Рабочая программа по курсу ВД Риторика УМК Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по курсу ВД Риторика УМК Школа 2100 Рассмотрена Утверждена на заседании МО Приказ по гимназии протокол № от «___» __________ 2015 г.

от «___» ___________ 2015г. Директор гимназии Чистякова М.А. _______________________

Рассмотрена

на заседании методического совета

протокол №

от «___» ____________ 2015г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности

кружка «Риторика» 4 класса

Составили: Федотова Л.Н.,
учитель начальных классов

высшей категории;

Коморина О.В.,

учитель начальных классов

первой категории







г. Переславль-Залесский, 2015-2016 уч. год



I. Пояснительная записка

Программа по Риторике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, требованиями ООП НОО МОУ-гимназии. Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи:

  • формировать умения детей взаимодействовать друг с другом в школе и в реальной жизни;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формировать универсальные действия на межпредметном уровне;

  • развивать качества личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».

II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Риторика» Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока: Первый блок - «Общение» даёт представление о - сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; - компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении. Второй блок - «Речевые жанры» - даёт сведения о - тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; - типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); - речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников. Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи - основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Данная программа рассчитана на обучающихся 9-10 лет. Программа по риторике реализуется в течение 2015-2016 учебного года. Занятие по риторике проводится один раз в неделю.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами. Внеурочная деятельность по курсу «Риторика» предусматривает следующие формы работы:

  • образовательное путешествие;
  • творческая мастерская;
  • исследование;
  • презентация;
  • консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;
  • конкурсы;
  • выставки достижений учащихся.

III. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: - объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; - осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; - отличать истинную вежливость от показной; - адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия; - учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; - осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; - анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; - поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий: - формулировать задачу урока после предварительного обсуждения; - оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; - осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; - анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; - классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; - реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности; - признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; - различать описания разных стилей - делового и художественного; - продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи; - анализировать словарные статьи; - реализовывать словарные статьи к новым словам; - осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного; - воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное; - анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие; - слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы; - редактировать текст с недочётами. Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений: - различать общение для контакта и для получения информации; - учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания; - уместно использовать изученные несловесные средства при общении; - определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь; - называть основные признаки текста, приводить их примеры; - называть изученные разновидности текстов - жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; - продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение; - вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе; - анализировать типичную структуру рассказа; - рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни; - знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки; - продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации; - объяснять значение фотографии в газетном тексте;

- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

IV. Содержание курса внеурочной деятельности «Риторика» ОБЩЕНИЕ. Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.) Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы). Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение. Типы текстов. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. Газетные информационные жанры. Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка.



V. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

курса внеурочной деятельности «Риторика». Перечень разделов, тем занятий

Количество часов по каждой теме

Описание основных видов деятельности обучающихся

Дата Общее Теоретические занятия Практические занятия

Раздел 1:

ОБЩЕНИЕ

10 ч

5 ч

5 ч

Общение устное и письменное

0,5 ч

0,5 ч

Называть компоненты речевой ситуации (П).

Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным (П).

Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении (П).

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. (П).

04,09

Улыбка в жизни помогает!

0,5 ч

0,5 ч

Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику (П).

Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения (П).

Называть словесные и несловесные средства устной речи (П).

Объяснять роль пауз, логических ударений (П).

Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении (П).

Демонстрировать уместное употребление несловесных средств (П).

11,09

Слова и несловесные средства.

0,5 ч

0,5 ч

18,09

Речевые отрезки и паузы.

0,5 ч

0,5 ч

25,09

Стихи, скороговорки и заклички.

0,5 ч

0,5 ч

02,10

Утешить - успокоить.

0,5 ч

0,5 ч

Называть этикетные формулы утешения (П).

Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации (П).

Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом (П).

09,10

Утешить - помочь.

0,5 ч

0,5 ч

16,10

Утешить - поддержать.

0,5 ч

0,5 ч

23,10

Оцениваем слушателя.

0,5 ч

0,5 ч

Оценивать себя как слушателя (П).

30,10

Книга в жизни человека.

0,5 ч

0,5 ч

Оценивать себя как читателя (П).

13,11

Раздел 2:

ТЕКСТ

12 ч

5 ч

7 ч

20,11

Две группы текстов.

1 ч

Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений - абзацев (П).

Называть признаки текста (П).

Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам (П).

27,11

Яркие признаки текста.

0,5 ч

0,5 ч

04,12

Абзацные отступы.

0,5 ч

0,5 ч

11,12

Запрет-предостережение, запрет - строгий и мягкий.

0,5 ч

0,5 ч

Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации (П).

Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения (П).

18,12

Знаки вокруг нас. Дорожные знаки.

Знаки-символы и знаки-копии. Языковые знаки.

0,5 ч

0,5 ч

Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни (П).

Различать знаки-символы и знаки-копии (П).

Называть языковые знаки (П).

Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков (Н).

Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное (Н).

25,12

Опорные конспекты.

1 ч

15,01

Деловое и

художественное описание.

0,5 ч

0,5 ч

Различать описания разных стилей (П).
Реализовывать описания двух разных стилей (П).

22,01

Сочинение текста описания.

1 ч

29,01

Вежливая оценка.

1 ч

Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости (П).

Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. (П)

12,02

Основные части рассухдения.

0,5 ч

0,5 ч

Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении (П).
Анализировать факты и вывод в рассуждении, убедительность доказательств (П).
Реализовывать рассуждение с несколькими доказательствами (П).

19,02

Аргументы. Во-первых, во-вторых, в-третьих …

0,5 ч

0,5 ч

26,02

Вступление и заключение.

0,5 ч

0,5 ч

04,03

Раздел 3: РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

8 ч

1,5 ч

6,5 ч

Словарная статья.


1 ч

Анализировать словарную статью (П).

Реализовывать словарную статью к новым словам (Н).

11,03

Рассказ и его части.


0,5 ч

0,5 ч

Анализировать типичную структуру рассказа (П).

Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни (П).

18,03

Сочиняем рассказ.


1 ч

Газетная информация.


1 ч

Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию (П).
Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров (П).
Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям (П).
Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д. (П).

Факты, события и отношения к ним.


1 ч

Информационные жанры. Хроника.


0,5 ч

0,5 ч

Информационные жанры. Заметка.


0,5 ч

0,5 ч

Подпись под фотографией.


1 ч

Раздел 4: ОБОБЩЕНИЕ

4

0 ч

4 ч

Говорю, пишу, читаю, слушаю.

Речевые жанры.


1 ч Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности (П). Называть изученные речевые жанры (П). Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются (П). Называть этикетные речевые жанры (П). Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1-4-м классах жанрам (П). Оценивать свои речевые привычки (П). Формулировать правила эффективного общения (П).

Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач (П).

Этикетные жанры и слова вежливости.


1 ч

Этикетные диалоги, речевые привычки.


1 ч

Майская газета.


1 ч


Итого:

34 ч

11,5 ч

22,5 ч






VI. Формы подведения итогов реализации программы курса внеурочной деятельности «Риторика» 4 класс

Внеурочная деятельность по курсу «Риторика» предусматривает следующие формы подведения итогов реализации программы:

  • творческая мастерская

  • презентация

  • конкурсы
  • выставки достижений учащихся

  • карта оценки результатов достижений


Карта оценки результатов освоения программы курса внеурочной деятельности «Риторика» 4 класс

Фамилия,

имя

Багрова Юлия

Бахлова Ангелина

Бойкова Ксения

Борохова Владислава

Вареев Павел

Вахромеева Елизавета

Викторова Мария

Волков Андрей

Волкова Анна

Григоревский Андрей

Дмитриев Владислав

Период/

полугодия

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

Параметры оценки/показатели

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

определять тему, основную мысль несложного текста

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку)

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.)

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

давать оценку невежливому речевому поведению

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Личностные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

Параметры оценки/показатели

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

анализировать тактичность речевого поведения в семье

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Метапредметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

Параметры оценки/показатели

пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса

Умеет


Частично умеет


Не умеет



Фамилия,

имя

Дуплищев Захар

Зубков Егор

Коморина Ксения

Коняева Ксения

Корякин Василий

Кошурникова Ульяна

Маркелов Денис

Масло Ектерина

Панфилова Анна

Прокофьев Максим

Прыгунов Даниил

Период/

полугодия

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

Параметры оценки/показатели

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

определять тему, основную мысль несложного текста

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку)

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.)

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

давать оценку невежливому речевому поведению

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Личностные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

Параметры оценки/показатели

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

анализировать тактичность речевого поведения в семье

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Метапредметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

Параметры оценки/показатели

пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Фамилия,

имя

Саакян Ани

Сазонов Михаил

Сейранян Артур

Соловьёва Диана

Тихомиров Дамир

Федосеев Тимофей

Фирсова Ксения

Хватов Антон

Хватова Лилия

Чекалов Иван

Период/

полугодия

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

Параметры оценки/показатели

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

различать исторические особенности развития «Кукольного театра»

в России

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.)

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

давать оценку невежливому речевому поведению

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Личностные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

Параметры оценки/показатели

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

анализировать тактичность речевого поведения в семье

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Метапредметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

Параметры оценки/показатели

пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

реализовывать устные и письменные высказывания - описания хорошо знакомых предметов, животных

Умеет


Частично умеет


Не умеет


Параметры оценки/показатели

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса

Умеет


Частично умеет


Не умеет


























VII. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы:

УМК:

Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В, Ладыженская Т.М., Марысева О.В.

Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 4 класса. -Изд. 2-е, дораб. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская , Т.М. Ладыженская , О.В.Марысева. - М.: Издательство «Ювента», Издательство «Баласс», 2014 - 192.:ил.

Ладыженская Т.А Ладыженская Н.В, Ладыженская Т.М., Марысева О.В.

Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. - Изд. 3-е, дораб. - М.: «Баласс»; «Ювента», 2011 - 96 с.

Перечень дидактических материалов:

ТСО (средства ИКТ)

  • Магнитофон

  • Интерактивная доска

  • Проектор

  • Компьютер

  • Принтер

© 2010-2022