Урок по теме Имена прилагательные (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе по теме «Прилагательные:синонимы и антонимы».

Система Занкова.

Тип урока:урок «открытия- нового знания»(технология деятельностного метода).

Предметная тема: Прилагательные: синонимы и антонимы.

Дидактическая цель:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия :умение подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

Содержательная цель: расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов.

Воспитательная цель: воспитывать доброжелательность, доброе отношение к людям, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

Уметь работать по коллективно составленному плану

Оценивать правильность выполнения действий

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей(регулятивныеУУД)

Уметь оформлять свои свои мысли в устной форме

Слушать и понимать речь других

Учиться работать в парах,формулировать собственное мнение и позицию (коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного;

Добывать новые знания:находить ответы на вопросы ,используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию,полученную на уроке (Познавательные УУД)

Предметные:

Уметь использовать в речи названия частей речи,

Уметь правильно подобрать синонимы и антонимы к разным частям речи

Основные понятия:Части речи, синонимы, антонимы

Материально-техническое обеспечение урока

Русский язык.Учебник для 2 класса.Часть 1

Презентация проектор компьютер

Рабочие тетради

Формы работы учащихся

Фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия ( УУД )

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

-Ребята, за полтора года прошло более 1000 уроков. И каждый урок - это открытие нового. Что ждёте вы сегодня от урока?

Голосистый наш звонок

Пригласил нас на урок.

А теперь -внимание!

Домашнее задание.

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к решению проблемы.

создаёт условия для возникновения внутренней потребности («хочу»);

личностные: самоопределение.

Познавательные: общеучебное умение - формулирование познавательной цели.

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

-У кого были трудности при выполнении задания?

- Кто справился легко с домашним заданием?

Упр 304

-Назовите существительные.

-Докажите, что это существительные.

-Что ещё знаете о существительных?

-Назовите синонимы к существительному волшебник.

-Антоним к существительному добро.

Образуйте от существительного добро однокоренное прилагательное

-Что знаете о прилагательных?

3) этап выявления места и причины затруднения;

-Сравните наши знания о существительных и прилагательных, предположите, что ещё требует изучения?

-Какие есть мнения, предположения?

- Давайте вместе сформулируем тему урока? (слайд1)

-Итак, сегодня мы будем исследовать прилагательные. Проверять наши предположения. Во-первых, если у существительных есть антонимы и синонимы, то возможно и у прилагательных есть антонимы и синонимы. И, во-вторых, если у существительных они выражены существительным, то у прилагательных они должны быть выражены прилагательными.

А вовремя поиска истины, мы будем составлять пирамидку урока (слайд2)

-Кто поможет?

Слова - это строительный материал языка, из которого создаются прекрасные произведения. Нашим помощником станет замечательный датский сказочник….(портрет,слайд3)

актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

Ученики пытаются осмыслить, представленную

уч ителем проблему.

Дети высказывают свои предположении (формулируют гипотезу)

Дети совместно с учителем определяют цель урока.

Совместное планирование урока.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

-Какие знания помогут? (слайд4)

а) (слайд5)- Давайте заглянем в замок Снежной королевы. Она дала Каю задание: составить из льдинок определение синонимов и антонимов,. Помогите Каю, будьте очень внимательными. (у детей на партах конверты с "льдинками", на которых записаны фрагменты определения)Договоритесь,кто какое определение будет собирать?

Что заметили?

Давайте проверим, что получилось.

Синонимы - слова, близкие по значению, отвечающие на один и тот же вопрос. Антонимы-слова, противоположные по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

-Какие умения помогут? (слайд6)

С помощью этих умений будем проверять наше предположение

Организует выбор средства для построения нового знания (с помощью чего? - обращается к изученным понятиям

Вспоминают и складывают из карточек понятия син. и ант.




5) этап реализации построенного проекта;

б)Прочитайте отрывок (слайд7)

В чашеч ()ке тюл ()пана сидела очаровател ()ная крошеч ()ная, нежная девоч()ка. Однажды ноч()ю в окно вскочила отвратител()ная бол()шая и мокрая жаба.

-Что можете сказать о произведении и авторе по этому отрывку?

-Какое задание можете предложить?

-Назовите слова с ь показателем мягкости; с ь разделительным.

-Почему не все слова назвали?

-Какое предложение хотят списать девочки?Мальчики?

-Проговорим трудные по написанию слова.

- (после списывания) Назовите прилагательные

- Подберите к слову крошечная синоним?

А теперь к слову большая?

-Заметили,какой частью речи они являются?

Самостоятельная работа в парах.

-Выпишите парами антонимы.

(очаровательная - отвратительная, крошечная - большая)

- Почему не выписали пару для слова нежная ?

-Что нам может помочь? (слайд8)

- Давайте попросим консультантов заглянуть в словарь антонимов. .

Пока консультанты работают,остальные выполняют задание. (слайд9)

Подберите подходящие по смыслу антонимы к выделенным прилагательным и закончите предложения.(Слова на стенах класса на карточках)

Бедный утёнок был маленький, а охотничий пёс, склонившийся над ним ______________. (красивый, огромный, породистый)

Гадкий утёнок стал _______________ лебедем. (Прекрасным, большим, молодым)

Антоним к слову нежный.-…. в)Физминутка

Чудеса на белом свете

Стали маленькими дети

А потом все дружно встали

Великанами вдруг стали

Флюгер есть теперь у нас

Завращается сейчас

Ветер справа

Ветер слева

Флюгер вертится умело

Сначала буду маленьким

К коленочкам прижмусь

Потом я вырасту большим

До лампы дотянусь

-Что заметили?

Организует деятельность по самостоятельному выполнению задания на применение нового знания, запланированного для
изучения на данном уроке;





зафиксировали возникшее затруднение в выполнении
пробного действия или его обосновании

организовывает самопроверку учащимися своих решений по
эталону (словарю);






Проверка на доске

Учатся работать со словарём.

Осуществляют поиск и отбор соответствующей информации.

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

г)В начале урока мы говорили, что слова - это строительный материал, из которых получаются замечательные произведения. Благодаря умелому, талантливому их использованию добрый сказочник Г.Х.Андерсен написал 156 сказок для детей и взрослых.

К словам нужно быть очень внимательным. (на доске)

бедный утёнок - _______________ (счастливый)

бедный солдат - _______________ (богатый)

-Назовите прилагательное

-Подберите к прилагательным

антонимы.

-Почему к 1 слову 2 разных антонима? (разное значение)

д)-Благодаря антонимам мы сравниваем разные времена года, события, людей, их характеры. Это делает сказки особенно яркими, выразительными и занимательными.

Давайте сравним двух героинь сказок. А что может нам ещё ярче представить и сравнить их?(музыка)

Женщина эта, необычайно высокая, строгая, была вся изо льда, ослепительного, сверкающего льда. Глаза её сияли как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира, от неё веяло холодом и морозом.

Волосы у неё были волнистые, и кудри золотым сиянием окружали её милое, приветливое личико, круглое и румяное, словно роза.

- О ком шла речь?

-Что их объединяет? (слайд)

-Прозвучала ария Снежной королевы и романс Герды из мюзикла «Снежная королева»

-Писатель и композитор противопоставляют Герду и Снежную королеву, чтобы показать доброту, тепло, нежность девочки и холодность, равнодушие Снежной королевы.

-Как называется такой приём в литературе?

-Попробуйте составить предложение , в котором покажете своё отношение к героиням. Используйте синонимы и антонимы

Слайд

(милая, добрая приветливая,холодная,равнодушная)

-В жизни с какими людьми приятнее общаться,находить общий язык?

Физминутка .

Чудеса на белом свете

Стали маленькими дети

А потом все дружно встали

Великанами вдруг стали

Флюгер есть теперь у нас

Завращается сейчас

Ветер справа

Ветер слева

Флюгер вертится умело

Сначала буду маленьким

К коленочкам прижмусь

Потом я вырасту большим

До лампы дотянусь

-Что заметили?

Продолжим наше исследование


Самостоятельная работа учащихся

И.р у доски

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

Г)-По какому принципу пары слов можно разделить на 3 группы?

На2 группы? (слайд)

Злая - жестокая, прекрасный - красивый, прекрасный - гадкий,

добрая- душевная,хороший-плохой,красивое- уродливое.

-Кто хочет выписать пары- синонимы?

-Антонимы?

-Назовите слова,в которых букв меньше звуков?

Что у всех слов общего?

Осуществляют классификацию.

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Удалось доказать наши предположения?

-Сделайте вывод.

А пирамидка нам помогла?

Значит мы её сможем использовать как алгоритм поиска истины и на других уроках.

-Где в жизни могут пригодиться эти знания? (слайд)

- С помощью слов мы общаемся .Но слова есть разные.Старайтесь словом не разрушить хрупкий мир человеческих отношений.

Д.з.( творческое) .Выписать из сказок Андерсена отрывки, в которых встречаются синонимы и антонимы.

Оцените свою работу на уроке и своё настроение (листочки)

Поделитесь мыслями.

Оценки за работу.

Дайте оценку уроку,используя прилагательные?

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь тихо,
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь близко.
Скажу тебе я слово трус.
Ответишь ты смельчак.
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: конец.

Урок окончен.Спасибо за работу.

организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке

Учатся оценивать свою деятельность.

Познавательные: рефлексия.

Регулятивные: самооценка.

Дополнительно:

Поэтическая минутка.

- Кто из вас любит стихи?

Приглашаю вас на поэтическую минутку. Ведь Андерсен писал не только сказки, но и стихи. Найдите антонимы.

Во дворец доставили:
Добрая ли, злая ли,
Может очень жадная,
Может неопрятная?
Главное - горошина
Под тюфяки положена.
А принцесса душечка,
Солнышко моё,
Милая и нежная чувствует её.

А хотите сами попробовать сочинить стихотворение? Вставьте подходящие антонимы.

Чтоб лебедем ______________

Весной оборотиться

Утёнком _________________

Пришлось ему родиться.

Нам Андерсен здесь рассказал о себе,

Своей и счастливой, и несчастной судьбе.

(весёлым, прекрасным, добрым, безобразным, сильным)

Прочитайте, как у вас получилось? Назовите антонимы.



© 2010-2022