- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы «Робототехника»
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы «Робототехника»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шалагина Е.А. |
Дата | 10.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель кафедры/МО
_____________________
«___»__________2013 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________________
«___ » _________2013 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 1 города Новоалтайска Алтайского края»
___________О.В.Зинкевич
«____ » __________2013 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы
«Робототехника»
(Составлена на основе ФГОС начального общего образования)
Составитель:
Шалагина Елена Александровна,
учитель начальных классов
Новоалтайск
2013
Пояснительная записка Характерная черта нашей жизни - нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Сегодняшним школьникам предстоит
- работать по профессиям, которых пока нет,
- использовать технологии, которые еще не созданы,
- решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
- изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем,
- обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 № 373) и внесенными изменениями от 26. 11. 2010 приказ № 1241;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования на 2011-2015гг. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»;
- Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»;
- Положение об организации внеурочной деятельности на начальной ступени обучения в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Новоалтайска Алтайского края».
Цели программы:
-
Организация занятости школьников во внеурочное время.
-
Всестороннее развитие личности учащегося:
-
развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;
- развитие логического мышления;
-
развитие мотивации к изучению наук естественнонаучного цикла.
-
- Формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире.
- Ознакомление учащихся с основами конструирования и моделирования.
- Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям.
- Развитие познавательного интереса и мышления учащихся.
- Овладение навыками начального технического конструирования и программирования.
Задачи:
- расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;
- учиться создавать и конструировать механизмы и машины, включая самодвижущиеся;
- учиться программировать простые действия и реакции механизмов;
- обучение решению творческих, нестандартных ситуаций на практике при конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
- развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения;
-
создание завершенных проектов с использованием устройств серии PowerFunction (PF).
Обоснование выбора данной примерной программы.
В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями. На каждом уроке, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота. В ходе изучения курса учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами. Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Технология, Математика, Развитие речи. Комплект заданий WeDo предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных задач:
- творческое мышление при создании действующих моделей;
-
развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;
-
установление причинно-следственных связей;
-
анализ результатов и поиск новых решений;
-
коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
-
экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;
-
проведение систематических наблюдений и измерений;
-
использование таблиц для отображения и анализа данных;
-
написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;
-
развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших школьников.
Структура и содержание программы В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: Забавные механизмы Звери 1. Танцующие птицы 1.Голодный аллигатор 2. Умная вертушка 2. Рычащий лев 3. Обезьянка-барабанщица 3. Порхающая птица Футбол Приключения 1.Нападающий 1.Спасение самолета 2. Вратарь 2. Спасение от великана 3. Ликующие болельщики 3. Непотопляемый парусник Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере и с конструктором. Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка и программирование своих моделей).
Обучение с LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов:
-
Установление взаимосвязей,
-
Конструирование,
-
Рефлексия,
-
Развитие.
Формы организации занятий Основными формами учебного процесса являются:
-
групповые учебно-практические и теоретические занятия;
-
работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
-
участие в соревнованиях между группами;
-
комбинированные занятия.
Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе: 1. Устный. 2. Проблемный. 3. Частично-поисковый. 4. Исследовательский. 5. Проектный. 6..Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала, практика).
7. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).
8. Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).
9. Создание ситуаций творческого поиска.
10. Стимулирование (поощрение).
Формы подведения итога реализации программы
-
защита итоговых проектов;
-
участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;
-
участие в школьных и городских научно-практических конференциях (конкурсах исследовательских работ).
Ожидаемые результаты изучения курса
Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:
В области воспитания:
-
адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;
-
развитие коммуникативных качеств;
-
приобретение уверенности в себе;
-
формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.
В области конструирования, моделирования и программирования:
-
знание основных принципов механической передачи движения;
-
умение работать по предложенным инструкциям;
-
умения творчески подходить к решению задачи;
-
умения довести решение задачи до работающей модели;
-
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
-
умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Требования к уровню подготовки обучающихся: Учащийся должен знать/понимать:
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- виды информации и способы её представления;
- основные информационные объекты и действия над ними;
- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- создавать и запускать программы для забавных механизмов;
- основные понятия, использующие в робототехнике: мотор, датчик наклона, датчик расстояния, порт, разъем, USB-кабель, меню, панель инструментов.
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
- соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Литература и средства обучения.
Методическое обеспечение программы
1. Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO EducationWeDo модели 2009580)
2. Программное обеспечение «LEGO EducationWeDoSoftware »
3. Инструкции по сборке (в электронном виде CD)
4. Книга для учителя (в электронном виде CD)
5. Ноутбук - 1 шт.
6. Интерактивная доска.
Список литературы
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в действующей редакции (Консультант плюс);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
- Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки/ М., педагогический поиск. Приложение к журналу «Завуч», 1998.
-
Наука. Энциклопедия. - М., «РОСМЭН», 2001. - 125 с.
-
Энциклопедический словарь юного техника. - М., «Педагогика», 1988. - 463 с.
- mindstorms.su
- moodle.uni-altai.ru
Календарно-тематическое планирование
33 часа
№
Количество часов
Дата
1
1
06.09
Введение
2
1
13.09
Техника безопасности.
3
1
20.09
Знакомство с конструктором WeDo. Элементы набора.
4
1
27.09
Изучение механизмов
5
1
04.10
Зубчатые колёса. Промежуточное зубчатое колесо. Коронные зубчатые колёса.
6
1
11.10
Понижающая зубчатая передача. Повышающая зубчатая передача.
7
1
18.10
Шкивы и ремни. Перекрёстная ременная передача. Снижение, увеличение скорости.
8
1
25.10
Червячная зубчатая передача, кулачёк, рычаг
9
1
01.11
Изучение датчиков и моторов
10
1
15.11
Мотор и оси
11
1
22.11
Датчик наклона, расстояния
12
1
29.11
Программирование WeDo
13
1
06.12
Блок «Цикл»
14
1
13.12
Блок «Вычесть из экрана»
15
1
20.12
Конструирование и программирование заданных моделей
16
1
27.12
Забавные механизмы
17
1
17.01
Танцующие птицы
18
1
24.01
Умная вертушка
19
1
31.01
Обезьянка - барабанщица
20
1
07.02
Звери
21
1
14.02
Голодный аллигатор
22
1
21.02
Рычащий лев
23
1
28.02
Порхающая птица
24
1
07.03
Футбол
25
1
14.03
Нападающий
26
1
21.03
Вратарь
27
1
04.04
Ликующие болельщики
28
1
11.04
Приключения
29
1
18.04
Спасение самолёта
30
1
25.04
Спасение от великана
31
1
16.05
Непотопляемый парусник
32
1
23.05
Индивидуальная проектная деятельность
33
1
30.05
Разработка, сборка и программирование своих моделей
Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п
Дата
Характер изменения
Реквизиты документа, которым закреплено изменение
Подпись сотрудника, внесшего изменения