- Преподавателю
- Начальные классы
- «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения»
«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Новикова М.К. |
Дата | 01.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ Добринский лицей
Мастер - класс по литературному чтению
«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения».
Учитель: Новикова Марина Казьмировна
2012г.
Актуальность темы.
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение, как учебный предмет, имеет в своём арсенале такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально - экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
«Чтение - вот лучшее учение!» - писал А.С.Пушкин. Так почему же многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес к чтению, к классической детской литературе?
Существуют разные причины такого спада:
- усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс;
- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
- владением техникой чтения;
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (универсальных) умений, навыков, способов деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного освоения нового социального опыта. Это умение учиться развиваться. Различают следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД:
-
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
-
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.
-
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
-
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
-
Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
-
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
-
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
-
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
Ориентироваться в учебнике.
-
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
-
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-
Подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
-
Слушать и понимать речь других.
-
Выразительно читать и пересказывать текст.
-
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
При формировании УУД необходимо использовать в работе современные технологии и методы обучения:
-
Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
-
Информационно - коммуникативная технология.
-
Технология проблемного обучения.
-
Здоровьесберегающие технологии.
-
Деятельностный метод.
-
Дифференцирование.
-
Моделирование.
-
Проектно - исследовательская деятельность.
-
Синквейн (развитие критического мышления).
Технология продуктивного чтения.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом:
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Содержание работы:
-
Предположение о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.
-
Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.
УУД:
-
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
-
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
-
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
-
Слушать и понимать речь других.
Фрагмент урока №1.
- Догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии?
Составьте пословицы и объясните их смысл (работа в группах).
-
Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы (Делай доброе дело, чтобы сердце пело)
-
Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а (Доброе слово лечит, а злое калечит).
-Чему учат эти пословицы? Какова тема занятия? (Добро и зло)
- Отгадайте, о ком будем читать?
С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Скачет по лесу быстрый циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал (белка).
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (волк).
-Прочитайте ключевые слова. Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (добро и зло). Проверим наши прогнозы.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Содержание работы:
-
Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений.
-
Чтение вслух по предложениям или небольшими абзацами с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание.
-
Уточняющий вопрос на понимание содержания главы(фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части.
УУД:
-
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
-
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
-
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
-
Ориентироваться в учебнике.
-
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
-
Выразительно читать и пересказывать текст.
-
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Фрагмент урока №2.
Чтение текста про себя.
Чтение текста вслух по частям.
Вопросы по ходу чтения:
1часть.
-Что делала белка? А волк?
2часть.
-О чем стала просить белка?
-Отпустил ее волк? С каким условием?
-Как ответила белка на вопрос волка?
3часть.
-Отчего же белки так веселы?
-Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте.(Злость сердце жжет). Что означают эти слова?
(В 4 классе можно назвать этот прием- Метафора- перенос действия с одного предмета на другой).
3этап. Работа с текстом после чтения.
Содержание работы:
-
Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла.
-
Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного.
-
Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
-
Выполнение творческих заданий.
УУД:
-
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
-
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
-
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
-
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
-
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Фрагмент урока№3.
- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр текста: басня, рассказ или сказка? (Басня, т.к. есть мораль, урок). Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем).
-Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)
-Кого осуждает автор?
-
Составить модель - описание героев басни. Работа в группах.
Задание первой группе.
Описать белку. Какая она?
Задание второй группе.
Описать волка. Какой он?
Проверка работ.
На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям.
-Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?
-Мне, кажется, что эта басня не только про зверей, а про кого ещё? (о людях)
-Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро.)
-
Работа в группах.
Задание для первой группы.
Записать ассоциации к слову «добро».
Задание для второй группы.
Нарисовать рисунок на тему «Что для вас добро?»
Из наших ответов выросло Дерево доброты.
- Посмотрим значение слова «добро» в толковом словаре.
1) Все хорошее, положительное; все, что приносит счастье, пользу, благополучие.
2) Хорошее доброе дело.
3.Игра «Добрые мысли, добрые чувства».
-Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.
-Что вы чувствовали в этот момент?(радость, приятные чувства)
4.Рефлексия.
-Подведём итог нашей работы.
-Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?
-До чтения текста? Во время чтения текста? После чтения текста?
-Я хочу, чтобы сегодня и всегда вам помогало наше Дерево доброты. Человек должен творить доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают нашу душу радостной, а значит, счастливой.