Внеклассное мероприятие по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Быкова Надежда Федоровна, учитель начальных классов МБОУ Урмарская СОШ

имени Г.Е. Егорова

Внеклассное мероприятие по окружающему миру для учащихся 4 классов «О русский лес!»

Цели и задачи.

  • Прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.

  • Работать над развитием устной речи детей, обогащать словарный запас, формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.

Оборудование: рисунки, рефераты учащихся, презентация учителя, карта, компьютер.

Аннотация.

Это мероприятие проведено в 2013 году, и оно было приурочено Году охраны окружающей среды. Разные виды деятельности, использованные на занятии, помогут учащимся закрепить знания об экологических связях в природе, познакомят их с правилами экологической этики в лесу, расскажут им о взаимосвязи живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на окружающую среду.

Ход занятия.

1. Знакомство с темой.

Внеклассное занятие по окружающему миру.

* Мы начинаем наше занятие. Ребята, отгадайте загадку.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает,

А весной оживает.

О чем мы с вами будем сегодня говорить? 1слайд. Лес.

*Учитель. Лес… Издавна служил лес человеку: в старые времена он кормил, одевал, обогревал людей, давал им жилище. Да и сегодня нам трудно представить свою жизнь без леса.

Ученик. Чувашия- край лесов. Третью часть всей республики занимают у нас леса. На многие километры протянулись величавые сосновые боры, улыбчивые светлые березовые рощи, сумеречно- изумрудные ельники, могучие дубравы.

Лес - это мир, полный загадок и тайн. Лес - это гостеприимный дом, он многих приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновение не замирает жизнь. А сколько в нём разнообразных растений!

2. Выступление учащихся.

1 ученик. В нашем лесу растут разные деревья: лиственница, обыкновенная сосна, ель, берёза, ива, рябина, много разнообразных кустарников.

2 ученик. В лесах нашего края много диких животных. Самые крупные -это лось и медведь., есть лисы и волки. Много пушных зверей: соболь, песец, горностай, белка, бурундук. Летом в лесу очень много птиц.

3 ученик. В нашем лесу растёт много лекарственных трав: толокнянка, багульник, кровохлёбка, тысячелистник, крапива, пижма, зверобой и многие другие.

4 ученик. Летом мы собираем в лесу красную и чёрную смородину, голубику, чернику, клюкву, малину, ежевику и бруснику. Много в нашем лесу разных грибов.

5 ученик. Древесина леса идёт на постройку домов, на изготовление мебели.

Лес украшает нашу землю, он служит домом для диких зверей, растения леса очищают воздух.

Учитель. Да, лес - это исполинская зелёная лаборатория: он вырабатывает кислород, улавливает газы и пыль. Лес - источник здоровья, его называют лёгкими нашей планеты.

6 ученик / читает стихотворение/Слайд 3.

Я славлю лес.
Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес -
Родимый лес, зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой,
Я славлю чудо из чудес -
Красу земли, зелёный лес!
В.Лукша.

3. Проверка заданий . 4слайд. Стихи про Русский лес. ( читают хором)

  • О лесе много слагают стихов. Прочитаем одно небольшое стихотворение, но оно за душу берет.

Учитель. В далеком прошлом лесов в нашей республике было намного больше, чем сейчас. К сожалению, многие из них были вырублены человеком, а некоторые и сейчас требуют внимательного и бережного отношения к себе. А что надо делать, чтобы был лес?

  • Давайте посадим свой лес и украсим нашу землю.

Показ рисунков, приготовленных дома. ( трава, кустарники, деревья)

4. Игра: "Узнай дерево".

* Мы любим лес, мы им любуемся, отдыхаем в нем. А я хочу узнать, знаете ли вы деревья.

5. Игра: "Лесные заморочки."

Игра "Лесные заморочки". Ученики должны узнать, о каком растении идёт речь.

1. Этот кустарник - ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. Его ягоды используют в лечебных целях. (Шиповник).

2. Весной это дерево стоит нарядное, будто всё в белой пене, и запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за красивых цветов люди ломают ветки этого дерева. (Черёмуха).

3. Если тебе когда-нибудь понадобится расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймёшь, почему дерево так названо. (Вяз).

4. Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные - зелёные круглый год, потому что хвоинки у них осенью не опадают. А это дерево, хоть и хвойное, но осенью его хвоинки опадают, как у лиственного. (Лиственница).

5. В народе это дерево часто называют "сладким". Нет, конфеты на нём не растут. Но посмотри, как во время цветения летят к нему пчёлы. И мёд потом будет самый вкусный и душистый. (Липа).

6. Сверху листья этого дерева зелёные, снизу - серебристо-серые. От малейшего ветерка листья начинают дрожать, переворачиваются, и дерево от этого выглядит то зелёным, то серым - "переодевается". (Осина).

7. "Красавец" - так переводится с латинского научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево - богатырь, дерево - долгожитель. (Дуб). Сообщение о дубе

8. Весной в лесу на этом дереве "загораются" маленькие красные и синие "лампочки" - это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Ель, ёлка). Сообщение о ели.

9. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму; и чем крепче прихватит морозец, тем слаще они будут. (Рябина).

10. Дотронься летом до ствола этого дерева и почувствуешь, что он прохладный даже на солнцепёке. Так может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (Берёза). Сообщение о березе.

Учитель . В березовой роще у ребят возникает много вопросов. Один из них, конечно, почему береза белая? Оказывается, в бересте березы содержится красящее вещество белого цвета- бетулин.

И второй вопрос: можно ли брать сок у березы? ( Ответы детей)

*Да, русский лес нельзя представить без белой березки. О ней и стихов много написано. Одно мы послушаем.

Б) Стихотворение о березе. Сергей Есенин Береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

* Скоро Новогодний праздник. Без чего мы не представляем этот праздник? Что вы можете о елке рассказать?

8 слайд. Срубили елку.

* А чтобы елка была в нашем доме, что человек делает? Какой вред наносят люди природе? Как можно выйти из положения: не срубать елку, но быть в праздник с украшенной елкой?

* Лес многих интересует. Слайд 20. Лес - богатейшая кладовая природы

9. Причины пожаров и гибели животных.

21слайд. Печальная история

Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Это огромное богатство нашей страны и наш народ бережёт и охраняет это богатство. Самое страшное для наших лесов - это пожары. Лесные пожары уничтожают огромные территории лесов. Все пожары в лесу происходят из-за какой-то внешней причины, но чаще всего по вине человека.

22 слайд. Назовите причины пожаров.

- брошенная горящая спичка, окурок;

- люди разводили костёр в местах с сухой травой;

-

- хозяйственные работы в лесу;

- осколок стекла сфокусировал солнечные лучи как линза и зажёг сухую траву;

- от замыкания высоковольтной линии;

- от вспышки молнии.

В нашей стране ведётся учёт каждого пожара , выясняются причины пожаров, определяются меры борьбы с лесными пожарами. Наукой о лесных пожарах - она называется лесная пирология - собран большой научный материал, который помогает в борьбе с пожарами. Лесные пожары называются стихийными бедствиями, ведь горят не только леса, но и жилые дома, горят целые деревни, гибнут люди.

Природа гибнет и просит защиты у нас.

Многие растения и животные стали редкими.

Они занесены в Красную книгу.

Красной она называется потому, что красный цвет- сигнал опасности.

Ученик.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

Ученик.

Дерево, цветок, трава и птицы,

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На поляне мы останемся одни.

Ученик.

Нор звериных, птичьего гнезда,

Разорять не будем никогда,

Пусть птенцам и маленьким зверятам,

Хорошо живется с нами рядом.

Учитель. 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. Слайд 24

Работа с поговоркой: Один человек оставляет в лесу след, сотня - тропу, тысяча - пустыню. Слайд 25

Ребята, давайте вспомним правила поведения в природе и поиграем в игру «Можно - нельзя»

Ходить в лесу по тропинкам (можно)

Ходить по траве, где попало (нельзя)

Собирать грибы в лесу (можно)

Вырывать их с корнем (нельзя)

Слушать пение птиц (можно)

А шуметь в лесу (нельзя)

Наблюдать за муравьями (можно)

А разрушать муравейники (нельзя)

Памятка - как вести себя в лесу. 26 слайд.

1. В лес дети ходят только в сопровождении взрослых.
2. Костёр разводят только взрослые, они же готовят и обед.
3. Дети играют только на поляне, играть около костра опасно.
4. В лесу не ломать веток, не рвать цветов, трав,
5. Не разорять птичьих гнёзд, не брать из гнезда птенцов,
6. Осторожно вести себя на берегу ручья и у озера.
7. Убирать после себя мусор: бумагу сжигать на костре, а банки и бутылки класть в ящики для мусора.
8. Костёр заливать водой или засыпать песком .
9. Помни! После тебя на этом месте будут отдыхать другие люди. Храни красоту нашего леса!

27 слайд.

10. Итог занятия.

Что полезного вы узнали? Как будем относиться к природе?

Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна!
Что будет делать
Без нас она?

Использованная литература.

  1. А.А. Плешаков, А.А.Румянцев. Первые уроки экологической этики.

М. Просвещение, 2008

2. Р.П. Бескоравайная, Н..В. Борисова. Береги природу родного края. Чебоксары, 1992

3.Экологическое воспитание младших школьников. Йошкар- Ола, 2002

4. Природа - наш дом. Йошкар - Ола, 1998



© 2010-2022