- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа спецкурса «Проектная и исследовательская деятельность»
Программа спецкурса «Проектная и исследовательская деятельность»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Неделина И.И. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№72
с углубленным изучением отдельных предметов
Программа спецкурса «Проектная и исследовательская деятельность»
для организации внеурочной деятельности в 3классе.
Автор:
учитель начальных классов
Бирюлина Галина Васильевна
Ульяновск 2014
Введение. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе. Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий. Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире - как стиль жизни современного человека. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Духовно-нравственная направленность), подпрограмма - курс «Проектная и исследовательская деятельность» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./. Курс «Учусь создавать проект» - это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Программа помогает решать задачу формирования самостоятельности ребенка, способности к самообразованию и саморазвитию. Помогает научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом. Используемые пособия соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения):
1.Учусь создавать проект. Рабочая тетрадь для 3класса в 2-х частях./Р. И. Сизова, Р.Ф. Селимова.- М.; Издательство РОСТ, 2012.
2.Учусь создавать проект: Методическое пособие для 3 класса/ Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова,- М; Издательство РОСТ, 2012.
Количество часов - 35 (1раз в неделю) во внеурочной деятельности. . Одним из основных методов обучения школьников является проектный метод обучения. Внедрение его в учебный процесс является очень важным для начальной школы, так как при этом более полно реализуются задачи развития учащихся: - приёмов умственной деятельности младших школьников; - изменения мотивационной структуры личности; - формирование умений учебной деятельности, трудолюбия. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, формированию активной деятельности, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, рациональному и творческому использованию человеческих и природных ресурсов. Прежде всего, мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий): - организационных (регулятивных); - интеллектуальных (познавательных), - оценочных (личностных), - коммуникативных. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет: обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе. Главное в работе над проектами - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение
Особенностью данного спецкурса является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве спецкурс обеспечивает реализацию следующих принципов:
-
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
-
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-
системность организации учебно-воспитательного процесса;
-
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
6. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно. Направления деятельности: 1. совершенствование психолого-педагогических технологий сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих эмоциональной разрядке обучающихся через реализацию проектов «Учись учиться», «Помоги себе сам»; 2. повышение мотивации в учении через построение образователь ного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета; 3. организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения; 4. вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом; 5. сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов; 6. глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях; 7. формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой; 8. приобретение коммуникативных умений; 9. выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации; 10. программа каникулярного оздоровления детей через учебный лагерь, учебные и научно-исследовательские экспедиции.
Примерные темы проектов (внеурочная деятельность)
-
Мир вокруг нас:
-
Космос и человек.
-
Мы летим в космос.
-
Солнечная система.
-
Лунный город.
-
Ветер на службе у человека.
-
Компьютеры вокруг нас.
- Как рождаются реки, моря, океаны.
- Почему бывают волны в царстве Нептуна?
- Я изобретатель (разработка или доработка несложного доступного объекта, том числе технического).
- Рождение горы.
- Путешествие на дно морское.
- Где живет огонь?
- Что подсказала природа мастеру, художнику.
-
Союз земли, воздуха, воды в жизни растений.
-
Польза и красота минералов.
II. Мир людей.
-
Люди, которые нас окружают, их профессии.
-
Рукотворный мир. Красота предметов и вещей.
-
Красота живет в отношениях людей.
-
Опасные профессии.
-
Добрые профессии.
-
Сладкие профессии.
-
Строгие профессии.
-
Музыкальные профессии.
-
Людям каких профессий нужны краски?
-
Кто делает города (села, деревни) красивыми?
-
Что произойдёт, если исчезнет профессия …(название профессии)?
-
Есть ли в профессии хлебороба (или другой) красота и поэзия.
-
История моей рубашки (брюк, носков, репродукции).
- Ателье «Дюймовочка» (разработка необычных костюмов, использование необычных материалов).
III. Из истории вещей:
-
История пуговицы (лампочки, кисточки, красок и т.п.).
-
История происхождения любого предмета из детского окружения.
-
Какие бывают часы? (о декоративном оформлении или о видах часов)
-
История телевизора (радио, видео)
IV. Великие изобретатели и ученые
-
Тульский мастер Левша.
-
О чём мечтал К.Э. Циолковский.
-
С.П. Королёв и освоение космоса.
-
Кто изобрёл радио?
-
Кто изобрёл компьютер? И т.п.
-
Великие произведения и изобретения Леонардо да Винчи.
-
Открытия М. Ломоносова.
-
Архитекторы, создавшие исторический облик моего города.
-
Изобретения Архимеда в нашем доме и в современной технике.
V. Праздники и традиции
-
Традиции мастерства (об истории местных ремёсел, производств).
-
Бабушкин сундучок (истории семейных реликвий).
-
История нашего города.
-
Исторические здания моего города.
-
Исторический костюм (костюмы разных эпох, народные костюмы).
6. Красота живет в народных традициях, праздниках.
VI. Социальные проекты:
-
Праздничное настроение. ( Рисунки, поздравления ветеранам, пожилым людям).
-
Окно радости.
-
День цветов.
-
Не проходите мимо! (Проект начинающих фотографов).
-
Чистое утро.
-
Не ходите по газонам!
-
Мы нашли своих хозяев!
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Деятельность родителей
1. Погружение в проект
Цель - подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
- определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
- создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые специфические умения и навыки.
Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей.
2. Планирование деятельности
Цель - пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
- определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
- установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
- распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта;
• продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Консультируют в процессе поиска информации.
Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
Цель - разработка проекта.
Задачи:
- самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
- промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.
4. Оформление результатов
Цель - структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
- анализ и синтез данных;
- формулирование выводов.
Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
Наблюдает, советует.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.
5. Презентация результатов
Цель - демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
- подготовка презентационных материалов;
- подготовка публичного выступления;
- презентация проекта.
Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.
Консультируют в выборе формы презентации.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
Выступают в качестве эксперта.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Цель - оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи:
- коллективное обсуждение результатов проекта;
- самоанализ проектной деятельности.
Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.
Наблюдает, направляет процесс.
Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
• коллективного обсуждения;
• самоанализа.
Консультируют в оформлении отчета.
№ п/п
Тема урока
Дата
Количество часов
Тип урока
Планируемые результаты
Форма организации познаватель-ной деятель-ности
Формы
контроля.
Организа-
ция самостоя-тельной деятель-
ности
Наглядность, ИКТ
Примечание
Предметные
Метапредметные (УУД)
Личностные
знать
уметь
1
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом.
1
Комби-ниро-ванный
Что такое хобби. Этапы работы над проектом.
Презентовать свои увлечения, достижения, восстанавли-вать текст.
Составлять план решения учебной про-блемы совме-стно с учите-лем.
Осознавать и определять свои эмоции.
Коллективная работа
Беседа
по
вопросам
«Волшеб-ный квад-рат», «Ве-селые ребусы».
Рабочая тетрадь №1 с.2-3.
2
Выбор темы проекта. Подбор материала для проекта. Проб-лема. Решение проблемы.
1
Комби-ниро-ванный
Понятие: проб-лема. Средства и способы воплощения собственных замыслов.
Создавать собственные творческие за-мыслы, дово-дить их до воп-лощения в твор-ческий продукт.
Слушать и понимать речь других.
Осознавать цель и ситуацию общения.
Работа в группах.
Беседа
по
вопросам
«Говоря-щие рыбки».
Рабочая тетрадь №1 с.4-8.
3
Выбор темы ис-следования. Предположение Гипотеза,. Реше ние задачи.
1
Комби-ниро-ванный
Главный спо-соб получения научной инфо-рмации.
Высказывать предположения о неизвестном, способа провер-ки своих гипо-тез.
Устанавли-вать причин-но-следст-венные связи.
Стремиться к со-вершенствованию собственной речи.
Коллективная работа
Беседа
по
вопросам
Задачи к проекту.
«Рабочая тетрадь» №1 с.9-12.
4
5
Требования к паспорту про-екта. Составле ние паспорта проекта. Прак-тические заня-тия.
2
Комби-ниро-ванный
Понятие «паспорт проекта».
Составлять пас-порт проекта.
Перерабаты-вать и преоб-разовывать информацию из одной фор-мы в другую.
Осознание ответ-ственности за про изнесенное и напи санное слово.
Работа в группах.
Практическая работа.
Опыт «За-гадочная сила- гра-витация»..
«Рабочая тетрадь» №1 с.13-17.
6
7
Требования к составлению анкет для про-екта. Анкетиро-вание.
2
Комби-ниро-ванный
Виды вопросов для анкет: уточняющие, восполняющие.
Составлять вопросы для ан-кетирования.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Доказывать и защищать свои идеи.
Коллективная работа
Ответы на вопросы анкеты.
Составле-ние вопро-сов.. Опыт «Неваляш-ка».
«Рабочая тетрадь» №1 с. 18-24.
8
Постер. Требо-вания к созда- нию постера. Условия раз-мещения мате-риала на посте-ре.
1
Комби-ниро-ванный
Что такое пос-тер.
Располагать ма териал на посте-ре.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Осознание ответ-ственности за про изнесенное и напи санное слово.
Коллективная работа
Создание постера.
Опыт «До машний фонтан». Чтение рубрики.
«Рабочая тетрадь» №1 с. 25-27.
9
10
Практические занятия. Созда-ние мини- посте ра.
2
Комби-ниро-ванный
Что такое постер.
Создавать пос-тер со ссылка-ми и иллюстра-циями.
Самостоятельно формули-ровать тему и цели занятия
Обращать внимание на особенности устных высказываний.
Работа в группах.
Предвари тельные выводы.
Рисунок к теме пос-тера.
Выставка из мини- посте-ров. «Рабочая тетрадь» №1 с.28-31.
11
12
13
Изучение и ос-воение возмож ностей про-граммы МРР Вставка фото-графий, рисун-ков, фигур, диаграмм.
3
Комби-ниро-ванный
Для чего нужна программаМРР где она нахо-дится.
Работать с фото-графиями, ри-сунками, фигу-рами, диаграмм-мами.
Извлекать ин-формацию, представлен-ную в разных формах.
Стремиться к со-вершенствованию собственной речи
Самостоятель-ная работа
Практическая работа.
С.р. «Най-ди законо мерность».
«Рабочая тетрадь» №1 с. 32-40.
14
15
16
Программа МРР Анимация. На-стройка ани-мации.
3
Комби-ниро-ванный
Как работать с командой «Вставка». Понятия: анимация, имитация.
Настраивать анимации на слайде.
Извлекать ин-формацию, представлен-ную в разных формах.
Формирование познавательного
интереса.
Работа в груп-пах.
С.р. «Од-ним рос-черком».
Творч. раб. Создание журнала «Мир гла-зами жи-вотных».
«Рабочая тетрадь» №1 с. 41-46.
17
18
19
Программа
МРР Дизайн.
3
Комби-ниро-ванный
Понятия: ди-зайн, утиль, модерн, интерь ер.
Творчески подходить к созданию вещи.
Извлекать ин-формацию, представлен-ную в разных формах.
Осознавать и опре делять эмоции других людей.
Самостоятель-ная работа
Практическая рабо-та.
Опыты: «Лотос», «Аэроди-намичес-кий пара-докс».
«Рабочая тетрадь» №2 с. 1-5.
20
21
Фотография на слайдах. Рабо-та с фотографи ей на слайдах.
2
Комби-ниро-ванный
Как работать с фотографиями на слайдах.
Работать с ко-мандами «Об-резка» и «Грани цы рисунка».
Работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Осознание ответ-ственности за про изнесенное и напи санное слово.
Самостоятельная работа
«Найди за кономер-ность».
Опыт «Хло пушка».
«Рабочая тетрадь» №2 с. 6-10.
22
23
Требования к компьютерной презентации.
2
Комби-ниро-ванный
Понятие: презентация.
Находить ошиб-ки в готовой пре зентации и исправлять их.
Извлекать ин-формацию, представлен-ную в разных формах.
Навыки сотрудничества.
Коллективная работа
«Найди за кономер-ность».
Опыт «По-ющие бу-тылки».
«Рабочая тетрадь» №2 с.11-14.
24
25
Закрепление по-лученных уме-ний и навыков в работе с про-граммой МРР
2
Комби-ниро-ванный
Изученные понятия.
Использовать по-лученные знания при текстовой проверке.
Работать по алгоритму.
Выражать собственное мнение.
Коллективная работа
Тест с.15-17.
С.р. «Най-ди отличия «Соглас-ные».
«Рабочая тетрадь» №2 с.15-18.
26
27
28
Практическое занятие. Соста вление первой презентации по заданному тексту.
3
Комби-ниро-ванный
Требования к компьютерной презентации.
Использовать полученные знания при со-ставлении пре-зентации по за-данному тексту.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью.
Стремиться к со-вершенствованию собственной речи
Работа в групп-пах.
Беседа
по
вопросам
Опыт «Яйца в тарелке».
«Рабочая тетрадь» №2 с.19-22.
29
Подготовка про-ектной докумен тации к высту-плению на конкурсе. Обра-ботка информа-ции. Интервью. Визитка.
1
Комби-ниро-ванный
Понятие: папка проекта.
Выделять нуж-ную инфор-мацию и отсеи-вать лишние данные, созда-вать визитку проекта.
Извлекать ин-формацию, представлен-ную в разных формах.
Осознавать и опре делять эмоции других людей.
Коллективная работа.
Беседа
по
вопросам
Опыт «Дви жение». Творческая работа: со-здание ви-зитки.
«Рабочая тетрадь» 32 с.23-28.
30
Тесты. Тести-рование. Само анализ. Рефлек сия.
1
Комби-ниро-ванный
Изученные понятия.
Правильно использовать изученные понятия в процессе с/р.
Определять степень успешности своей работы.
Осознавать и определять свои эмоции.
Самостоятель-ная работа.
Тестовые задания.
Самопроверка.
«Рабочая тетрадь» №2 с.29-30.
31
Впечатления от работы над проектом.
1
Комби-ниро-ванный
Изученные понятия.
Подводить некоторые ито-ги своей дея-тельности.
Делать выводы.
Самоконтроль.
Фронтальная работа.
Краткие сообще-ния.
Рисунок «Мои впе-чатления».
«Рабочая тетрадь» №2 с.31-32.
32
Пожелания будущим проектантам.
1
Комби-ниро-ванный
Понятия: презентация, информация.
Делать выводы в виде советов будущим проек-тантам.
Строить рассуждения.
Анализировать работу.
Фронтальная работа.
Беседа
по
вопросам
С.р. «Най-ди законо-мерность».
«Рабочая тетрадь» №2 с.33-34.
33
Страница бла-годарности тем, кто окру-жал и поддер-живал тебя в этом году.
1
Комби-ниро-ванный
Программу «МРР».
Высказывать слова благодар- ности тем, кто поддерживал проектанта.
Выражать собственное мнение.
Применение освоенного опыта.
Фронтальная работа
Листы бла годарнос-ти.
Опыт «Мо-нета на локте».
«Рабочая тетрадь» №2 с.35-37.
34
Советы на лето от Мудрого Дельфина.
1
Комби- ниро- ванный
Разные значе-ния слова «дорога».
Замечать, что нас окружает.
Строить рассуждения.
Ориентироваться в своей системе знаний.
Самостоятельная работа
Беседа
по
вопросам
Создание книги соб-ственных высказы-ваний.
«Рабочая тетрадь» №2 с.38-40.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
-
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-
формирование рефлексии.
Литература
Книгопечатная продукция
Для обучающихся:
-
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 3 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012. - 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
-
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
-
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Для учителя:
-
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 3 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012. - 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
-
С. Н. Тур, Е. И. Васюкова. Духовно-нравственное воспитание. Тетрадь проектов. 3 класс.
-
Т. Сенчански. Ставим опыты. - М.: Аркаим, 2008
Рекомендуемая литература для учителя:
-
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.
-
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.
-
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2100. - 152с.
-
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] standart.edu.ru/ (09.03.11)
Технические средства
-
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
-
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор.
-
Интерактивная доска.
-
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
-
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи