- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное мероприятие по окружающему миру
Внеклассное мероприятие по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Быкова Н.Ф. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Быкова Надежда Федоровна, учитель начальных классов МБОУ Урмарская СОШ
имени Г.Е. Егорова
Внеклассное мероприятие по окружающему миру для учащихся 4 классов «О русский лес!»
Цели и задачи.
-
Прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.
-
Работать над развитием устной речи детей, обогащать словарный запас, формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.
Оборудование: рисунки, рефераты учащихся, презентация учителя, карта, компьютер.
Аннотация.
Это мероприятие проведено в 2013 году, и оно было приурочено Году охраны окружающей среды. Разные виды деятельности, использованные на занятии, помогут учащимся закрепить знания об экологических связях в природе, познакомят их с правилами экологической этики в лесу, расскажут им о взаимосвязи живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на окружающую среду.
Ход занятия.
1. Знакомство с темой.
Внеклассное занятие по окружающему миру.
* Мы начинаем наше занятие. Ребята, отгадайте загадку.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
А весной оживает.
О чем мы с вами будем сегодня говорить? 1слайд. Лес.
*Учитель. Лес… Издавна служил лес человеку: в старые времена он кормил, одевал, обогревал людей, давал им жилище. Да и сегодня нам трудно представить свою жизнь без леса.
Ученик. Чувашия- край лесов. Третью часть всей республики занимают у нас леса. На многие километры протянулись величавые сосновые боры, улыбчивые светлые березовые рощи, сумеречно- изумрудные ельники, могучие дубравы.
Лес - это мир, полный загадок и тайн. Лес - это гостеприимный дом, он многих приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновение не замирает жизнь. А сколько в нём разнообразных растений!
2. Выступление учащихся.
1 ученик. В нашем лесу растут разные деревья: лиственница, обыкновенная сосна, ель, берёза, ива, рябина, много разнообразных кустарников.
2 ученик. В лесах нашего края много диких животных. Самые крупные -это лось и медведь., есть лисы и волки. Много пушных зверей: соболь, песец, горностай, белка, бурундук. Летом в лесу очень много птиц.
3 ученик. В нашем лесу растёт много лекарственных трав: толокнянка, багульник, кровохлёбка, тысячелистник, крапива, пижма, зверобой и многие другие.
4 ученик. Летом мы собираем в лесу красную и чёрную смородину, голубику, чернику, клюкву, малину, ежевику и бруснику. Много в нашем лесу разных грибов.
5 ученик. Древесина леса идёт на постройку домов, на изготовление мебели.
Лес украшает нашу землю, он служит домом для диких зверей, растения леса очищают воздух.
Учитель. Да, лес - это исполинская зелёная лаборатория: он вырабатывает кислород, улавливает газы и пыль. Лес - источник здоровья, его называют лёгкими нашей планеты.
6 ученик / читает стихотворение/Слайд 3.
Я славлю лес.
Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес -
Родимый лес, зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой,
Я славлю чудо из чудес -
Красу земли, зелёный лес!
В.Лукша.
3. Проверка заданий . 4слайд. Стихи про Русский лес. ( читают хором)
-
О лесе много слагают стихов. Прочитаем одно небольшое стихотворение, но оно за душу берет.
Учитель. В далеком прошлом лесов в нашей республике было намного больше, чем сейчас. К сожалению, многие из них были вырублены человеком, а некоторые и сейчас требуют внимательного и бережного отношения к себе. А что надо делать, чтобы был лес?
-
Давайте посадим свой лес и украсим нашу землю.
Показ рисунков, приготовленных дома. ( трава, кустарники, деревья)
4. Игра: "Узнай дерево".
* Мы любим лес, мы им любуемся, отдыхаем в нем. А я хочу узнать, знаете ли вы деревья.
5. Игра: "Лесные заморочки."
Игра "Лесные заморочки". Ученики должны узнать, о каком растении идёт речь.
1. Этот кустарник - ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. Его ягоды используют в лечебных целях. (Шиповник).
2. Весной это дерево стоит нарядное, будто всё в белой пене, и запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за красивых цветов люди ломают ветки этого дерева. (Черёмуха).
3. Если тебе когда-нибудь понадобится расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймёшь, почему дерево так названо. (Вяз).
4. Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные - зелёные круглый год, потому что хвоинки у них осенью не опадают. А это дерево, хоть и хвойное, но осенью его хвоинки опадают, как у лиственного. (Лиственница).
5. В народе это дерево часто называют "сладким". Нет, конфеты на нём не растут. Но посмотри, как во время цветения летят к нему пчёлы. И мёд потом будет самый вкусный и душистый. (Липа).
6. Сверху листья этого дерева зелёные, снизу - серебристо-серые. От малейшего ветерка листья начинают дрожать, переворачиваются, и дерево от этого выглядит то зелёным, то серым - "переодевается". (Осина).
7. "Красавец" - так переводится с латинского научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево - богатырь, дерево - долгожитель. (Дуб). Сообщение о дубе
8. Весной в лесу на этом дереве "загораются" маленькие красные и синие "лампочки" - это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Ель, ёлка). Сообщение о ели.
9. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму; и чем крепче прихватит морозец, тем слаще они будут. (Рябина).
10. Дотронься летом до ствола этого дерева и почувствуешь, что он прохладный даже на солнцепёке. Так может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (Берёза). Сообщение о березе.
Учитель . В березовой роще у ребят возникает много вопросов. Один из них, конечно, почему береза белая? Оказывается, в бересте березы содержится красящее вещество белого цвета- бетулин.
И второй вопрос: можно ли брать сок у березы? ( Ответы детей)
*Да, русский лес нельзя представить без белой березки. О ней и стихов много написано. Одно мы послушаем.
Б) Стихотворение о березе. Сергей Есенин Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
* Скоро Новогодний праздник. Без чего мы не представляем этот праздник? Что вы можете о елке рассказать?
8 слайд. Срубили елку.
* А чтобы елка была в нашем доме, что человек делает? Какой вред наносят люди природе? Как можно выйти из положения: не срубать елку, но быть в праздник с украшенной елкой?
* Лес многих интересует. Слайд 20. Лес - богатейшая кладовая природы
9. Причины пожаров и гибели животных.
21слайд. Печальная история
Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Это огромное богатство нашей страны и наш народ бережёт и охраняет это богатство. Самое страшное для наших лесов - это пожары. Лесные пожары уничтожают огромные территории лесов. Все пожары в лесу происходят из-за какой-то внешней причины, но чаще всего по вине человека.
22 слайд. Назовите причины пожаров.
- брошенная горящая спичка, окурок;
- люди разводили костёр в местах с сухой травой;
-
- хозяйственные работы в лесу;
- осколок стекла сфокусировал солнечные лучи как линза и зажёг сухую траву;
- от замыкания высоковольтной линии;
- от вспышки молнии.
В нашей стране ведётся учёт каждого пожара , выясняются причины пожаров, определяются меры борьбы с лесными пожарами. Наукой о лесных пожарах - она называется лесная пирология - собран большой научный материал, который помогает в борьбе с пожарами. Лесные пожары называются стихийными бедствиями, ведь горят не только леса, но и жилые дома, горят целые деревни, гибнут люди.
Природа гибнет и просит защиты у нас.
Многие растения и животные стали редкими.
Они занесены в Красную книгу.
Красной она называется потому, что красный цвет- сигнал опасности.
Ученик.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Ученик.
Дерево, цветок, трава и птицы,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На поляне мы останемся одни.
Ученик.
Нор звериных, птичьего гнезда,
Разорять не будем никогда,
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом.
Учитель. 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды. Слайд 24
Работа с поговоркой: Один человек оставляет в лесу след, сотня - тропу, тысяча - пустыню. Слайд 25
Ребята, давайте вспомним правила поведения в природе и поиграем в игру «Можно - нельзя»
Ходить в лесу по тропинкам (можно)
Ходить по траве, где попало (нельзя)
Собирать грибы в лесу (можно)
Вырывать их с корнем (нельзя)
Слушать пение птиц (можно)
А шуметь в лесу (нельзя)
Наблюдать за муравьями (можно)
А разрушать муравейники (нельзя)
Памятка - как вести себя в лесу. 26 слайд.
1. В лес дети ходят только в сопровождении взрослых.
2. Костёр разводят только взрослые, они же готовят и обед.
3. Дети играют только на поляне, играть около костра опасно.
4. В лесу не ломать веток, не рвать цветов, трав,
5. Не разорять птичьих гнёзд, не брать из гнезда птенцов,
6. Осторожно вести себя на берегу ручья и у озера.
7. Убирать после себя мусор: бумагу сжигать на костре, а банки и бутылки класть в ящики для мусора.
8. Костёр заливать водой или засыпать песком .
9. Помни! После тебя на этом месте будут отдыхать другие люди. Храни красоту нашего леса!
27 слайд.
10. Итог занятия.
Что полезного вы узнали? Как будем относиться к природе?
Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна!
Что будет делать
Без нас она?
Использованная литература.
-
А.А. Плешаков, А.А.Румянцев. Первые уроки экологической этики.
М. Просвещение, 2008
2. Р.П. Бескоравайная, Н..В. Борисова. Береги природу родного края. Чебоксары, 1992
3.Экологическое воспитание младших школьников. Йошкар- Ола, 2002
4. Природа - наш дом. Йошкар - Ола, 1998