понимаем, что в притче «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с борьбой двух волков (миров). Белый и чёрный волки представляют противоположные понятия о добре и зле. И человеку всегда необходимо самостоятельно сделать выбор между добром и злом. Можно сказать, что притча - небольшая по объёму. В притче много слов, которые понятны человеку в любом возрасте. Таким образом, мы видим, как в данных притчах соединяются обобщение и оценка явлений жизни человека с краткость языка, необычностью повествования.
На уроках при работе с притчей использую метод дискуссий, проектирования, сочинение, драматизация, исследовательский метод:

Тема «Добро и зло» (проводили опыты в домашних условиях)

Также работу с притчами я использую при исследовательской деятельности. Например, как влияет слово на поступки…..

мудрую сказку про одну весёлую речку и что с ней случилось (с. 212 «Вершины мудрости» А. Лопатина, М. Скребцова.)

- Как вы думаете, а у нас в классе бывают такие случаи?

Жил-был один добрый человек (сосуд с водой показываю). Но вот однажды, гуляя в парке, он сломал ветку с дерева, просто так (в колбу с водой налить раствор марганца), посмотрите, он становится … Затем он совершил ещё злой поступок, пнул кошку во дворе (опять в колбу наливается вода грязная). Потом ему захотелось … И вот он стал грубый, жестокий,… Что же делать, неужели, он таким и останется? (Ему необходимо совершать добрые дела).

(Какие добрые дела будет человек совершать? Дети проговаривают хорошие поступки, а в это время в колбу с грязной водой наливается чистая вода. Чистая вода наливается до тех пор, пока из колбы не выльется вся грязная вода).

Вывод: всего несколько злых, грубых поступков могут очернить человека, и очень много добрых дел необходимо совершить для того, чтобы снова стать светлым, добрым.

Притча о художнике и сапожнике. Сапожник стал давать советы как правильно рисовать человеческое лицо. « Не суди выше сапога», - ответил художник.

Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Таковым эталоном Бог представил нам милосердного самарянина. Притча хорошо запоминается. Полное содержание беседы вряд ли кто может пересказать. А в притче сконцентрирована суть, смысл урока. Дети, приходя, домой, рассказывают ее родным и друзьям.

Таким образом, притча может стать ценным материалом для лучшего понимания ценностей и нравственного опыта людей.

В беседах с детьми не только на уроках ОРКСЭ, но на других и во внеурочной деятельности использую притчу: Притча о полном стакане
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял стеклянный стакан и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он гальку и высыпал её содержимое в этот стакан, немного потряс его. Галька заняла свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в стакан. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в стакан до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Галька - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить стакан песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.


НЕЗАБУДКА. ПРИТЧА О МИЛОСЕРДИИ И ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни…, а еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека. Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни… Последнее о чем он подумал - что, все-таки, хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

(Монах Варнава)

В больничной палате

Современная притча

В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери. - Что там видно в окне? - как-то спросил тот, что лежал у двери. - О! - оживился первый. - Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке. Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз. В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, - думал он. - За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?» Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного: - Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна? Медсестра печально улыбнулась: - Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

Особенности работы с притчей в процессе преподавания курса ОРКСЭ

Когда на уроках мы говорили о том, для чего же нужно делать добро, я начала с притчи о счастье.

Притча о счастье.

Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек. Тут я сделала паузу и предложила детям продолжить историю. Это, кстати, - один из многих вариантов работы с притчей... Эта история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само хочет. - «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье… побежало за ним следом… Мы говорили на уроке о том, что такое добро, о том, что настоящее добро - умножает добро, и его нужно возвращать любому человеку… Сейчас продаются сборники притч. Их можно использовать для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце урока. Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова.

Притча о правде. Гуляла Правда по земле голая и ее никто не принимал у себя дома. пожаловалась она Притче. Притча решила подарить ей несколько своих одежд и под этим видом она входила в каждый дом. Напрашиваются логические вопросы, которые можно задать ученикам:

1. Почему люди больше любят притчу чем правду? и др.

Ответы на вопросы позволяют сделать следующие выводы:

1.Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок

2.Притча предлагает мыслительную деятельность над сложными вопросами бытия

3.Притча остается в памяти и она удобна для восприятия

Всегда ли притча дает правильный ответ на проблемную ситуацию? Ответим и на этот вопрос языком притчи.

Притча о принципе и принце

Грубый принц за 10 дней должен был овладеть хорошими манерами, чтобы понравится принцессе. Наградой ему должна была стать женитьба на ней. Но как обучиться хорошим манерам за несколько дней. И тут на помощь к нему приходит старец, сообщающий ему некий принцип, который надо усвоить, чтобы показать все то, что так трудно усваивается и чтобы сразить принцессу.

Я спрашиваю детей, что же сообщил ему старец, если известно, что принцесса выбрала нашего героя? Какой принцип усвоил принц, чтобы принцесса его выбрала? После определенной дискуссии учитель дает ответ. Так как притча христианская в ней надо искать христианский подтекст. Оказывается принц приехал к принцессе и даже не подошел к ней, считая себя недостойным такой красавицы. Тогда принцесса сама к нему подошла и спросила, почему он себя не представляет ей. Принц ответил, что он не достоин ее. А так как он говорил искренно (усвоил принцип), то принцесса именно его и выбрала.

Заключительное слово. Уважаемые педагоги! Каждая притча - выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Притча - своеобразный посредник в межкультурных отношениях. Притчи различных традиций объединяет одно - стремление показать с различных точек зрения законы нашей Вселенной, проявляющиеся в нас самих и вокруг нас в любой момент времени. Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности.

Педагог должен помнить, что на уроках духовно-нравственного цикла, необходимо целенаправленно создавать условия для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремиться педагог. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.
«Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного».

Таким образом, используя на уроках ОРКСЭ, во внеклассной деятельности притчи, я считаю, что у детей развивается образное мышление, к чтению текста подходят осмысленно, а также развиваются такие универсальные учебные действия, как

- личностные действия (нравственно-этическая ориентация),

- познавательные универсальные действия (смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания),

- логические универсальные действия,

- коммуникативные действия.

Список литературы

  1. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках/ Сост. Борислав Арапович и Вера Маттемияки. - Москва; Российское Библейское общество, 1995. - с.258, 339, 370, 380.
  2. Начала мудрости. А. Лопатина, М. Скребцова -Москва; Амрита-Русь, 2005.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 16 - е изд., испр. - М: Русский язык, 1984. - с.310, 315, 737.
  4. Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи)// Журнал «Русский язык в школе», Ν6, 1997. - с.9 - 15.
  5. Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В.И. Новиков. - М.: Педагогика, 1988. - с. 232 - 234.





© 2010-2022