Инновационное образовательное пространство образовательной организации

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Козинская средняя общеобразовательная школа













НАПРАВЛЕНИЕ «Развивающее воспитательное пространство школы»

ТЕМА «Инновационное образовательное пространство

как фактор духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся »








Автор:

учитель высшей

квалификационной категории

Степаненко Л.В.













2016 г

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношения ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. А так же развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением и семьёй, но и внешкольными учреждениями по месту жительства. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников является взаимодействие школы и различных социальных субъектов, при ведущей роли школы. Что делать, где, кроме образовательного учреждения, семьи, для успешной социализации, искать ребёнку сегодня эти нравственные опоры и образцы? Особенно актуальна эта проблема для наших детей, проживающих в сельской местности. Местности, удаленной от райцентра, где нет таких учреждений, как «Школа искусств», «Дом детского творчества», «Спортивная школа». Недостаточно специалистов и кружков в сельском Доме культуры для всестороннего развития младших школьников. Школьники все меньше уделяют времени чтению книг. Родителям необходимо повышать уровень педагогической культуры, в свете современных требований новых образовательных стандартов. Так родилась идея создания клуба любителей книги для младших школьников «Радуга». Для учеников нашего села всегда открыты двери библиотеки Дома культуры (приложение, стр.1). Библиотекарь Галеева Г.Х. поддержала мою идею, и вот уже на протяжении шести лет мы плодотворно сотрудничаем (приложение, стр.2). Мы учим малышей общаться с книгой, читать слова, предложения, рассказы, стихи. Мы учимся размышлять над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами. И пусть эти проблемы помогут ему решать добрые, умные книги и журналы. Цели нашей совместной работы:

  1. Развитие и формирование духовно-нравственной личности, высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
  2. Содействие повышению уровня культуры и формирование мыслящего и активного читателя.
Задачи: 1. Создать детский клуб: «Клуб любителей чтения для младших школьников», как форму работы по воспитанию духовно-нравственной личности. 2. Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческого общения. 3. Способствовать приобретению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации, формированию детского коллектива. 4. Формировать интерес к чтению. 5. Способствовать творческому развитию личности Мы придерживаемся следующих принципов совместной деятельности:
  1. Принцип сотрудничества.
  2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование УУД
  3. Системно - деятельностный подход.
  4. Личностно-ориентированный подход.
Клубные занятия проходят не менее двух раз в месяц. Каждое такое занятие можно назвать уроком нравственности. При планировании учебной и внеурочной деятельности я активно использую возможности сельской библиотеки, с 1 класса приучаю ребят регулярно посещать библиотеку, с Галеевой Г.Х. учим выбирать книги, искать нужный материал для выполнения проектов, ответы на интересующие вопросы. В библиотеке проводим исследовательские работы, игровые развивающие занятия по направлениям «Этика и этикет», «Я в мире, мир во мне», смотры знаний с родителями, праздники. С учениками 1-2 класса учимся читать книжки-малышки. Прежде, чем поменять книги в библиотеке, одну из них читаем вместе « по цепочке». Обязательно обсуждаем поведение героев, ребята учатся выражать свое мнение, ставят себя на место героя. Очень понравилось малышам интеллектуально-развлекательное занятие «Путешествие в Буквознайск». В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко. Ученики, играя, с удовольствием демонстрировали знания и умения, приобретенные за первые две четверти. Индивидуальная работа сменялась на коллективную, а коллективная - работой в паре. (приложение, стр.2) С удовольствием ребята путешествуют по страницам детских журналов. Каждый ученик 2 класса исследовал журнал «Мурзилка», работая над проектом «Детский журнал «Мурзилка». Мы выяснили рубрики, нашли повторяющиеся и разные, читали, рассматривали иллюстрации. Так на каждом занятии проходит формирование коммуникативных УУД, воспитание культуры поведения, умения общаться, слушать друг друга, радоваться удачам друг друга. А родителям, радоваться успехам своих детей. (приложение, стр.3). Со 2 класса, каждую четверть, мы с ребятами решили проводить занятие «Книжкина больница». Ремонтируя потрепанные книжки, дети начинают понимать, что к книгам надо относиться бережно, лучше запоминают правила обращения с книгами, учатся ценить чужой труд (приложение, стр.3) Когда идет театральная постановка, то мы собираемся чаще. Не одна репетиция прошла перед показом спектаклей «Волк и семеро козлят» (на новый лад), «Попрыгунья - Стрекоза» по басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей». Все ребята, конечно, знали басню наизусть. Но одно дело выразительно прочитать, а другое - обыграть, прочувствовать себя в роли, суметь со своим героем совершить положительный или отрицательный поступок, дать свою оценку действию. Мы вместе обсуждали, как подготовить костюмы для выступления. Каждая репетиция все больше сближала ребят. У нас не было конфликтов. Если кто-то попадал в смешную ситуацию, могли посмеяться, но без злости, осторожно, не задевая, чувства друг друга. Зрителями спектакля были дошкольники. Они с удовольствием посмотрели спектакль и сфотографировались с артистами. Я видела и радовалась, что моим ученикам нравится выступать и дарить радость младшим товарищам, братишкам и сестренкам (прилож., стр.4) Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Одно из занятий было посвящено 100-летию со дня рождения летчика, Маршала авиации, Героя Советского Союза, нашего земляка, А.И.Покрышкина. Мы читали книги о герое, восхищались мужеством этого человека. Долженко Ира, Фелер Костя, Эйхлер Андрей приняли участие в районном конкурсе, посвященном памяти летчика-героя. Ира и Костя написали сочинения, а Андрей участвовал в конкурсе рисунков. Я надеюсь, что ребята, запомнили этого великого человека. Час мужества, посвященный пионерам-героям , вставшим на защиту своей Родины, в годы войны, никого не оставил равнодушным. Знание истории своей Родины, ее героев необходимо каждому россиянину, любящему свое Отечество. (приложение, стр5) Каждое мероприятие является для ребенка ярким эмоциональным переживанием. Примером могут послужить ежегодные мероприятия посвященные Дню Матери или Международному Женскому Дню 8 Марта, например, «Мама - главное слово в каждой судьбе». Такие мероприятия имеют не только огромный нравственный потенциал, но и способствуют творческому развитию каждого ребенка. Дети с желанием готовились: своими руками делали подарки, рисовали портреты своих мам, выучили и прочитали стихи своим любимым мамочкам. (приложение, стр.6) «Каков он, мир, в котором мне тепло?», так называлось наше занятие о семье. Ребятам было предложено самим найти и выучить стихи о семье, написать сочинения, нарисовать рисунки. Все с удовольствием откликнулись. Цели, которые мы поставили перед собой были следующие: развитие чувства любви к своей семье, правильного семейного повседневного общения, основанного на любви и взаимоуважения всех членов семьи. В библиотеке была оформлена книжная выставка. Гульфия Харитоновна предложила ребятам построить дом для своей семьи. Какие понятия выбрали ребята для фундамента своего дома? Конечно, любовь, доброту, заботу, внимание, взаимопомощь. Семейные праздники и традиции, как никто сближают и облагораживают всех членов семьи. В построенном доме просто обязаны жить счастливые люди. И поэтому на крышу дома легло такое понятие, как СЧАСТЬЕ. Замечательный получился дом! Вот какие теплые и добрые строки про свою семью написал Фелер Костя: «Я счастливый человек, потому что у меня есть семья. Моя семья не большая, но дружная. Мама у меня добрая и ласковая, она заботиться о нашей семье, чтобы у нас всё было хорошо. Папа у меня строгий и отзывчивый. Дома я помогаю родителям, играю со своей сестрёнкой. Я очень люблю свою семью» Какие теплые и нужные слова подобрали дети о своей семье. Ученики 2 класса с родителями выполнили проект «Семейный паровозик». Каждый ребенок распределил в вагончиках своих любимых родных по степени значимости для себя. Важно, что работы были семейные, творческие, выполненные с любовью (приложение, стр.7). « Этикет дает добро». Под таким названием прошла неделя этикета в библиотечном клубе «Радуга» для начальных классов. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды (приложение,стр.7) . Итак, для достижения положительных результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся необходима только совместная деятельность школы, семьи и внешкольных учреждений; активная позиция классного руководителя, педагогическая грамотность родителей и их желанием помогать своим детям.

Читательский клуб «Радуга» помогает мне решать задачи духовно-нравственного воспитания учащихся. На занятиях клуба я провожу уроки на завтра. Нужно верить, что воспитывая детей сегодня, прививая им простые человеческие, но такие важные качества, как любовь к Родине, близким, доброту, милосердие, отзывчивость мы заботимся о будущем наших детей.























© 2010-2022