- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность)
Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Столярова Е.А. |
Дата | 13.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проектная деятельность как основная форма организации внеурочной деятельности младших школьников. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или другим образом. Цель внедрения проектного метода - создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развитие творческих способностей. Задача проектного метода: развитие познавательных способностей, критического мышления. Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книги, модель, макет и т.д. Понятие «тема» в проектной деятельности определяется как некая составляющая той или иной области знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая через проекты. Например, такие темы: школа, одежда, растения, любимая цифра, алфавит, сказки, логические и математические игры, письменность, знание - сила, мы живём в космосе и т.д. Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
- расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
- находить источники информации;
- извлекать информацию, относящуюся к теме;
- планировать работу над проектами;
- сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
- доводить начатое дело до конца.
- Одновременная работа над проектами по одной теме (позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);
- Включение в число проектов одного коллективного информационного проекта - создание энциклопедии или тематической картотеки.
- Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.
- Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации и т.д.).
- Сбор информации детьми.
- Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации и в информационном проекте в форме книжки мини - энциклопедии, картотеки и др.
- Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.
- Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.
- Реализация проектов.
- Презентация проектов.
Планируемые результаты: . Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 класс)
Второй уровень результатов (2-3 класс) Третий уровень результатов
(4 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Личностные и метапредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
-
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
-
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
-
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
-
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
задавать вопросы;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
-
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться
Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
-
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
-
Планировать (составлять план своей деятельности);
-
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать: • действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы; • зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; • обозначится граница исследования; • разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; • деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; • поведется последовательно исследование; • зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); • проанализируются и обобщатся полученные материалы; • подготовится отчет - сообщение по результатам исследования; • организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; • простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей; • обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%; • организуется экспресс - исследование, коллективное и индивидуальное; • продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%; • включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%; • создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации; • сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ! • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
-
альбом,
-
газета,
-
гербарий,
-
журнал, книжка-раскладушка,
-
коллаж,
-
коллекция,
-
костюм,
-
макет,
-
модель,
-
музыкальная подборка,
-
наглядные пособия,
-
паспарту,
-
плакат,
-
план,
-
серия иллюстраций,
-
сказка,
-
справочник,
-
стенгазета,
-
сувенир-поделка,
-
сценарий праздника,
-
учебное пособие,
-
фотоальбом,
-
экскурсия
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.
1 класс
-
слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
-
осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
-
вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
-
вести рассказ от начала до конца;
-
творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
-
работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.
2 класс
-
наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
-
пересказывать подробно и выборочно;
-
выделять главную мысль на основе анализа текста;
-
делать выводы из фактов, совокупности фактов;
-
выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
-
выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
-
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
3 - 4 класс
-
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
-
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
-
конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
-
систематизировать учебный план;
-
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
-
высказывать содержательно свою мысль, идею;
-
формулировать простые выводы на основе двух - трёх опытов;
-
решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
-
свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
-
переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
№
Наименование разделов и тем
Планированые
сроки
прохождения
Скорректиро
ванные
сроки прохождения
1. Научные исследования и наша жизнь (беседа)
2. Проект «Что можно сделать из природных материалов?»
3. Исследовательский этап: экскурсия в осенний лес (сбор природного материала)
4.
5.
6. Технологический этап: выполнение панно из природных материалов по придуманному замыслу
7.
8.
9. Заключительный этап: составление сказки о созданном образе; выставка работ.
10. Методы исследования. Эксперимент познания в действии (беседа).
11. Проект «Что такое осень?»
12.
13.
14. Исследовательский этап: сбор информации о признаках осени, народных примет, истории названия осенних месяцев; поговорок, пословиц об осени, стихотворений.
15.
16.
17. Технологический этап: изображение осени в детских рисунках, составление партитуры стихотворений, их разучивание.
18. Заключительный этап: конкурс чтецов.
19. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное (практикум).
20. Проект «Сказка как литературный жанр» (создание опорной таблицы по теме)
21.
22.
23. Исследовательский этап: сбор информации о сказке (определение, виды, авторство, иллюстрирование, язык) в виде «мозгового штурма»; самостоятельное изучение информации о сказках.
24.
25.
26. Технологический этап: придумывание условных обозначений, составление схемы.
27. Заключительный этап: испытание проекта.
28. Проект «Лук. Кому - друг, а кому - враг?»
29.
30.
31. Исследовательский этап: сбор информации о роли и значении лука в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в луке, убеждаются в том, что лук убивает болезнетворные микробы, знакомятся с видами и сортами лука, которые выращивают в нашей местности.
32.
33.
34. Экспериментальный этап: проведение исследовательского эксперимента, обработка его результатов и представление их в виде рисунков, схем, таблиц, диаграмм и фотографий.
35. Заключительный этап: презентация выводов.
36. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы (практикум).
37. Проект «Декоративная тарелка «Пасха» (по мотивам жостовской росписи)
38.
39.
40. Исследовательский этап: сбор информации об истории росписи. Посещение музея.
41.
42.
43. Технологический этап: оформление декоративной тарелки.
44. Заключительный этап: выставка работ.
45. Проект «За что мы любим бабушек?» (к 8 марта)
46.
47.
48. Исследовательский этап: сбор информации о жизни бабушек, изучение их качеств и увлечений. Сбор фотографий бабушек. Проведение анкетирования: группа - «Когда радуется бабушек группа - «Как я помогаю бабушке» группа - «Как мне помогают бабушка»
49.
50.
51. Технологический этап: Написание мини - сочинений «Что любит бабушка?» Подбор и разучивание стихотворений, посвященных бабушкам. Изготовление пригласительных открыток на праздник для бабушек.
52. Заключительный этап: проведение открытого занятия.
53. Презентация исследовательской работы (групповая деятельность)
54. Проект «Собаки-космонавты, собаки - герои-ВОВ»
55.
56.
57. Исследовательский этап: сбор информации по теме проекта.
58.
59.
60. Технологический этап: составление слайдов для презентации.
61. Заключительный этап: открытое занятие с представлением презентации.
62. Проект «Что такое весна?»
63.
64. Исследовательский этап: сбор информации о признаках весны, народных примет, истории названия весенних месяцев; поговорок, пословиц о весне, стихотворений.
65.
66.
67. Технологический этап: изображение весны в детских рисунках, составление партитуры стихотворений, их разучивание.
68. Заключительный этап: конкурс чтецов.
Отметка о прохождении программы: _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________