Рабочая программа по литературному чтению для 4класса (Школа 2100)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4









Рассмотрена Утверждаю На заседании МО Директор школы № 4 протокол № Приказ № от «___» ___________ 2015 г. от «___» ___________ 2015 г.


Рабочая программа


по «Литературному чтению » для 4 класса









Шаныгина Е.В.

учитель начальных классов










Переславль-Залесский

2015 г.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Литературному чтению» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», приказа Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «Изменения, которые вносят в федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, утвержденный министерством образования науки РФ от 6 октября 2009 года № 373», приказа Министерства образования и науки РФ № 889 от 30 августа 2010 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. №1341, обеспечена УМК для 3 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Основное содержание тем рабочей программы соответствует содержанию авторской программы.

Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса; 3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей; 4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Рабочая программа по литературному чтению для 4класса (Школа 2100)II. Общая характеристика учебного предмета


В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»: 4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова; 6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях. Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс - «Капельки солнца»; 2-й класс - «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс - «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс - «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся. В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» - это курс русской детской литературы XVII-XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретноисторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1-4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе - его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе - пьесу, в 4-м классе - статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4-го класса форма подачи текстов - диалоги постоянно действующих героев - профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников. Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю лишком большими, дети могут учить одно из 2-3 стихотворений по собственному выбору. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения. 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения. 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III. Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе три часа в неделю, 102 ч. в год.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к при роде - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.

Рабочая программа по литературному чтению для 4класса (Школа 2100)
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 3-4 классах являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции; - эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; - понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей; - этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); Рабочая программа по литературному чтению для 4класса (Школа 2100)- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

- самостоятельно находить ключевые слова; - самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

- формулировать основную мысль текста;

- составлять простой и сложный план текста; - писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; - аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; - понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; - иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; - самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); - относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; - относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам; - видеть языковые средства, использованные автором.

VI. Содержание учебного предмета


Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения. 3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности. 4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика. 6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи. Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.

4-й класс


Произведения современной детской литературы разных жанров (7 ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова. У истоков русской детской литературы (17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей. Детская литература XIX в. (28 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров. Детская литература XX в. (49 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920-1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки). Детская литература 1930-1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960-1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К.Драгунской, Т.Собакина и др. Современные детские журналы.

2. Техника чтения


На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения - чтение целыми словами; 2) правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения; 3) скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя. Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

3. Формирование приемов формирования прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

Развитие умений:

- самостоятельно осмысливать заглавие произведения; - самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; - проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

- самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного; - устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно; - находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.


Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут: - прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

- самостоятельно выделять ключевые слова в тексте; - проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

- формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

- составлять простой и сложный план текста;

- пересказывать текст по плану.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа. Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения. Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса). Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

5. Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями: Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.

Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

Баллада - рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Развитие устной и письменной речи

Обучение:

- подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения; - составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала; - творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания. Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану; - составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания; - учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;

- выполнять творческие задания по прочитанному тексту.


ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» - овладение функциональной грамотностью; - овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; - овладение умениями и навыка- ми различных видов устной и письменной речи - определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение - приобщение к литературе как к искусству слова; - приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

4-й класс • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; • самостоятельно находить ключевые слова; • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); • вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной; • формулировать основную мысль текста; • составлять простой и сложный план текста; • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой. • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам; • видеть языковые средства, использованные автором.



VII. Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Характеристика деятельности учащихся

1

Вводный урок. Знакомство с учебником. Знакомство с правилами работы на уроке, правилами работы с учебной книгой.

1



Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию;

понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план - с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст - рассказ-характеристику героя. Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям.

Культура письменной речи

Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Творческая деятельность

Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Раздел 1. Любимые книги (7 часов)

2

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

1



3

Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различия сказочной и фантастической повести. Наблюдение над языковыми средствами, использованными автором.

1



4

Е. Велтистов «Приключения Электроника». Комментированное чтение

1



5

Е. Велтистов «Приключения Электроника».

Выборочное чтение. Подбор ключевых слов.

1



6

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада». Выразительное чтение.

1


.

7

Обобщение по разделу «Любимые книги». Проверочная работа № 1.

1



8

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках.

1



Раздел 2 «У истоков русской литературы» (17 ч)

9

А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…». «Повесть временных лет». Расселение славян. Аудирование, выразительное чтение

1



10

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Комментированное чтение

1



11

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Чтение и анализ произведения

1



12

«Поучения» Владимира Мономаха детям. Дмитрий Герасимов «О поселянине и медведице». Диалог с автором

1



13

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий - первый детский поэт. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

1


14

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Составление рассказа о писателях по плану.

1


15

Обобщение изученного материала по теме «Древнерусская литература IX - XVII веков». Проверочная работа № 2.

1


.

16

Внеклассное чтение. «Книги о книгах». Е. Осетров «Золотой ключ. Этюды о книгах и книжниках». В. Ян «Никита и Микитка».

1


17

Путешествие 2. «Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых». С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (глава 1). Самостоятельное чтение

1


18

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (главы 2-3). Традиции семейного чтения. Характеристика главного героя

1


19

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары. Выразительное чтение

1


20

Статья Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума». Детские стихи А. Шишкова. Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

1


21

Р/Р. Сочинение в стиле нравоучительной статьи.

1


22

Образ «идеального ребенка» в детских стихах А.Шишкова. Выразительное чтение, анализ произведения

1


23

Обобщение по разделу «У истоков русской литературы»

Проверочная работа № 3.

1


24

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги).

1


25

Р/Р. Сочинение о любимом авторе.

1


Раздел 3. «XIX век. Путешествие продолжается…» (28 часов)

26

Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.А.Крылов «Слон и Моська». Басня как литературный жанр. Выразительное чтение

1


27

И.А. Крылов «Квартет», «Свинья под дубом». Нахождение в баснях их жанровых особенностей.

1


28

Путешествие 4. Первая русская литературная сказка. А.Погорельский «Чёрная курица». Комментированное чтение

1


29

А.Погорельский «Чёрная курица». Характеристика героев произведения.

1


30

А.Погорельский «Чёрная курица». Выборочное чтение. Составление плана

1


31

Путешествие 5. «Лето 1831 года. Сказки и сказочники».

Исторические рассказы Александры Ишимовой. Определение идеи произведения.

1


32

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Выразительные средства языка. Выборочное чтение.

1


33

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

1


34

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Работа с текстом. Характеристика героев произведения.

1


35

В.А. Жуковский «Спящая царевна». Комментированное чтение

1


36

Внеклассное чтение. Литературные сказки. Сравнение авторских и народных сказок

1


37-38

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). «Кузовок» (игра)

Наблюдение над языком сказки.

2


39

Р/Р. Устное сочинение - обработка народной сказки (подражание В.Далю).

1


40

А. Ишимова «Славяне». Комментированное чтение

1


41

Обобщение изученного материала по теме «Начало XIX века. Путешествие продолжается».Проверочная работа № 4.

1


42

Путешествие 6. «Мир природы приходит на страницы книг».

С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Выборочное чтение.

1


43

Поэты XIX века о природе. Стихи А.Толстого, А. Плещеева, А. Майкова, Ф.Тютчева. Выразительное чтение стихотворений.

1


44

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Чтение вслух. Составление цитатного плана.

1


45

Путешествие 7. Школа Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги. Выборочное чтение.

1


46

Л.Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья». Комментированное чтение

1


47

Р/Р. Практическая работа. Л.Н. Толстой «Косточка»

1


48

Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия», «Столица и губернский город». Устаревшие и малоупотребляемые слова, их толкование. Пересказ по плану

1


49

К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога». Составление маршрута путешествия.

1



50

Р/Р. Сочинение - подражание К.Д.Ушинскому.

1


51 А.И. Куприн «Слон». Выразительное чтение вслух.

1


52 А.И. Куприн «Слон». Характеристика героев произведения.

1



53

Обобщение по разделу «XIX век. Путешествие продолжается…»

Проверочная работа № 5.

1


Раздел 4. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями (49 часов)

54

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики».

1


55

Путешествие 8 «Загадка Лидии Чарской».

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». Чтение по ролям.

1


56

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». Творческий пересказ

1


57

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». Характеристика героев произведения.

1


58

Внеклассное чтение. Мир Детства на страницах русской классики XIX- XX веков.

1


59

Путешествие 9. Петроград . 1923 год. Редакция «Воробья». Б. Житков и С. Маршак. Творческий пересказ

1


60

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин». Составление рассказа о морском капитане

1


61

К. Чуковский «Телефон». Характеристика героев произведения.

1


62

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…». Выразительное чтение. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

1


63

Юрий Владимиров «Чудаки». Александр Введенский «О рыбаке и чудаке». Выделение языковых средств художественной выразительности.

1



64

Внеклассное чтение. «Современные чудаки». Э. Успенский «Про Веру и Анфису». Рассказы Г. Остера

1


65

Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С. Сивоконь. «Везите всё, как есть, почитаем!» Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию

1


66

Внеклассное чтение. Современные детские журналы.

1


67

Е. Шварц «Два брата». Комментированное чтение.

1


68

Е. Шварц «Два брата». Диалог с автором. Определение идеи произведения.

1


69

Е. Шварц «Два брата». Составление цитатного плана. Пересказ.

1


70

Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). Деление текста на смысловые части, составление плана.

1


71

А.Н.Толстой «Фофка». Выделение языковых средств художественной выразительности.

1



72

А.П.Толстой «Кот - сметанный рот». Характеристика героев произведения.

1


73

М.Пришвин «Изобретатель». Чтение, анализ произведения, составление плана.

1


74

С.Я. Маршак - критик, поэт, переводчик, редактор. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

1


75

Обобщение по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». Проверочная работа № 6.

1


76

Внеклассное чтение. «Творцы книг». Рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах.

1


77

Путешествие 11. «Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г.» В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и Симе, который тонкий». Выразительно читать вслух

1


78

А. Барто «Снегирь». Ю. Олеша «Кукла с хорошим аппетитом». Выразительное чтение.

1


.

79

Ю. Олеша «Три Толстяка», «Кукла с хорошим аппетитом». Краткий пересказ

1


80

Ю. Олеша «Три Толстяка», «Кукла с хорошим аппетитом». Б.Галанов «Как найти город Трёх Толстяков». Творческое задание. Характеристика героев

1


81

Путешествие 12. Р. Фраерман «Гайдар и дети». А.Гайдар «Тимур и его команда». Самостоятельное чтение

1


82

А.Гайдар «Тимур и его команда». Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

1


83

А.Гайдар «Тимур и его команда». Работа с текстом. Характеристика героев произведения.

1


.

84

Путешествие 13. «Смешные книжки». Н. Носов «Федина задача». Комментированное чтение

1


85

В. Драгунский «Что любит Мишка». Чтение и анализ произведение

1


86

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Н. Носова, Ю. Сотника.

1


87

Стихи А.Барто. Сатира и юмор. Выразительное чтение

1


88

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» Рассказы В. Галявкина, О. Кургузова.

1


89

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров.

Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца. Выразительное чтение

1


90

Стихи И. Токмаковой, Г.Сапгира. Чтение и анализ произведений.

1


91

Стихи Э.Мошковой, Э.Успенского. Восприятие на слух, самостоятельное чтение

1


92

Стихи С.Чёрного, В.Долиной. Выразительное чтение.

1


93

Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр.

1


94

Стихи Н.Матвеевой. Самостоятельное чтение и анализ произведения

1


95

Внеклассное чтение. Любимые стихи.

1


96

Р/р. Урок-практикум «Учусь читать лирический текст».

1


97

Обобщение по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». Проверочная работа № 7.

1


98

С. Козлов «Снежный цветок». Особенности жанра драматургии (пьесы-сказки). Отбор материала текста для характеристики главных героев произведения.

1


99

С. Козлов «Снежный цветок». Создание словесного портрета главных героев. Чтение по ролям.

1


100

Путешествие 15. «Молодые детские писатели».

К.Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле». Создание словесного портрета главных героев. Чтение по ролям.

1


101

Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета». Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

1


102 Внеклассное чтение. Урок-отчет «О чём можно, о чём хочется читать». Представление отзывов по прочитанным произведениям

1




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу

«Литературное чтение»


Учебно-методический комплект:


  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение: В океане света. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. - М.: БАЛАСС, 2013 г.

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Тетрадь по литературному чтению. 4 класс. - М.: БАЛАСС, 2013 г.
  • Шестакова Н.А., Кулюкина Т.В. Толковый словарик к учебникам «Литературное чтение». 3 и 4 классы. - М.: БАЛАСС, 2013 г.
  • Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения по учебнику «В океане света». 4 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: БАЛАСС, 2012 г.

Для мультимедийных демонстраций:
  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • мультимедийный проектор,

  • принтер,
  • сканер,
  • ксерокс,

  • колонки,
  • DVD-проигрыватель,
  • документ-камера.

Мультимедийные и наглядные пособия:
  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, портреты писателей);
  • DVD диск «Уроки Кирилла и Мефодия. 4 класс». (Анимированные интерактивные игровые упражнения);
  • мультимедийные презентации;
  • мультфильмы и видеофильмы;
  • аудиозаписи.Рабочая программа по литературному чтению для 4класса (Школа 2100)
© 2010-2022