Конспект урока по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА


ТЕМА: «ПОЧВА»



3 класс




учитель начальных классов МОУ СОШ №1

Шмелева А.П.

2014-2015 уч. год

г. Дзержинск

Нижегородская область
Тема урока «Почва» входит в раздел «Эта удивительная природа», в котором развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частей окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науки и ее роли в сохранении нашего природного дома. В нем систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты, в том числе почва. Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность системы. Происходит обогащение и расширение представлений детей о предметах и явлениях окружающей природы, развивает интерес к познанию, что способствует накоплению жизненного опыта. По программе на данную тему отводится два часа. Первый урок - урок новых знаний, второй - закрепление изученного материала. Если учитель не успел выполнить запланированное на уроке, то это можно дать в качестве дифференцированного домашнего задания на дом. Данный урок - урок новых знаний. Следует отметить что, он тесно связан с предыдущими уроками. Полученные ранее знания, умения наблюдать и делать выводы помогут учащимся успешно справиться с поставленными задачами. Данный урок рассчитан на детей со средним уровнем развития интеллектуальной сферы, у которых наблюдается проявление познавательного интереса, умеющих в процессе практической работы аргументировать, делать выводы. Характерной особенностью этого урока является идея сотрудничества, предполагающая, прежде всего, создание такой психологической атмосферы на уроке, позволяющей детям быстро включиться в познавательный процесс и организовать работу. В настоящее время очень актуальным является проведение уроков, используя активные методы обучения, кроме этого очень важно, чтобы учитель в совершенстве владел проблемными методами обучения. Поэтому не желательно в начале урока сообщать тему, а создать проблемную ситуацию, тем самым заинтересовать и привлечь внимание учащихся и составить план работы. На этом уроке рекомендована работа в парах, развивающая самостоятельность, умение выслушивать мнение другого ученика, поспорить и в результате прийти к единому решению и сделать вывод. Урок по теме «Почва» предполагает реализацию следующих задач: 1. Дать представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Сформировать понятие «почва» и «плодородие». 2. Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя. 3.Развивать познавательный интерес к предмету, внимание наблюдательность. 4.Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов - аккуратность. К данному уроку следует подготовить оборудование: - календарь погоды; - плакат «Федор студеный» - посылка (срез почвы) - карточки с текстом «Минеральные соли» - контрольный лист «Состав почвы», «Виды почв» - образцы почв (раздаточный материал) - стеклянные стаканы - стеклянные палочки или ложки - плакат «Телеграмма» - виды почв (таблица) - коробочки; - штатив; - сухая почва - чашка; - спички; - карточки для домашнего задания - толковый словарь; - лупы. Тип урока, позволяет широко применять методы, определяющие логику обучения: анализ, синтез, сравнение, доказательство, соотношение, обобщение, вывод, а также составленный план работы и опорные слова. способствуют повышению мотивации младших школьников, развитию интереса к предмету. Очень важно в начале урока создать ситуацию успеха. Продуманная система вопросов позволяет учащимся в форме ролевой игры заняться исследованием объекта.

Ход урока: 1. Урок следует начать с разминки и работы с «Календарем погоды». В ходе этой работы ребята вспоминают народные приметы, характерные для ноября месяца. Учитель обращает внимание учащихся на число 24 и на плакат «Федора студеного». Народная примета гласит - «Федор студит - землю студит». Выясняется смысл этой приметы. 2. Следующий этап урока - постановка проблемной ситуации. Учащимся предлагают стать на время урока научными сотрудниками некой учебной лаборатории и изучить содержимое полученной посылки. Данный момент заинтересовывает и привлекает внимание детей и в процессе продуманной системы вопросов помогает составить планирование работы. Во время обсуждения первого пункта плана очень важно дать правильное, научное определение почвы. Далее учитель, опираясь на ранее полученные знания учеников о свойстве почвы (пропускает воду) и анализа верхнего среза почвы, подводит детей к понятию плодородие. Значение этого слова уточняется формулировкой из толкового словаря. 3. Для выяснения состава почвы дети в сотрудничестве с учителем выполняют практическую работу, результаты которой заносятся в таблицу. Учеников следует нацелить на качественное проведение опытов, быть внимательными и аккуратными. Данная работа проводится в парах. Особое внимание на этом этапе педагог уделяет опыту нагревания почвы. Рекомендовано проводить его только на демонстрационном столике, соблюдая правила техники безопасности. Практическая работа помогает ученику самореализоваться, наметить путь дальнейшей деятельности, пробуждает познавательный интерес к предмету. Результатом является маленькое открытие, сделанное каждым учеником. 4. После практической работы для устранения перегрузки рекомендуется провести физкультминутку. 5. Не следует забывать о работе с учебником. Чтение текста на, его анализ, рассматривание образцов почвы знакомят детей с видами почвы. Этот этап урока предполагает постановку проблемного вопроса через текст телеграммы. Постановка проблемного вопроса и решение его самостоятельно дает возможность ученикам опираться на жизненный опыт и на изученный ранее материал. Таким образом, с одной стороны учитель проверяет, насколько усвоены знания, а с другой учащиеся определяют уровень своего познания, в процессе подготовки монологичного ответа. 6. Учитывая разный уровень подготовки, способностей детей учителю рекомендуется предложить ученикам дифференцированное домашнее задание, представленное тремя уровнями сложности. В результате это помогает ребенку реализовать себя в домашнем задании. Ситуация успеха дает право ребенку на ошибку. Ученики работают смело, раскрепощено, получая от работы удовлетворение. Это способствует развитию положительной Я - концепции. Таким образом, созданная в начале урока обстановка комфортности позволяет учащимся в течение урока делать выводы, высказывать свою точку зрения, используя право на ошибку, то есть отвечать, не боясь получить отрицательную оценку. 7. Логическим завершением урока является вывод, сделанный детьми, на основе опорного материала. 8. На этапе подведения итога урока также возможно использование рефлексии. Варианты могут быть различные на усмотрение учителя, например, оценивание работы по шкале настроения и т.д.


© 2010-2022