Урок русского языка на тему Части речи (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка и развития речи

Тема урока: «Части речи» (2 б класс)

Учитель: Середа Т.А.

Тип урока: урок закрепления знаний

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Урок-путешествие

Цели обучения: 1.Формировать умения распознавать части речи по двум

признакам: вопросы, что обозначает.

2. Совершенствовать умение и навык правильного письма.

3. Создать ситуацию успеха для получения новых знаний.

4. Устранить пробелы в знаниях.

Цели развития: 1. Развивать устную и письменную речь.

2. Развивать умение выразительно читать стихи и

анализировать их.

3. Обогащать словарный запас детей новыми словами и

выражениями.

4. Развивать познавательный интерес, творческие

способности, умение анализировать, сравнивать,

определять и объяснять понятия, ставить и разрешать

проблемы.

Цели воспитания: 1. Воспитывать любовь к русскому языку.

2. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за малую

Родину и за её знаменитых людей.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Мотивировать детей на добрые поступки.

Задачи урока: 1.Закрепить навыки, полученные по теме «Части речи»

2.Актуализировать знания учащихся о правописание

буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу.

3.Использовать технологию УДЕ на разных этапах урока.

4.Упражнения в гармоничном развитии тела и ума

5. Развивать умение выступать перед классом

6. Формировать умение договариваться и приходить к

общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: 1. мультимедийный проектор и экран;

2. компьютер;

3.презентация;

4. задания на карточках.

1. Организационный момент. (СЛАЙД 1)

Цель: Создание доброжелательной рабочей атмосферы.

- Здравствуйте.

- Сегодня у нас гости на уроке. Мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало светлее и уютнее в классе от ваших улыбок. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшним уроке будет очень интересным и увлекательным, потому что у нас сегодня будет не просто урок, а урок - путешествие.

Пусть новый день принесёт вам только хорошее. (СЛАЙД 2)

- А на чём мы отправимся в путешествие, вы мне сейчас скажите, если отгадаете загадку.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост -

И поднимется до звезд. (Ракета) (СЛАЙД 3)

- А куда можно отправиться на ракете?

- Мы начинаем наше путешествие к солнцу в систему Частей речи.

2. Минута чистописания.

Цель: Подготовка учащихся к письму.

Физминутка для руки.

Вот помощники мои

Их как хочешь поверни

Хочешь эдак хочешь так

Не обидятся никак

-Откройте тетради, запишите в тетрадях число, Кл. работа.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Посмотрите на доску, какую букву сегодня мы будем прописывать.

- Что мы о ней знаем? (СЛАЙД 4)

3. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.

Цель: Подготовить учащихся к УПД, актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.

- При помощи чего люди общаются друг с другом? ( Языка, жестов.)

- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

-Урок русского языка на тему Части речи (2 класс)Урок русского языка на тему Части речи (2 класс)Урок русского языка на тему Части речи (2 класс) Из чего состоит речь? (Из предложений, слов, слогов, букв.)

- Что выражает предложение? (Законченную мысль.)

- Из чего состоят предложения? (Из слов.)

- Приведите примеры слов.

Всему название дано -

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нет.

И все, что может видеть глаз -

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, означено словами. (СЛАЙД 5)

4. Постановка учебной задачи.

Цель: Дать детям возможность самим сформулировать тему урока.

- А кто был внимательным с самого начала урока, помнит, куда мы отправляемся сегодня путешествовать, и сможет мне назвать тему сегодняшнего урока?

Ну, что? Отправляемся в путь?

СЛАЙД 6)

5.Работа по теме урока.

Цель: Организация деятельности учащихся по применению ранее полученных знаний в новой учебной ситуации.

1) - Скажите, как называется первая планета, которая нам встретилась на пути, если у неё есть два известных спутника КТО? И ЧТО?

- Правильно. Это имя существительное.

Что обозначает?

- Какие имена существительные отвечают на вопрос КТО? Какие на вопрос ЧТО? Что обозначает?

- На планете имени существительного зима. (СЛАЙД 7)

-Какие имена существительные можно найти на картине?

(Снег, мороз, сугроб, деревья, небо, ветки, день, кусты, горка, лес и т.д.)

-Какие это слова? Что у них общего?

- Прочитайте про себя стихотворение

С неба падали пушинки

На замерзшие поля.

Ель закутали косынкой,

Жаркой шубой тополя

И укрыли дом да площадь

Необычным одеялом.

Как же их зовут? - ты спросишь.

Имя здесь я написала. (СЛАЙД 8)

-О чем это стихотворение? Найдите зимние слова.

- Как называется это стихотворение?

-А как вы догадались?

- Такой вид стихотворения называется акростихом.

-Что же такое акростих? Зачитываю из толкового словаря.

- Продолжим работу с зимними словами. Для этого разгадаем кроссворд.

Дети отгадывают загадки: (СЛАЙД 9 - 15)

1.На земле замерзла вода,

Появилась корочка льда.

Хрустит под ногами у всех,

А под корочкой - мягкий снег. (Наст)

2. Белое покрывало всю землю накрывало. (Снег)

3. Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой,

А весною на весу

Превращается в росу. (Иней)

4. Мы проворные сестрицы -

Быстро бегать мастерицы.

В дождь лежим, в снег бежим:

Уж такой у нас режим. (Лыжи)

5. Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)

6. Лед на речке - мы бежим,

Лед растаял - мы лежим. (Коньки)

- Какое слово получилось в вертикальном ряду?

- Снежок.

-Найдите родственное слово к слову «снежок».

-Что общего у всех этих слов? (Имена сущ-ые, неодуш., зимние слова)

-Какое слово может быть «лишним»?

-На какие две группы можно разделить слова?

- Какие из этих слов словарные? Запишите. (иней, мороз, коньки).

-А пока мы летим на следующую планету, солнышко нам прислало лучик с заданием.

Карточка №1.

Вывод: Что мы узнали об имени сущ-ном? (слайд 16)

2) - Следующая планета у нас на пути - планета, слова с которой делают нашу речь красивой.

- Что же это за планета? (имя прилагательное)

- Что мы знаем об имени прилагательном? (СЛАЙД 17)

- Но прежде, чем выполнить следующее задание сделаем зарядку для глаз.

Глазки быстро заморгали раз, 2, 3, 4, 5,

Но от этого устали и зажмурились опять.

Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.

Но пройдёт ещё минутка, надоест им так сидеть.

-Какое время года сейчас?

А как вы думаете везде зима?

- Пролетая мимо пустыни, солнышко нам прислало свой лучик с заданием

Карточка №2

В пустыне.

Очень жаркий день. Нещадно палит жгучее солнце. По знойной пустыне идёт караван верблюдов.

Солнце (какое?)_____________________________________________________

-Какие выписали слова?

-Как называются эти слова? (синонимы)

-Такие слова в русском языке называются синонимами. Чтобы точнее выразить мысли люди использовали близкие по смыслу слова. В нашем языке много слов близких по смыслу. Есть словарь синонимов.

-А какое ещё может быть солнышко? Давайте подарим ему красивые слова.

-Солнце (какое?) красное, ясное, красивое, доброе, золотое, ласковое, щедрое.

-Почему солнце мы называем «щедрым»?

Щедрый - охотно делится с другими всем, что имеет сам.

Вывод: Какие слова в русском языке наз.именами прилагательными?

3) - Следующая планета вся в движении.

3) Физминутка. Чудеса у нас на свете

Стали солнышками дети

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

(СЛАЙД 20) Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5-и считаем:

Раз, 2,3,4,5

Ищем лучик мы опять.

- Что же это за планета? (СЛАЙД 18 - 19)

- Что мы знаем о глаголе? примеры

И опять нам солнышко прислало свой лучик с заданием. Карточка №3

Солнце всегда приносит радость. Оно возвращает землю к жизни, нежно греет, ярко светит и поднимает настроение.

- Какие слова - действия предметов, вы увидели в этом тексте? Подчеркните их. Зачитайте их.

- Что это за часть речи?

- Это глаголы, потому что они отвечают на вопросы что делают? что делает? и обозначают действия предметов.

-Молодцы.

А мне солнце тоже прислало лучик. (читаю текст) - КАРТОЧКА 3:

«Лучи солнца с радостью и добротой приходят в наш дом. Утром из окна видно золотое сияние. Оно разливается по комнате и становится теплее. Оно единственное и неповторимое, как мама».

С чем автор сравнивает лучи солнца? Почему?

Какие пословицы про маму, про солнце вы знаете.

(При солнышке тепло ,при матери добро. Солнце, как родная матушка никогда не обидит.)

- Вывод: Какие слова называются глаголами?

- А сейчас я вам предлагаю выполнить задание. (СЛАЙД 21)

- Соотнесите слова и вопросы.

- Проверка.

- А к какой части речи относятся слова, к которым нельзя поставить вопрос?

- Что мы знаем о предлогах? Как пишутся предлоги со словами?

Перед какими из этих частей речи пишутся предлоги?

- Молодцы. Вот мы и добрались до солнышка.

4. Закрепление пройденного. (СЛАЙД 22)

М.Пришвин писал: «Всё прекрасное на земле от солнца» (СЛАЙД 23)

- Так ли это? (высказывания детей)

- Прочитайте стихотворение НА КАРТОЧКЕ 1, подготовьтесь к чтению по ролям.

- Сколько действующих лиц понадобиться для чтения?

- Какие это роли?

Холодный ветер, дождь и листопад

А он, чудак, вовсю смеётся.

-Чему ты так, скажи приятель рад?

-Как так чему?

Смотри - восходит солнце! (СЛАЙД 23)

- Что испытывает человек, когда встречает солнце?

- Удивление, радость, восторг, ликование…

- Как вы думаете, к какой части речи отнесём мы слова - чувства и почему?

- Эти слова - чувства мы отнесём к существительному, потому что они отвечают на вопрос что? и называют состояния.

-Наш калмыцкий поэт Д.Кугультинов наблюдал восход солнца не только в республике, но и в Заполярье и написал стихотворение «Солнце в Заполярье»

Д. Кугультинов. «Солнце в заполярье» (СЛАЙД 24)

Снег веселел, занимался, искрясь;

Быстро светлели дворы.

Солнце всходило не торопясь

Из-за вершины горы.

Словно малиновый месяц, огнем

Тучи раскрашивало.

Как без него мы во мраке живем,

Будто расспрашивало.

- Ответьте на вопрос: «Есть ли у солнышка друзья на земле?» (СЛАЙД 25)

- Давайте узнаем какие?

Угадайте загадки.

Всё утро дождик… Ничего весёлого,

Но есть у солнца друг - один из лучших.

Упрямо поворачивая голову,

Он ищет солнце, спрятанное в тучах.

- Что это?

- Подсолнух. (СЛАЙД 26)

Белая корзинка, золотое донце.

В ней лежит росинка, и сверкает солнце.

- А это что?

- Ромашка. (СЛАЙД27)

- У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

- О чём идёт речь в загадке?

- Это одуванчик. (СЛАЙД 28)

- Как вы думаете, почему загадки об этих растениях?

- Они друзья солнца на земле.

- Каждый человек, как и солнце, излучает свет. Но свечение у людей разное. У добрых людей - оно сильное, у злых - слабое. Лучше жить так, чтобы светить людям. И надо ли подчёркивать, что когда вы соритесь, ябедничаете, ваш свет меркнет. Излучать свет, добро - этому мы учимся у солнышка.

- Давайте прочитаем стихотворные строки: (СЛАЙД 29)

- Сначала про себя (следят за рукой).

- Учащиеся читают хором:

Мы всегда друзьями будем.

Позовёт - и я примчусь.

Добрым быть и щедрым к людям

Я у солнышка учусь.

Чему мы учимся у солнышка?

5. Итог урока.

На каких планетах побывали? Что понравилось на уроке?

Если было интересно, урок понравился, то ваше солнышко улыбается.

Мне тоже понравилось как вы работали на уроке - моё солнце тоже улыбается.

Домашнее задание

Придумать сказку про солнышко и его друзей

Нарисовать картинку. (Слайд )

- А теперь найдите у себя на партах звёздочки. Все они упали к нам, когда мы летели к солнцу. А что делают, когда падают звёзды?

- Я вам предлагаю написать на звёздочках своё желание.

- Желаю вам, что ваше желание сбылось.

- Спасибо.

© 2010-2022