Рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проектная деятельность как основная форма организации внеурочной деятельности младших школьников. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или другим образом. Цель внедрения проектного метода - создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развитие творческих способностей. Задача проектного метода: развитие познавательных способностей, критического мышления. Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книги, модель, макет и т.д. Понятие «тема» в проектной деятельности определяется как некая составляющая той или иной области знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая через проекты. Например, такие темы: школа, одежда, растения, любимая цифра, алфавит, сказки, логические и математические игры, письменность, знание - сила, мы живём в космосе и т.д. Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

  • расширять кругозор в интересующих их областях знаний;
  • находить источники информации;
  • извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • планировать работу над проектами;
  • сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
  • доводить начатое дело до конца.
Для включения поиска информации в проектную деятельность в полном объёме необходимо предусматривать специально организованные приёмы. К таким приёмам относятся:
  1. Одновременная работа над проектами по одной теме (позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);
  2. Включение в число проектов одного коллективного информационного проекта - создание энциклопедии или тематической картотеки.
Этапы проектной деятельности. 1-й блок работы над проектом.
  1. Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.
  2. Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации и т.д.).
  3. Сбор информации детьми.
  4. Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации и в информационном проекте в форме книжки мини - энциклопедии, картотеки и др.
2-й блок работы над проектом.
  1. Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.
  2. Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.
  3. Реализация проектов.
  4. Презентация проектов.
Самые простые коллективные проекты - это проекты, в которых дети выполняют отдельные, независимые друг от друга мини - проекты. Объединение мини - проектов в один большой проект выполняется учителем и родителями. Например, дети могут сделать элементы коллажа, а взрослые - объединить эти элементы в единый коллаж. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерить свои желания и возможности. После завершения работы над проектами детям нужно предоставит возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). Продолжительность занятий строится во 2 классе из расчёта 68 часов (по два часа в неделю).
Планируемые результаты: . Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:


Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс) Третий уровень результатов

(4 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Личностные и метапредметные результаты

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

- владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать: • действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы; • зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; • обозначится граница исследования; • разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; • деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; • поведется последовательно исследование; • зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); • проанализируются и обобщатся полученные материалы; • подготовится отчет - сообщение по результатам исследования; • организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; • простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей; • обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%; • организуется экспресс - исследование, коллективное и индивидуальное; • продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%; • включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%; • создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации; • сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ! • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.


Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:


  • альбом,

  • газета,

  • гербарий,

  • журнал, книжка-раскладушка,

  • коллаж,

  • коллекция,

  • костюм,

  • макет,

  • модель,

  • музыкальная подборка,

  • наглядные пособия,

  • паспарту,

  • плакат,

  • план,

  • серия иллюстраций,

  • сказка,

  • справочник,

  • стенгазета,

  • сувенир-поделка,

  • сценарий праздника,

  • учебное пособие,

  • фотоальбом,

  • экскурсия

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

1 класс

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

  • вести рассказ от начала до конца;

  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

2 класс

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;

  • пересказывать подробно и выборочно;

  • выделять главную мысль на основе анализа текста;

  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;

  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части

  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

3 - 4 класс

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

  • систематизировать учебный план;

  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

  • высказывать содержательно свою мысль, идею;

  • формулировать простые выводы на основе двух - трёх опытов;

  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.



Наименование разделов и тем

Планированые

сроки

прохождения

Скорректиро

ванные

сроки прохождения

1. Научные исследования и наша жизнь (беседа)

2. Проект «Что можно сделать из природных материалов?»

3. Исследовательский этап: экскурсия в осенний лес (сбор природного материала)

4.

5.

6. Технологический этап: выполнение панно из природных материалов по придуманному замыслу

7.

8.

9. Заключительный этап: составление сказки о созданном образе; выставка работ.

10. Методы исследования. Эксперимент познания в действии (беседа).

11. Проект «Что такое осень?»

12.

13.

14. Исследовательский этап: сбор информации о признаках осени, народных примет, истории названия осенних месяцев; поговорок, пословиц об осени, стихотворений.

15.

16.

17. Технологический этап: изображение осени в детских рисунках, составление партитуры стихотворений, их разучивание.

18. Заключительный этап: конкурс чтецов.

19. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное (практикум).

20. Проект «Сказка как литературный жанр» (создание опорной таблицы по теме)

21.

22.

23. Исследовательский этап: сбор информации о сказке (определение, виды, авторство, иллюстрирование, язык) в виде «мозгового штурма»; самостоятельное изучение информации о сказках.

24.

25.

26. Технологический этап: придумывание условных обозначений, составление схемы.

27. Заключительный этап: испытание проекта.

28. Проект «Лук. Кому - друг, а кому - враг?»

29.

30.

31. Исследовательский этап: сбор информации о роли и значении лука в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в луке, убеждаются в том, что лук убивает болезнетворные микробы, знакомятся с видами и сортами лука, которые выращивают в нашей местности.

32.

33.

34. Экспериментальный этап: проведение исследовательского эксперимента, обработка его результатов и представление их в виде рисунков, схем, таблиц, диаграмм и фотографий.

35. Заключительный этап: презентация выводов.

36. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы (практикум).

37. Проект «Декоративная тарелка «Пасха» (по мотивам жостовской росписи)

38.

39.

40. Исследовательский этап: сбор информации об истории росписи. Посещение музея.

41.

42.

43. Технологический этап: оформление декоративной тарелки.

44. Заключительный этап: выставка работ.

45. Проект «За что мы любим бабушек?» (к 8 марта)

46.

47.

48. Исследовательский этап: сбор информации о жизни бабушек, изучение их качеств и увлечений. Сбор фотографий бабушек. Проведение анкетирования: группа - «Когда радуется бабушек группа - «Как я помогаю бабушке» группа - «Как мне помогают бабушка»

49.

50.

51. Технологический этап: Написание мини - сочинений «Что любит бабушка?» Подбор и разучивание стихотворений, посвященных бабушкам. Изготовление пригласительных открыток на праздник для бабушек.

52. Заключительный этап: проведение открытого занятия.

53. Презентация исследовательской работы (групповая деятельность)

54. Проект «Собаки-космонавты, собаки - герои-ВОВ»

55.

56.

57. Исследовательский этап: сбор информации по теме проекта.

58.

59.

60. Технологический этап: составление слайдов для презентации.

61. Заключительный этап: открытое занятие с представлением презентации.

62. Проект «Что такое весна?»

63.

64. Исследовательский этап: сбор информации о признаках весны, народных примет, истории названия весенних месяцев; поговорок, пословиц о весне, стихотворений.

65.

66.

67. Технологический этап: изображение весны в детских рисунках, составление партитуры стихотворений, их разучивание.

68. Заключительный этап: конкурс чтецов.




Отметка о прохождении программы: _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________




© 2010-2022