Внеурочная деятельность

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка


Курс предмета «Азбука вежливости» рассчитан на четыре года для детей 7 - 11 летнего возраста. Необходимость введения курса обусловлена целым рядом социальных и возрастных особенностей младшего школьника. Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко - культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками. Переступая порог школы, ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Ребенку тяжело ориентироваться в отношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Курс «Азбуки вежливости» для первого года обучения с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики. Не случайно обучение курса начинается с темы «Как я выгляжу», ведь именно при работе над собственной самооценкой формируется отношение к окружающим и окружению. Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и деловые игры. Особое место уделяется деловой игре в курсе третьего года обучения, когда учащиеся познакомились с основными правилами поведения и отношения к другим людям и к себе. Данная программа разработана для младшего школьника.
Целью данной программы является обучение ребенка в традициях русской многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе, умении построить свое общение, используя знания, полученные в процессе обучения данного курса «Азбука вежливости ».

Цель: 1 год обучения: содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей; воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения. Задача обучения: формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка. Задача развития: способствовать моральному развитию детей. Задача воспитания: умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам. Цель: 2 год обучения: способствовать формированию позитивного отношения к устному народному творчеству, стимулировать познавательную и творческую активность учащихся, побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию. Задача обучения: внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам вежливости; Задача развития: выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка; Задача воспитания: привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе; Цель: 3 год обучения: способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия. Задача обучения: обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении; Задача развития: побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию. Задача воспитания: воспитывать умение работать в группе


Цель: 4 год обучения:формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами. Задача обучения:углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения. Задача развития:развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств; Задача воспитания: воспитывать уважение к законам, ответственность за свое поведение. Ожидаемые результаты: 1 год обучения: обогащение личного опыта общения детей; 2 год обучения: ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения; 3 год обучения: овладение нормами речевого этикета и культуры поведения; 4 год обучения: нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;









  1. Учебно-тематический план 1 год обучения

№ Наименование тем Всего, час Количество часов, учебных занятий Теорет. Практ.

1.
Вводное занятие. Этика-наука о морали

1


1
2. Как я выгляжу 3 3
3. Зачем быть вежливым 1 1
4. Сказка о вежливости 3 3
5. Добро и зло в сказках 2 2
6. Твои поступки и твои родители 2 2
7. Обязанности ученика в школе и дома 2 2
8. Чем богат человек 1 1
9. Ты и твое здоровье 2 2
10. Праздничный этикет 1 1
11. Наш класс 2 2
12. Моя мама самая лучшая 2 2
13. День рождения 2 2
14. Учимся общаться 3 3
15. Сказка в нашей жизни 2 2

Повторение 4 4 1 Итого: 33 32 1




  1. Учебно-тематический план 2 год обучения



№ Наименование тем Всего, час Количество часов учебных занятий
Теорет. Практ. 1. Вводное занятие. Кто я и как выгляжу? 2 2
2 Я - личность 2 2
3 Я и мои роли 2 2 1 4 Добро и зло в сказках 1 1
5 Что за прелесть эти сказки 1 1
6 Сказка - волшебство, чудо и правда 2 2
7 Сказка ложь - да в ней намек 1 1
8 Кто сочиняет сказки? 1 1
9 Русские народные сказки 1 1
10 Праздники в жизни человека 2 1
11 Отношение к старшим 2 2
12 Отношение к учителю 1 1
13 Плохо одному 1 1
14 Речевой этикет 3 3 1 15 Вежливость и этикет 3 3
16 Товарищи и друзья 1 1
17 Что в нашем имени? 1 1
18 Удовольствие - в игре 1 1 1
Повторение 6 4 1 Итого: 34 30 4






  1. Учебно-тематический план 3 год обучения


№ Наименование тем Всего, час Количество часов учебных занятий
Теорет Практ.

Введение. Азбука этики. Основные понятия этики.


2



1



1 1 Вводное занятие. Как я выгляжу 2 2
2 Я - личность. Мои роли. 2 2
3 Нравственный мир сказок 2 2
4 Устав - основной закон школы 2 1
5 Человек и его имя 1 1
6 Я и мои друзья 2 2
7 Верность слову 2 2
8 Речевой этикет 2 1 1 9 Умение общаться 2 2
10 Этикет в общественных местах 2 1 1 11 Библиотека - хранительница знаний 2 1 1 12 Отзывчивость и доброта 2 2
13 Я познаю себя и других 2 2
14 Формы моральной оценки и самооценки 2 2
15 Культура поведения человека 2 1 1 16 Праздничный этикет 1 1

Повторение 2 3 1 Итого: 34 28 6


  1. Учебно-тематический план 4 год обучения






Наименование тем



Всего, час


Количество часов учебных занятий
Теорет Практ. 1 Вводное занятие. Азбука этики. Культура поведения и такт.

2


1


1 2 Культура общения 2 2
3 Человек и его имя 2 2
4 Моя малая Родина 2 2
5 Устав и основные правила поведения. 2 1
6 Речевой этикет 2 2
7 Чувство, настроение и характер. 1 1
8 Школьный этикет 2 1 1 9 Праздники в жизни человека 1 1
10 Цветы в жизни человека. 2 2
11 Поступки человека и его характер 2 2
12 Нравственные отношения в коллективе 2 1 1 13 Мода и школьная одежда 2 2
14 Приветствия и знакомства 2 2
15 Поведение в общественных местах 2 1 1 16 Человек в природе и его здоровье 2 2
17 Нравственное отношение в семье 2 2

Повторение 2 1 2 Итого: 34 28 6
3. 1. Содержание программы первого года обучения. Введение. Этика-наука о морали. Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикета». «Этикетка» поведение каждого человека. Этика, как правило, поведение и отношение к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики. Тема 1.Как я выгляжу. Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика речь.). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек. Тема 2 .Школьный этикет Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке».Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно-ролевая игра «Я - на уроке». Тема 3. Зачем быть вежливым. Понятие «вежливость», «привычка», «хорошее поведение», «поступок», «добрый поступок», «дракон внутри человека». Вежливость - самая нужная и необходимая привычка человека. Тема 4.Сказка о вежливости Понятие «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Тема 5. Добро и зло в сказках Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому, что этой победе помогает природа, звери, люди.

Тема 6. Твои поступки и твои родители. Объяснить понятие «родители», « уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям. Тема 7. Обязанности ученика в школе и дома. Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. Тема 8.Чем богат человек. Объяснить понятие «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране. Тема 9. Ты и твое здоровье Понятие «здоровье», « режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита. Тема 10. Праздничный этикет. Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турник вежливости. Тема 11. Наш класс Дать понятие «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого обращения и взаимопомощи в классе. Тема 12.Моя мама - самая лучшая. Дать понятие «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы. Тема 13. День рождения Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно - ролевая игра «Мы на дне рождения».


Тема 14.Учись общаться. Дать понятие «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно - ролевые игры. Тема 15.Сказки в нашей жизни Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.
3.2.Содержание программы второго года обучения Введение. Я среди людей. Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». Тема 1. Кто я и как выгляжу? Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. Личная гигиена. Тема 2. Я - личность. Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. Тема 3. Я и мои роли. Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе на улице. Тема 4. Добро и зло в сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, приуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом.
Тема 5. Что за прелесть эти сказки! Отличие сказки от рассказов. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки. Тема 6. Сказки - волшебство, чудо и, правда. Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Тема 7. Сказка ложь - да в ней намек. Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках. Тема 8. Кто сочиняет сказки А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, братья Гримм, Г.Х.Андерсен, Ш.Перро и другие писатели сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказки? Тема 9. Русские народные сказки. Русские сказки это представление народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки - предания старины глубокой. Сказка - это знакомство с бытом русского народа, с его мечтами, а так же с красотой простых русских людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла. Тема 10. Праздники в жизни человека. Понятие «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значения в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме. Тема 11. Отношение к старшим. Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимостьучиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношение кстаршим. Тема 12.Отношение к учителю Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика. Тема 13. Плохо одному. Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. Тема 14. Речевой этикет. Понятие «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, позы и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Тема 15.Вежливость и этикет. Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении. Тема 16. Товарищи и друзья. Понятие «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе. Тема 17. Что в нашем имени? Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Тема 18. Удовольствие - в игре. Понятие «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух. 3.3. Содержание программы третьего года обучения. Введение. Азбука этики. Основные понятия этики. Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила. Тема 1. Как я выгляжу. Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. Тема 2 .Я - личность. Мои роли. Понятие «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки. И их общественные роли. Тема 3.Нравственный мир сказок. Понятие «зло», «добро», «обычаи», «жизнь» и «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - рецепты поведения во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие. Тема 4.Устав - основной закон школы. Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. Знакомство с основными историческими документами города, края. Поездка в краеведческий музей. Тема 5.Человек и его имя Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок. Тема 6 .Я и мои друзья. Понятие «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Тема 7.Верность слову. Понятие «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками) Тема 8.Речевой этикет. Понятие «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза). Тема 9. Умение общаться. Понятие «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнением на спортивных занятиях и экскурсиях. Тема 10.Этикет в общественных местах. Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино Деловая игра «Ты в театре и музее». Тема 11.Библиотека-хранительница знаний. Книга твой вечный друг. Понятие «библиотека», «каталог», «хранительница знаний». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведение в библиотеке.

Тема 12.Отзывчивость и доброта. Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком. Почему существует зло. Тема 13.Я познаю себя и других. Понятие «потребности человека». Биологические, социальные и духовные потребности человека. Способности: наследственные и приобретенные. Разбор ситуации: если я что-то хочу, то поступаю так. Тема 14.Формы моральной оценки и самооценки. Понятие «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятие ссора, скандал, конфликт. Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей. Тема 15.Культура поведения человека. Понятие «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное и некультурное поведение». Деловая игра «Учимся культуре поведения». Тема 16.Праздничный этикет. Понятие «праздник», «праздник в школе и классе». Правила этикета на празднике.
3.4. Содержание программы четвертого года обучения. Тема 1.Азбука этики. Культура поведения и такт. Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо». Тема 2.Культура общения. Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми. Тема 3. Человек и его имя Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя поступками. Тема 4.Моя малая Родина. Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война - проверка любви к Родине у своего народа, живущего в стране. Тема 5. Устав - основной закон школы. Дать понятие «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности. Поездка в краеведческий музей. Знакомство с историческими документами города и края. Тема 6. Речевой этикет. Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе. Тема 7. Чувство, настроение, характер человека. Дать понятие «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроения других. Тема 8. Школьный этикет. Дать понятие «этикет в общественных местах», «этикет в столовой, «этикет на перемене», провести деловые игры «Мы в столовой», «Мы на перемене», «Мы в школе».
Тема 9. Праздники в жизни человека. Дать понятие «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране». Тема 10. Цветы в жизни человека. Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов. Тема 11. Поступки человека и его характер. Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», сильные и слабые привычки, «поступок», роль поступка в формировании характера. Тема 12. Нравственные отношения в коллективе. Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомые, приятельские, товарищеские, дружеские), Золотое правило Библии. Тема 13. Мода и школьная одежда. Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе. Тема 14. Приветствия и знакомство. Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; приветствие будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно. Тема 15. Поведение в общественных местах. Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношения человека к людям на улице, в транспорте, в кафе, в местах отдыха. Основные правила этикета в кафе … Что и как едят. Тема 16. Человек в природе и его здоровье. Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношения к животным.

Тема 17. Нравственные отношения в семье. Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.
  1. Методические рекомендации.
На первом занятии важно создать комфортную доверительную атмосферу, доброжелательный тон общения преподавателя с детьми. Необходимо с первых минут настроить на вежливое, товарищеское отношение друг с другом. Необходимо ограничить объем информации самыми интересными фактами. Перед изучением тем ребенка необходимо настроить на результат работы (поставить перед ним цель). На первом занятие необходимо нацелить учащихся на усвоение материала, учитывая и разноуровневый состав группы. Занятия поднимают самооценку, развивают логику, мыслительную деятельность, способствуют воспитанию пространственного воображения, творческого мышления. Занятия следует проводить эмоционально - это позволяет ребенку поверить в себя и создает доброжелательный микроклимат в коллективе, что важно для дальнейшей работы учащихся. Уже на первых занятиях явно выражены лидеры - ребята быстрее справляющиеся с заданиями. Таких детей необходимо похвалить и использовать их уже как помощников, предлагая им помочь другим ребятам, объяснить, или разыграть ту или иную ситуацию. В начале каждого занятия необходимо осуществлять повторение пройденного материала, обращая внимание на ошибки и способы их устранения. В конце первого года и на протяжении всего второго года обучения вводятся сюжетно-ролевые игры. На которых преподавателю необходимо выделить лидеров и на их примере показать детям те или иные ситуации. Совместно с детьми проводится анализ поступков, высказываний, результатов анкетирования и как итог учащиеся делают самостоятельные выводы и дают оценки поступкам героев игры. На третьем году и четвертом годах обучения вводится понятие «деловая игра». Сюжетно - ролевые игры перерастают в более организованную, интеллектуально развитую форму общения на занятиях. Само понятие деловой игры вызывает у учащихся понимание важности и ответственности. В каждой теме вводятся определенные понятия: например в теме «Человек и его здоровье» даются такие понятия как: «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы» и т.п., дается этимологическое и лексическое значение этих слов. Тем самым повышается культурный уровень детей, расширяется их кругозор и словарный запас.














Список используемой литературы:
  1. Андреев Ю. Откровенный разговор. М., 1999.
  2. Балабанова И.П. Счастливая этика. М., 1997.
  3. Блинов Б. По одежке встречают… М., 1998.
  4. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М., 2000.
  5. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., 2002.
  6. Бойко С., Что за прелесть эти сказки. Ставрополь, 2003.
  7. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. М., 2002
  8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.,1999
  9. Гоноболин Ф.М. Психология. М.,2004
  10. Горбовский А. Человек человеку. М.2005,
  11. Гусейнов А.Н.., Апресян Р.Г. Этика. М.,1999.
  12. Дорохов А. Это стоит запомнить. М., 2007
  13. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1999;
  14. Доренко Е.Н. Азбука этикета. М.,1998.
  15. Золотоцкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М., 1994.
  16. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 2003;
  17. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
  18. Климанова Л.Ф., Макеева Ф.Г. Школа вежливости. М., 1995.
  19. Козлов Н. Философские сказки. Ростов - на - Дону: Феникс, 1994
  20. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
  21. Левин В. Искусство быть собой. М., 1991.
  22. Лихачева Л. Уроки этикета. Екатеринбург, 1996
  23. Мотяшов В.Н. Мода, престиж, личность. М., 1996
  24. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат: Человек, 2000
  25. Петросова Р.А. Природоведение. М., 1999.
  26. Сергеева Е., Где живут сказки? Спб., 1992
  27. Сергеева Е.Л. Путешествие в мир сказок. Спб., 1994
  28. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
  29. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., 1979.
  30. Форманская Н.И. Вы сказали «здравствуйте». М.,2006.
  31. Хихачева Л. Школа этикета. Екатеринбург, 1997.
  32. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика молодого человека. Ростов - на - Дону,2004.
  33. Чудакова Н.В. Этикет от А доЯ для детей и взрослых. М., 1999
  34. Азбука хорошего тона. Минск, 1994
  35. Воспитание культуры поведения учащихся. М., 2001
  36. Все об этике. Сборник. Ростов - на - Дону, «Феникс», 1995
  37. Методические рекомендации к урокам этики для начальной школы. Краснодар, 1991.
























Общая характеристика.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба « Азбука вежливости ». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире

человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место предмета в учебном плане.

« Азбука вежливости » является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часов - 1час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Азбука вежливости ».

В процессе освоения материалов клуба ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Азбука вежливости » .

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о

характере взаимоотношений с другими людьми, что становится

предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к

людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия,

толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении,

младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические

ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного

отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений

художественной литературы - всё это нацелено на воспитание

первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,

значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации),

развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый

характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять,

уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить

с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой

нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой

ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез,

обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление

аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива

содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной

деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие

поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их

поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить

группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе);

сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния

героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога,

признание возможности существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки

зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для

занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися

организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы

«открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям

высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е.

работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа,

альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке

помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска

информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики

позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с

целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу

учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке,

находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью

различных каталогов.

Материально-технические средства обучения.

v Ноутбук

v Проектор

v Интерактивная доска

v Музыкальный центр

v Телевизор и DVD

Планируемые результаты:

У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).


Предметными результатами является сформированность следующих умений:
-к концу первого полугодия обучения: ● развить привычку моральной оценки своих поступков и поступков одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу; ● активно употреблять в речи «этикетные» слова и выражения.
-к концу учебного года обучения: ● накопить опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения уже происшедших конфликтов, а также активизировать формирующиеся задатки самоконтроля в поведении детей.




© 2010-2022