Рабочая программа по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева.

Программа «Русский язык», 3 класс Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для началь ной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2013. -. (Образовательная система «Школа 2100»).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса):Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. Изд. 5-е,перераб. - М.: Баласс; Школьный дом, 2013. - 176 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Рабочая тетерадь,Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. Вариант 1, вариант 2 .- М Баласс; Школьный дом, 2012. - 32 с, (Образовательная система «Школа 2100») опущено Министерством образования и науки РФ.

Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эсте тической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, бога той; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на русском языке.


В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи. Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста. В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей). Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста. На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.


Раздел «Слово» Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;

  2. морфемного состава и словообразования;

  3. грамматического значения;

  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса. Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов - с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём. Вводится новая орфограмма-обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.). приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др. «Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов. Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога - дорожка - дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года. Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами. В 3-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов. В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами. Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы. Основные направления работы по развитию речи:
  • Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

  • Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

  • Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

  • Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения. Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике - в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, примерными программами начального общего образования и учебным планом МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с. Аитово предмет «Русский язык» изучается 5 часов в неделю (170 ч. в год). По календарно-графическому плану МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово - 169 часов

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета



Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформирован-ность следующих умений:

3-й класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным;
  • владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне;
  • писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
  • графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»);
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.




Содержание учебного предмета «Русский язык»

3 класс

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Вводный урок. Что мы знаем о слове

1 Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте», сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изученные орфограммы (буквенные и небуквенные, буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты.

Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

2

Повторение

12

Слово (109часов)

3

Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне



3 Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.

Составлять связный текст из деформированных предложений. Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

4

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

6 Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

5

Удвоенные буквы согласных в корне слова

2 Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать его при фонетическом разборе слова. Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

6

Буквы непроизносимых согласных в корне слова

9 Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графи-чески объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

7

Безударные гласные в корне слова

7 Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, гра-фически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.

Участвовать в открытии и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.

8

Сложные слова и их правописание

7 Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).

Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней.

Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер).

9

Приставка

1

Находить в словах корень, суффиксы и приставки, различать омонимичные приставки и предлоги.

10

Безударные гласные в приставках

3 Мотивировать слитное - раздельное написание (по-это приставка, так как …, поэтому пишется слитно; по-это предлог, так как …, поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).

Различать приставки по- и па-, про- и пра-

11

Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня

2

Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.

Подбирать слова с удвоенными буквами согласных на стыке приставки и корня.

12

Разделительные ъ и ь

5 Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Писать свободный диктант с предварительной подготовкой.

Писать диктант и правильно выполнять, при необходимости, работу над ошибками.

13

Окончание и основа слова

4 Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму

14

Суффикс

2

Выделять в слове суффикс, действовать по алгоритму

15

Разбор слова по составу

4 Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.

Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.

16

Части речи в русском языке

1 Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

Составлять в группе обобщённую схему «Части речи».

17

Имя существительное как часть речи

2

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи.

18

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

4 Определять грамматические признаки имён существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, приводить примеры.


Род имён существительных

3 Наблюдать за использованием имён существительных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных,


Число имён существительных

4

Анализировать имена существительные: называть их грамма-тические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор).


Словообразование имён существительных

8 Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему: «Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею …».

Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания, сочинять сказку, используя существительные с различными суффиксами.


Местоимение как часть речи

6 Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи.

Продуцировать текст с использованием местоимений.


Имя прилагательное как часть речи

5 Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от существительного к прилагательному.

Называть признаки им. прил. (морфологический разбор).


Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

5 Продуцировать текст-описание по опорным словам.

Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса.


Разбор имён прилагательных по составу

3 Разбирать по составу имена прилагательные по алгоритму.

Писать диктант и правильно выполнять, при необходимости, работу над ошибками.


Глагол как часть речи

4 Группировать слова по частям речи. Находить в тексте глаголы по вопросу. Наблюдать за ролью глаголов в речи. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени.

Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола.


Правописание частицы не с глаголами

3 Писать частицу не (ни) с глаголами раздельно.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов.


Неопределённая форма глагола

3

Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи.

Писать изложение и диктант и правильно выполнять, при необходимости, работу над ошибками.


Наречие

3 Группировать слова по частям речи.

Находить в тексте наречия по вопросу.

Предложение и текст (29часов)


Виды предложений по цели высказывания и интонации

3 Различать виды предложений по цели высказывания и интонации.

Накапливать опыт постановки логического ударения.


Главные и второстепенные члены предложения

6 Различать слово, словосочетание и предложение. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. Разделять не пунктированный текст на предложения.

Обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения, использовать его.


Предложения с однородными членами

7 Распространять и сокращать предложения до основы, сравнивая смысл. Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Находить грамматические основы в сложных предложениях. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе.

Оценивать правильность работы.


Простые и сложные предложения

8 Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами и сложные предложения. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого и сложного предложения, использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений.

Наблюдать за ролью разделительного знака - запятой в пред-ложении с однородными членами и в сложных предложениях.

Повторение (18 часов)


Повторение




7 Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации, представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

Итого:

169



Основное содержание рабочей программы


3-й класс 169 ч (5 часов в неделю) Вводный урок (1 ч) Повторение (12 ч) Слово (109 ч) 1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных. Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег - снежок). Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ. Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жуж-жит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова. Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный. Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения. 2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами. Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение). 3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных). 4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов. Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-,-чик-, -тель-, -ник-. Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот. Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-. Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ьпосле ч в глаголах неопределённой формы. Понятие о наречии. Наречие как часть речи. Предложение и текст (29 ч) Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения. Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания. Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану. Повторение (18 ч) Развитие речи - одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков. Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.



Таблица предметных требований
к умениям учащихся по русскому языку

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

овладение функциональной грамотностью;

развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

приобретение и систематизация знаний о языке;

развитие чувства языка

овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

3 класс

правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;

писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;

читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;

составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);

читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

писать подробное изложение доступного текста;

определять тему текста;

читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений

выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;

находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);

выделять два корня в сложных словах;

конструировать сложные слова;

подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

различать однокоренные слова и формы слова;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

выполнять морфологический разбор изученных частей речи;

образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы - с помощью приставок;

подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;

выделять из предложения словосочетания;

видеть в предложении однородные члены;

различать простое и сложное предложение;

выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений

находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;

писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);

обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;

писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);

писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;

писать сложные слова с соединительной буквой о и е;

писать раздельно частицу не с глаголом;

писать ь после ч в неопределённой форме глагола;

писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;

самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;

графически объяснять выбор написания;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;

пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;

ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака











Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Диктанты

Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

• нарушение правил орфографии при написании слов;

• пропуск и искажение букв в словах;

• замену слов;

• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего

предложения записано с заглавной буквы;

• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

• два исправления;

• две пунктуационные ошибки;

• повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

• повторение одной и той же буквы в слове;

• недописанное слово;

• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

• дважды записанное одно и то же слово в предложении.


Грамматические задания

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Оценка "5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

- нет орфографических и пунктуационных ошибок;

- допускается 1-2 исправления.

Оценка "4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

- имеются отдельные фактические и речевые неточности;

- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Оценка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- допущены отклонения от авторского текста;

- отклонение от темы;

- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

- беден словарь;

- имеются речевые неточности;

- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

Оценка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

- работа не соответствует теме;

- имеются значительные отступления от авторской темы;

- много фактических неточностей;

- нарушена последовательность изложения мыслей;

- во всех частях работы отсутствует связь между ними;

- словарь беден;

- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

Контрольное списывание

Оценка "5" ставится:

- нет ошибок и исправлений;

- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка "4" ставится:

- имеется 1 ошибка и одно исправление.

Оценка "3" ставится:

- имеется 3 ошибки и одно исправление.

Оценка "2" ставится:

- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.


Контрольный диктант



Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

15-25 слов

2 класс

25-30 слов

35-45 слов

3 класс

45-55 слов

55-60 слов

4 класс

60-70 слов

70-80 слов

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.



КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.



Первое полугодие

Второе полугодие

1 класс

-

20-30 слов

2 класс

30-35 слов

40-50 слов

3 класс

50-60 слов

60-65 слов

4 класс

65-75 слов

75-90 слов


«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ



Первое полугодие

Второе полугодие

1-й класс

-

5-6 слов

2-й класс

8-10 слов

10-12 слов

3-й класс

10-12 слов

12-15 слов

4-й класс

12-15 слов

15-18 слов


Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» - 3-5 ошибок.


ТЕСТ

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.


ИЗЛОЖЕНИЕ

Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса - до 25-30 слов.

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.


СОЧИНЕНИЕ

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.


Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.

Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.


Критерии оценки работ творческого характера.


К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.

Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка - за содержание.

В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом - 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту - за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.



Нормы оценки работ творческого характера.

За содержание:

- оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;

- оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

- оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

- оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

- оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

- оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно - два исправления;

- оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно-два исправления;

- оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.



Учебно-методическое, информационное

и материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1.Учебники и учебные пособия:

1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник. 23 класс. - М.: Баласс, 2013

2.Л.Ю.Комиссарова Дидактический материал (упражнения) к учебнику «русский язык» в 3 классе. М.: Баласс,2013

3. Е.В.Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М.: Баласс, 2014

Методические пособия для учителя:

Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. Русский язык. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2012

.

2. Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : school-collection.edu.ru

2. Справочно-информационный Интернет-портал : gramota.ru

3. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: school2100.ru

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : nsc.1september.ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа»: nachalka.info/about/193

6. window.edu.ru

7. edu.ru

3. Наглядные пособия:

1. Таблицы «Звуки и буквы».


4. Технические средства обучения:

1. Ноутбук.

2. Классная доска.

3. Магнитофон.

4.Мультимидейныйпроектор.5.Вебкамера



№ п п



Тема урока пн,вт,ср,чт,пт




Дата проведения



Дата факт


Повторение



Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» . О слове

1.09


Что мы знаем о слове, предложении ,о тексте

2.09


Признаки текста

03.09


По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

04.09


Повторение изученных орфограмм.

07.09


Мониторинг предметных результатов. Входной контроль

08.09


Работа над ошибками. Графическое изображение орфограмм.

09.09


Графическое обозначение орфограмм. Буквы ъ и ь.

10.09


. Развитие умения писать заглавную букву в словах. Контрольное списывание

11.09


Развитие умения писать слова с изученными орфограммами .

14.09


Правописание большой буквы в словах..

15.09


Контрольный диктант «Ласточки»

16.09


Работа над ошибками.

17.09



Части слова. Корень . чередование согласных звуков в корне.



Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова».

18.09


Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

21.09


Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

22.09



Правописание проверяемых букв согласных в корне слова



Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (в конце и в середине слова)

23.09


Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

25.09


Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове.

28.09


Развитие умения правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. Проверочная работа №1 по теме « Части слова. Корень . чередование согласных звуков в корне»

29.09


Контрольный диктант по теме « Корень слова» «Лес»

Удвоенные буквы согласных в корне слова

30.09


Работа над ошибками. Понятие об удвоенных буквах согласных

1.10


Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне

02.10


Проверочная работа №2 по теме « Удвоенные буквы согласных в корне слова»

05.10



Буквы непроизносимых согласных в корне слова



Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

06.10


Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

7.10


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Р/р Сочинение по опорным словам

8.10


Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

9.10


Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова»

13.10


Проверочная работа № 3 по теме « Буквы непроизносимых согласных в корне слова»

14.10


Правописание проверяемых согласных в корне слова.

15.10


Контрольный диктант «Лебеди» по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»

16.10


Работа над ошибками. Закрепление изученного


19.10



Безударные гласные в корне слова



Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

20.10


Развитие умения видеть в словах орфограммы-буквы безударных гласных

21.10


Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.

Свободный диктант

22.10


Написание слов с буквами безударных гласных в корне.

23.10


Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова»

26.10


Р/р Сочинение по опорным словам

27.10


Контрольный диктант «О фиалке» по теме «Безударные гласные в корне слова».

28.10



Сложные слова и их правописание



Работа над ошибками

29.10


Знакомство с понятием «сложные слова»

30.10


Соединительные гласные о и е в сложных словах

5.11


Образование сложных слов

6.11


Сложные слова и их использование в речи для характеристики

людей

9.11


Употребление в речи и правописание сложных слов.

Р/р Свободный диктант

10.11


Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание»

11.11



Приставка . Безударные гласные в приставках.



Приставка, ее роль в слове

12.11


Правописание букв безударных гласных в приставках

13.11


Правописание букв безударных гласных в приставках

16.11


Приставки про-и пра-, по-и па- , их правописание

17.11



Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня



Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня

18.11


Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня

19.11



Разделительный Ъ и Ь



Звук (й) и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных Ъ и Ь

20.11


Правописание слов с разделительными ъ и ь

23.11


Проверочная работа

№ 6 по теме «Части слова. Приставка.Разделительные Ъ и Ь»

24.11


Упражнения в правописание слов с разделительными Ъ и Ь.

Р/р Свободный диктант

25.11


Контрольный диктант «Хорошо в лесу осенью»по теме «Приставка. Разделительные Ъ и Ь»

26.11



Части слова



Работа над ошибками Понятие об окончании и основе слова

27.11


Развитие умения находить в слове окончание

30.11


Как найти в слове основу

1.12


Развитие умения находить в слове окончание и основу

2.12


Суффикс и его роль в слове

3.12


Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение о частях слова

4.12


Порядок разбора слова по составу

7.12


Контрольное списывание

8.12


Упражнения в разборе слов по составу

9.12


Проверочная работа №7 «Части слова . Окончание и его основа»

10.12



Части речи в русском языке



Работа над ошибками. Части речи в русском языке

11.12


Определение имени существительного

14.12


Роль имен существительных в речи. Р/р Творческая работа:Составление текста

15.12


Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных

16.12


Имена существительные в речи

17.12


Урок обобщения. Что мы знаем об именах существительных.

18.12


Контрольный диктант по теме « Имена существительные» «Сова»

21.12


Работа над ошибками Имена существительные мужского, женского и среднего рода

22.12


Род - постоянный признак имен существительных

23.12


Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода

24.12


Изменение имен существительных по числам

25.12


Образование множественного числа имен существительных.

28.12


Окончания имен существительных в единственном и множественном числе

29.12


Разбор имени существительного как части речи

14.01


Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением

15.01


Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке

18.01


Образование имен существительных от основ существительных и глаголов

19.01


Р /р Сочинение сказки с использованием имен существительных с различными суффиксами

20.01


Разбор имен существительных по составу

21.01


Р/р Обучающее изложение «Мурлыка»

22.01


Работа над ошибками. Употребление имен существительных в речи

25.01


Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи»

26.01


Работа над ошибками. Понятие о местоимении. Личные местоимения

27.01


Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями

28.01


Разбор местоимения как части речи

29.01


Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе»

1.02


Закрепление знаний о местоимении. Свободный диктант

2.02


Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи»

3.02


Определение имени прилагательного

4.02


Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными

5.02


Роль имен прилагательных в речи

8.02


Разбор имени прилагательного как части речи

9.02


Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

10.02


Как проверит правописание букв безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

11.02


Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

12.02


Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

15.02


Словообразование имен прилагательных. Сочинение по опорным сочетаниям слов

16.02


Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи»

17.02


Разбор иен прилагательных по составу

18.02


Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное как часть речи» «Перелет птиц»

19.02


Работа над ошибками проверочной работы, диктанта

22.02


Определение глагола как части речи. Изменение глагола по временам

24.02


Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

25.02


Изменение глаголов по числам. Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами

26.02


Развитие умения писать частицу НЕ с глаголами. Свободный диктант .

29.02


Понятие о неопределенной форме глагола

1.03


Р/р Контрольное изложение «Перелетные гости»

2.03


Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы

3.03


Контрольный диктант по теме «Глагол как часть речи» «Весна в лесу»

4.03


Образование форм времени от неопределенной формы глагола. Работа над ошибками

7.03


Разбор глагола как части речи

9.03


Проверочная работа №11 по теме «Правописание частицы не с глаголами»

10.03


Понятие о наречии как части речи

11.03


Вопросы, на которые отвечают наречия

14.03



Предложение



Виды предложений по цели высказывания

15.03


Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

16.03


Восклицательные и невосклицательные предложения

17.03


Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

18.03


Развитие умения находить в предложении подлежащего и сказуемого

21.03


Развитие умения находить в предложении подлежащего и сказуемого

22.03


Понятие о второстепенных членах предложения

23.03


Составление схем предложения и предложений по схемам

24.03


Предложения распространенные и не распространенные

4.04


Разбор предложений.

5.04


Разбор предложений

6.04


Разбор предложений

7.04


Однородные подлежащие и сказуемые

8.04


Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении

11.04


Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

12.04


Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

13.04


Запятая в предложениях с однородными членами

14.04


Главные и второстепенные однородные члены предложения.

15.04


Определение однородных членов предложения

18.04


Запятая в предложениях с однородными членами. Урок -практикум

19.04


Повторение изученного. Свободный диктант

20.04


Понятие о простом и сложном предложении

21.04


Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения

22.04


Различие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами.

25.04


Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант

26.04


Разбор простого и сложного предложений

27.04


Проверочная работа № 12 по теме «Предложение»

28.04


Контрольный диктант «Кукуруза» по теме « Предложение»

29.04


Работа над ошибками

3.05



Повторение



Повторение знаний о предложении.

4.05


Повторение знаний о тексте.

5.05


Повторение знаний о частях речи. Существительное.

6.05


Повторение знаний о частях речи. Имя прилагательное

10.05


Повторение знаний о частях речи. Глагол, наречие.

11.05


Контрольное списывание «Перелет птиц»

12.05


Повторение изученных орфограмм. Части слова. Корень

13.05


Части слова суффикс, приставка, окончание.

16.05


Повторение орфограмм и их графическое обозначение

17.05


Повторение орфограмм . Правописание проверяемых согласных в корне слова

18.05


Итоговый контрольный диктант «Пришла весна»

19.05


Работа над ошибками.

20.05


Повторение орфограмм. Удвоенные буквы согласных в корне слова

23.05


Повторение. Буквы непроизносимых согласных в корне слова

24.05


Повторение. Безударные гласные в корне слова

25.05


Контрольное списывание «Белка»

26.05


168

Повторение. Сложные слова и их правописание

27.05


169

Повторение. Разбор слов по составу

30.05










© 2010-2022