В мире фразеологизмов (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В МИРЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ЦЕЛЬ: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка; познакомить с понятием «фразеологизм», особенностями фразеологических сочетаний, учить распознавать значения фразеологизмов; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями.

Ход занятия: 1. Актуализация опорных знаний. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее науку о значении слов: К А С К Е Л И . Мы вновь окажемся в чудесной стране под названием Лексика. Слова - это строительный материал языка, из них в стране Лексике созданы целые города. Хотите узнать их названия? В этом нам помогут вопросы "Проверь себя": 1. Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, и близкие по значению. (Синонимы.) 2. Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению. (Антонимы.) 3. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы.) 4. Слова, которые имеют 2 и более значений. (Многозначные.) 2. Постановка учебной задачи. Мы продолжим знакомство с устройством языка и отправимся в город под названием Фразеологизмы. Прочитайте предложения: Миша быстро бежал по длинному коридору. Миша сломя голову бежал по длинному коридору. Сопоставим по значению выделенное слово и словосочетание. Попытаемся заменить или опустить одно слово из словосочетания. ("Сломя" меняем на "задрав", "опустив". Смысл изменился.) вывод: в русском языке есть словосочетания, которые равны по значению слову. Лексическое значение имеет все словосочетание. В них: 1) нельзя изменить или опустить слово; 2) нельзя заменять словами-синонимами ("куда глаза глядят" нельзя сказать "куда глаза смотрят"); 3) нельзя заменять устаревшие слова современными ("как зеницу ока" на "как зрачок глаза"); 4) нельзя заменять такую грамматическую категорию, как число ("сбиться с ноги" вместо "сбиться с ног"). Такие словосочетания называются фразеологизмами или устойчивыми выражениями. Они делают нашу речь образной, яркой. Я уверена, что и вы знаете много устойчивых выражений. а) Продолжите стихотворение: Говорил товарищ мой вчера, Что в кино сходить уже пора. Только я хотел уж собираться, Как взбрело ... (на ум) купаться. По дороге передумал он, Потащил меня на стадион. -Что ты ,-закричал я,- В самом деле! У тебя семь ...(пятниц на неделе). Глеб у доски повесил ...(нос). Краснеет до корней ...(волос). Он в этот час, как говорится, Готов сквозь ...(землю провалиться). О чем же думал он вчера, Когда баклуши (бил) с утра? б) Фразеологический зверинец.
Голоден как ... волк; хитер как ... лиса; труслив как ... заяц; изворотлив как ... уж; надут как ... индюк; нем как ... рыба; упрям как ... осел; болтлив как ... сорока. в) "Веселые картинки". Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают? В мире фразеологизмов (3 класс) «Как две капли воды» - очень похожи друг на друга. В мире фразеологизмов (3 класс) «Делать большие глаза» - удивляться. В мире фразеологизмов (3 класс)«Смотреть сквозь пальцы» - не обращать внимания на что-либо. В мире фразеологизмов (3 класс) «Как за каменной стеной» - быть под надежной защитой.
В мире фразеологизмов (3 класс) «Мухи не обидит» - кроткий человек.
В мире фразеологизмов (3 класс) «Море по колено» - ничто не страшно.
В мире фразеологизмов (3 класс) «Водить за нос» - обманывать.
В мире фразеологизмов (3 класс)«За семью замками» - великая тайна. В мире фразеологизмов (3 класс) «Сесть на шею» - быть обузой для другого человека. В мире фразеологизмов (3 класс) «Витать в облаках» - мечтать. В мире фразеологизмов (3 класс) «Не разлей вода» - дружные ребята. В мире фразеологизмов (3 класс) «Тянуть кота за хвост» - надолго затягивать какое-либо решение или дело.

г) Профессии. У представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы: - закидывать удочку; - ждать у моря погоды; - сгущать краски; - брать на прицел; - топорная работа? д) Фразеологическая пантомима. Покажите без слов фразеологизмы, записанные на карточках. Намылить шею. Водить за нос. Переливать из пустого в порожнее. Обвести вокруг пальца. Медведь на ухо наступил. Собаку съел. е) Фразеологизмы-синонимы. Подберите к слову синоним-фразеологизм: Много - воз и маленькая тележка, пруд пруди, куры не клюют; с три короба; Быстро - во всю прыть, со всех ног, во весь опор. Вывод: к фразеологизму, как и к слову, можно подобрать синоним. Давайте проверим, можно ли подобрать антоним: жить душа в душу - как кошка с собакой; куры не клюют - с гулькин нос; рукой подать - за тридевять земель; засучив рукава - спустя рукава. Вывод: к фразеологизму, как и к слову, можно подобрать антоним. ж) Загадки.

  • Он в голове у легкомысленного человека;
его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер.)
  • Ее заваривают, начиная какое-нибудь хлопотливое дело,
а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, кем трудно сговориться; Она в голове у путаников. (Каша.)
  • Его вешают, приходя в уныние;
его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)
  • Не цветы, а вянут;
не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
  • Его проглатывают, не желая говорить;
он хорошо подвешан у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык.)
  • Ее толкут в ступе те, кто занимается бесполезным делом;
ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в не прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими. (Вода.) з) Найдите в рассказе 10 фразеологизмов и объясните их. Кашу маслом не испортишь -Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама. А Саша стучит. -Прекрати стук! - сказал папа. А Саша стучит... -Как об стенку горох, - говорит бабушка. -Ему хоть кол на голове теши, а он все свое...Отберу молоток!.. Стучит. -Сказано-сделано! - бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. -Отдай! -Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. -Я машину чиню. А бабушка: -Всему свое время. -Зачем молоток унесла? -Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. -Не все, мы не спим. -Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: -Какая живая у нашей бабушки речь-вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: -Кашу маслом не испортишь. 5. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, меткой. Что обозначает тот или иной фразеологизм? На этот вопрос дает ответ вышедший в 1967 году «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И.Молоткова. Он содержал свыше 4000 словарных статей. Чтобы показать, как фразеологизм употребляется в речи, каждое его значение иллюстрируется цитатами из литературных произведений. 5. Заключение (рефлексия). Что интересного и нового узнали? Чему научились? Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и метко использовать.



© 2010-2022