- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему Части речи (2 класс)
Урок русского языка на тему Части речи (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Середа Т.А. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка и развития речи
Тема урока: «Части речи» (2 б класс)
Учитель: Середа Т.А.
Тип урока: урок закрепления знаний
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Урок-путешествие
Цели обучения: 1.Формировать умения распознавать части речи по двум
признакам: вопросы, что обозначает.
2. Совершенствовать умение и навык правильного письма.
3. Создать ситуацию успеха для получения новых знаний.
4. Устранить пробелы в знаниях.
Цели развития: 1. Развивать устную и письменную речь.
2. Развивать умение выразительно читать стихи и
анализировать их.
3. Обогащать словарный запас детей новыми словами и
выражениями.
4. Развивать познавательный интерес, творческие
способности, умение анализировать, сравнивать,
определять и объяснять понятия, ставить и разрешать
проблемы.
Цели воспитания: 1. Воспитывать любовь к русскому языку.
2. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за малую
Родину и за её знаменитых людей.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Мотивировать детей на добрые поступки.
Задачи урока: 1.Закрепить навыки, полученные по теме «Части речи»
2.Актуализировать знания учащихся о правописание
буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу.
3.Использовать технологию УДЕ на разных этапах урока.
4.Упражнения в гармоничном развитии тела и ума
5. Развивать умение выступать перед классом
6. Формировать умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: 1. мультимедийный проектор и экран;
2. компьютер;
3.презентация;
4. задания на карточках.
1. Организационный момент. (СЛАЙД 1)
Цель: Создание доброжелательной рабочей атмосферы.
- Здравствуйте.
- Сегодня у нас гости на уроке. Мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало светлее и уютнее в классе от ваших улыбок. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшним уроке будет очень интересным и увлекательным, потому что у нас сегодня будет не просто урок, а урок - путешествие.
Пусть новый день принесёт вам только хорошее. (СЛАЙД 2)
- А на чём мы отправимся в путешествие, вы мне сейчас скажите, если отгадаете загадку.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звезд. (Ракета) (СЛАЙД 3)
- А куда можно отправиться на ракете?
- Мы начинаем наше путешествие к солнцу в систему Частей речи.
2. Минута чистописания.
Цель: Подготовка учащихся к письму.
Физминутка для руки.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни
Хочешь эдак хочешь так
Не обидятся никак
-Откройте тетради, запишите в тетрадях число, Кл. работа.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Посмотрите на доску, какую букву сегодня мы будем прописывать.
- Что мы о ней знаем? (СЛАЙД 4)
3. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.
Цель: Подготовить учащихся к УПД, актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.
- При помощи чего люди общаются друг с другом? ( Языка, жестов.)
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Из чего состоит речь? (Из предложений, слов, слогов, букв.)
- Что выражает предложение? (Законченную мысль.)
- Из чего состоят предложения? (Из слов.)
- Приведите примеры слов.
Всему название дано -
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нет.
И все, что может видеть глаз -
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, означено словами. (СЛАЙД 5)
4. Постановка учебной задачи.
Цель: Дать детям возможность самим сформулировать тему урока.
- А кто был внимательным с самого начала урока, помнит, куда мы отправляемся сегодня путешествовать, и сможет мне назвать тему сегодняшнего урока?
Ну, что? Отправляемся в путь?
СЛАЙД 6)
5.Работа по теме урока.
Цель: Организация деятельности учащихся по применению ранее полученных знаний в новой учебной ситуации.
1) - Скажите, как называется первая планета, которая нам встретилась на пути, если у неё есть два известных спутника КТО? И ЧТО?
- Правильно. Это имя существительное.
Что обозначает?
- Какие имена существительные отвечают на вопрос КТО? Какие на вопрос ЧТО? Что обозначает?
- На планете имени существительного зима. (СЛАЙД 7)
-Какие имена существительные можно найти на картине?
(Снег, мороз, сугроб, деревья, небо, ветки, день, кусты, горка, лес и т.д.)
-Какие это слова? Что у них общего?
- Прочитайте про себя стихотворение
С неба падали пушинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой тополя
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
Как же их зовут? - ты спросишь.
Имя здесь я написала. (СЛАЙД 8)
-О чем это стихотворение? Найдите зимние слова.
- Как называется это стихотворение?
-А как вы догадались?
- Такой вид стихотворения называется акростихом.
-Что же такое акростих? Зачитываю из толкового словаря.
- Продолжим работу с зимними словами. Для этого разгадаем кроссворд.
Дети отгадывают загадки: (СЛАЙД 9 - 15)
1.На земле замерзла вода,
Появилась корочка льда.
Хрустит под ногами у всех,
А под корочкой - мягкий снег. (Наст)
2. Белое покрывало всю землю накрывало. (Снег)
3. Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой,
А весною на весу
Превращается в росу. (Иней)
4. Мы проворные сестрицы -
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в снег бежим:
Уж такой у нас режим. (Лыжи)
5. Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)
6. Лед на речке - мы бежим,
Лед растаял - мы лежим. (Коньки)
- Какое слово получилось в вертикальном ряду?
- Снежок.
-Найдите родственное слово к слову «снежок».
-Что общего у всех этих слов? (Имена сущ-ые, неодуш., зимние слова)
-Какое слово может быть «лишним»?
-На какие две группы можно разделить слова?
- Какие из этих слов словарные? Запишите. (иней, мороз, коньки).
-А пока мы летим на следующую планету, солнышко нам прислало лучик с заданием.
Карточка №1.
Вывод: Что мы узнали об имени сущ-ном? (слайд 16)
2) - Следующая планета у нас на пути - планета, слова с которой делают нашу речь красивой.
- Что же это за планета? (имя прилагательное)
- Что мы знаем об имени прилагательном? (СЛАЙД 17)
- Но прежде, чем выполнить следующее задание сделаем зарядку для глаз.
Глазки быстро заморгали раз, 2, 3, 4, 5,
Но от этого устали и зажмурились опять.
Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.
Но пройдёт ещё минутка, надоест им так сидеть.
-Какое время года сейчас?
А как вы думаете везде зима?
- Пролетая мимо пустыни, солнышко нам прислало свой лучик с заданием
Карточка №2
В пустыне.
Очень жаркий день. Нещадно палит жгучее солнце. По знойной пустыне идёт караван верблюдов.
Солнце (какое?)_____________________________________________________
-Какие выписали слова?
-Как называются эти слова? (синонимы)
-Такие слова в русском языке называются синонимами. Чтобы точнее выразить мысли люди использовали близкие по смыслу слова. В нашем языке много слов близких по смыслу. Есть словарь синонимов.
-А какое ещё может быть солнышко? Давайте подарим ему красивые слова.
-Солнце (какое?) красное, ясное, красивое, доброе, золотое, ласковое, щедрое.
-Почему солнце мы называем «щедрым»?
Щедрый - охотно делится с другими всем, что имеет сам.
Вывод: Какие слова в русском языке наз.именами прилагательными?
3) - Следующая планета вся в движении.
3) Физминутка. Чудеса у нас на свете
Стали солнышками дети
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
(СЛАЙД 20) Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5-и считаем:
Раз, 2,3,4,5
Ищем лучик мы опять.
- Что же это за планета? (СЛАЙД 18 - 19)
- Что мы знаем о глаголе? примеры
И опять нам солнышко прислало свой лучик с заданием. Карточка №3
Солнце всегда приносит радость. Оно возвращает землю к жизни, нежно греет, ярко светит и поднимает настроение.
- Какие слова - действия предметов, вы увидели в этом тексте? Подчеркните их. Зачитайте их.
- Что это за часть речи?
- Это глаголы, потому что они отвечают на вопросы что делают? что делает? и обозначают действия предметов.
-Молодцы.
А мне солнце тоже прислало лучик. (читаю текст) - КАРТОЧКА 3:
«Лучи солнца с радостью и добротой приходят в наш дом. Утром из окна видно золотое сияние. Оно разливается по комнате и становится теплее. Оно единственное и неповторимое, как мама».
С чем автор сравнивает лучи солнца? Почему?
Какие пословицы про маму, про солнце вы знаете.
(При солнышке тепло ,при матери добро. Солнце, как родная матушка никогда не обидит.)
- Вывод: Какие слова называются глаголами?
- А сейчас я вам предлагаю выполнить задание. (СЛАЙД 21)
- Соотнесите слова и вопросы.
- Проверка.
- А к какой части речи относятся слова, к которым нельзя поставить вопрос?
- Что мы знаем о предлогах? Как пишутся предлоги со словами?
Перед какими из этих частей речи пишутся предлоги?
- Молодцы. Вот мы и добрались до солнышка.
4. Закрепление пройденного. (СЛАЙД 22)
М.Пришвин писал: «Всё прекрасное на земле от солнца» (СЛАЙД 23)
- Так ли это? (высказывания детей)
- Прочитайте стихотворение НА КАРТОЧКЕ 1, подготовьтесь к чтению по ролям.
- Сколько действующих лиц понадобиться для чтения?
- Какие это роли?
Холодный ветер, дождь и листопад
А он, чудак, вовсю смеётся.
-Чему ты так, скажи приятель рад?
-Как так чему?
Смотри - восходит солнце! (СЛАЙД 23)
- Что испытывает человек, когда встречает солнце?
- Удивление, радость, восторг, ликование…
- Как вы думаете, к какой части речи отнесём мы слова - чувства и почему?
- Эти слова - чувства мы отнесём к существительному, потому что они отвечают на вопрос что? и называют состояния.
-Наш калмыцкий поэт Д.Кугультинов наблюдал восход солнца не только в республике, но и в Заполярье и написал стихотворение «Солнце в Заполярье»
Д. Кугультинов. «Солнце в заполярье» (СЛАЙД 24)
Снег веселел, занимался, искрясь;
Быстро светлели дворы.
Солнце всходило не торопясь
Из-за вершины горы.
Словно малиновый месяц, огнем
Тучи раскрашивало.
Как без него мы во мраке живем,
Будто расспрашивало.
- Ответьте на вопрос: «Есть ли у солнышка друзья на земле?» (СЛАЙД 25)
- Давайте узнаем какие?
Угадайте загадки.
Всё утро дождик… Ничего весёлого,
Но есть у солнца друг - один из лучших.
Упрямо поворачивая голову,
Он ищет солнце, спрятанное в тучах.
- Что это?
- Подсолнух. (СЛАЙД 26)
Белая корзинка, золотое донце.
В ней лежит росинка, и сверкает солнце.
- А это что?
- Ромашка. (СЛАЙД27)
- У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца маленький портрет.
- О чём идёт речь в загадке?
- Это одуванчик. (СЛАЙД 28)
- Как вы думаете, почему загадки об этих растениях?
- Они друзья солнца на земле.
- Каждый человек, как и солнце, излучает свет. Но свечение у людей разное. У добрых людей - оно сильное, у злых - слабое. Лучше жить так, чтобы светить людям. И надо ли подчёркивать, что когда вы соритесь, ябедничаете, ваш свет меркнет. Излучать свет, добро - этому мы учимся у солнышка.
- Давайте прочитаем стихотворные строки: (СЛАЙД 29)
- Сначала про себя (следят за рукой).
- Учащиеся читают хором:
Мы всегда друзьями будем.
Позовёт - и я примчусь.
Добрым быть и щедрым к людям
Я у солнышка учусь.
Чему мы учимся у солнышка?
5. Итог урока.
На каких планетах побывали? Что понравилось на уроке?
Если было интересно, урок понравился, то ваше солнышко улыбается.
Мне тоже понравилось как вы работали на уроке - моё солнце тоже улыбается.
Домашнее задание
Придумать сказку про солнышко и его друзей
Нарисовать картинку. (Слайд )
- А теперь найдите у себя на партах звёздочки. Все они упали к нам, когда мы летели к солнцу. А что делают, когда падают звёзды?
- Я вам предлагаю написать на звёздочках своё желание.
- Желаю вам, что ваше желание сбылось.
- Спасибо.