- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классах
Выступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классах
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чертыкова Н.Н. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Чертыкова Наталья Николаевна, Почётный работник общего образования РФ, учитель начальных классов, Анхаковская НОШ, Аскизский район
Метод проектного обучения на уроках технологии
( по образовательной системе «Начальная школа XXI века»,
автор УМК по технологии Е.А.Лутцева)
Дорогой учитель, я прошёл через концентрационный лагерь. Мои глаза видели то, чему не должен быть свидетелем ни один человек: газовые камеры, созданные квалифицированными инженерами, детей, отравленных образованными врачами, младенцев, убитых профессиональными медсёстрами, женщин и детей, расстрелянных и сожжённых выпускниками школ и колледжей. Поэтому я с подозрением отношусь к образованию. Моё требование состоит в следующем: помогите вашим учащимся стать более человечными. В результате ваших усилий не должны вырастать образованные монстры и квалифицированные психопаты. Чтение, письмо и арифметика важны только тогда, когда они помогают нашим детям стать более человечными. Автор не известен
Это написал человек, который выжил в концентрационном лагере во время Второй Мировой войны. Если бы эти строки были написаны сегодня, автор мог бы включить в перечень школьных дисциплин и технологию. Образование в целом, особенно технологическое, должно сделать наших детей более гуманными. Воспитание так же важно, как и образование. [6, с.4] Развитие обучающихся, а не только передача определённых знаний и навыков, является приоритетным направлением реформирования российского образования. На данном этапе преобразования современной начальной школы образовательная область «Технология» ставит перед собой несколько взаимосвязанных задач: -повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса; -обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника; -воспитать обучающегося как личность, способную добиться успеха. [1, с.48] Специфическим методом обучения обучающихся в этой области является метод творческих проектов. Метод проектов ( с греч. «путь исследования») - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов. В связи с вышеуказанным учебный творческий проект -это разработка и изготовление изделия ( от идеи до её реализации), обладающего субъективной новизной и выполненного под руководством учителя. Содержание учебных проектов для младших школьников -это система задач и способов решения по выбору проектного задания(тематики проекта), его выполнения, качественного анализа и возможностей реализации конечного результата проектной деятельности. [4, с.48] Цель проектов- формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощённых в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости. Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с литературой,, окружающим миром, изобразительным искусством, историей, математикой. Проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами». .[ 3, с. 44] Учащиеся разрабатывают проекты начиная с четвёртой четверти 2-го класса. До этого периода детей надо подготовить к проектной деятельности. Этому способствует: -организация процесса обучения на основе продуктивных методов- частично-поискового, исследовательского; -активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа задания, выполняемого на уроке ( анализ образца изделия, выбор материалов, инструментов планирование этапов работы, организация рабочего места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда); -дизайн-упражнения - творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трёх основных направлениях (полезность изделия, его надёжность и эстетичность); -составление «Звёздочки обдумывания», разработанную В.Д.Симоненко и другими авторами (в том числе Е.А.Лутцева), можно представить так:
В центре схемы пишут название изделия, а стрелки указывают те факторы, которые влияют на выполнение изделия, его качество. Учитель стимулирует творческий поиск детей, фиксирует поэтапное выполнение работы, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи. Во 2-ом классе предлагается выбирать проекты, которые выполняются микрогруппами, чтобы приучить учащихся к особенностям проектной деятельности. В процессе выполнения проекта у второклассников должна быть возможность опираться на алгоритм проектной деятельности, отражающая основные этапы работы.
Алгоритм проектной деятельности 1)Выявление проблемы ( Вопрос: мы выявили проблему. В чём она?) 2) Поиск решения проблемы (Найдите решение проблемы. Обсудите в группах, в парах, что можно сделать и придите к одному решению). 3)Предложения детей 4)Разработка дизайн-предложения (Разработайте ваше предложение и нарисуйте эскиз вашего изделия. Учащиеся в группах, в парах обсуждают свои предложения и рисуют эскиз будущего изделия) 5)Материалы. 6)Инструменты. 7)Безопасность труда. 8) Изготовление проекта 9)Защита, обоснование проекта. Представитель каждой группы выходит к доске и, пользуясь «Звёздочкой обдумывания», защищает свой проект. Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию изделия. Оценка проектной деятельности учащихся должна включать в себя совокупность анализа и оценки всех этапов выполнения творческого проекта на основании выбранных критериев. Оценивание проекта даёт учителю возможность выяснить степень усвоения учащимися учебного материала, выявить пробелы в ЗУН, обнаруженные конкретными учениками и т.д. [3, с.46-47] Наша Анхаковская начальная школа с 2001/2002 учебного года работает по образовательной системе «Начальная школа 21 века». По технологии в работе используется УМК Е.А.Лутцевой для 1-4 классов, комплект включает методическое пособие, учебник «Ступеньки к мастерству», рабочую тетрадь «Ступеньки к мастерству». Содержание учебника и дополняющей его рабочей тетради направлены на развитие творческих способностей и конструкторско-технологического мышления учащихся при решении конкретных жизненных проблем, выполнения проектов в доступных учащимся этого возраста видах преобразующей деятельности. Объём познавательного материала позволяет организовать дифференцированное обучение. На уроках технологии учащиеся знакомятся с практической значимостью природных ресурсов, учатся рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них, учатся создавать из вторичных материалов полезные и красивые изделия, учатся выполнять трудовые действия аккуратно, во взаимодействии с другими членами коллектива. При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:
- у школьников развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;
- учащиеся знакомятся с технологическими свойствами бумаги, картона, обёрток от бумаг, способами их обработки; даются представления вторичного использования материалов;
- развивается познавательная активность учащихся;
- формируется активная экологическая позиция;
- учащиеся работают коллективно, учатся самостоятельно распределять обязанности;
- формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих.
Систематическое наблюдение и контроль за выполнением проекта, поощрение за хорошую работу и критика плохой побуждает учащихся к добросовестному выполнению работы, формированию у них положительных морально-волевых качеств (самостоятельности, организованности, старательности, инициативности, способности преодолевать трудности и т.д.).
Использованная литература: 1.Метод проектов на уроках технологии (трудового обучения) в начальной школе. // Скандарова Н.Б..Журнал «Начальная школа: плюс до и после» №4, стр.48-53, 2005 г. 2.Метод проектного обучения на уроках труда //Михайлова Г.Н.Журнал «Начальная школа» №4, стр.68-71, 2005 г. 3.Метод творческих проектов на уроках технологии //Бритвина Л.Ю.Журнал «Начальная школа» №6, стр.44 - 47, 2005 г. 4.Лутцева Е.А.Технология: Ступеньки к мастерству: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2008.- 128 с.:ил. 5.Лутцева Е.А.Технология: Учимся мастерству: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2008.- 48 с.:ил. 6.ПавловаМ.Б.,Питт Дж.Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А.Сасовой.- М.: Вентана -Граф, 2003. - 296 с.:ил.