Путешествие по сказкам А. С. Пушкина (1-3класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

Цели и задачи занятия

  • Духовно совершенствовать ребенка в процессе приобщения его к музыке Н. А. Римского-Корсакова, литературным произведениям А.С. Пушкина.

  • Развивать литературное мышление и восприятие воспитанников.

Оборудование: магнитофон, музыкальные записи, костюмы, заранее заготовленные вопросы, электрический аквариум.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте ребята! Попробуйте сами догадаться, чему мы посвятим нашу сегодняшнюю встречу. А поможет Вам в этом
песня: «Сказки гуляют по свету».
Звучит песня в исполнении Михаила Погосяна.
Ведущий: Догадались?
Дети: Да! Сказкам!
Ведущий: И не просто сказкам, а тем, которые сочинил кто?
На доске вывешены иллюстрации портретов А.С. Пушкина в разные годы его жизни.
Дети: А.С. Пушкин!
Ведущий: Правильно. И сегодня у нас не просто встреча, а музыкальное путешествие по сказкам этого Великого русского писателя.
Давайте немного вспомним о жизни А.С. Пушкина.
Родился поэт более 200 лет назад (в 1799 г.) в Москве. Маленький Саша вел себя как все дети: то был молчалив, ленив, вял, а то - наоборот - шаловлив и резв, порой не слушал родителей, упрямился, за что его строго наказывали.
Была у Александра Сергеевича и няня - крепостная крестьянка Арина. Она любила маленького Сашу как родного сына. От нее Саша впервые услышал народные песни и сказки, которые произвели на него неизгладимое впечатление. В одном из стихотворений поэт так говорит о своей няне:

«….»
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы,
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
«…»

А.С. Пушкин «Сон»

Когда Саша вырос, он пересказал некоторые из нянюшкиных сказок стихами. Итак, мы начинаем наше музыкальное путешествие.
Звучит музыка М.Н. Глинки, увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Из кабинета музыки дети отправляются в коридор школы, где на одной из стен нарисован дуб, русалка, кот на цепи. На дубе наклеены листочки с вопросами.

Ведущий:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;

Дети подхватывают слова ведущего и заканчивают стихотворение вместе.
Входит кот.

Кот: Кто это к нам пожаловал?
Ведущий: Здравствуй, сказочный кот. Мы с ребятами хотели бы совершить путешествие по Пушкинским сказкам.
Кот: Дорога в Пушкинское царство идет через наше лукоморье.
Ведущий: Нам бы очень хотелось узнать о чудесах.
Кот: Ишь, какие хитрые. А вы сказки А.С. Пушкина читали?
Дети: Да!
Кот: Видите этот дуб, а на нем листочки. Срывайте их и попробуйте ответить мне, из каких сказок А.С. Пушкина эти строки:

* * *
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».

(Сказка о царе Салтане…)

* * *
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.

(Сказка о попе и о работнике его Балде)

* * *
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

* * *
Царь с востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.

(Сказка о золотом петушке)

Кот: Молодцы! Милости прошу в наше царство. А сейчас рассаживайтесь,
закрывайте глаза и полетели.
Звучит музыка из оперы Римского-Корсакова « Золотой петушок»
Музыка заканчивается, раздается стук. На этот стук ведущий зазывает детей в соседнюю комнату, где в это время находится еще один сказочный герой - Царь. В руках у него молоток, которым он ремонтирует стол.
Ведущий: Дети, это кто?
Дети: Царь.
Царь: Правильно, царь, а из какой сказки?

Дети угадывают.
Ведущий помогает, зачитывая строчки из сказки «Золотой петушок»

Царь: Да, я - царь Дадон.
Ведущий: Царь, а почему ты работаешь, тебе же отдыхать положено?
Царь: Знаю, только со скуки и помереть можно. А вы кто такие?
Ведущий: Мы прилетели к вам из XXI века. Очень любим сказки
А.С. Пушкина, вот и отправились в путешествие.
Царь: Все понятно. Слушайте тогда мои загадки. Отгадаете - отправитесь дальше.

  • Как золотой петушок предупреждал царя Дадона об опасности?

  • Что пообещал царь мудрецу за золотого петушка?

  • Что попросил мудрец взамен у царя?

Царь за правильные ответы хвалит детей и желает доброго пути.
Дети возвращаются к дубу, рассаживаются и продолжают свое путешествие.
Звучит вступление «Океан- море» из оперы Римского- Корсакова «Садко».
По окончании музыки ребята вместе с ведущим идут в Музей русского быта и встречают там старуху - героиню сказки «О рыбаке и рыбке».
Старуха сидит у разбитого корыта.

Дети: Здравствуй, бабушка!
Ведущий:Ребята, а в какую это сказку мы попали?
Дети: Это «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ведущий читает отрывок из сказки
до появления рыбки и исполнения первого желания старика
Ведущий: Вот бы и нам золотую рыбку повидать.
Старуха: Да вот оно, море-то, рядом.
Старуха указывает в сторону следующего кабинета, в котором, якобы, должно находиться море. Дети вместе с ведущим направляются в этот кабинет. Там они встречают золотую рыбку.
Рыбка: Ой, кто это меня разбудил?
Ведущий: Здравствуй, дорогая рыбка. Мы путешествуем по сказкам
А.С. Пушкина.
Рыбка: Как интересно, а хотите поиграть со мной и моими младшими
сестрицами?
Дети: Да!
Рядом с рыбкой находится электрический аквариум, на который наклеены разноцветные листочки с вопросами. Дети должны отрывать по одному листочку и отвечать на поставленные вопросы.

  • Назовите жилище старика со старухой.

  • Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой?

  • Сколько раз закидывал старик невод в море?

  • Кем хотела быть старуха?

  • Как менялось море с каждым приходом старика?

  • Сколько лет рыбачил старик?

Рыбка: Ну, молодцы, порадовали меня, летите в следующую сказку.
Ребята возвращаются к дубу, садятся, закрывают глаза.
Звучит музыка Н.А. Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане».
Дети направляются в Музей школы и встречают там Царевну- Лебедь.

Ведущий: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, кто вы?
Царевна: А вы угадайте: «Стоит на острове Буяне Красивый град…»
Дети: Мы в сказке о царе Салтане! А вы - Царевна-Лебедь!
Царевна: Здравствуйте, добро пожаловать в мою сказку.
Ой, вы гости-господа,
Долго ль ездили, куда?

Ведущий: Мы путешествуем по сказкам Пушкина. В двух уже побывали, а
теперь вот к вам попали, хотим про чудеса услышать.
Царевна: Чудес у нас много. А вот ответьте, что увидел перед собой князь
Гвидон после того, как спас лебедя и провел голодную ночь под
открытым небом?

Ведущий:

Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…


Царевна: Правильно.
Дети: А чудеса будут?
Царевна: А чудес сколько хотите:

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…

Царевна: У меня к вам вопрос: «Из чего были сделаны ядра орешков?
Дети: Ядра - чистый изумруд.
Царевна: Правильно, а какую песню пела белочка?
Дети: «Во саду ли в огороде»!
Царевна: Молодцы, а вот еще чудо:


В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…

Царевна: А среди вас есть богатыри? Покажите-ка мне, как вы зарядку делаете. Ой, здорово у вас получается! А вот еще одно чудо:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Царевна: Как вы думаете, кто это?
Дети: Это вы!
Царевна: А теперь, давайте послушаем, как эти три чуда изобразил в своем музыкальном произведении «Сказка о царе Салтане» композитора Римского-Корсакова.
Дети слушают произведение
Царевна: Ну что же, пора прощаться. Ступайте к дубу, кот покажет вам дорогу домой.
Дети приходят к коту
Кот: За то, что вы такие умные и сообразительные я хочу подарить вам
волшебный мешок со сказками. Спасибо, что навестили нас, до скорой встречи!

Ведущий:Ну, вот, ребята, наше музыкальное путешествие подошло к концу, но у нас есть еще подарок от сказочного кота и, если хотите, мы можем продолжить свое путешествие с помощью телевизора и посмотреть любую сказку А.С. Пушкина. (Просмотр сказок).



© 2010-2022