Совершенствование навыка чтения у детей младшего школьного возраста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

г. Новокубанска

муниципального образования

Новокубанский район
















Совершенствование навыка чтения у детей

младшего школьного возраста


Сечина Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

МОУСОШ № 3




Содержание


Введение.

Роль чтения. Актуальность выбранной темы.

Главные цели и задачи

Основная часть темы «Совершенствование навыка чтения у детей младшего школьного возраста»

  1. Изучающее чтение.

а) Психологический настрой.

б) Разминка речевого аппарата через:

- игры со слогами и словами;

- слоговые таблицы;

- скороговорки и чистоговорки;

- жужжащее чтение;

- развитие оперативной памяти.

2.Приемы работы, способствующие совершенствованию навыка чтения.

а) Чтение слов, отличающихся одной - двумя буквами

б) Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными, концовками

в) Чтение форм одного и того же слова
г) Рифмованные тексты

д) Пословицы, поговорки, «рассыпанные тексты»

е) Игры с предложениями

3. Приемы, способствующие наращиванию скорости чтения
а) Три упражнения Федоренко - Пальченко;

б) Упражнения «Фотоглаз», «Молния», «Губы», «Инструкция»
в) Чтение «Буксир», «За диктором»

г) Упражнения из материалов школ скорочтения

4. Виды работы над текстом на уроке чтения.

Заключение

Самооценка опыта работы и пути совершенствования

Список литературы.

Приложение

а) Мониторинг

б) Дидактический материал для уроков чтения














Ключ от самого богатого в мире клада




Я знаю клад. Там сундуков

С богатствами - не счесть!

Из стран из всех, из всех веков

Все лучшее в них есть.

Клад на виду, да только взять

Непросто все - гляди:

Везде ряды замков висят

Снаружи и внутри.

И связками ключей звеня,

Тут не помочь мечте.

Один лишь ключ, что у меня,

Замки откроет те.

Бери мой ключ! С ним можешь ты

Своим весь клад считать.

Ведь сундуки те - книг ряды,

Мой ключ - уметь читать.





Е.Д. Федорин



Введение
«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда, перед которым закрыто окно в мир. … Плохое чтение - забрызганное грязью окошко, через которое ничего не видно».

В. А. Сухомлинский


1. Роль чтения Научив детей читать правильно, сознательно, выразительно, быстро, мы воспитываем у ребят любовь к книге. Книга - мост в мир знаний. Хорошая, умная книга - первый друг человека. По словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов (Н. И. Жинкин, К. Д. Ушинский, Ф. И. Буслаев) чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. «Это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Действительно, чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети учат большинство учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходится иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой-либо информации.
2. Главные цели и задачи. Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Опираясь на мнения учителей, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость; затем ввели их в тесты, анкеты, протестировали, проанализировали более 2000 учащихся - и оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо более сильно, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один - скорость чтения. Поэтому, первостепенная задача учителя начальных классов - обеспечить интенсивное чтение учащихся во 2 - 4 классах. Младший школьник при выходе из начальной школы должен владеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Психологи утверждают, что понимание читаемого тем полнее, чем быстрее читает ребенок. У учащихся в 5 классе увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал. Поэтому передо мной встал вопрос: «С какой скоростью должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?» В нормативах Министерства образования указано, что скорость чтения к концу начального обучения должна составлять 80 - 90 слов в минуту. Выполнив эту норму в 4 классе, учащиеся 5 класса становятся троечниками. А, чтобы успевать на «5», в среднем должны читать в пределах 150 слов в минуту, на «4» - 120 слов в минуту. Это рекомендации великого педагога В. А. Сухомлинского. Я разделяю его точку зрения и стремлюсь , чтобы большая часть учащихся имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту к концу четвертого класса.

Основная часть


  1. Изучающее чтение
Чтобы создать систему чтения, наиболее благоприятную для полноценного развития ребенка, следует помнить систему чтения, которая складывалась в начальном обучении столетиями, впитывала в себя лучшие традиции прошлого и постоянно обогащалась новейшими достижениями в области наук о языке и речи, о литературоведении. Для ребенка процесс овладения чтением очень длительный и нелегкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение - навык общеучебный. Поэтому процесс обучения чтению нужно сделать как можно незаметнее для детей. Изучающее чтение, которое осваивают учащиеся в начальной школе, существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть четким, внятным, целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным; осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным. Чтение молча (про себя) - это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе. Две эти формы взаимно дополняют друг друга, поэтому обучаю детей и чтению вслух, и чтению про себя. Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат слуховой переработки информации, воспринятой читателем. на быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, четкость печати), развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова и последующее слово). Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению ученых, темп чтения увеличивается на 50-100 %. Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает, прежде всего, развитость речедвигательного аппарата и его возможности. а) Психологический настрой Большое значение придаю психологическому настрою учащихся на уроке. Перед чтением говорю детям: «Посмотрите на текст и настройтесь». Скажите себе «Я должен прочитать красиво. Я буду читать правильно». Или

Давайте разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно. б) Разминка речевого аппарата Каждый урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребенка. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В разминку ввожу игры со слогами и словами (Приложение № 1), чтение слоговых таблиц (Приложение № 2). При знакомстве с очередной таблицей первой ее читает учитель. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (по строчкам и по столбикам). При чтении таком будет совершенствоваться не только техника чтения, но и отрабатываться подвижность артикуляционного аппарата. Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками, чистоговорками, загадками, считалками, пословицами. Скороговорки. Много работаю со скороговорками. Здесь придерживаюсь следующего алгоритма: в скороговорках необходимо выяснить ее смысл, затем преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривать нужно каждую скороговорку: сначала беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шепот, и лишь потом - вслух: сначала в медленном темпе, потом в быстром. Необходимо помнить о четкости произношения (Приложение № 3). На первом этапе беру обязательно короткие, а затем более сложные скороговорки. Работая над ними, отрабатываю чистоту звука, а затем - интонацию с помощью задания, например: «Прочитай скороговорку с целью увидеть, порадовать». Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то вовсе не надо проводить длинные упражнения, длинные по времени упражнения провожу короткими порциями, но с большой частотой. Жужжащее чтение. Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В. А. Сухомлинского. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. И любой урок - будь то чтение, пение, рисование - начинаю с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, затем закрывают книгу, и дальше идет обычный урок. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Например: частенько мы советуем при заучивании стихотворения класть книгу под подушку. Эта рекомендация означает одно: прочитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня. Развитие оперативной памяти. Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? В своем классе часто наблюдала такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6 -8 слов. Дочитав до третьего - четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому, он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делаю это с помощью, так называемых, зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко и зрительные диктанты, основанные на русских народных пословицах и поговорках, составленных учителями начальных классов Л. В. Беспаловой и В. С. Беспаловым. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И. Т. Федоренко и учителями начальных классов, имеется по шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова (8 букв), то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1 -2 буквы. Таким образом, за 2 - 3 месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из 8 - 9 слов. Ребенок легко улавливает смысл предложения, читать ему становиться интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Провожу зрительные диктанты следующим образом. Каждое предложение записано печатными буквами на полоске бумаги. Показываю предложение в течении определенного времени (для предложения оно указано), дети читают молча и стараются запомнить. Время экспозиции предложения обычно небольшое, колеблется в пределах от 4 до 7- 10 секунд. По истечении этого времени ученики записывают прочитанное предложение. Толь после того как все записали, перехожу к следующему предложению. Каждый день берется новый набор. При необходимости предыдущий набор предложений можно повторить. Оценки за тексты не ставятся, работы не проверяются. Но я стараюсь максимально использовать время и тексты набор. При написании мною текстов на полосках бумаги другим цветом выделяю орфограммы, тем самым развиваю и орфографическую зоркость. У некоторых учителей не получаются хорошие результаты из-за ошибок в использовании рекомендаций к зрительным диктантам. Назовём наиболее типичные ошибки и подвергнем их анализу. 1. Учитель не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую задачу перед учениками и их родителями. Отсутствие целевой установки не помогает мобилизовать усилия. Надо стремиться достигнуть скорости 80 - 90 слов в минуту уже к концу 3 класса, к середине 4 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту. Во втором полугодии 4 класса основное внимание уделять отстающим ученикам. 2. Учитель не проводит периодических замеров скорости чтения, ученики не могут судить, каковы их успехи. Не проводятся и консультации для родителей отстающих учащихся. 3. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно. Только при ежедневном и постепенном наращивании длины предложений можно развить оперативную память.

2. Приемы работы, способствующие совершенствованию навыка чтения. а) Чтение слов, отличающихся одной - двумя буквами (Приложение № 5). Столбики таких слов легко прочитываются детьми, т. к. относительно новым для них в прочитанном слове всякий раз оказывается 1 - 2 буквы. После чтения спрашиваю, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. б) Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными, с одинаковой концовкой (Приложение № 6) Перед чтением каждого столбика даю следующее задание: запомнить как можно больше слов, запомнить гласные в словах. После чтения можно выложить эти слова из разрезной азбуки. в) Чтение форм одного и того же слова (Приложение № 7) г) Рифмованные тексты (Приложение № 8) Нужно помнить, что без умения прогнозировать в процессе чтения нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения. Прежде всего, тренирую детей в узнавании звукобуквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Выше перечисленные упражнения преследуют именно эту цель. Кроме того, подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности ребят в процессе обучения чтению. Расширяется и уточняется словарный запас, прививаются навыки словообразования, воспитывается орфографическая зоркость, отрабатывается подвижность речевого аппарата. Слова во всех упражнениях следует произносить согласно написанию (по орфографическим нормам), четко произнося каждый звук, но не по слогам, а вместе. После прочтения все слова обязательно сопоставляются, выясняется их звукобуквенный состав, сходства и различия, лексическое значение слов. Чтение гнезда родственных слов (Приложение № 9), записанных пирамидой, с опорой на букву, которая обозначает гласный звук. Четко воспринимается только текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое зрение забегает вперед, готовя для ясного видения следующей части текста. Поймав взглядом контуры следующего слова, на основе смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (у опытного читателя) или буквы, слоги (у начинающего) называется антиципацией или смысловой догадкой. д) Пословицы, поговорки, «рассыпанные» тексты (Приложение № 10) Развитию антиципации способствуют следующие упражнения: на доске записаны 2 - 3 пословицы, предлагаю их закончить. Делу время - ___________________________. Кончил дело - __________________________. Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют части между собой так, чтобы они подходили друг другу по смыслу. Готовь сани летом пока не перепрыгнешь. Не торопись языком телегу зимой. За твоим языком торопись делом. Не говори «гоп» не поспеешь и босиком. Прочитать загадку, подставив недостающие слова. Посмотрите - дом стоит До краев водой__________ (налит) В этом домика жильцы - Все умелые _____________ (пловцы) е) Игры с предложениями (Приложение № 11) Игры с предложениями также широко использую для совершенствования навыка чтения. Они позволяют формировать умение свободно владеть предложением в процессе пересказа и при беседе, вырабатывают умение быть внимательным к содержанию высказывания, готовят к сознательному восприятию текста и к пересказам, нацеливают на внимание к тексту, сознательное усвоение читаемого, умение точно, в соответствии с замыслом, построить высказывание, формируют умение читать по догадке, понимать сложные конструкции и употреблять их в речи. Использую такие игры: «Переставь слова в предложении», «Измени одно слово», «Верно или нет», «Дополни предложение», «Снежный ком» и др.
3. Приемы, способствующие наращиванию скорости чтения. а) Три упражнения И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко. Эти упражнения оказались наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т. е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый ученик замечает до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение того же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить характер упражнений. Вот для этого и предназначено следующее упражнение - чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длиться не более 30 секунд. Затем останавливаю ребят, и мы начинаем третье упражнение. Ребята прочитывают знакомую часть текста, которую они читали в темпе скороговорки, чуть медленнее и выразительно до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается меленькое чудо, по выражению И. Г. Пальченко. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же текст, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей хватает не надолго, но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две - три недели чтение ребенка заметно улучшится.
б) Упражнения «Фотоглаз», «Молния», «Губы», «Инструкция». За короткое время (4 -5 секунд) ученик должен прочитать слово, несколько слов, предложение. За определенное время «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос есть ли в данном столбике то или иное слово (столбики со словами после «фотографирования» убираются) ягоды смородина Вишня есть? земляника черника Клюква есть? малина крыжовник Смородина есть?
Найди лишний слог: БО, НО, РО, МЫ, СО, КО.
Найди лишнее слово: река слон мала речка лев моль ручей мак мела ручка тигр мила ручеек Этот прием развивает поле чтения, зрительную, оперативную память, устойчивое внимание. По команде «Молния» дети переходят от чтения в нормальном темпе на максимальное скоростное чтение (от 20 секунд до 2 минут). Цель: достигнуть верхней границы скорости чтения. Упражнение «Губы» используется для четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, предупреждая активное проговаривание при чтении. Дети читают глазами, плотно сжав губы, контролируя себя прикладыванием пальца левой руки к губам. Выполняя упражнение «Инструкция» дети читают и выполняют, записанные на доске задания

  1. Прочитай загадки:
Сидит Пахом на коне верхом, Сам неграмотный, а читать помогает.
Сижу на дереве, кругла, как шар, Красна, как кровь, сладка, как мед.
2.Подойди к учителю, скажи отгадку на ухо. Это упражнение поддерживает интерес к уроку, увеличивает текстовой материал для тренировки чтения. в) Чтение «Буксир», «За диктором» Я читаю текст в пределах скорости учащихся (80 - 120 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Внезапно я останавливаюсь и повторяю последнее слово. Дети должны показать мне это слово в тексте. Кто не нашел тот прицеплен на «буксир». Первый раз текст может читать и хорошо читающий ученик. Это упражнение развивает скорость, гибкость чтения (умение менять скорость в зависимости от содержания), а также хорошо стимулирует ребят. Чтение «За диктором» провожу с целью совершенствования выразительного осознанного чтения. «Диктор» (им может быть учитель или хорошо читающий ученик) читает текст громко, выразительно, а учащиеся вторят ему, но не громко, стараясь уловить и повторить все паузы и расстановки в тексте. г) Упражнения из материалов школ скорочтения. Чтение «Эхо». Можно использовать на начальном этапе обучения. По одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово, ему легче его узнавать. На более позднем этапе обучения чтению сильный и слабый меняются ролями. Цель: сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе. Чтение «Канон». Один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3 - 4 слова (как при пении канона). Цель: держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их работу. Чтение «Спринт». Небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно - на скорость. Кроме быстрого чтения, им надо еще следить за выразительностью, безошибочностью. Еще чтение «Спринт» провожу и так: учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные мною перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей и добавляю при этом, что нужно читать все. Провожу такое упражнение перед чтением вслух каждого текста. Перед чтением подготавливаю класс психологически: «Приготовились! Внимание! Начали!». При обучении чтению «Спринт» пользуюсь следующей памяткой:
  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрей.
  4. Ответь на вопросы к тексту.
Чтение «Разведка». Цель: обучение детей вертикальному чтению. Оно заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные мною перед чтением. Таким образом, учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Это упражнение часто использую на уроках русского языка, например, «разведчики» находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило. Считаем слова. Дети читают текст, считают слова и ищут ответы на поставленные вопросы. Все это они делают параллельно. В 1 классе от 1 до 3 вопросов. Во 2 классе от 2 до 4 вопросов В 3 классе до 5 вопросов В 4 классе от 5 и более вопросов. Цель данного упражнения: загрузить слуховой аппарат учащихся посторонней работой - счетом слов. Школьники приучаются читать текст только глазами. Скачкообразное чтение «Кенгуру». Под счет один, два, три фиксируем взгляд на начале, середине, конце строки. Читаем таким образом абзац. Затем отвечают на вопрос: «Что запомнили?». 4.Виды работы над текстом на уроке чтения. Много труда вкладывает учитель, чтобы научить детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению. Что же делать, чтобы поддержать интерес ребенка к уроку и самому процессу чтения. Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то откроет в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и условием прочитанного на основе разнообразия форм, методов и вводов роботы, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом. Виды работы над текстом.
  1. Чтение всего текста
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение с последующим пересказом.
  5. Чтение цепочкой по предложению, по абзацу.
  6. Чтение вполголоса.
  7. Чтение и нахождение отрывка к рисунку.
  8. Чтение, ответы на вопросы.
  9. Нахождение в тексте отрывка, который является ответом на вопрос.
  10. Чтение самого красивого места в рассказе или в стихотворении.
  11. Нахождение предложения по его началу или концу.
  12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  13. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
  14. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками.
  15. Чтение и составление сценария к диафильму.
  16. Беседа с сопровождением выборочного чтения.
  17. Чтение по ролям.
  18. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  19. Чтение и нахождение эмоционально-окрашенного отрывка.
  20. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  21. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  22. Кто быстрее найдет в тексте слова на заданное правило..
  23. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
  24. Нахождение в произведении сочетаний.
  25. Нахождение и чтение в тексте слов , с помощью которых можно нарисовать устный портрет героя.
  26. Нахождение в тексте материала для сочинения.
  27. Комбинированное чтение.

Вопросы по восприятию художественного произведения
О теме и проблемах. О чем это произведение? Почему оно так называется? Какие вопросы, мысли возникли при чтении (слушании)
По сюжету. Где и когда происходят события? С чего все началось? Как развивались действия? Какое событие главное? Чем закончилось? Какой эпизод при чтении вас больше всего взволновал?
Об образах. Опишите героя. Какой он? Какие поступки совершал? Почему он так поступал? Что о нем думают другие персонажи? Что думает о нем автор? Кто из героев понравился, не понравился? Что изображено? Опишите картину (предмет, обстановку).
О композиции. Из скольких частей состоит произведение? Что главное в каждой части? Как ее озаглавим? О ком и о чем рассказывается подробно? О ком и о чем рассказывается кратко?
О языке. Какое настроение вызвало у вас прочитанное? Веселое или грустное произведение читали? Какие слова и предложения говорят об этом? Какие выражения особенно помогли представить написанное? В каком предложении (отрывке) заключена главная мысль?
О жанре. Что вы прочитали по жанру? Докажите. На какие части и слова обратили особое внимание? Почему?
Об идеях. Что вам больше всего запомнилось в произведении? Почему? Какой совет дает автор? Какая главная мысль произведения? Какое чувство остается после чтения данного произведения? Какое настроение вам передалось? Какое желание возникло?
Виды проверки домашнего задания по чтению. Помимо традиционных видов проверки домашнего задания: чтение текста, выборочное чтение, чтение по ролям, ответы на вопросы и т. д. использую и другие варианты, которые позволяют сделать этот этап урока интересным, увлекательным и в тоже время учитель сразу видит уровень готовности каждого ученика.
КОДОВЫЙ ДИКТАНТ. Цель: проверка осознанного чтения текста дома. Учитель диктует фразы из текста, среди них есть и неверные. Учащиеся на слух воспринимают услышанное и на листике бумаги каждый ученик напротив верной фразы ставит +, а напротив неверной фразы -. За 1 - 2 минуты учитель может увидеть, кто из ребят не читал текст или невнимательно его прочитал, а кто добросовестно выполнил домашнее задание. Например, кодовый диктант к тексту С. Баруздина «Когда люди радуются» (2 класс)
Учитель: Ученик: 1. Лешка любит столярничать. 1. + 2. Сделал Леша себе самокат. 2. + Хороший самокат получился. 3. Алеша катался на своем самокате, 3. - все ребята смотрели на него. 4. Осенью ребята должны были рассаду 4. - выращивать, чтобы потом высадить ее во двор. 5. Леша вернулся домой, раздобыл доски 5. + и решил сам сделать ящики. и т. д. После проверки ответов выясняется, почему фразы 3, 4 неверные. Учащиеся исправляют.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ. Цель: развитие и совершенствование устной речи. Из домашнего текста учитель выписывает опорные слова, по которым учащимся предлагается восстановить текст, который читали дома. Например: Дом Вот дом, который построил Джек. Пшеница А вот - пшеница, которая в темном чулане хранится. Синица Кот и т. д.
ВСПОМНИ СЛОВО Цель: проверка осознанности чтения. Из заданного на дом текста учитель читает предложение, пропуская слова. Учащиеся должны назвать это слово. Например: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»
Был уже целый ряд… утренников и т. д.

























Заключение
Самооценка опыта работы и пути совершенствования. Над темой «Система работы по обучению и совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста» работаю четвертый год. И это приносит положительные результаты. В начале работы в 2006 - 2007 учебном году в 1 классе только 26% учащихся имели навыки слогового чтения, 32% - знали буквы, 42 % детей не знали букв вообще. К концу первого класса из 27 человек читали все. Во втором классе (2007 - 2008 уч. г.) выше нормативных требований читали 15 человек, в норме - 10 ребят, ниже нормы - 2 ученика. В 2008 - 2009 учебном году (3 класс) в соответствии с требованиями, читали 6 учащихся (22%), остальные 21 человек (78%) читали выше нормы. Работая над своей проблемой, испытываю определенные трудности, так как у детей разная степень подготовленности при поступлении в первый класс, различный объем памяти, слабо развита устная речь (только у 9 - 11% учащихся она на должном уровне). Эти и ряд других причин заставили меня серьезно подойти к работе над навыками чтения, развитием устной речи, прививать интерес и любовь к книге. Считаю заданную тему актуальной на сегодняшний день. На будущее ставлю перед собой главную задачу - повышать свое педагогическое мастерство, овладевать новыми более совершенными методами обучения и воспитания. Кроме того с помощью родителей буду стремиться возрождать традиции семейного чтения.
































Список использованной литературы

  1. Волина В. «Учимся играя». - М., 1999 г.
  2. Джежелей О. «Помогайка». - М., 1998 г.
  3. Журналы «Начальная школа». - 1990, 1994 - 99г., 2004 - 2009г.
  4. Зайцев В. Н. «Резервы обучения чтению». - 1990 г.
  5. Калинина И. Л. «Учимся читать».
  6. Ладыженская Т. А. «Речь .Речь. Речь.»
  7. Ладыженская Т. А. «Речевые уроки». - М., 2001г.
  8. Львов М. Р. « Развитие устной и письменной речи младших школьников»
  9. Программа общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации - начальные классы (1 - 4 ) «Просвещение», 2007 г.
  10. Сухомлинский В. А. «Павлышская школа».
  11. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям».
  12. Шабалина З. П. «Первый год - самый трудный». - М., 2002 г.























































Приложение



1 КЛАСС (сентябрь - октябрь)



Совершенствование навыка чтения у детей младшего школьного возраста




























1 КЛАСС (май)

Совершенствование навыка чтения у детей младшего школьного возраста


















1 КЛАСС (май)














2 КЛАСС (2007 - 2008 учебный год)


Совершенствование навыка чтения у детей младшего школьного возраста
















3 КЛАСС (2008-2009 учебный год)












3Совершенствование навыка чтения у детей младшего школьного возрастаСовершенствование навыка чтения у детей младшего школьного возраста КЛАСС (2008 - 2009 учебный год) ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Виды упражнений для разминок. Игры со слогами, словами.
1. Упражнение с путешествующими слогами. На магнитной доске находится множество фрагментов слов, а также передвижных слоговых карточек. Задание. Найдите карточку со слогом, прочитайте слог. Заставьте этот слог путешествовать так, чтобы образовалось слово. Прочитайте слово.
2. Упражнение со спрятанными слогами. Учитель рисует на доске куст, за которым как будто бы находятся дети, запускающие бумажного змея. Бумажный змей изготавливается из плотной бумаги, а на доску прикрепляется при помощи магнита. Учащиеся видят только половину этого змея. Задания. Найдите змея, прочитайте на нем слог. Подумайте, как бы вы назвали ребенка, которому принадлежит этот змей. Раскройте змея. Прочитайте спрятанный слог. Прочитайте имя ребенка вслух.
3. Упражнение со слоговыми кучами. На магнитной доске располагаются наиболее часто употребляемые карточки со слогами. Они «рассыпаны» и образуют как бы беспорядочную кучу. Задания. Найдите слоги с заглавными буквами. Прочитайте слоги. Найдите слоги с маленькими буквами. Приставьте к имеющимся слогам, прочитайте слова.
4. Слоговой аукцион. На карточке показывают слог, с которым нужно придумать слова, Выигрывает тот, кто назовет слово последним. 5. Слоговое лото. В этой игре нужно составить слова с определенными слогами, Слова можно ограничить какой-либо темой.
6. Найди лишнюю букву (фотографируем). а, о, и, п, е. э.
7. Найди лишний слог. БО, ЛО, ГИ, ТО, ДО, ВО, СО,
8. Найди лишнее слово: ком бок рой кол бощ рог коф боб ров кот бор рот кок бот роп
9. Выдели ударный слог. на------на------на но------но-----но ну------ну-----ну не------не------не

10. Фонетические зарядки стра-------стру--------стры стро-------стре--------стра стри-------стро--------стрэ


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Слоговые таблицы
Таблица № 1 НА НЫ НЫ НА НО НА НУ НА КА КЫ КЫ КА КО КА КУ КА ТА ТЫ ТЫ ТА ТО ТА ТУ ТА СА СЫ СЫ СА СО СА СУ СА ЛА ЛЫ ЛЫ ЛА ЛО ЛА ЛУ ЛА МА МЫ МЫ МА МО МА МУ МА ЗА ЗЫ ЗЫ ЗА ЗО ЗА ЗУ ЗА ДА ДЫ ДЫ ДА ДО ДА ДУ ДА

Таблица № 2 НАН НЫН НОН НУН ТАТ ТЫТ ТОТ ТУТ САС СЫС СОС СУС МАМ МЫМ МОМ МУМ ПАП ПЫП ПОП ПУП ВАВ ВЫВ ВОВ ВУВ РАР РЫР РОР РУР БАБ БЫБ БОБ БУБ

Таблица № 3 НАС ТЫВ ЛОК БУЛ ЛАН ВЫК ПОМ ТУН РАТ СЫЛ БОН СУМ ЛАР БЫМ СОТ КУР КАМ РЫС РОН ПУС ДАН МЫН ТОР ГУП ЗАР ГЫП ЗОН ДУС




Таблица № 4 НАСЫ ТЫВА ЛОДА БУЛА ЛАНЫ ВЫКА ПОГА ТУНА РАВЫ СЫДА БОНА СУЛА ЛАЗЫ БЫМА СОТА КУБА КАМЫ КЫСА РОВА ПУГА ДАГЫ МЫНА ТОРА ДУСА ЗАБЫ ГЫПА ЗОНА ГУВА
Таблица № 5 АНАН ЫНЫН ОНОН УНУН АТАТ ЫТЫТ ОТОТ УТУТ АСАС ЫСЫС ОСОС УСУС АМАМ ЫМЫМ ОМОМ УМУМ АПАП ЫПЫП ОПОП УПУП АВАВ ЫВЫВ ОВОВ УВУВ АРАР ЫРЫР ОРОР УРУР АБАБ ЫБЫБ ОБОБ УБУБ
Таблица № 6 АНАС ЫТЫВ ОЛОК УБУЛ АЛАН ЫВЫК ОПОМ УТУН АРАТ ЫСЫЛ ОБОН УСУМ АЛАР ЫБЫМ ОСОТ УКУР АБАМ ЫРЫС ОРОН УПУС АДАН ЫМЫН ОТОР УДУС АЗАР ЫГЫП ОЗОН УГУП
Таблица № 7 АНОС ЫТУВ ОЛУК УБАЛ АЛОН ЫВУК ОПУМ УТАН АРОТ ЫСУЛ ОБУН УСАМ АЛОР ЫБУМ ОСУТ УКАР АБОМ ЫРУС ОРУН УПАС АДОН ЫМУН ОТУР УДАС АЗОР ЫБУП ОЗУН УГАП
Таблица № 8 СТАН КТЫР БЛОК ВБУЛ ЗЛАН НВЫК РПОМ ЛТУН КРАТ ВСЫЛ РБОН ГСУТ ДЛАТ СБЫМ ДСОТ ВКУР ЗБАМ ВРЫС СРОН НКУС КДАН ГМЫН ВТОР ЗДУС МЗАР РГЫП БЗОН СГУП
Таблица № 9 ТАНИ ТЫРИ ЛОКИ БУЛИ ЛАНИ ВЫКИ ПОМИ ТУНИ РАТИ СЫЛИ БОНИ СУТИ РАЛИ МЫБИ ТОСИ РУКИ МАБИ СЫРИ НОРИ СУПИ НАДИ НЫМИ РОТИ СУДИ РАЗИ ПЫГИ НОЗИ ПУГИ





Таблица № 10 СИТАН КИТЫР БИЛОК ВИБУЛ ЗИЛАН НИВЫК РИПОМ ЛИТУН КИРАТ ВИСЫЛ РИБОН ГИСУП ДИЛАР СИБЫМ ДИСОТ ВИКУР ЗИБАМ ВИРЫС СИРОН НИПУС КИДАН ГИМЫН ВИТОР ЗИДУС МИЗАР РИГЫП БОЗОН СИГУП
Таблица № 11 СИТАНЬ КИТОРЬ ВИБУЛЬ
ЗИЛАНЬ РИПОМЬ ЛИТУНЬ
КИТАРЬ РИБОНЬ ГИСУПЬ
ДИЛАРЬ ДИСОБЬ ВИКУДЬ
ЗИБАМЬ СИРОНЬ НИПУЗЬ
КИДАНЬ ВИТОРЬ ЗИДУВЬ
МИЗАРЬ БИДОНЬ СИГУПЬ

Таблица № 12 НЕС НЁС НЯС НЮС ЛЕТ ЛЁС ЛЯТ ЛЮТ ГЕП ГЁП ГЯП ГЮП РЕК РЁК РЯК РЮК СЕН СЁН СЯН СЮН ТЕЛ ТЁЛ ТЯЛ ТЮЛ ПЕГ ПЁГ ПЯГ ПЮГ КЕР КЁР КЯР КЮР
Таблица № 13 НЯСА НЕСЫ НЁСО НЮСУ ЛЯТА ЛЕТЫ ЛЁТО ЛЮТУ ГЯПА ГЕПЫ ГЁПО ГЮПУ РЯКА РЕКЫ РЁКО РЮКУ СЯНА СЕНЫ СЁНО СЮНУ ТЯЛА ТЕЛЫ ТЁЛО ТЮЛУ ПЯГА ПЕГЫ ПЁГО ПЮГУ
Таблица № 14 ЯЛЕН ЮЛЁН ЁЛЯН ЕЛЮН ЯВЕС ЮВЁС ЁВЯС ЕВЮС ЯДЕР ЮДЁР ЁДЯР ЕДЮР ЯВЕП ЮВЁП ЁРЯК ЕВЮП ЯРЕК ЮРЁК ЁВЯП ЕРЮК ЯЗЕВ ЮЗЁВ ЁЗЯВ ЕЗЮВ ЯСЕТ ЮСЁТ ЁСЯТ ЕСЮТ ЯТЕМ ЮТЁМ ЁТЯМ ЕТЮМ




ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Речевой материал
Скороговорки У Сани сани едут сами. У Сани сом с усами. Саня в лесу поймал лису.
У ёлки иголки колки. У Клавы лук на полке. Сидит галка на палке.
Юля маленькой была И вертелась как юла.
Ломали лёд ломами мы! Летели клочья от зимы!
Взял Егор в углу топор, С топором пошёл во двор, Стал чинить Егор забор.
У ежа ежата, У ужа ужата.
У Жени жили ежи и ужи. На дворе - трава, на траве - дрова.
Быстро Егорка говорит скороговорку. Заяц Егорка скатился в озёрко.


Чистоговорки. СА - СА - СА, СА - СА - СА вот бежит бежит лиса, СО - СО - СО, СО - СО - СО лиса катит колесо, СЫ - СЫ - СЫ, СЫ - СЫ - СЫ хвост красивый у лисы, СУ - СУ - СУ, СУ - СУ - СУ в лесу видел я лису.
ЖИ - ЖИ - ЖИ, ЖИ - ЖИ - ЖИ яблочки несут ежи, ЖА - ЖА - ЖА, ЖА - ЖА - ЖА я нашёл в лесу ежа, ЖУ - ЖУ - ЖУ, ЖУ - ЖУ ЖУ молоко я дам ежу.
ЛЫ - ЛЫ - ЛЫ, ЛЫ - ЛЫ - ЛЫ стоят в комнате столы, ЛУ - ЛУ - ЛУ, ЛУ - ЛУ - ЛУ идёт Танечка к столу, ЛА - ЛА - ЛА, ЛА - ЛА - ЛА наша Леночка мала.
РЫ - РЫ - РЫ, РЫ- РЫ - РЫ сидит мышка у норы, РА - РА - РА, РА- РА - РА начинается игра, РУ - РУ - РУ, РУ - РУ - РУ очень рад я был шару, РО - РО - РО, РО - РО - РО привязал к шару перо.
ФА - ФА - ФА, ВА - ВА - ВА во дворе растет трава, ФУ - ФУ - ФУ, ВУ - ВУ - ВУ Вова рвёт козе траву, ФЫ - ФЫ - ФЫ, ВЫ - ВЫ - ВЫ много он нарвал травы.
ЛЯ - ЛЯ - ЛЯ, ЛЯ - ЛЯ - ЛЯ расцвела кругом земля, ЛА - ЛА - ЛА, ЛА - ЛА - ЛА в лесу ягодку нашла, ЛО - ЛО - ЛО, ЛО - ЛО - ЛО принесла весна тепло, ЛЫ - ЛЫ - ЛЫ, ЛЫ - ЛЫ - ЛЫ чисто я подмёл полы.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 При использовании наборов зрительных диктантов необходимо иметь ввиду следующее: 1) предложения диктанта должны быть написаны только печатными буквами, для этого лучше использовать мультимедийную установку или плакатные листы; 2) тексты диктантов удобнее писать ученикам на листочках: листочки не проверяются и не возвращаются; 3) наборы с 1 до 7 - для 1 класса; с 8 по 10 - для 2 класса; с 10 по 18 - для 3 класса. 4) читают дети молча; тренировки следует проводить ежедневно. Тексты зрительных диктантов по И. Т. Федоренко.

Предложения Число букв Время экспозиции

Набор № 1

1 Тает снег. 8 4 2 Идёт дождь. 9 4 3 Небо хмурое. 10 5 4 Коля заболел. 11 5 5 Запели птицы. 11 5 6 Поле опустело. 12 6

Набор № 2

1 Трещат морозы. 12 6 2 Я ищу землянику. 13 6 3 В лесу росла ель. 13 6 4 Наступила осень. 14 7 5 Дни стали короче. 14 7 6 В лесу много берёз. 15 8

Набор № 3

1 Прилетели птички. 15 8 2 Ярко светит солнце. 16 8 3 Лида вытерла доску. 16 8 4 Весело бегут ручьи. 16 8 5 Подул резкий ветер. 16 8 6 Зоя прилежно учится . 17 8

Набор № 4

1 Дятел долбил дерево 17 8 2 Я хочу посадить цветы. 18 7 3 Иней запушил деревья. 18 7 4 Без воды они завянут 19 7 5 Пролетело жаркое лето. 19 7 6 Возле дома посадили ель 20 7

Набор № 5

1 Солнышко светит и греет 20 6 2 Федя решал задачу у доски 21 6 3 Загорелась в небе зорька 21 6 4 На деревьях сверкал иней 21 6 5 Город Киев стоит на Днепре 22 6 6 В лесу собирают землянику 22 6

Набор № 6

1 Зимой река покрылась льдом 23 5 2 Мальчик подарил маме цветы 23 5 3 Дежурные стёрли пыль с доски 24 5 4 Колхозники работают на лугу 24 5 5 На огород забрались цыплята 24 5 6 Мы жили возле берёзовой рощи 24 5

Набор № 7

1 Небо покрылось серыми тучами 25 4 2 Дети посадили во дворе акацию 25 4 3 Бабашка купила внуку букварь 25 4 4 Землю согрело теплое солнышко 26 4 5 Моя сестра работает на фабрике 26 4 6 Ласково грело весеннее солнце 26 4

Набор № 8

1 Идёт дождик 10 5 2 Мы любим наш Орёл 14 7 3 Береги учебные вещи 17 8 4 Помогай своему товарищу 20 10 5 У Андрея чистая тетрадь 21 10 6 На обмане далеко не уедешь 22 10

Набор № 9

1 Воды морей соленые на вкус 22 7 2 Наша страна борется за мир 22 7 3 Рожь поспела - берись за дело. 23 7 4 Началась большая перемена. 23 7 5 Дети ходили в лес за грибами 23 7 6 Красивы улицы нашего города. 24 7

Набор № 10

1 Москва - столица нашей Родины. 24 5 2 Школьники поливают саженцы. 24 5 3 Депутаты съехались на съезд. 24 5 4 Надо быть честным и правдивым. 25 5 5 Звезды сияют на башнях Кремля. 25 5 6 Летом наша семья жила на Волге. 25 5

Набор № 11

1 Весело колосится густая рожь 25 4 2 Поля запорошило белым снегом. 24 4 3 Мы читали интересный рассказ. 25 4 4 Мичурин много и упорно работал. 26 4 5 Новые дома растут быстро. 26 4 6 У болтунов и головушка с плеч. 24 4

Набор № 12

1 Мальчики принесли сухих веток. 26 4 2 В поле поспевает рожь и пшеница. 26 4 3 Комсомольцы поехали на стойку. 27 4 4 Дети всех стран хотят жить в мире. 27 4 5 Свежий ветерок повеял прохладой. 28 4 6 Сверкнула молния, и загремел гром. 28 4

Набор № 13

1 Давно скосили и убрали луга и поля. 28 4 2 Белка взобралась на верхнюю ветку. 29 4 3 Солнце светит ярко, и дети купались. 30 4 4 Весь народ гордится героями космоса. 31 4 5 Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо. 32 4 6 Люблю я в поле встречать восход солнца. 32 4

Набор № 14

1 Поднялась за рекой большая серая туча. 32 4 2 В далекой тайге живут охотники-эвенки. 33 4 3 Все радовались встрече с космонавтами. 33 4 4 Разведчицы отправились в опасный путь. 33 4 5 Дружная семья и землю превратит в золото. 34 4 6 Обувь всегда необходимо очищать от пыли. 34 4

Набор № 15

1 Зацветет, зазеленеет наш веселый город. 34 4 2 Меж редеющих верхушек показалась синева. 35 4 3 Хороши привольные широкие степи Украины. 35 4 4 На смелого собака лает, а трусливого кусает. 36 4 5 Нам велит трудиться школа, учит этому отряд. 36 4 6 Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. 37 4

Набор № 16

1 В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. 36 5 2 Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 36 5 3 Школьники готовятся к новому учебному году. 37 5 4 Много работы в колхозном саду ранней весной. 37 5 5 На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. 38 5 6 Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. 38 5

Набор № 17 38 5 1 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. 39 6 2 Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. 39 6 3 От города до тайги строители проложили дорогу. 40 6 4 Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. 41 7 5 Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. 42 7 6 Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.


Набор № 18

1 Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. 42 7 2 Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. 43 7 3 Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины. 44 7 4 По лесной заросшей тропе осторожно идет пограничник. 45 8 5 Мальчик подошел к окну и увидел за окном строящийся дом. 46 8 6 Воздух постепенно наполнился ароматом полевых цветов. 47 8
Тексты зрительных диктантов

Набор № 1

1 Утро мудро. 9 4 2 Будь здоров. 10 5 3 Делай добро. 10 5 4 Беда ум родит. 11 5 5 День-трудень. 11 5 6 С делом не шути. 12 6

Набор № 2

1 Было да сплыло. 12 6 2 Беден да честен. 13 6 3 Ошибка не обман. 13 6 4 Умный уступает. 13 6 5 Свой хлеб сытнее. 14 7 6 Первый блин комом. 15 8

Набор № 3

1 Век живи, век учись. 15 8 2 Один в поле не воин. 15 8 3 Секрет не для двоих. 16 8 4 Без труда нет добра. 16 8 5 Время дороже золота. 17 8 6 Шути, да оглядывайся. 17 8

Набор № 4

1 Без ума голова - котел. 17 8 2 Вольного бьют больно. 18 7 3 Кто ленив, тот и сонлив. 18 7 4 Людей сближает улыбка. 19 7 5 В злобе теряется разум. 19 7 6 Непоседа портит беседу. 20 7

Набор № 5

1 Без старых не проживешь. 20 6 2 Без терпенья нет уменья. 20 6 3 Бумага терпит, перо пишет. 21 6 4 Добро помни, а зло забывай. 21 6 5 Спрос не грех, отказ не беда. 22 6 6 Говори меньше - умнее будешь. 23 6

Набор № 6

1 Говорит бело, а делает черно. 23 5 2 Мать плачет, что речка льется. 23 5 3 За доброго человека сто рук. 23 5 4 В гостях хорошо, а дома лучше. 23 5 5 Бранись, а рукам воли не давай. 24 5 6 Поменьше слов, побольше дела. 24 5

Набор № 7

1 Ум без догадки и гроша не стоит. 25 4 2 Глаза страшатся, а руки делают. 25 4 3 Других не суди - на себя погляди. 25 4 4 После драки кулаками не машут. 25 4 5 Русский человек добро помнит. 25 4 6 С миру по нитке - голому рубашка. 25 4

Набор № 8

1 Сробел - пропал. 12 6 2 Каша - радость наша. 15 7 3 Ссора - оружие глупца. 17 8 4 Аптека не прибавит века. 20 10 5 Без беды друга не узнаешь. 21 10 6 Тому тяжело, кто помнит зло. 22 10

Набор № 9

1 Как ты к земле, так и она к тебе. 23 7 2 После дела и гулять хорошо. 22 7 3 Без хлеба куска везде тоска. 23 7 4 Частые гости - в доме порядок. 23 7 5 Доброму слову - добрый ответ. 23 7 6 Больше слушай - меньше говори. 24 7

Набор № 10

1 Доброе слово - это доброе дело. 24 5 2 Добро того учить, кто слушает. 24 5 3 Бранись, а рукам воли не давай. 24 5 4 С поклону голова не отвалится. 25 5 5 Силу применить легче, чем разум. 26 5 6 Берут завидки на чужие пожитки. 26 5

Набор № 11

1
24 4 2 Поменьше слов, побольше дела. 24 4 3 Азбука - к мудрости ступенька. 24 4 4 Бархатный весь, а жальце есть. 25 4 5 Старого учить, только портить. 26 4 6 Болен - лечись, здоров - берегись. 26 4

Набор № 12

1 Ошибся, что ушибся - вперед наука. 26 4 2 Будет и на нашей улице праздник. 26 4 3 Людям хорошо - тогда и тебе хорошо. 27 4 4 На всякое хотенье есть терпенье. 27 4 5 Кто быстро помог, то дважды помог. 28 4 6 Красив тот, кто красиво поступает. 28 4

Набор № 13

1 Без дела жить - только небо коптить. 28 4 2 Дитя плачет, а у матери сердце болит. 29 4 3 Бабушке один только дедушка не внук. 30 4 4 Без ужина подушка в головах вертится. 31 4 5 Любви, огня и кашля от людей не спрячешь. 32 4 6 Кто часто злится и завидует, тот слабый. 32 4

Набор № 14

1 Не беда ошибиться, беда не справиться. 32 4 2 Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают. 33 4 3 Не для того голова, чтобы шапочку носить. 33 4 4 С малыми детками горе, а с большими - вдвое. 33 4 5 Хороший ученик тот, кто поправит учителя. 34 4 6 Болтуна видать по слову, а рыбака по улову. 34 4

Набор № 15

1 Не затем руки даны, чтобы даром болтаться. 34 4 2 Человек должен быть доволен своим трудом. 35 4 3 Если хочешь иметь друзей, будь другом сам. 35 4 4 Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит. 36 4 5 Смотри дерево по плодам, а человека по делам, 36 4 6 Солнце, как родная матушка, никогда не обидит. 37 4

Набор № 16

1 От лихого человека - хоть полу отрежь, да уйди. 36 5 2 На смелого собака лает, а трусливого кусает. 36 5 3 Битого, пролитого да прожитого не воротишь. 36 5 4 Солнце, как родная матушка, никогда не обидит. 37 5 5 Будешь учиться доброму, худое и на ум не пойдет. 38 5 6 Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. 38 5

Набор № 17

1 Кто за свое дерется, тому и сила двойная дается. 38 5 2 У бездельника охота до того, чтоб обмануть кого. 39 6 3 Гостя по одежке встречают, а по разуму провожают. 39 6 4 Не гонись за двумя зайцами - ни одного не поймаешь. 40 6 5 Сонливого не добудишься, а ленивого не дошлешься. 41 7 6 Хорошо из лаптей обувать сапоги, а не из сапог - лапти. 42 7

Набор № 18

1 Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 43 7 2 Выразительны не только дурные приметы, но и хорошие. 43 7 3 За правое дело своей головы не жалей, и чужой не дорожи. 42 7 4 Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно. 44 7 5 Будешь сладок - живьем проглотят, будешь горек - проклянут. 47 8 6 Конь вырвется - догонишь, а слова сказанного - не воротишь. 46 8

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 Чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами
лак пар сок Дон сом вот рот мол рак бар ток вон сон вон нот пол бак вар док сон сот вол пот тол мак маар рок кон сок воз кот кол вак дар кок зон сор вом дот гол так шар бок тон
вор тот вол как жар цок



зол сук ЗИЛ вал так мал вес нёс мял рук бил вол тик мял лес пёс вял лук Нил вил тек мюл лещ тёс вяз жук мил выл ток мил цел вёз ряд бук гил вял тёк мол бел тёк сядь
пил вюл тук мел мел мёл пять
лил вёл тюк мёл пел вёл мять
вил

мул сел лёг зябь





мёд

день ось корь руль моль выть пень Русь хорь нуль ноль рыть лень гусь якорь куль золь дыть олень рысь угорь мыль роль ныть осень дысь уворь пыль соль быть зелень весь хворь быль толь мыть ремень


боль
селень






ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 Чтение слов с одинаковыми гласными
мама сады луна носы раки мина папа рады лупа косы лаки липа баба рамы рука росы маки кипа вата лапы мука розы баки киса лапа вазы губа возы шаги лиса пара фары дуга воры шали пила рама дары дума ноты жали сила Даша шары


Мила каша





мыли вилы Галя мера гора панамы были пилы Валя сера кора палаты выли лисы Ваня Вера нора салаты быки липы Таня пела пора халаты рыли киты баня села опора наганы ныли нивы Варя вена шпора завалы дыни силы Надя Лена штора базары


репа


вороны лавочка воронка пашня нёс породы лапочка колонка башня снёс бороды папочка коробка капля вёз дозоры шапочка коровка цапля свёз говоры палочка погодка сабля мёл доходы парочка походка марля смёл походы
солонка вафли вёл молоды
соломка
свёл волосы



покосы




Чтение слов с одинаковой концовкой
-МКА -НКА -ЗКА -АЛКА -ОДКА рамка спаленка блузка палка лодка немка снежинка замазка фиалка ягодка ломка корзинка железка закалка погодка сумка крупинка нарезка гадалка бородка дымка тростинка берёзка галка находка кромка изюминка повозка свалка походка лакомка паутинка повязка русалка выходка соломка бородёнка
вешалка проводка выдумка сестрёнка
скакалка

-ИЧКА -ЛЬКА -АЧКА -ЕЧКА -ОЧКА спичка сабелька дачка печка бочка птичка неделька пачка речка дочка лисичка земелька тачка гречка удочка синичка шинелька качка свечка лодочка водичка туфелька прачка овечка лавочка ресничка сосулька рыбачка аптечка девочка рукавичка свистулька задачка ножечка бабочка москвичка
казачка дочечка ошибочка пуговичка
собачка кошечка колбочка луковичка
богачка
трубочка страничка
силачка
улыбочка сестричка


булавочка
-ОЧКА -ОЧКА -ИНА -ОТА -НЬКА ёлочка улочка мина нота липонька белочка булочка глина охота кисонька дудочка лапочка осина ворота лисонька вазочка полочка кабина работа доченька дырочка козочка дубина высота ноченька вилочка розочка рыбина теплота рученька грядочка галочка жадина красота реченька селёдочка палочка калина пустота ступенька

Приложение № 7 Чтение форм одного и того же слова
у бревна о бревне с бревном до бревна в бревне над бревном от бревна на бревне под бревном из бревна к бревну перед бревном из-за бревна по бревну
из-под бревна





Приложение № 8 Работа с рифмованными текстами

Ты-ты-ты, ты-ты-ты, ноты, соты, тын, цветы.

Мы-мы-мы, мы-мы-мы, мамы, темы, мыс, умы.

Бы-бы-бы, бы-бы-бы, губы, зубы, быт, дубы.

Ды-ды-ды, ды-ды-ды, виды, воды, дым, сады.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы, тыквы, ивы, вы, увы.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы, вазы, зыбь, язык, тузы.

Ны-ны-ны, ны-ны-ны, магазины, сны, сыны.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы, осы, косы, сын, часы.

То-ту-та, то-ту-та, тост, туз, вата, такт, тахта.

По-пу-па, по-пу-па, папа, поза, пух, стопа.

Ко-ку-ка, ко-ку-ка, кок, куст, каска, лом, мука.

Ступа, муфта, паста, вахта,

вата, нота, дата, шахта,

маска, каска, пустота,

папка, топка, духота.

Том, посуда, тост, походка,

сноп, погода, пух, находка,

зонт, побудка, сводка, мост,

ход, завод, наука, пост.

Мак, бак, знак, кусок, фрак, стопка,

сук, бук, звук, звонок, такт, кнопка,

год, вход, сок, батон, компот,

поза, сопка, куст, поход.

Кот, пот, скот, гамак, загадка,

кон, ком, кок, маяк, посадка,

кант, бант, факт, поток, восток,

дуб, зуб, суд, моток, станок.

Ке-ке-ки, ке-ке-ки, кий, кекс, кипа, кит, коньки.

Де-де-ди, де-де-ди, день, дед, студень, бигуди.

Се-се-си, се-се-си, сев, седок, сезон, такси.

Хе-хе-хи, хе-хе-хи, пастухи, духи, стихи.

Бе-бе-би, ме-ме-ми, бес, бис, мех, смех, миф, возьми.

Пе-пе-пи, те-те-ти, пена, пиво, тень, найти.

Фе-фе-фи, ве-ве-ви, кофе, физик, век, зови.

ге-ге-ги, не-не-ни, гель, гид, гипс, нефть, снег, они.

Че-чо-ча, че-чо-ча, чек, пучок, сучок, свеча.

Чи-чу-ча, чи-чу-ча, чин, чугун, чай, чум, бахча.

Че-че-чи, че-че-чи, чеки, тучи, честь, бахчи.

Мё-тё-сё, мё-тё-сё, тёзка, мёд, утёс, тёс, всё.

Нё-вё-чёт, нё-вё-чёт, гнёт, овёс, учёт, зачёт.

Тю-зю-ню, тю-зю-ню, тюк, изюм, костюм, меню.

Мя-мя-ня, мя-мя-ня, имя, знамя, мяч, возня.

Вя-вя-ня, вя-вя-ня, связка, связь, вяз, князь, мазня.

Тя-тя-тя, тя-тя-тя, тётя, тяга, стяг, дитя.

Ня-дя-ня, ня-дя-ня, дядя, басня, западня.

Мёд, овёс, отчёт, печёнка,

гнёт, начёс, избёнка,

пёс, утёнок, звездочёт,

дюна, тюбик, недочёт.

Огонёк, утюг, намётка,

бюст, утёс, костюм, подмётка,

тюбетейка, нюх, пенёк,

тёзка, тёс, изюм, денёк.

Нёбо, самотёк, гусёнок,

тюк, чечётка, всё, опёнок,

чёткость, чётко, чёт, почёт,

миномёт, отёк, зачёт.

Мясо, мята, дядя, няня,

семя, имя, тётя, баня,

мякоть, вяз, ивняк, возня,

пятка, связка, западня.

Пять, опять, дитя, утята,

кухня, тяга, мяч, котята,

мять, обнять, поднять, пустяк,

догонять, менять, тюфяк.

Шо-шу-ша, шо-шу-ша, шов, шум, шаг, шах, шкаф, душа.

Жо-жу-жа, жо-жу-жа, сажа, кожа, жук, свежа.

Цо-цу-ца, цо-цу-ца, птица, цепь, яйцо, овца.

Муж, чиж, нож, афиша, суша,

туш, куш, ёж, застёжка, туша,

стёжка, кошка, шпага, душ,

шхуна, штанга, швед, уж, тушь.

Мишка, шов, избушка пешка,

ниша, шут, подушка, спешка,

каша, шесть, поёшь, кушак,

ноша, сушь, зовёшь, ишак.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, пара, пора, рак, жара.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, город, сторож, рот, метро.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру, груша, группа, кенгуру.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры, абажуры, рысь, ковры.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, в зоопарк идти пора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро, Шура едет на метро.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру, Шура видит кенгуру.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры, в зоопарке есть бобры.

Роза, роща, двор, гитара,

рама, рана, спор, хор, пара,

шар, пар, жар, товар, фарфор,

мир, пир, краска, светофор.

Ре-ре-ре, ре-ре-ре, в речи, в море, на горе.

Ри-ри-ри-ри, ри-ри-ри, рис, риф, ринг, вари, кури.

Рю-рю-рю, рю-рю-рю, жарю, парю, говорю.

Ря-ря-ря, ря-ря-ря, уверять, терять, моря.

Ря-рю-ре, ре-рю-ри, всем ребятам - буквари.

Ре-ря-ри, ря-ре-рю, у ребят - по букварю.

Ри-ря-рю, ря-рю-ре, есть рисунки в букваре.

Рю-ре-ри, ри-рю-ря, нет у Риты букваря.

Рюмка, грипп, рисунок, звери,

призрак, грим, ребёнок, двери,

крем, неряха, переход,

треск, верёвка, перевод.

Ла-ло-лы, ла-ло-лы, школа, классы, лом, столы.

Лы-лу-ло, лы-лу-ло, лыжи, лужа, лось, стекло.

Ло-лы-ла, ло-лы-ла, лодка, лыжник, лай, скала.

Ла-ло-лу, ла-ло-лу на полу, к столу, в углу.

Платье, блузка, лак, халат,

булка, колбаса, салат,

свёкла, масло, сало, лук,

палка, стрелка, луг, плот, плуг.

Волос, голос, тело, глаз,

школа, глобус. мел, гул, класс,

лама, слон, лошадка, лось,

волк, волчица, лов, лосось.

Ландыш, лотос, флокс, фиалка,

голубь, сокол, дятел, галка,

лунник, луч, луна, смел, был,

спал, молчал, забыл, открыл.

Слон, слониха и слонёнок,

лось, лосиха и лосёнок,

волк волчица и волчонок,

мама-галка и галчонок.

Цапля, капля, пуля, воля,

Оля, Валя, Ляля, Лёля,

руль, коляска, рельс, педаль,

ключ, будильник, вальс, рояль.

Уголь, лес, земля, цыплёнок,

лето, лён, поля телёнок,

лётчик, самолёт, медаль,

роль, гастроль, февраль, миндаль.

Клюква, блин, кисель, хлеб, килька,

клетка, плитка, сабля, шпилька,

льдина, лёд, журавль, метель,

моль, пальто, шинель, постель.

Слива, карамель малина,

липа, тополь, клён, калина,

контролёр, пароль, апрель,

фестиваль, спектакль, портфель.

Приложение № 9

Однокоренные слова

Нос, носик, носище, носишко, носастый, переносица.

Гора, горка, горища, горушка, горняк, горный, гористый, пригорок.

Глаз ,глазок, глазной, глазочек, глазастый, глазеть, глазищи, глазёнки, глазница.

Горб, горбинка, горбатый, горбыль, горбик, горбушка, горбун, горбунок.

Стол, столик, столище, столяр, столишко, столовая, столица.

Столб, столбик, столбец, столбняк, столбище.

Кот, котик, котище, котёнок, котята, коток.

След, следок, следище, следить, следочек, следопыт, следователь.

Двор, дворик, дворишко, дворище, дворняга, дворник, дворовый, придворный.

Ряд, рядик, рядом, рядочек, рядок, рядышком.

Груз, грузить, грузный, грузчик, загрузить.

Сад, садить, садик, садок, садовый, садовник, садовница, палисадник.

Мост, мостик, мостки, мостить, мостовая, мосток, мосточек.

Гриб, грибной, грибник, грибница, грибок, грибочек, грибковый.

Лиса, лисица, лисичка, лисонька, лисий, лисята.

Лист, листва, листать, листовка, листок, листочек, листик.

Лес, лесок, лесище, лесочек, лесник, лесишко, лесной, лесничий, перелесок.

Салат, салатик, салатный, салатница, салатник.

Сахар, сахарок. сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

Корова, коровушка, коровёнка, коровник, коровка.

Король, королева, королевство, королевский, королевич.

Соловей, соловушка, соловьиха, соловьиный, соловейко, соловьёнок.

Солдат, солдатик, солдатский, солдатушки, солдатка.

Солома, соломка, соломинка, соломенный, соломинка, соломушка.

Вода, водичка, водный, подводный, водяной, водица, водянистый.

Приложение № 10

Пословицы, поговорки, «рассыпанные» тексты.

Собери пословицы.

1. За двумя зайцами погонишься, 1. как бы кошечка не съела.

2. Взявшись за гуж, 2. полезай в кузов.

3. Как волка не корми, 3. не говори, что не дюж.

4. Курочка по зёрнышку клюёт, 4. чужая не приставай.

5. Обжёгшись на молоке, 5. смотри на птичку.

6. Рано пташечка запела, 6. будешь дуть и на воду.

7. Свои собаки грызутся, 7. люби и саночки возить.

8. Не говори «гоп», 8. а он всё в лес глядит.

9. Готовь сани летом, 9. да сыта бывает.

10. Как на охоту идти, 10. не суйся в воду.

11. Не так страшен чёрт, 11. да не укусишь.

12. Как месяц не свети, 12. а телегу зимой.

13. Любишь кататься, 13. а всё не солнышко.

14. Близок локоток, 14. как его малюют.

15. Назвался груздём, 15. так и собак кормить.

16. Не знавши броду, 16. а кончику быть.

17. Сколько верёвочке не виться, 17. ни одного не поймаешь.

18. Не смотри на кличку, 18. пока не перепрыгнешь.

Подобрать к пословице в левой части, близкую по смыслу пословицу из правой части.

Что посеешь, то и пожнёшь а) По Сеньке и шапка.

б) Как постелешь, так и поспишь.

в) Что с возу упало, то пропало.

Лучше поздно, чем никогда. а) Лучше оступиться, чем оговориться.

б) Нет худа без добра.

в) Лучше хромать, чем сиднем сидеть.

г) Не спеши языком, торопись делом.

Сорвалось словцо - не

схватишь за кольцо. а) На ошибках учатся.

б) Слово не воробей, вылетит - не воро-

тишь

в) Слово - серебро, молчание - золото.

г) Не ножа бойся, а языка.

Дружине и волк не страшен. а) Что одному тяжко, то гуртом легко.

б) Дело мастера боится.

в) У страха глаза велики.

г) Волков бояться - в лес не ходить.

Что прошло, того не воротишь. а) Что написано пером, не вырубишь

топором.

б) Утро вечера мудренее.

в) Кончил дело - гуляй смело.

г) Что с возу упало, то пропало.

Пустой колос прямо стоит. а) Нескладно скроен, да крепко сшит.

б) Пустая бочка пуще гудит.

в) Сегодня густо, а завтра пусто.

г) У пустого корыта и кони грызутся.

Восстанови «рассыпанные» тексты так, чтобы получилось предложение.


  1. Зайцев, мультфильмов, несколько, Котёночкин, ловит, как, о, кинорежиссер, том, создал. волк … .

  2. По, мотоцикл, а, шоссе, велосипед, заяц, на, волк, заводил, ехал… .

  3. Трав, у, кустарников, многих, и, деревьев, землю, в, глубоко, корни, уходят… .

  4. Поверхности, когда, волны, моря, подует, возникают, ветер, на … .

  5. В, котором, растения, деревьев, располагаются, на свете, много, тени, нужно… .

  6. Земля, живем, шара, на, имеет, который, мы, форму… .

  7. Без, редкое, выдумки, без, произведение, фантазии, художественное, обходится … .

  8. Знание, только, нас, сильными, может, честными, сделать, разумными, людьми, искренне, которые, любить, способны, человека (Горький)

  9. Населяют, только, растения, не, суши, морей, поверхность, и, толщу, но, морей, океанов, и … .

  10. С, дела, не, конца, хвоста, не, надевай, с, начинай, хомута (пословица)

Собери предложения из отдельных частей.


  1. а слышать о себе правду от другого необходимо;

  2. доброта не порождается умом;

  3. если вам чуждо сострадание, сочувствие к близкому человеку;

  4. любите книгу - источник знаний;

  5. прежде, чем совершить поступок;

  6. но через ум она пополняется;

  7. кто мне скажет правду обо мне, если не друг;

  8. только знание спасительно;

  9. это его дружба с другими людьми;

  10. вы тем самым обедняете и обкрадываете себя;

  11. подумай о том, что принесёт твой поступок обществу;

  12. лучшее, что есть в жизни человека;

  13. но и доказано, что Вселенная за пределами Земли абсолютно безжизненна;

  14. без музыки трудно представить себе жизнь человека;

  15. секрет искусства в том;

  16. кто научится смотреть, чувствовать красоту;

  17. без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна;

  18. по настоящему видеть может только тот;

  19. Жизнь вне Земли пока не обнаружена;

  20. что оно позволяет человеку выразить себя наиболее полно.

Приложение № 11

Игры с предложениями.

Упражнение № 1 « Переставь слова»

Учитель произносит предложение и предлагает детям изменить порядок слов. В результате работы выясняется, что и как в этом случае изменится. Дети учатся выразительно произносить предложения, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.

Сегодня утром Маша пошла гулять.

Маша сегодня утром пошла гулять.

Утром сегодня Маша пошла гулять.

Пошла Маша сегодня утром гулять.

Гулять пошла сегодня утром Маша.

Предложения для упражнения.

Весело пели в лесу птички.

Воробей громко и тревожно зачирикал.

Из молока получают масло и сыр.

Звери и птички рады теплу и весне.

Под старой берёзой Алёша увидел меленького птенчика.

Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи.

Медведица любит в холодке подремать.

Водяной паук смастерил домик из воздуха.

Буйно цветёт над водой водяная кашка.

В тундре волки и олени живут рядом.

Лучи солнца мягко освещали лесок и озеро.

Из под вороха старых листьев выглядывают грибы.

Трое ребят, изнемогая, тащат в гору сани.

Гнездо висит высоко на ветке можжевельника.

Пчёлы носятся около цветущих ветвей липы.

Упражнение № 2 « Измени одно слово» Учитель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в нем только одно слово:

Дети пришли из школы.

Ребята пришли из школы.

Мальчики пришли из школы.

Ученики пришли из школы.

Девочки пришли из школы.

Сыновья пришли из школы.

Озорники пришли из школы.

Предложения для упражнения

Снег лежал на крыше.

Воробей вылетел из-за забора.

Валя гостила под Москвой.

Теплоход пристал к пристани.

Я медленно шел по тропинке.

Стоит яркий солнечный день.

Пришла долгожданная весна.

В кустах весело пел чиж.

Журчат шумные ручьи.

По дороге шла старушка с ведром воды.

Чарушин написал много интересных книг о родной природе.

Дикие ветки дают кислые мелкие плоды.

С листьев стекали свинцовые капли росы.

Под старой сосной грелась рысь.

В зеленой траве стрекочут кузнечики.

Это пахнут лопнувшие почки на тополе.

Вечером у лесной тропинки мы увидели светлячков.

От веточки к веточке потянулись золотые паутинки.

С рокотом пролетел над лесом аэроплан.

Упражнение № 3 «Верно или нет» Дети слушают предложения и определяют: может ли это быть, если да, то когда, где, почему. Если нет, то следует объяснить, что это - небыль или несуразица.

Выпал снег. Алеша вышел загорать.

Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.

Я очень удивился, когда увидел в норе большого жука.

Кошка баюкала мышку и пела колыбельную песенку.

Сегодня ночью я услышал, как стрекотали кузнечики, куковала кукушка, квакали рыбы, тявкали травы.

Я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок - на чердаке, а мыши - в старом чемодане.

Нам стало жаль черепаху и мы отпустили ее в синее море.

Солнце закрыло облако.

Облако закрыло солнце.

Мужик взял пилу и пошел в лес рубить дерево.

Упражнение № 4 «Дополни предложение» Учитель произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному-два слова: Мы играем. Мы играем в футбол. Мы играем в футбол на стадионе. Летом мы играем в футбол на стадионе. Летом мы играем в футбол на школьном стадионе.
Предложения для упражнения. Лида читает… Мама сшила… Папа привез… Мы открыли… Кот мяукал… Весна пришла… Расцвела черемуха… Дети помогали…
Упражнение № 5 «Снежный ком» Учитель начинает предложение, а дети должны его закончить:
Девочка шла по Девочка шла по тропинке домой.
Девочка шла по лесу и напевала.
Девочка шла по улице и несла тяжелую сумку с продуктами.
Девочка шла по узкой горной тропинке.


Предложения для упражнения Травка выглянет на свет… Летом мы решили… Звонко закуковала… У мальчика был любимый… А над поляной… Медведи любят… Дети встретили в лесу старушку… Дети встретили в лесу старушку, которая … Дети встретили в лесу старушку, у которой … Дети встретили в лесу старушку, которую … Дети встретили в лесу старушку, о которой…


© 2010-2022