- Преподавателю
- Начальные классы
- В мире фразеологизмов (3 класс)
В мире фразеологизмов (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрусева Г.В. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
В МИРЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ЦЕЛЬ: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка; познакомить с понятием «фразеологизм», особенностями фразеологических сочетаний, учить распознавать значения фразеологизмов; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями.
Ход занятия: 1. Актуализация опорных знаний. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее науку о значении слов: К А С К Е Л И . Мы вновь окажемся в чудесной стране под названием Лексика. Слова - это строительный материал языка, из них в стране Лексике созданы целые города. Хотите узнать их названия? В этом нам помогут вопросы "Проверь себя": 1. Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, и близкие по значению. (Синонимы.) 2. Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению. (Антонимы.) 3. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы.) 4. Слова, которые имеют 2 и более значений. (Многозначные.) 2. Постановка учебной задачи. Мы продолжим знакомство с устройством языка и отправимся в город под названием Фразеологизмы. Прочитайте предложения: Миша быстро бежал по длинному коридору. Миша сломя голову бежал по длинному коридору. Сопоставим по значению выделенное слово и словосочетание. Попытаемся заменить или опустить одно слово из словосочетания. ("Сломя" меняем на "задрав", "опустив". Смысл изменился.) вывод: в русском языке есть словосочетания, которые равны по значению слову. Лексическое значение имеет все словосочетание. В них: 1) нельзя изменить или опустить слово; 2) нельзя заменять словами-синонимами ("куда глаза глядят" нельзя сказать "куда глаза смотрят"); 3) нельзя заменять устаревшие слова современными ("как зеницу ока" на "как зрачок глаза"); 4) нельзя заменять такую грамматическую категорию, как число ("сбиться с ноги" вместо "сбиться с ног"). Такие словосочетания называются фразеологизмами или устойчивыми выражениями. Они делают нашу речь образной, яркой. Я уверена, что и вы знаете много устойчивых выражений. а) Продолжите стихотворение: Говорил товарищ мой вчера, Что в кино сходить уже пора. Только я хотел уж собираться, Как взбрело ... (на ум) купаться. По дороге передумал он, Потащил меня на стадион. -Что ты ,-закричал я,- В самом деле! У тебя семь ...(пятниц на неделе). Глеб у доски повесил ...(нос). Краснеет до корней ...(волос). Он в этот час, как говорится, Готов сквозь ...(землю провалиться). О чем же думал он вчера, Когда баклуши (бил) с утра? б) Фразеологический зверинец.
Голоден как ... волк; хитер как ... лиса; труслив как ... заяц; изворотлив как ... уж; надут как ... индюк; нем как ... рыба; упрям как ... осел; болтлив как ... сорока. в) "Веселые картинки". Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают? «Как две капли воды» - очень похожи друг на друга. «Делать большие глаза» - удивляться. «Смотреть сквозь пальцы» - не обращать внимания на что-либо. «Как за каменной стеной» - быть под надежной защитой.
«Мухи не обидит» - кроткий человек.
«Море по колено» - ничто не страшно.
«Водить за нос» - обманывать.
«За семью замками» - великая тайна. «Сесть на шею» - быть обузой для другого человека. «Витать в облаках» - мечтать. «Не разлей вода» - дружные ребята. «Тянуть кота за хвост» - надолго затягивать какое-либо решение или дело.
г) Профессии. У представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы: - закидывать удочку; - ждать у моря погоды; - сгущать краски; - брать на прицел; - топорная работа? д) Фразеологическая пантомима. Покажите без слов фразеологизмы, записанные на карточках. Намылить шею. Водить за нос. Переливать из пустого в порожнее. Обвести вокруг пальца. Медведь на ухо наступил. Собаку съел. е) Фразеологизмы-синонимы. Подберите к слову синоним-фразеологизм: Много - воз и маленькая тележка, пруд пруди, куры не клюют; с три короба; Быстро - во всю прыть, со всех ног, во весь опор. Вывод: к фразеологизму, как и к слову, можно подобрать синоним. Давайте проверим, можно ли подобрать антоним: жить душа в душу - как кошка с собакой; куры не клюют - с гулькин нос; рукой подать - за тридевять земель; засучив рукава - спустя рукава. Вывод: к фразеологизму, как и к слову, можно подобрать антоним. ж) Загадки.
- Он в голове у легкомысленного человека;
- Ее заваривают, начиная какое-нибудь хлопотливое дело,
- Его вешают, приходя в уныние;
- Не цветы, а вянут;
- Его проглатывают, не желая говорить;
- Ее толкут в ступе те, кто занимается бесполезным делом;