Классный час по теме Маленькие герои большой войны

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край, г. Новороссийск, ст. Раевская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ № 24

РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«Маленькие герои большой войны»

Под девизом «Гордимся, помним!»

класс 3

учитель: Иваненко Ирина Сергеевна

Цель Всекубанского классного часа - содействие в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся, российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважения к государственным Праздникам России.

Задачи Всекубанского классного часа :

- развивать у школьников чувства гордости за её многонациональный народ, являющийся победителем во второй мировой войне, спасшим Европу от фашизма;

- формировать предметные и универсальные способы действий, составляющих основу первичного изучения Великой Отечественной войны, развития и воспитания обучающихся;

- закрепить знания учащихся о важном историческом событии в жизни.

-формирование основ гражданской идентичности личности, патриотизма на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-осознания каждым школьником своей ответственности за судьбу своего края, страны России, «большой и малой» Родины.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозаписи песен военных лет, презентации, карточки с печатным материалом, листы белой и цветной бумаги, ножницы, ватман.

Предварительная подготовка заключается в том, что необходимо заранее раздать ученикам стихи для чтения наизусть и дать задания по группам подготовить рассказы о пионерах-героях .

(звучит речь Левитана - о начале Великой отечественной войны на фоне

2 слайда.)

Учитель: Что такое война? (Ответы детей) Слайд 3

- Какие слова ассоциируются у вас с этим словом?

Боль, радость, слёзы, горе, герой, патриот, весна, память, кровь, помощь, ужас, победа. (На фоне звуков войны)

1.)Актуализация знаний о празднике Победы.

- Какой праздник приближается? - Какому событию он посвящен?

2.)Вступительное слово учителя ( слайд 4-6)

9 мая День Победы. Этот праздник у всех на устах. 70 лет назад в этот день закончилась страшная война - великая отечественная война. Длилась она почти 4 года. 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистские войска напали на мирно спящих людей. Без объявления войны рано утром на нашу землю обрушался шквал немецких снарядов. Но наши советские бойцы не растерялись. Они мужественно приняли бой и, как могли, защищали нашу страну. Трудной и долгой была эта война. Много бед принесла она советскому народу. Каждая семья отдавала на фронт крепких, сильных бойцов. А когда все мужчины ушли воевать, пришел черед подростков, стариков и женщин. Они самоотверженно защищали Родину от захватчиков. Кто на фронте, кто в партизанских отрядах, кто в тылу. Нелегко пришлось людям. Был и голод, и смерть, и концлагеря. Но наш народ не сломился под напором фашистом. Несмотря на все тяжести, явное преимущество в начале войны вражеских сил, мы победили захватчиков, отстояли свободу и независимость своей страны. Миллионы солдат положили свои жизни на фронтах Великой Отечественной войны, но не отступили ни на шаг, не сдали неприятелю ни клочка нашей земли. 9 мая 1945 года было объявлено о полной капитуляции немецкой армии и великой Победе наших войск. Вот уже 70 лет наш народ празднует праздник Победы 9 мая, вспоминая тех, кто защитил нашу страну, тех, кто не пожалел своей жизни для блага всего народа.

Небывалый патриотический подъём охватил всех людей. Бросая свои мирные занятия, они шли на призывные пункты. Приходили старики, просили отправить их на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами.

3.)Рассказ 1 подготовленной группы детей об основных сражениях войны

( коротко по слайдам 7-24)

1.В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

2.Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

3.Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

4.Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!

5.Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6.Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!

Учитель:На борьбу с врагом встал весь советский народ и среди тех, кто защищал Родину, было очень много детей. По разным данным в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. «Сыновья полка», пионеры - герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми.

За боевые заслуги они награждались орденами и медалями.

Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на наши головы, начался голод, школы стали закрываться, женщины и дети пошли работать на заводы, где выпускали снаряды. Гибли целыми семьями, появилось много сирот. Но всё не сломило народ. Даже дети работали, помогали взрослым: воевали в действующей армии, в партизанских отрядах. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах.

4.)Рассказ 2 группы подготовленных детей о детях - героях. На фоне рассказа презентация «Дети- герои войны».

Группа детей выстраивается в шеренгу , они по очереди рассказывают о героях.

Слайд 25-26

Ученик 1: Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями.

Ученик 2: Дети войны... сколько их, маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине....

Ученик 3: Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!

Слайд 27-28

Ученик 1: Леня Голиков - Лёня Голиков Рос в деревне Лукино на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Погиб Леня 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области.

2 апреля 1944 года было присвоено пионеру-партизану Лене Голикову звание Героя Советского Союза.

Слайд 29

Ученик 2: Зина Портнова участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Слайд 30-31

Ученик 3: Марат Казей.

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика.

Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их вместе с собой.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Слайд 32

Ученик 4: Валя Котик Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе 4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе 4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Слайд 33

Ученик 5: Надя Богданова. Надя стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами- партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Надю били шомполами, пытали, а когда привели ко рву расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой... Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили Надю, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь... Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, и медалями.

Слайд 34-36

Учитель:

Все эти дети, а также многие, многие другие до войны были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны, они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Учитель: Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.

Ученик:

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

5).Работа с дополнительной информацией в группах: ( о детях-героях Кубани.) Слайд 37

Далее учитель, используя прием подводящего диалога, подводит ребят к пониманию героизма. Он раздает учащимся карточки с описанием подвигов пионеров героев. Ребята работают с предлагаемым материалом. Необходимо прочитать его и обсудить. Учитель может спросить у школьников, что они знают о пионерах героях?

Важно показать примеры мужества, как на фронте, так и в тылу, что поможет возродить память, понять значимость подвига всех людей в т.ч. и детей.

ЛЁНЯ ОБЪЕДКО

Жил в хуторе Семисводном Красноармейского района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.

НАДЯ ГНЕЗДИЛОВА.

Ученица 6 класса станицы Даховской Тульского района. Была разведчицей в партизанском отряде, участвовала в операции по освобождению станицы. Погибла в перестрелке во время боя.

ВАНЯ МАСАЛЫКИН.

Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие - винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.

ВИТЯ ГУРИН.

Учился в школе № 2 станицы Новотитаровской Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде. Вместе с группой партизан был схвачен фашистами и расстрелян в декабре 1942 года. Витя Гурин посмертно награжден медалью «За оборону Кавказа».

ТОЛЯ АЛЕХИН.

Учился в школе № 1 города Анапы, занимался в радиокружке. Был радистом в партизанском отряде, участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. Погиб в бою с врагами в январе 1943 года.

ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА.

Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами.

ВОЛОДЯ ГУКОВ.

Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года.

ЛЁНЯ ТАРАННИК.

Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком - следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.

ФЕДЯ ТОКАРЕВ.

Учился в школе № 3 станицы Абадзехской. Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми.

ВОЛОДЯ ГУКОВ.

Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года.

ЛЁНЯ ТАРАННИК.

Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком - следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года

6).Дискуссия в группах:

Учитель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель :память о детях - участниках войны живет: 8 февраля в России всегда отмечался как день памяти пионеров-героев, а с 2009 года 12 февраля объявлено ООН Международным днем детей-солдат. Так называют несовершеннолетних, которые вынуждены в силу обстоятельств активно участвовать в войнах и вооруженных конфликтах:

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:

Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15000 - медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20000 медалью «За оборону Москвы». Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза.

Учитель: Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Звучит метроном

Слайд 40

Слайд 41

Тысячи россиян в памятные дни приходят к священным местам почтить память погибших.

7). Этап обобщения и подведения итогов

- Война -это зло, это горе, слезы.

_Назовите антоним к слову война: (мир) А что такое мир?

( Это- когда нет войны. Мир-это вся наша земля. Мир - это все люди, живущие на Земле.)

-Назовите пословицы о мире и войне.

(Мир строит, война разрушает. Дружно за мир стоять - войне не бывать. И т. д.)

-Прочитайте слова на карточках , выставленные на доске, выберите те , которые говорят о мире.

Счастье ученье

Война Родина

Труд слезы

Радость улыбка

Горе голод

Дети называют и выставляют слова, переворачивая карточки. Получается изображение Земного шара. Внизу подставляются слова мама, дружба, мир, добавляются картинки бантика, кос и ног- получается девочка.

Не кажется ли вам ,что на шумном перекрестке века,

Окруженный ракетными трассами, стоит маленький ребенок - Мир!

Он может вырасти и может погибнуть,- все зависит от нас.

Так давайте дадим ему руку и пойдем впереди него.

Долой испытания бомб, долой испытания оружия!

-Что бы вы пожелали людям, живущим на нашей планете?

Я предлагаю :

1 группе написать пожелания всем людям нашей планеты и передать их в музей боевой славы нашей школы

2 группе - сложить журавликов, символ мира на Земле.

3 группе - наклеить аппликацию «Вечный огонь»

Ребята, у вас на столах лежат лепестки огня, давайте зажжем свой вечный огонь, который будет символизировать ваше отношение к Отечественной войне.

Красный - гордость

Желтый - скорбь

Оранжевый - слезы

Белый - равнодушие

Что нужно делать, чтобы не забыть войну? (рассуждения детей)

-Изучать события войны.

-Рассказывать младшим школьникам

-Участвовать в викторинах, конкурсах

-Не забывать ветеранов войны, помогать им

-Участвовать в митингах, шествиях, посвященных победе.

-Акция «Бессмертный батальон»

Ученик:

«Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки!

Все вместе исполняют песню в сопровождении презентации «Была война»

ДАВНЫМ-ДАВНО БЫЛА ВОЙНА

Из кинофильма "Командир счастливой "Щуки"

муз. А. Зацепина сл. Л. Дербенева

Давным-давно была война,

Давным-давно прошла она.

Для тех, кто жив, она была когда-то.

Но помним мы, как в пламя шли

И как страну для нас спасли

Солдаты, солдаты, солдаты.

Припев:

Годы, сколько б ни шли,

Вечно помнить родной стране

Всё, что сделали вы

В этой войне,

В трудной войне,

В страшной войне.

Давным-давно была война

И там, где всё сожгла она,

Хлеба желтеют и синеют реки.

Но тот, кто эту землю спас,

Остались жить в сердцах у нас

Навеки, навеки, навеки.

Давным-давно была война,

Но память нам на то дана,

Чтоб помнить, как весь мир пылал когда-то.

И те, кому по двадцать лет,

Пусть знают, что глядят им вслед

Солдаты, солдаты, солдаты.

За годом год стучит в окно...

Была война давным-давно,

Давным-давно в запас ушли солдаты.

Но быль о ней всегда нужна,

О том. какой была война

Когда-то, когда-то, когда-то...



© 2010-2022