Открытый урок по математике во 2 классе по теме «Прием умножения 0 и 1»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по математике во 2 классе по теме «Прием умножения 0 и 1»

Цель и задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся понятие «умножение», умножение 0 и 1, замена одинаковых слагаемых умножением.

  2. Повторить в игровой форме понятия: «сложение», «вычитание», их компоненты, провести работу опережающего характера (знакомство с Пифагором, понятие «деление»);

  3. Развивать у учащихся математическую речь, память, мышление, внимание, расширять их кругозор, показать межпредметные связи, связь с жизнью;

  4. Воспитывать любовь к математике, умение самостоятельно работать, взаимопомощь, чувство дружбы.

Наглядность: портрет Пифагора, термометр, таблички: «сложение», «вычитание», «деление», «0»,«1», индивидуальные пособия, карточки.



Ход урока:

  1. Организационный момент.-

Мы начинаем урок математики. Математику называют недаром «царицей наук». Без знаний математического счета невозможно представить нашу жизнь. В переводе с древнегреческого языка слово математика означает «учится». Она нужна всем.

Читают ученики:

  1. «Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа».

2) «Без счета не будет на улице света,

Без счета не может подняться ракета».

3)«Без счета письмо не найдет адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята».

2 ) Поэтому на уроке сегодня вы должны быть очень внимательными, сосредоточенными, развивать свою математическую речь, память. Тему нашего урока вы назовете мне сами.

3) каллиграфия цифр.

Как и любой урок математики мы начинаем с каллиграфии цифр. Пишите аккуратно, чисто и красиво.

«Цифра- это дверной замочек.

Сверху крюк, внизу кружочек».

А) Это цифра 6 (образец на доске).

- Дайте характеристику числа 6.

Немного истории.

«древнегреческий математик Пифагор (показать его портрет и прочитать фамилию), который сделал очень много ценных для науки открытий и с которым вы более подробно познакомитесь в старших классах, считал число 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения трёх чисел:

1+2+3=6 1*2*3=6

Таким свойством не обладает ни одно другое число».

Б) добавим к числу 6 один десяток.

- Какое число получили? 16

- Что общего между числами 6 и 16?

- Чем они отличаются друг от друга?

Прописываем: 6 6 6 6 6…… и 16 16 16 16……

4) Проверка Д.З.

«Математика- царица всех наук». У нее должны быть помощники. Очень важные, нужные, умелые.

- Какие это самые главные помощники?

- Четыре математические действия. И они сегодня у нас в гостях на уроке. Послушаем их. Самое первое действие - это сложение .

Это знак «Плюс».

Ученица:

  1. «Чтобы правильно сложить,

Надо правильно дружить.

Если ссора сраженье,

Не получится сложенья.

Сложим стих, прибавим смех.

Выйдет песенка для всех!

За тобою и за мной,

Запоет весь шар земной!»

Воспитательный момент:

- Чему учит нас сложение?

(правильной доброй дружбе, помогать друг другу - тогда будет и общая песенка и общее дело).

- Назовите ответы при сложении в домашней работе.

14+8=22 - ответ на доске.

36+8=44 - назовите компоненты при сложении.

58+8=66

90+8=98 - как найти одно из слагаемых?

  1. Вместе со сложением «рука об руку ходит» вычитание. Его знак: «Минус». С этими двумя действиями ребята знакомятся уже в первом классе.

Ученица:

«Проходила наша Таня

С малышами вычитанье.

Вычитанье как понять?

Надо что - нибудь отнять.

У Аришки - орешки,

У Маришки - матрешки,

У Андрюшки новый мяч.

Во дворе - и вой, и плачь.

Получился ответ:

Игрушки есть - подружек нет».

Воспитательный момент:

- Чему мы не будем учиться у вычитания? Мы будем вычитать только числа на уроках математики.

-Назовите компоненты при вычислении.

-Как найти уменьшаемое? Как найти вычитаемое?

-Назовите ответы при вычитании в домашней работе:

14-8=6 - ответ на доске.

36-8=28 - историческая справка!

58-8=50 - знаки «+» и «-» встречаются уже в рукописях 15 века.»

90-8=82.

5) Математические диктант:

- Запишите только ответы:

а) первое слагаемое 8, второе слагаемое 7, найдите сумму;

б) второе слагаемое 9, первое 5,найдите сумму;

в) сумма 13, первое слагаемое 6, найдите второе слагаемое;

г) уменьшаемое 15, вычитаемое 9, найдите разность;

д) разность 8, вычитаемое 4, найдите уменьшаемое;

е) уменьшаемое 11, разность 11, найдите вычитаемое.

- На доске ответы:

15, 14, 7, 6, 0, 12 - проверка.

6) Физкультура (упражнения на дыхание и расслабление).

7) Новый материал.

а) - назовите последнее число в математическом диктанте.(0)

назовите ему последующее число.(1)

- объясните запись на доске: а + 0= а

а - 0 = а

- если мы к любому числу прибавим 0, то получится…(продолжи ответ).

- если мы от любого числа отнимем 0, то получится….

б) - сегодня у нас на уроке присутствуют еще два героя, без которых нам не обойтись. Это ноль (нуль) и единица. Дадим им словом.

2 ученика:

«Вот это ноль - иль ничего.

Послушай сказку про него.

Сказал весёлый круглый ноль,

Соседке - единице:

- С тобою рядышком позволь,

Стоять мне на странице!

Она окинула его,

Сердитым гордым взглядом:

- Ты ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,

Что ничего не стою.

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одиноко ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в 10 раз,

Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль,

Играет маленькую роль».

- Мы считаем, что любое число будет больше чем ноль. Но это нее так.

- Где мы встречаем числа меньше нуля? (термометр).

- Дадим слово единице:

Ученица:

«Начнем считать:

Один, одна -

Моя страна.

Здесь наш родной,

Любимый дом.

Отчизна, Родина -

У каждого из нас одна».

Воспитательный момент:

- Как называется наша страна?

- Как называется наша малая Родина?

- Мы должны любить свою Родину, свой край.

в) На доске запись:

1+1+1+1=4 (т.) 1*4=4 (т)

Послушайте задачу:

«Учительница выдала 4 ученикам по 1 тетради. Сколько тетрадей она выдала?» (показать).

- Как можно заменить сложение одинаковых слагаемых?

- Что такое умножение? (правило).

0+0+0+0=0 (т.) 0*4=0 (т.)

Послушайте задачу:

«После урока математики 4 ученика сдали свои тетради на проверку. На партах не было ни одной тетради. Сколько тетрадей всего на этих партах?»

Тема урока: «Приёмы умножения 1 и 0»

г) - Дадим слово «умножению». Это для арифметическое действие. Мы только начинаем с ним знакомство. Его знак: «Умножение».

Ученик:

«Гриб помножим на сосну,

Лист помножим на весну,

Теплый ветер - на зерно,

Землянику - на звено.

Множим солнце на лучи,

Всех мальчишек - на мячи,

Всех девчонок - на хи-хи,

Всех поэтов на стихи.

Выйдут тысячи чудес.

Выйдет лес до небес.

Город, поля, моря -

Выйдет целая земля!»

д) - есть еще одно математическое действие, которое «дружит» с умножением. Мы с ним не знакомы, но оно тоже очень важное и нужное. Это деление. Его знак: «Разделить». Дадим ему слово:

Ученик:

«Делим солнце!

Чур, на всех!

Делим дождик!

Чур, на всех!

Зиму белую на всех!

Всё - на всех!

Всё - на всех!

Всё - на всех!

Каждому достанется,

И на потом достанется».

Воспитательный момент:

- Чему учит нас деление? (делить на всех: и дома, и в классе).

- Спасибо вам математические действия, что пришли к нам на урок.

7) Работа с учебником.

- Мы продолжаем свою работу.

а) - Открыли учебники на странице 45.

- Прочитали первую задачу. Объяснили запись:

1+1+1+1+1=5 1*5=5

б) Прочитали вторую задачу. Объяснили запись:

0+0+0+0+0=0 0*5=0

в) Какой сделаем вывод? (ответы учеников).

г) стр.45 №1.

- Прочитайте задание.

- Что такое умножение? (правило).

- Выполним с объяснением на доске:

1*3=3 0*5=0 1*4=4 0*6=0

1+1+1=3 0+0+0+0+0=? 1+1+1+1=4 0+0+0+0+0+0=?

д) стр.45 №2.

- Закончи выводы и приведи свои примеры.

9) Физкультминутка. (упражнение для глаз).

10) Повторение изученного.

1) Устный счет.

- работа с абаками:

а) число, в котором 2 дес.5 ед., 7 дес.8 ед., 9 дес.6 ед., 8 дес.3 ед.

б) предыдущее число: 87, 93, 50, 18.

в) последующее числу: 56, 48, 36, 20.

г) число, которое находится между числами: 75 и 77, 80 и 82, 35 и 37.

- Работа над задачами. (показать знак действия и ответ).

а) «В пассажирском поезде 10 вагонов, а в товарном составе на 7 вагонов больше. Сколько вагонов в товарном составе?» 17

б) «У Саши было 17 марок, он подарил другу. Сколько марок осталось у Саши?» 10

в) «На столе лежало 8 книг. Витя положил еще 5 книг. Сколько книг стало на столе?» 13

г) «У Лены 6 тетрадей в клетку и сколько же тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей у Лены?» 12

2) Опрос у доски и в классе:

а) 1 ученик решает уравнение:

х+8=20

х=20-8

х=12

Проверка:

12+8=20

20=20

б) 2 ученик решает примеры с проверкой:

82-46=36 36+46=82 37+58=95 95-37=58

- Все здания проверяются учениками класса.

2 ученика работают на карточках. (счет в пределах 20).

Остальные ученики в классе:

- Самостоятельно записывают и решают 8 примеров со счетом в пределах 10. Используют карточки №1.

в) Решение задачи с подробным разбором. Стр. 45 № 5 .

4+4+4=12 (р.) 4*3=12 (р.)

11) Заключительный этап урока.

а) - Что нового вы узнали на уроке?

- Какие помощники к нам приходили?

- Что получится при умножении 1 на любое число? А нуля?

б) Д/з стр. 45 № 3 (объяснение учителя).

В) - Спасибо за урок. Урок закончен.

© 2010-2022