Конспект урока литературного чтения А. С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
1. МБОУ гимназия №1 г. Липецк 2. Андриянова Елена Викторовна 3. Литературное чтение 4. 2 класс 5. Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение - Свиридовой В.Ю.
6. Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
7. Цели урока: формирование умения анализировать сказку, раскрывая особенности композиции, языка, образов героев; совершенствование навыка чтения; развитие речи обучающихся. 8. Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, компьютер, иллюстрации учащихся, раздаточный материал для самооценки деятельности учащихся на уроке, дифракционные очки - тренажеры.
9. Ход урока Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности - Сегодня мы рады видеть на нашем уроке учителей гимназии, воспитателей детских садов города Липецка. Мы с удовольствием покажем, как второклассники изучают литературу, работают над техникой чтения, развивают свою речь. - Давайте спланируем нашу работу на уроке (учащиеся предлагают разные варианты и виды деятельности на уроке).
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии - Как обычно, начинаем работать над техникой чтения. Аутогенная тренировка (настрой на правильное чтение). а) жужжащее чтение; б) дежурная буква (с.88); в) «Птичий базар» (с.85); г) многократное чтение (с.88); е) зарядка для глаз в дифракционных очках-тренажерах. -О чём-то скрипит половица и птице опять не спится. Присев на кровати, подушки опять навострили ушки. И сразу меняются лица, меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица, к нам снова приходит сказка!
Формулирование темы, целей урока -Сегодня, на уроке литературного чтения, мы продолжим работу над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке) (сл. 1) Поговорим о героях сказки, узнаем значение старинных слов, будем рассуждать, делать выводы, сравнивать. -Скажите, чем похожи все сказки? (волшебство, повтор сюжета, магическое число) -На прошлом уроке мы только читали сказку, знакомились с содержанием. -Что понравилось? Что не понравилось? -Вы нарисовали иллюстрации к сказке. Они помогут вспомнить содержание, главных героев сказки. -Вот первый рисунок. Найдите и прочитайте строки, соответствующие рисунку. А теперь послушайте «художника» (читают наизусть строчки Пушкина). - Оцените рисунки. Что можете сказать? (высказывания учащихся) -А теперь мы все играем, на вопросы отвечаем!
  1. Где жили старик и старуха? (у самого синего моря)
  2. С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
  3. С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
  4. Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
  5. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
  6. В чем стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая кичка)
  7. Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (по щеке ударила мужа)
  8. Что держала стража царицы на плечах? (топорики)
  9. Что ела за столом старуха-царица? (пряник печатный)
  10. Куда отправила старуха-дворянка работать, служить мужа? (на конюшню)
  11. Кто ещё насмехался над стариком? (народ)
- Молодцы, вы внимательно читали сказку!
Открытие нового знания -Посмотрите интересные сведения о произведении А.С.Пушкина (Сл.2,3,4) ( Тиара- с греческого языка - корона с крестом и лентами, головной убор Римского Папы с 14в. по 1965г). Римский Папа - глава Католической церкви с резиденцией в городе Ватикане. Вавилонская башня - башня « до небес» (Она построена на берегах рек Тигр и Ефрат вместе с городом Вавилон после Всемирного потопа). -В сказке А.С.Пушкина нам встретились устаревшие слова. Как понимаете: ветхая землянка, кликать, пуще, корысть, чупрун? (высказывания учащихся) - А вот ещё слова, которые сейчас уже редко употребляются в речи: невод, столбовая дворянка, кичка, душегрейка, откуп, дворяне (сл. 5-8). - Вы дома перечитывали сказку до 122стр. На какие отрывки вы обратили внимание и почему, перечитайте выразительно. Выскажете свои мысли. - Теперь я дочитаю вам сказку до конца. Откройте стр.122, следите за моим чтением. Что можете сказать?
Введение нового знания в систему знаний Хитрые проблемные вопросы -Почему А.С.Пушкин говорит «старуха», а не «старушка»? -Почему рыбка не выполнила последнее желание старика?(Милость не безгранична. Рыбка молча ушла, положив конец к стремлению человека властвовать не только на море, но и на земле) -Как была наказана старуха? («осталась у разбитого корыта»- выражение и сейчас употребляется в речи - остаться ни с чем) -Какова рыбка? (учащиеся дают характеристику героям) -Какова старуха? -Каков старик? (слепо подчиняется старухе, у него не хватает смелости, безвольный, слабохарактерный) -Диагностическая работа по изученному материалу. -Определите героя сказки по его словам. Вставьте ответ в предложение (сл.9): - Дурачина, ты, простофиля! - Добро, будет старуха царицей! -…ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешил ты целое царство! - Молодцы, справились! -Работаем в парах. Посовещайтесь и проставьте правильный порядок в событиях сказки (листочки с текстом). - Проверка: 2,5,3,1,6,4. Встаньте, у кого нет ошибок. -( сл.10) Прочитайте слова А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок».
Рефлексия учебной деятельности на уроке -Так какой же урок преподал нам А.С.Пушкин? Мы поняли его мысли? Сделайте вывод (учащиеся высказывают свои мысли). Вывод: А.С.Пушкин не только повествует нам о жизни старика и старухи, не только заставляет нас задуматься о поведении героев, но и вводит нас в мир русской литературы, раскрывая свои мысли и чувства. А мы учимся их понимать и говорить об этом. И это очень ценно и важно! - Д/з. - творческое. Устное сочинение на тему: «Что бы тебе хотелось попросить у рыбки?» - Проведём самооценку своей работы на уроке (заполняют табличку). - Урок окончен. Всем спасибо!
10. Приложение а) Аутогенная тренировка -Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Я читаю быстро каждый день. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и моё самочувствие улучшается с каждым днем. Я умею быстро читать. Я буду так читать всегда!
б) Самооценка деятельности на уроке: -Старался отвечать без ошибок + - -Слушал ответ товарища + - -Соблюдал дисциплину на уроке + - -Был активен + - -Следил за правильной осанкой + -
в) Презентация
© 2010-2022