Урок русского языка на темуЧу-Щу

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка на темуЧу-Щу

«Произношение и написание слов с сочетаниями чу, щу»

Класс: 1 класс

Предмет: русский язык

Учитель: Семенова Елена Алексеевна, МАОУ СОШ №71, г. Краснодар

Тема: «Произношение и написание слов с сочетаниями чу, щу» Цель: наблюдение и формулирование вывода учащимся о правописание орфограммы ЧУ-ЩУ, научиться правильно писать слова с этими сочетаниями. Характеристика деятельности учащихся: Ставить учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши. Выделять в словах только твердые согласные звуки, только мягкие согласные звуки. Сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях жи-ши с его обозначением на письме. Формулировать вывод о правописании слов с этими сочетаниями. Сопоставлять вывод, сделанный учащимися, с выводом в учебнике. Использовать правила правописания сочетаний жи-ши в практической деятельности. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки. Формируемые УУД: Личностные: - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация. Познавательные: - формулирование проблемной ситуации; - обсуждение представленной проблемы; -создание способов решения проблемы; - анализ; - умение строить речевое высказывание; - построение суждений; - доказательство своего суждения; - поиск информации в толковом словаре; - рефлексия. Регулятивные: - целеполагание, - планирование работы с учителем и детьми; - контроль, - оценка. Коммуникативные: - умение точно выражать свои мысли; - умение сотрудничать с учениками и учителем.

Ход урока Слайд 1 Слайд 2 1. Организационный момент. Здравствуй, класс! Здравствуй, класс! Мы пришли учиться. Обещаем мы друг другу Хорошо трудиться! Слайд 3 - Наш девиз… - Наши правила… Слайд 4 2. Гимнастика для глаз. Слайд 5 3. Повторение. - Сегодня мы продолжаем говорить о звуках и буквах. Но сначала повторим то, что мы знаем. - Что вы знаете о звуках? (Звуки мы слышим и произносим) - На какие две группы делятся все звуки? - Что вы знаете о гласных? - А что вы можете сказать о согласных звуках? - Какие гласные указываю на твёрдость согласных? - А какие гласные указываю на мягкость согласных? - Какие согласные звуки всегда твёрдые? - А какие согласные всегда мягкие, не зависимо от того, какая рядом гласная? - Как звуки обозначаются на письме? - Что вы знаете о буквах? (Буквы мы видим и пишем) Слайд 6 4. Минутка чистописания. - А сейчас послушайте чистоговорку, которая подскажет нам буквы для минутки чистописания. Щетинка - у чушки, чешуйка - у щучки. - Попробуем произнести эту чистоговорку. - Какие звуки повторяются в этой скороговорке? - Дайте характеристику этим звукам. - Какими буквами мы их обозначим? - Написание этих букв мы и повторим на минутке чистописания.  - щелчок левой кнопкой мыши - Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя. Показать большой палец. Сделать «шаги» указательным и средним пальцами. Сложить ладони «крышей» домика.
Соединять большой палец со всеми остальными.
Сцепить пальцы обеих рук в «замок».
Погрозить указательным пальцем.

Большой палец встал один.
Указательный - за ним.
Средний будет, безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали все - «Ура!»
На работу им пора. Разгибаем пальчики, начиная с большого.

Расставить пальчики пошире и произвольно ими пошевелить.

- Откроем учебники и выполним упражнение для чистописания 59 на с. 95.  Запись слова «упражнение». (Показ учителя написания букв «ч» и «щ») Я тетрадку наклоню, Ручку правильно возьму, Сяду прямо, не согнусь - На отлично потружусь. - Выполните задание. (Дети выполняют задание.) - Обведите букву, которая вам больше всего нравится. 5. Сообщение темы и целей урока. - А теперь внимательно посмотрите на сочетания и слова, которые вы записали и попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока. (Дети называют тему: «Произношение и написание слов с сочетаниями чу, щу) Слайд 7 - А какова цель нашего сегодняшнего урока… «Понаблюдаем и сделаем вывод»… - Каковы ваши предположения? 6. Работа над темой урока. - Начнём наши наблюдения. - А поможет нам снова сказка. - Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!» Слайд 8 По тропе, Шагая бодро, Сами Воду Тащат Вёдра!..  - Правильно. Это русская народная сказка «По щучьему велению» - Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. - Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, стали посылать его за водой. Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошел на речку. - Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку с тал наблюдать за ней. Слайд 9 - Давайте и мы с ним понаблюдаем, выполняя упражнение 60, на с. 95. Запись слова «упражнение». - Прочитайте слова. - Назовите выделенные слова. - Есть ли в выделенных словах только мягкие согласные звуки? - Назовите их.  - Послушайте, а какой гласный звук, какой гласный звук произносится в сочетаниях чу, щу?  - А какая буква пишется в этих сочетаниях?  - В чём же здесь опасность? (После мягких согласных, гласный звук [у] обозначается буквой ю) - Сравним наш вывод с выводом учебника на с. 96. - А сейчас мы будем работать в группах. Прочитаем задание. (Из данных слов составить и записать два предложения. Выделить сочетания чу, щу) - Как оформите предложения на письме? - 1 - тетрадки, 2 - ручки, 3 - спинки, 4 - ножки, 5 - ушки. - Работая группе, составляете 2 предложения, записываете их. Первое предложение с красной строки. Второе рядом. Выделяете сочетания чу, щу. - При работе помните правила: мы слышим друг друга, учимся работать сообща. Ученики составляют и записывают предложения. Выделяют сочетания. - Проверим, какие предложения составили. - Как написали сочетания? - Все группы согласны? - Молодцы! Поблагодарите друг друга за сотрудничество. Слайд 10 - Продолжаем нашу сказку. - Изловчился Емеля и ухватил щуку в руку: Вот уха будет сладка! Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни - пожелаешь.  - По щучьему велению, по моему хотению… Хочу быть грамотным! - Могу я тебе помочь, Емеля. Для начала понаблюдай и сделай вывод, как произносятся и пишутся слова с сочетаниями чу, щу. - Давайте поможем Емеле. Слайд 11 - Прочитайте стихотворение. - какие слова учит Емеля? - Какой гласный звук произносится в сочетаниях чу, щу? - А какая буква пишется? - А сейчас мы запишем эти слова и запомним их написание. - 1 - тетрадки, 2 - ручки, 3 - спинки, 4 - ножки, 5 - ушки. Ученики самостоятельно выписывают из стихотворения слова с сочетаниями чу, щу. - А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга и помните о правилах вежливых учеников. - Поблагодарите друг друга за работу. - Кто выполнил работу правильно? - Похвалите себя: «Какой я умница! Какой я молодец!» - Какой вывод можем сделать? Как пишутся сочетания чу-щу? - А теперь давайте выучим правило-запоминалку для этого правила. Слайд 12 7. Физкультминутка. - Устал наш Емеля и решил отдохнуть. - Давайте и мы отдохнём. Слайд 13 Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк-волчишко. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. 8. Работа над темой. Слайд 14 - «Ну а теперь, Емеля», - говорит щука, - «Попробуй выполнить сложное задание: вставь в слова пропущенные буквы» - Поможем Емеле? - Задание для себя вы выбираете сами: вставить пропущенную букву в слова упражнения 61 или списать текст, которые вы видите на экране, вставляя пропущенные буквы. - Посмотрите упражнение и текст на экране и решите, какое задание вы будете выполнять. - 1 - тетрадки, 2 - ручки, 3 - спинки, 4 - ножки, 5 - ушки. (Учитель объясняет задания. Дети выполняют работу) - Теперь проверим. - Прочитайте слова из упражнения. Какая буква заблудилась? - Прочитаем текст, объясняя правописание слов с пропущенными буквами. Слайд 15 - Молодцы! Обрадовался Емеля, что стал грамотным, поблагодарил щуку и отпустил её в речку. 9. Итог урока Слайд 16 - А сам женился на Марье-царевне и стал править царством. - Тут и сказке конец, а кто слушал и работал - молодец.  - Наш урок тоже подходит к концу. - Вернёмся к нашей цели «понаблюдаем и сделаем вывод»… - Какой вывод мы сделали? - Правильны ли были наши предположения? - Давайте повторим стишок-запоминалку Емели.  - стишок  - молодцы! Слайд 17 10. Рефлексия. Зелёный кружок - знаю и умею Синий кружок - сомневаюсь, не уверен. Красный кружок - не знаю, ещё надо учиться. - Поделитесь своим впечатлением об уроке о своей работе. Слайд 18, 19 10. Домашнее задание.

11


© 2010-2022