Технологическая карта урока по литературному чтению. УМС Планета знаний. Тема урока Согласные звуки[в], [в]. Буквы В, в

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нестерова Елена Валерьевна, учитель начальных классов

МОУ НОШ №5 г. Буй

Тема урока: Согласные звуки [в], [в']. Буквы В, в.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: Знакомство со звуками [в], [в'], буквами В, в.

Педагогические задачи:

- дать представление о новых звуках и буквах;

- создать условия для закрепления навыка слогового чтения;

- способствовать развитию внимания, фонематического слуха, культуре звукопроизношения, словарного запаса, познавательного интереса к чтению;

- совершенствовать читательские умения.

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

Проявлять интерес к изучению темы, осознавать свою успешность на уроке,

развивать доброжелательность, доверие и внимательность к окружающим, осознавать правила взаимодействия в паре.

Познакомятся с новыми звуками и буквами, научатся давать характеристику новым звукам, совершенствуют умение слогового чтения слов, предложений с новыми и ранее изученными буквами, совершенствуют умение в разгадывании ребусов и анаграмм, «заочно» познакомятся с фразеологическим оборотом.

Познавательные (общеучебные): уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и во внеурочное время; осуществлять синтез как составление целого из частей, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Основные понятия: звук, буква, предложение, текст.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная форма работы;

- фронтальная форма работы;

- работа в парах.

Элементы образовательных технологий, используемых на уроке:

- здоровьесберегающая;

- ИКТ;

- системно- деятельностный подход;

- уровневой дифференциации;

- групповая;

- игровая.

Образовательные ресурсы:

- Букварь: 1-й кл.: учебник/Т.М. Андрианова.- М.: АСТ: Астрель, 2012;

- Рабочая тетрадь к «Букварю» Т.М. Андриановой: 1-й кл./Т.М. Андрианова.- М.: АСТ: Астрель, 2015.(Планета знаний);

- слоговые таблицы;

- картинки с изображением Винни -Пуха, Совы;

- карточки для опорной схемы;

- текст сказки;

- мобильный телефон;

- картинка «Радуга».

ЭОР:

- Интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная установка, mp 3 - песенка «Винни Пуха».

Технологическая карта урока


№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Используемые ресурсы

1

Организационный момент. Самоопределение к действию.

- Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок

Вы садитесь тихо как?

А здороваетесь как?

Настроение какое?

- Я рада, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. А ещё я вам желаю интересных открытий на уроке, умных вопросов и грамотных ответов.


- садятся за парты

- кивают головой

- показывают смайл, соответствующий настроению




Сигнальные круги «смайлы» (грустный, равнодушный, весёлый).

2

Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Алфавитинск». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе.

- Откройте по закладке маршрутный лист в Букваре и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки русского алфавита?

- Как отличить гласные звуки от согласных?

- Какие звуки мы обозначаем с помощью букв - жителей первого дома города «Алфавитинск»?

- А почему «жильцы» живут в разных подъездах?

-На какие группы можно разделить согласные звуки?

- Что вы можете рассказать о «жильцах» второго дома города «Алфавитинск», живущих в подъезде слева, а правый пустует?

- А какой «житель» этого дома отличается от всех и почему?

- Сегодня мы продолжим наше путешествие по городу «Алфавитинск».

открывают маршрутный лист (стр. 23-24)

- На гласные и согласные

- При произношении гласных звуков воздух не встречает преграды на своём пути, мы можем их тянуть, пропеть;

- При произношении согласных звуков воздух встречает на пути преграды в виде зубов, губ.

- Мы обозначаем гласные звуки.

- В левом подъезде «жильцы» говорят согласному, который стоит впереди «Будь злым, будь твёрдым!». Эти гласные придают твёрдость согласным.

- В правом подъезде «жильцы» говорят согласному, который стоит впереди «Будь добрым, будь мягким!». Эти гласные придают мягкость согласным.

- На мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие.

- С помощью этих букв мы обозначаем согласные звонкие, мягкие и твёрдые звуки.

- Это буква Й. С помощью этой буквы мы обозначаем согласный звонкий и только мягкий звук.

Букварь

3

Постановка учебной задачи

- Поднимите руку, кто из вас любит смотреть мультфильмы? Сегодня к нам на урок спешат сказочные герои, а кто это, догадайтесь сами! (запись песенки)

- Вы, наверное, догадались, кто это?

(На доску прикрепляется изображение героя).

- Какой звук мы слышим в первом слове его имени?

- Он пришёл к нам на урок не один. Как звали героя мультфильма, который жил в домике на дереве и все ходили к нему за советом?

(На доску прикрепляется изображение героя).

- Какой звук мы слышим в начале второго слога в слове Сова?

- Как вы думаете, почему именно эти герои пришли сегодня к нам в гости?

- Кто попробует сформулировать тему нашего урока.

- Сформулируйте «задачи», которые мы должны «решить» на уроке?

(Вывешиваются карточки для опорной схемы).

- Где в жизни можно применить новые знания?

- Винни Пух.

- Звук [в'].

- Сова.

- Звук [в].

- Это новые звуки, с которыми мы будем сегодня знакомиться.

- Звуки [в], [в']. Буквы В, в.

- Познакомиться с новыми звуками, дать им характеристику.

- Познакомиться с новыми буквами.

- Учиться читать слоги, слова, предложения с новыми буквами.

- ответы обучающихся

Ноутбук, колонки, mp 3 - запись песенки Винни Пуха, картинки с изображением героев



Опорная схема на доске

4

«Открытие» нового знания





















Первичное закрепление











«Открытие» нового знания

1. Работа в парах.

- Сейчас мы с вами превратимся в исследователей и будем исследовать новые звуки в парах. Составим план нашего исследования. С чего будем начинать?

- Если согласный, что ещё должны о нём рассказать?

- Поработаем в парах. Произносим новые звуки, смотрим друг на друга. Исследуем звуки по составленному нами плану.

- Заслушаем результаты ваших исследований.


2. Развитие фонематического слуха.

- Сейчас я вам прочитаю сказку. Вы должны запомнить как можно больше слов с новыми звуками. После прочтения мы проверим, у кого из вас самая «длинная» память.

(Чтение сказки).

3. Физкультминутка

- Давайте проверим, кто больше запомнил слов с новыми звуками. Если в слове есть звук [в] - встают мальчики, а если [в']- девочки.

(Учитель считает слова).

4. Знакомство с новой буквой.

- Кто из вас знает, какой буквой обозначаются новые звуки?

- Рассмотрим прямоугольник в верхнем правом углу Букваря. Какие буквы в нём изображены?

- Почему их четыре?

- Для чего нам нужны заглавные буквы?

- Где мы встречаемся с печатными буквами?

- А для чего нам нужны письменные буквы?

- А вы бы хотели научиться писать письменные буквы в [вэ]?

- Этому мы будем учиться на других уроках. А каких?

- Что вам напоминает печатная буква в [вэ]?

- Вы готовили творческие проектные работы на тему «Моя любимая буква». Посмотрите, какую букву представила нам Ваша

- Выясним, какой звук: гласный или согласный.

- Звонкий или глухой, мягкий или твёрдый.

- Осуществляется работа в парах.

- Звук [в]: согласный, при его произношении воздух встречает преграду; звонкий, так как больше голоса, чем шума при произношении; твёрдый, следим за произношением в слове.

- Звук [в']: согласный, при его произношении воздух встречает преграду; звонкий, так как больше голоса, чем шума при произношении; мягкий, следим за произношением в слове.

- слушают сказку и запоминают слова

- обучающиеся выходят к доске по одному и называют слова с новыми звуками, а остальные внимательно слушают и выполняют задание

- На письме звуки [в], [в'] обозначаются буквой В.

-Буквы в [вэ].

- Две печатных и две письменных, две заглавных и две строчных.

- С заглавной буквы мы пишем начало предложения, имена и фамилии людей, имена сказочных героев, клички животных.

- Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах.

- Письменными буквами пишут все люди и мы пишем их на уроках русского языка.

- ответы обучающихся

- На уроках русского языка.

- ответы обучающихся

- Ваша выходит к доске, представляет свою работу и рассказывает стихотворение про букву [ вэ]




- текст сказки


- Букварь

5

Первичное закрепление

Включение в систему знаний 5. Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой и ранее изученными. Разноуровневые задания.

- Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слова.

- Сейчас мы будем выполнять разные задания. Одни будут читать слоги на карточках, другие - слова в столбиках, а третьи - будут читать текст.

(Контролирую действия обучающихся, оказываю помощь).

- Давайте проверим, что у нас получилось.

- Выборочное чтение слогов ( 1 группа).

Читаем слоги с твёрдым звуком, с мягким звуком. Почему мы по разному произносим первый звук: твёрдо, мягко?

- Выборочное чтение слов (2 группа).

- Прочитайте в столбиках одинаковые слова. Сравните их записи. Что интересного вы заметили?

- Кто из вас догадался, когда эти слова пишутся с заглавной буквы?

- Что у меня в руках?

Сейчас я вам прочитаю СМС сообщение.

- Чужие сообщения читать нельзя, но оно адресовано лично мне и я разрешаю вам с ним познакомиться.

(Для обучающихся текст вынесен на экран). Читаю текст СМС: Здравствуйте, Елена Валерьевна! Поздравляю Вас с весенним праздником! Желаю Вам радостного настроения!

Ваш ученик Виктор К.)

- Какие слова выделены в этом тексте?

- Кто из вас догадался, когда ещё эти слова пишутся с заглавной буквы?

- Эти слова называются этикетными, их произнося культурные люди по отношению к взрослому человеку. На письме такие слова пишутся с заглавной буквы. Пожалуйста, помните об этом!

- Прочитайте слова, написание которых расходится с произношением.

- Какой звук мы произносим?

- Какую букву пишем?

- Звуки, которые мы произносим, ударные или безударные?

- Это место на письме считается очень опасным, мы можем допустить ошибку в написании слова.

6. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Работа с текстом. Чтение по цепочке.

- Прочитайте название текста.

- Прочитав название, вы сразу поняли о ком пойдёт речь или вас запутала иллюстрация, на которой изображён довольный кот?

- Сколько предложений в тексте?

- Докажите.

- Читаем текст по предложениям.

- Назовите главных героев.

- Объясните название текста.

- Назовите слова, в которых есть звук[в] .

- Назовите слова, в которых есть звук[в'] .

- Я прочитаю этот текст, а вы запоминайте.

(Чтение текста).

- Кто хочет рассказать, что запомнил.


- обучающиеся выполняют задания

- читают слоги на карточках

- Гласные звуки [а, о, у, ы, э] обозначают твёрдость согласного, а гласный звук [и] - мягкость согласных.

вы Вы

вам Вам

вас Вас

- Одинаковые слова в произношении, но на письме пишутся по разному: со строчной и с заглавной буквы.

- Эти слова пишутся с заглавной буквы, когда стоят в начале предложения.

- Мобильный телефон.

- Смотрят на экран и читают выделенные слова.

- Вас, Вам.

- Когда обращаются к взрослому человеку, тогда эти слова пишут с заглавной буквы.

- Ловили, наловили, выловили.

- Мы произносим звук [а].

- Пишем букву о.

- Звуки безударные.

- обучающиеся выполняют движения


- Рыболовы.

- ответы обучающихся

- В тексте шесть предложений.

- Мы посчитали знаки в конце, получилось шесть точек.

- обучающиеся читают текст

- Вова, Иван, Барсик.

- ответы обучающихся

- Вова, Иван, вода, вынул.

- Ловили.

- пересказ текста

Слоговые таблицы, Букварь, открытка, конверт, ноутбук, мультимедийная установка, экран или интерактивная доска в качестве экрана

6

Рефлексия 1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения. - Закройте глазки и вспомните всё, что было у нас сегодня на уроке. 2. Рефлексия деятельности и содержания учебного материала. - Наш урок подошёл к концу. Героям необходимо вернуться в мультфильмы. Они с вами прощаются и благодарят за чудесный урок и крепкие знания. (Иллюстрации снимаются с доски). - А мы пробежимся по радуге и подведём итоги (вывешивается картинка радуги со словами):

- сегодня я узнал (а)…;

- меня удивило…;

- было интересно…;

- у меня получилось…;

- было трудно…;

- я научился…;

- теперь я могу….

3. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

- Изменилось ваше настроение к концу урока или нет, покажите.

- Я очень рада! Спасибо вам за урок!

- закрывают глаза


- обучающиеся повторяют начало предложения за учителем и заканчивают его своими мыслями по поводу урока

- обучающиеся показывают смайл, соответствующий своему настроению

Иллюстрация для рефлексии «Радуга», сигнальные круги «смайлы»


Приложение

1. Текст сказки. Разрешите представить вам третью букву нашего сказочного Алфавита - букву В. Буква В - весёлая, важная, восторженная, воспитанная, верная, восхитительная. А ещё, скажу вам по секрету, она волшебная. В чём же заключается её волшебство? Дело в том, что слово «время» начинается именно на эту букву. И буква В считает, что она - «главная по времени». А времени, как известно, подчинено всё. Воробьи, вороны, вальдшнепы прилетают в гости к букве В, они тоже знают, что такое время. Что есть зимний и летний сезоны, осень и весна, день и ночь. Есть время, когда корма много, а есть такие сезоны, когда его приходится добывать с трудом. Есть период, когда тепло, в другое время стоят лютые морозы. Только вальдшнеп не знает морозов, потому что это - перелётная птица. Буква В любит разные вкусняшки: вареники и варенье, виноград и вишню, винегрет и вермишель, ватрушки и вафли, варенец и ветчину. 2. Картинка «Радуга» для рефлексии.
Технологическая карта урока по литературному чтению. УМС Планета знаний. Тема урока Согласные звуки[в], [в]. Буквы В,в.

13


© 2010-2022