Выступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чертыкова Наталья Николаевна, Почётный работник общего образования РФ, учитель начальных классов, Анхаковская НОШ, Аскизский район

Метод проектного обучения на уроках технологии

( по образовательной системе «Начальная школа XXI века»,

автор УМК по технологии Е.А.Лутцева)

Дорогой учитель, я прошёл через концентрационный лагерь. Мои глаза видели то, чему не должен быть свидетелем ни один человек: газовые камеры, созданные квалифицированными инженерами, детей, отравленных образованными врачами, младенцев, убитых профессиональными медсёстрами, женщин и детей, расстрелянных и сожжённых выпускниками школ и колледжей. Поэтому я с подозрением отношусь к образованию. Моё требование состоит в следующем: помогите вашим учащимся стать более человечными. В результате ваших усилий не должны вырастать образованные монстры и квалифицированные психопаты. Чтение, письмо и арифметика важны только тогда, когда они помогают нашим детям стать более человечными. Автор не известен
Это написал человек, который выжил в концентрационном лагере во время Второй Мировой войны. Если бы эти строки были написаны сегодня, автор мог бы включить в перечень школьных дисциплин и технологию. Образование в целом, особенно технологическое, должно сделать наших детей более гуманными. Воспитание так же важно, как и образование. [6, с.4] Развитие обучающихся, а не только передача определённых знаний и навыков, является приоритетным направлением реформирования российского образования. На данном этапе преобразования современной начальной школы образовательная область «Технология» ставит перед собой несколько взаимосвязанных задач: -повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно-технического прогресса; -обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника; -воспитать обучающегося как личность, способную добиться успеха. [1, с.48] Специфическим методом обучения обучающихся в этой области является метод творческих проектов. Метод проектов ( с греч. «путь исследования») - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий -проектов. В связи с вышеуказанным учебный творческий проект -это разработка и изготовление изделия ( от идеи до её реализации), обладающего субъективной новизной и выполненного под руководством учителя. Содержание учебных проектов для младших школьников -это система задач и способов решения по выбору проектного задания(тематики проекта), его выполнения, качественного анализа и возможностей реализации конечного результата проектной деятельности. [4, с.48] Цель проектов- формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощённых в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости. Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей: с литературой,, окружающим миром, изобразительным искусством, историей, математикой. Проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами». .[ 3, с. 44] Учащиеся разрабатывают проекты начиная с четвёртой четверти 2-го класса. До этого периода детей надо подготовить к проектной деятельности. Этому способствует: -организация процесса обучения на основе продуктивных методов- частично-поискового, исследовательского; -активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа задания, выполняемого на уроке ( анализ образца изделия, выбор материалов, инструментов планирование этапов работы, организация рабочего места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда); -дизайн-упражнения - творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трёх основных направлениях (полезность изделия, его надёжность и эстетичность); -составление «Звёздочки обдумывания», разработанную В.Д.Симоненко и другими авторами (в том числе Е.А.Лутцева), можно представить так: Выступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классах
Выступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классах
Выступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классах

Выступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классахВыступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классахВыступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классахВыступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классахВыступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классахВыступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классахВыступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классахВыступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классахВыступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классахВыступление Метод проектного обучения на уроках трудового обучения в младших классах








В центре схемы пишут название изделия, а стрелки указывают те факторы, которые влияют на выполнение изделия, его качество. Учитель стимулирует творческий поиск детей, фиксирует поэтапное выполнение работы, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи. Во 2-ом классе предлагается выбирать проекты, которые выполняются микрогруппами, чтобы приучить учащихся к особенностям проектной деятельности. В процессе выполнения проекта у второклассников должна быть возможность опираться на алгоритм проектной деятельности, отражающая основные этапы работы.

Алгоритм проектной деятельности 1)Выявление проблемы ( Вопрос: мы выявили проблему. В чём она?) 2) Поиск решения проблемы (Найдите решение проблемы. Обсудите в группах, в парах, что можно сделать и придите к одному решению). 3)Предложения детей 4)Разработка дизайн-предложения (Разработайте ваше предложение и нарисуйте эскиз вашего изделия. Учащиеся в группах, в парах обсуждают свои предложения и рисуют эскиз будущего изделия) 5)Материалы. 6)Инструменты. 7)Безопасность труда. 8) Изготовление проекта 9)Защита, обоснование проекта. Представитель каждой группы выходит к доске и, пользуясь «Звёздочкой обдумывания», защищает свой проект. Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию изделия. Оценка проектной деятельности учащихся должна включать в себя совокупность анализа и оценки всех этапов выполнения творческого проекта на основании выбранных критериев. Оценивание проекта даёт учителю возможность выяснить степень усвоения учащимися учебного материала, выявить пробелы в ЗУН, обнаруженные конкретными учениками и т.д. [3, с.46-47] Наша Анхаковская начальная школа с 2001/2002 учебного года работает по образовательной системе «Начальная школа 21 века». По технологии в работе используется УМК Е.А.Лутцевой для 1-4 классов, комплект включает методическое пособие, учебник «Ступеньки к мастерству», рабочую тетрадь «Ступеньки к мастерству». Содержание учебника и дополняющей его рабочей тетради направлены на развитие творческих способностей и конструкторско-технологического мышления учащихся при решении конкретных жизненных проблем, выполнения проектов в доступных учащимся этого возраста видах преобразующей деятельности. Объём познавательного материала позволяет организовать дифференцированное обучение. На уроках технологии учащиеся знакомятся с практической значимостью природных ресурсов, учатся рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них, учатся создавать из вторичных материалов полезные и красивые изделия, учатся выполнять трудовые действия аккуратно, во взаимодействии с другими членами коллектива. При этом решаются такие учебно-воспитательные задачи:

  • у школьников развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;
  • учащиеся знакомятся с технологическими свойствами бумаги, картона, обёрток от бумаг, способами их обработки; даются представления вторичного использования материалов;
  • развивается познавательная активность учащихся;
  • формируется активная экологическая позиция;
  • учащиеся работают коллективно, учатся самостоятельно распределять обязанности;
  • формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих.
Урок технологии «Человек -строитель, созидатель, творец», 3 класс. Тема: Выполнение коллективного проекта на одну из тем: «Старинный город», «Современный город», «Город будущего». Цель: формирование понятия об изготовлении изделия в технике ремейк; формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся; развитие умения составлять план предстоящей работы; развитие умения работать в группах, парах в должном темпе; развитие творческих способностей учащихся; развитие связной речи учащихся при защите проектов; воспитывать бережное отношение к инструментам и экономное расходование материалов. Оборудование: учебник стр.14 -19, рабочая тетрадь стр.3-5,магнитофон, мелодии с записью классической музыки, слайды или иллюстрации с постройками Древней Руси, современного города, инструкционные карты по правилам работы с ножницами и правилам рабочего места, схема «Звёздочки обдумывания», картонные коробки, спичечные коробки, пластмассовые бутылочки. I.Организационный момент. Тихо звучит мелодия классической музыки. Дети рассматривают слайды и иллюстрации построек Древней Руси. Вопросы: -Попытайся догадаться об их назначении: для чего они были созданы - для обороны, для религиозных целей, для жизни (простых людей, знати, царя), для передвижения? -Назови материалы, которые использовали строители? Где их добывали? -С помощью каких инструментов и приспособлений были возведены строения? -Какие подсказки дала строителям окружающая природа? Учитель: Большинство построек в Древней Руси были деревянными, но их осталось мало - дерево недолговечный материал. Каменных строений сохранилось больше. Возводили их из белого камня известняка, легко поддающегося обработке. Современные архитекторы, разгадывая секреты древних зодчих, задавались вопросам: интуитивно ли - не раздумывая, по внутреннему чутью - уловили мастера гармоничные, согласованные пропорции (размеры) строений или действовали по строго определённому проекту, предварительному расчёту? Обмеры построек показали точное, математически выверенное соотношение и взаимосвязанность частей и пропорций каждого здания. Вопрос: можно ли выполнить проект, превратить материал в задуманное изделие, не делая предварительных макетов, расчётов, чертежей, т.е. не владея технологической азбукой? (Ответы детей) II. Постановка учебной задачи. Дети, сегодня на уроке мы попробуем сделать коллективный проект на одну из тем: «Старинный город», «Современный город», «Город будущего», опираясь на рисунок-подсказку и работы ваших сверстников. При выполнении выбранного проекта опирайтесь на предлагаемую памятку- технологическую карту пошаговых действий. Памятка. Как работать над проектом. 1.Подумайте и обсудите, в каком виде будет реализован замысел (коллаж, макет, модель, аппликация, что-то другое). 2.Подберите подходящие материалы с нужными свойствами (если можно, используйте готовые формы, например упаковочные коробки, пластмассовые бутылочки) и инструменты. 3.Обсудите и выберите конструкцию и композицию работы в целом и её отдельных деталей (выполните необходимые эскизы, чертежи). 4. Определите технологию (операции и их порядок) изготовления деталей и работы в целом. 5.Выполните проект. Оцените качество работы. 6.Защитие проект (докажите его соответствие замыслу). III. Создание творческих групп. Учащиеся рассаживаются по группам. IV.Знакомство с техникой ремейк. -Сегодня я познакомлю вас с одним из интересных видов творчества. Он носит название «ремейк». Это английское слово в переводе означает «переделка». Многие современные технологии носят это название. Такой процесс в промышленности очень важен. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Да, сохраняются природные ресурсы, а старые, использованные и ненужные вещи приобретают новую жизнь. Сырьём для производства служат уже использованные материалы: ткань, бумага, пластик и т.д. В домашних условиях можно осуществить некоторые технологии ремейка. Приведите свои примеры (Ответы детей: Переделка одежды, ремонт старых вещей и т.д.). V. Знакомство с видами и свойствами нового материала. - Сегодня на уроке будем использовать один необыкновенный материал - пластмасс. Современная промышленность использует для упаковки продукции синтетические полимерные материалы: такие упаковки легки, прочны, практичны, красивы. После использования их, как правило, выбрасывают и тем самым надолго загрязняют окружающую среду. Как вы думаете, почему? (Они не разлагаются) Чтобы правильно работать с этими материалами, надо знать их виды и свойства. Пластмасса - это как бы фамилия. А имён у неё очень много. Первые два брата - это пенопласт и поролон. Когда они были горячими и жидкими, в них добавили специальное вещество. А им не нравится высокая температура, они разлились и стали выпускать газ. Этот газ надул у пенопласта шарики - гранулы, ну прямо пена получилась. А у жидкого горячего поролона газ насквозь продул дырочки - поры. Когда они остывают, то перестают быть жидкими. Всем известен полиэтилен. Где только не встретишь в наши дни. Домашние хозяйки хранят в полиэтиленовых пакетах разнообразные продукты. В огромных полиэтиленовых цистернах хранят и перевозят жидкости. А получают полиэтилен из газа. Столь широкое его применение связано с полезными для человека свойствами: он не растворяется, не проводит ток, на него не действуют даже крепкие кислоты, он лёгкий и довольно прочный. Недостаток - он горюч. Кто из вас не видел, как быстро съёживаются и вспыхивают в костре полиэтиленовые мешки? Но сжигать полиэтилен вредно. Как вы думаете, какие инструменты будут помогать нам в работе с этим материалом? (Ножницы, шило, канцелярский нож). Повторение правил работы с этими инструментами. Как нужно работать, чтобы ничего не могло нам помешать? (Помнить правила рабочего человека). VI. Самостоятельная работа. Итак, мы приступаем. Каждая группа будет делать изделие, разработав свой творческий проект. Вы уже знакомы с этим понятием. В разработке своего проекта вам поможет «Звёздочка обдумывания» (На доску вывешивается схема). Я помогаю составлять алгоритм нашей проектной деятельности. ( На доске составляется алгоритм выполнения работ) 1)Выявление проблемы ( Вопрос: мы выявили проблему. В чём она?) 2) Поиск решения проблемы (Найдите решение проблемы. Обсудите в группах, в парах, что можно сделать и придите к одному решению). 3)Предложения детей 4)Разработка дизайн-предложения (Разработайте ваше предложение и нарисуйте эскиз вашего изделия. Учащиеся в группах, в парах обсуждают свои предложения и рисуют эскиз будущего изделия). 5)Материалы. 6)Инструменты. 7)Безопасность труда. Выберите тему, материалы, инструменты, а бригадиры будут следить за безопасностью труда в группе. 8) Изготовление проекта (Звучит классическая музыка, дети работают , изготавливают изделия) 9)Защита, обоснование проекта. Представитель каждой группы выходит к доске и, пользуясь «Звёздочкой обдумывания», защищает свой проект. Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию изделия, проекта. VII.Подведение итогов. В какой технике выполняли изделия? Почему эта техника важна в производстве? Можно ли назвать изделия, которые мы изготавливали в технике ремейк, практичными? Почему? Где можно ещё использовать эти изделия? Для чего? Сегодня на уроке нашей задачей было выполнить коллективный проект на одну из тем: «Старинный город», «Современный город», «Город будущего». Я хочу подвести итог. Вы сделали прекрасные изделия. По конструктивным критериям они прочны, удобны, по технологическим - оригинальны. Мы учли и экологические критерии - использовали отходы производства. По эстетическим критериям изделия имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением. И конечно же учтены экономические критерии. Они доступны, практичны, их можно использовать неоднократно. Я думаю, что задачи урока мы выполнили. Спасибо за работу.
Систематическое наблюдение и контроль за выполнением проекта, поощрение за хорошую работу и критика плохой побуждает учащихся к добросовестному выполнению работы, формированию у них положительных морально-волевых качеств (самостоятельности, организованности, старательности, инициативности, способности преодолевать трудности и т.д.).
Использованная литература: 1.Метод проектов на уроках технологии (трудового обучения) в начальной школе. // Скандарова Н.Б..Журнал «Начальная школа: плюс до и после» №4, стр.48-53, 2005 г. 2.Метод проектного обучения на уроках труда //Михайлова Г.Н.Журнал «Начальная школа» №4, стр.68-71, 2005 г. 3.Метод творческих проектов на уроках технологии //Бритвина Л.Ю.Журнал «Начальная школа» №6, стр.44 - 47, 2005 г. 4.Лутцева Е.А.Технология: Ступеньки к мастерству: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2008.- 128 с.:ил. 5.Лутцева Е.А.Технология: Учимся мастерству: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф, 2008.- 48 с.:ил. 6.ПавловаМ.Б.,Питт Дж.Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А.Сасовой.- М.: Вентана -Граф, 2003. - 296 с.:ил.
































© 2010-2022