Урок информатики в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок информатики и ИКТ

Тема: «Элементный состав объекта».

Цели урока:

  • инициировать познавательную деятельность детей, направленную на описание объектов окружающей действительности с помощью понятий, уже изученных в рамках курса информатики;

  • расширить представление у младших школьников о свойствах объекта;

  • сформировать понятие об элементном составе объекта;

  • научить выделять в объекте его элементный состав и характеристики его частей;

  • научить сравнивать элементный состав различных объектов и находить в них общее;

  • сформировать понятие о схеме как об упрощенном изображении объекта.

Педагогические задачи урока:

  • развить, закрепить, и автоматизировать навыки создания характеристики объекта;

  • развить умение анализировать объект по частям и характеризовать их;

  • научить анализировать взаимосвязи частей объекта;

  • развивать информационную культуру через овладение навыками поэлементного анализа объекта и его частей;

  • тренировать навыки работы в графическом редакторе Paint (выделение, перетаскивание мышью).

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

  • понимать смысл слов «состав объекта» как списка частей объекта, которые можно выделить и назвать имя, свойства и назначение каждой части;

  • понимать, что выделение тех или иных элементов (частей) объекта зависит от элементного состава объекта и от цели его описания;

  • уметь «читать» схему и понимать её как отражение элементного состава объекта;

  • уметь изображать элементный состав объекта в виде рисунка или схемы, описывать его словами.

Ключевые понятия: объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика.

Вспомогательные (дополнительные) понятия: окружающий мир, составные элементы, центральный элемент, корпус, специальные устройства, аппаратная часть, программная часть.

Общая характеристика урока:

  • рекомендуемая форма организации - эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради);

  • рекомендуемый тип урока - комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и имеющихся знаний).

Материальное обеспечение урока: учебник, рабочая тетрадь № 2, демонстрационный ПК, мультимедиапроектор, презентация к уроку, дидактический материал - карточки со словами, карточки - задания.

План урока

п/п

Этапы урока

Хронометраж

1.

Организационный момент.

1 мин

2.

Проверочная работа. Тест. Самопроверка

2 мин

2.

Новый материал по теме в виде эвристической беседы.

5 мин

Игра «Угадай-ка»

2 мин

3.

Цель исследования.

1 мин

4.

Работа с учебником.

3 мин

5.

Самостоятельное составление схемы.

3 мин

5.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

2 мин

6.

Беседа о назначении объекта

1 мин

7.

Решение информационных задач. Работа в тетради.

7 мин

6.

Компьютерный практикум.

7 мин

7.

Обобщение.

2 мин

8.

Домашнее задание. Комментарии учителя.

1 мин

9.

Подведение итогов.

2 мин


  1. Организационный момент (1 мин)

- Сегодня у нас урок необычный. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Поздороваемся, улыбнёмся. Возьмитесь за руки. Давайте пожелаем, друг другу удачи, передадим добрые пожелания через правую руку соседа, чтобы сегодняшний день был позитивным, добрым.


  1. Сообщение темы и задач урока (1 мин)

- Тема нашего урока «Элементный состав объекта». Но прежде я предлагаю вспомнить тему предыдущего урока и выполнить небольшой тест

с взаимопроверкой.


  1. Проверочная работа (3 мин)

Вариант 1.

Задание 1. Существенное свойство - быть сладким. Прими решение, какой продукт надо выбрать:

а) колбаса;

б) мороженое;

в) огурец.

Задание 2. Ты выбрал из всех геометрических фигур треугольник. Какое свойство было существенным для принятия решения:

а) 5 сторон;

б) 4 угла;

в) 3 угла.

Вариант 2.

Задание 1. Существенное свойство - быть кислым. Прими решение, какой

продукт надо выбрать:

а) колбаса;

б) мороженое;

в) лимон.

Задание 2. Ты выбрал из всех геометрических фигур квадрат. Какое свойство было существенным для принятия решения:

а) 5 сторон;

б) 4 стороны;

в) 4 равных стороны.

Взаимопроверка.

- Все справились успешно с заданием? Молодцы!


  1. Эвристическая беседа (7 мин)

- Познать окружающий мир весь сразу, одновременно во всех подробностях невозможно. Его изучают по частям. Каждый объект, из которых состоит мир, также изучают по частям. Каждый объект имеет свой элементный состав, т.е. можно составить список составляющих его частей. Каждая часть, в свою очередь, имеет имя, назначение и другие свойства.

Например, какие части у книги? Назовите их имена.

(Обложка, переплёт, страницы.) Каково назначение обложки? Для чего служат страницы? Для чего нужен переплёт?

- Рассмотрите учебник «Информатики» и устно составьте характеристику каждой её части, перечислив свойства.

(Обложка прочная, картонная, нарядная, прямоугольной формы. Страницы из плотной, белой бумаги.)

- Все эти части делают книгу книгой, которой удобно пользоваться и из которой можно узнать много интересного.

  1. Игра «Угадай-ка» или «Узнай по описанию» (2 мин)

Работа в группах. Один ученик называет перечень частей, из которых состоит некий объект, а все остальные отгадывают, о каком объекте идёт речь.


  1. Цель исследования (1мин)

- То, какие части мы видим в объекте, зависит от того, какая у нас цель. Если наша цель увидеть содержательные части книги, то это будут: обложка, титульный лист, оглавление, содержание глав, терминологический словарь. Если наша цель увидеть внешнюю структуру , то это будут: обложка, листы, переплёт.

Другими словами, выделение тех или иных элементов объекта зависит от элементного состава объекта и от цели описания.

Составные части можно перечислить в виде списка, можно отметить их стрелочками на рисунке, а можно показать в виде схемы.


  1. Работа с учебником (5 мин)

- Откройте учебник на с. 107 и рассмотрите рисунки.

- С какой целью созданы эти рисунки?

(Чтобы показать вооружение воинов различных времён.)

- Что хотел показать автор?

(Что со временем поменялось обмундирование и оружие защитников Отечества.)

- Какие составные части объектов на них изображены? Есть ли между ними связи? Как показаны связи между ними?


  1. Самостоятельное составление схемы учащимися (3 мин)

- Самостоятельно в группах составьте схему объекта «книга». Кружками мы обозначим её части (страницы, обложка, переплёт). А стрелочками покажите, как обложка и страницы связаны с переплётом.

Урок информатики в 3 классеУрок информатики в 3 классеУрок информатики в 3 классе


  1. Физкультминутка. «Гимнастика для глаз» (3 мин)

Ах, как долго мы читали


Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдём,

(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернём,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открть и поморгать ими.)

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали (Выпрямиться.)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Руки поднять в вверх.)

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки, мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.)

  1. Беседа о назначении объекта (2 мин)

- Элементный состав определяется назначением объекта. Если назначение объекта передвигаться по воздуху, то его частью могут быть специальные устройства (крылья, пропеллер), если назначение - демонстрировать зрительную информацию, то его частью будет экран. Но не всегда свойства частей определяют объект в целом. В целом он может обладать совсем новыми свойствами, которые нельзя познать, изучив только его одну часть.

- Я хочу рассказать вам притчу.

Слепые мудрецы пытались на ощупь определить, что такое слон. Тот, кто нащупал ногу, подумал, что слон похож на колонну. Тот, кто поймал хобот, подумал, что слон - это змея, а тот, кто взялся за бивни - … .


  1. Работа с учебником. Закрепление понимания понятия «элементный состав объекта». Чтение с пометами. С. 109 (5 мин)

- Откройте учебник на с. 109-110 прочитайте о элементном составе компьютера.

- С какими новым понятиями мы встретились в тексте?

(Аппаратная часть, программная часть)

- Части компьютера тоже могут иметь свои составные части.

Вывод.

- Так что же такое элементный состав объекта?

(Чтение определения по учебнику хором.)


  1. Решение информационных задач (5 мин)

- Перед вами клоун. На столе лежат карточки с названием частей тела. Прикрепите их на доску: голова, шея, рука, запястье, нога, ступня.

Запишите в тетради с. 45 № 2. Запись с проверкой на тренажёре.


  1. Компьютерный практикум (5 мин)

  1. Решение задачи с. 47 № 5 в тетради. Проверка на тренажёре.

  2. Решение задачи на с. 51 № 10. Проверка на тренажёре.


  1. Обобщение и подведение итогов (2 мин)

- Что нового узнали и чему научились?

  • Элементный состав объекта - это важная часть его характеристики.

  • Элементный состав - это список частей объекта, которые можно выделить и назвать имя, свойства и назначение каждой части.

  • Выделение тех или иных элементов (частей) объекта зависит от элементного состава объекта и от цели его описания.

  • По элементному составу объекта можно судить о назначении этого объекта и о его действиях.


  1. Домашнее задание (2 мин)

  1. Прочитать текст учебника - § 18 «Элементный состав объекта»

  2. Ответить на вопросы в конце параграфа.

  3. Выполнить в рабочей тетради № 2 задание № 8.

  4. Записать в рабочую тетрадь новые слова.

6

© 2010-2022