Программа дополнительного общего образования по географии 2Я-исследователь 9-10 лет

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Кегультинская среднеобразовательная школа им. М.А. Сельгикова»

Программа утверждена МО начальных классов 30.04.2015.

Название дополнительной общеобразовательной программы « Я - исследователь».

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа - 9-10 лет.

Автор: Королёва Наталья Геннадьевна , учитель географии и биологии.

П.Кегульта, Кетченеровский район, Республика Калмыкия.

Год разработки дополнительной общеобразовательной программы: 2013-2014 год.




















Пояснительная записка.


Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет естественно- географическую направленность, обусловленную особой актуальностью географического образования в современных условиях. Выражает интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие знания и даёт обучающемуся материал естественных наук, необходимый для видения целостности мира. Педагогическая целесообразность программы заключается в стимулировании интереса учащихся к естественно-географическим проблемам, решение которых предполагает владение определённой суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретённых знаний с помощью проектной технологии. У младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых - поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность - хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в работе дополнительного образования. Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Я - исследователь», базируются на удовлетворении исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей. Цель программы - развитие творческого потенциала обучающихся в ходе исследовательской и проектной деятельности. Приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах обработки и нахождения информации. Задачи:

  • развитие творческой исследовательской активности;
  • формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
  • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
  • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
В соответствии с особенностями организации общения в ходе проектной деятельности формируются следующие группы коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией. Ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях. Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определённого набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. Включение учащихся в процесс выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями: исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
  • социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
  • оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
  • информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
  • презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
  • рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
- менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что программа является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: - непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; - развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; - системность организации учебно-воспитательного процесса; - раскрытие способностей и креативного мышления детей. В структуру программы входят модули: Развитие познавательной сферы. Формирование исследовательских умений. Исследовательская практика. Теоретический модуль материалов, подкрепляется практическим модулем. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, обобщать и делать выводы. Возраст детей, участвующих в реализации программы -9-10 лет. Программа рассчитана на один год. Количество часов за год-34часов, 1 час в неделю. Формы организации занятий: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Режим занятий- 40 мин. Ожидаемые результаты и способы их проверки. Реализация программы позволит обеспечить: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Личностные результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы.
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, толерантности, знание своего края. Знание культуры своего народа, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное, языковое многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • формирование нравственного чувства и поведения, осознанного и ответственного поведения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской , творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы.
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач;
  • умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов.
  • умения оценивать собственные возможности ;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений;
  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки. Символы. Модели, схемы;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;
Предметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы. Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить: *формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, толерантности, правового самосознания; * понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды; * владение экологическим мышлением, обеспечивающее понимание взаимосвязи между природными, социальными явлениями, их влияние на качество жизни человека и качество окружающей его среды; * приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире; Предметные результаты должна отражать География:
  • формировать представление о географии как компоненте научной картины мира, их необходимость для решения задач охраны окружающей среды;
  • овладение элементарными практическими умениями использовать приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов среды;
  • овладение основами картографической грамотности;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использование разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов;
Регулятивные универсальные учебные действия Целеполагание:
  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
  • применять установленные правила в планировании способа решения;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  • составлять план и последовательность действий;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Осуществление учебных действий: - выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; - использовать речь для регуляции своего действия. Прогнозирование:
  • предвосхищать результат;
  • предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль и самоконтроль:
  • различать способ и результат действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коррекция:
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его завершения на основе его оценки;
  • вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Оценка:
  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Саморегуляция: - концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач; - активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные:
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приёмы решения задач;
  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  • осуществлять рефлексию способов и условий действий;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • ставить, формулировать и решать проблемы;
  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Знакомо-символические: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы в ходе выполнения проектов; - моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать, существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. Информационные:
  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
  • сбор информации;
  • запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ;
  • анализ информации;
  • передача информации устным, письменным, цифровым способами;
  • интеграция информации (структурирование; презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
  • применение и представление информации.
Логические:
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  • анализ, синтез, сравнение;
  • классификация по заданным критериям, установление аналогий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия Коллективное сотрудничество: - ставить вопросы, обращаться за помощью, формировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Планирование учебного сотрудничества:
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
  • формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • строить монологическое высказывание.
Управление коммуникацией:
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии . Практическая значимость программы. Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся: - расширяется кругозор в предметных областях; - повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала; - наилучшим образом развиваются творческие способности; - развивается речь и умение выступать перед аудиторией. Программа предполагает результаты получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Результаты : альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентации, буклеты. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах, выставки, конференции, фестивали. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Я- исследователь»
Тема Всего часов В том числе Теоретических занятий Практических занятий 1.Введение. Там за горизонтом 3 2 1 2.Мир вокруг меня 3 2 1 3.Рисование в масштабе 3 1 2 4.Уникальность проектов 3 1 2 5.Какими приборами мы пользуемся при изучении окружающей среды 3 1 2 6.Сотрудничество в социуме 3 2 1 7.Конкурс географических игр 3 1 2 8. Занимательные лабиринты 3 1 2 9. Строим пирамиду из наук 3 2 1 10. Интересные высказывания учёных 3 1 2 11.Диалог. Учимся высказывать своё мнение 4 1 3
Содержание изучаемого курса дополнительной общеобразовательной программы.
Тема1.Введение. Там за горизонтом. Выбор темы проекта. Изображение земной поверхности. Горизонт. Топографические знаки. Географические объекты. Ориентирование. Практическая часть: Создание маршрута. Тема2.Мир вокруг меня. Выбор объекта исследования. Овраги. Изменение оврагов во времени. Экологическая проблема. Практическая часть. Исследование оврага на местности. Зарастание оврагов. Тема3.Рисование в масштабе. Координатная сетка. Родники. Образование родников. Изображение родника с помощью топографических знаков. Практическая часть. Исследование родников совей местности. Описание родника. Тема4.Уникальность проектов. Проект. Структура проекта. Определение цели и задачи проекта. Тема5.Какими приборами мы пользуемся при изучении окружающей среды. Термометр. Барометр. Флюгер. Школьная метеостанция. Тема6.Сотрудничество в социуме. Групповой проект. Толерантность. Народы и обычаи. Тема7.Конкурс географических игр. Распространение комнатных растений. Материки. Природные зоны. Климатические условия. Тема8. Занимательные лабиринты. Лабиринт. Вещества. Тема9. Строим пирамиду из наук. История. Астрономия. Математика. География. Биология. Химия. Физика. Практическая часть. Построение пирамиды наук. Задачи и направленность наук. Тема10. Интересные высказывания учёных. Эратосфен. Пифагор. Аристотель. Галилей. Коперник. М.В.Ломоносов. Д.И.Менделеев. Тема11.Диалог. Учимся высказывать своё мнение. Диалог. Солнце. Зенит.

Методическое обеспечение.
Тема Форма занятий Технология их организаций Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса Дидактический материал Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов 1.Введение. Там за горизонтом Беседа, игра-имитация. Интегрированные занятия Словесный
Плакаты, картины, фотографии
Компьютер мультимедийный проектор Выставка 2.Мир вокруг меня Экскурсия. Игра-путешествие Наблюдение. Наглядный беседа Плакаты, картины, фотографии Компьютер мультимедийный проектор Защита проектов 3.Рисование в масштабе Конкурс, поход КТД. Практический иллюстрации Инструменты для чертежей Компьютер мультимедийный проектор Анализ работ 4.Уникальность проектов Беседа, сюжетно-ролевая игра, занятие-сказка Проектирование. Практический Мультимедийные материалы Компьютер мультимедийный проектор Защита проектов 5.Какими приборами мы пользуемся при изучении окружающей среды беседа с игровыми элементами Измерение. Практический Упражнение Школьная метеостанция Приборы Самостоятельная работа 6.Сотрудничество в социуме Игра- путешествие, Тренинг практический Схемы Компьютер мультимедийный проектор Презентация творческих работ 7.Конкурс географических игр Конкурс, КТД. Словесный Проблемные ситуации дидактические карточки Компьютер мультимедийный проектор Конкурс 8. Занимательные лабиринты конкурс ТРИЗ Практический Проблемные ситуации дидактические карточки, коллекции горных пород Компьютер мультимедийный проектор Конкурс 9. Строим пирамиду из наук Мастерская Проектирование, практический компьютерные программные средства компьютер Выставка 10. Интересные высказывания учёных Комбинированное занятие Коллективный поиск Наглядный, практический. Устное изложение фотографии Компьютер мультимедийный проектор Коллективная рефлексия 11.Диалог. Учимся высказывать своё мнение Тренинг, практическое занятие Индивидуальные Практический. Диалог Памятки «Как составить диалог». компьютер Игра-испытание

Список литературы для детей

  1. Варли К. , Майлз Л. География: Энциклопедия.М.:Росмэн,1994
  2. Голицын М.С. Сокровища Земли (Детская энциклопедия «Я познаю мир») М.: АСТ,2001
  3. Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. М.: Интеллект-Центр, 2003.
  4. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Ярославль: Академия развития, Академия и К, Академия Холдинг, 2001

Список литературы для учителя
1.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя. М. : Просвещение ,1991 2.Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. М.Т. Карпенко М.: Просвещение,1988 3.Хабарова Е.И., Хабаров Е.А. Природоведение: Словарь терминов М.: АСТ. ПРЕСС,1998 4.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Составитель Л.А. Багрова; под общ.ред. О.Г. Хинн. М.: «АСТ»,1995 5. Методические рекомендации по программе "Я познаю мир". 6.Журнал «Административная работа в школе» 2008-2009гг 7. Сборник программ для общеобразовательных учреждений по УМК «Школа России» 8. Методические рекомендации по программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» 9. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся». Ж/л «Начальная школа» №2/2006
























Календарно-тематическое планирование
№ Дата Количество часов Модули 9-10 лет Развитие познавательной сферы Формирование исследовательских умений Исследовательская практика Защита проектов исследовательской работы 1-3
3 Там, за горизонтом. Тема моего проекта. Дорога в школу 1 раза в четверть 4-6
3 Мир вокруг меня. Как выбрать объект исследования?
История веточки вербы (овраги) 7-9
3 Рисование в масштабе. (графический тренинг, разви­тие пространственного воображения и умения пользовать­ся координатной сеткой).
Определение цели и задач проекта. Родник в саду. 10-12
3 Уникальность проектов. Выбор методов исследования Рассказ капельки воды 13-15
3 Какими приборами мы пользуемся при изучении окружающей среды. Составление анкеты А я иду, шагаю по стране 16-18
3 Сотрудничество в социуме. Определяем актуальность проекта Путешествие с этикетками 19-21
3 Конкурс географических игр. Учимся анализировать и обобщать.
География комнатных растений 22-24
3 Занимательные лабиринты. Создание проекта с помощью компьютера. Удивительная соль 25-27
3 Строим пирамиду из наук. Учимся определять время, затраченное на исследования Из чего построен наш дом (история кирпича). 28-30
3 Интересные высказывания учёных. Экономика в проекте Исследование почвы школьного участка 31-34
4 Диалог. Учимся высказывать своё мнение. Что такое «копилка сведений проекта»?
Солнце в зените





© 2010-2022