Конспект по окружающему миру на тему Праздники для всех (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Конспект урока
по окружающему миру
для учащихся 2 класса

на тему
«Праздники для всех»







Подготовила учитель
начальных классов
МБОУ СОШ № 55

г.Воронежа
Семенихина
Марина Викторовна



2015 -2016 учебный год

Целевые установки урока:

Предметные результаты:

  • кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике.

Метапредметные результаты:

  • описывать празднование одного из этих праздников в своём городе.

  • иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией).

  • определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками.

Личностные результаты:

  • понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.

Оборудование: куклы Аня и Ваня в национальных костюмах; настенный календарь; государственная символика России; праздничная атрибутика (шарики, гирлянды, флажки, плакаты , праздничные открытки, карнавальные маски), магнитофон, учебник, рабочая тетрадь по окружающему миру, цветные карандаши, выставка календарей.





















Ход урока. I.Организационный момент.( слайд 1) -Выступление группы девочек с танцем «Матрёшка». ( слайд 2)
- Ребята, на предыдущих уроках мы знакомились с календарём, узнали о прошлом времени, о том, как жили люди, чем занимались и как планировали свой отдых, какие праздники отмечали. Выяснили, что русский народ - трудолюбивый, весёлый, умеет не только хорошо работать, но и веселиться от души. Ну а какое веселье без русской песни, русского танца, застолья, поэтому и начали мы наш урок вот так по-русски, празднично. А если пустили в класс веселье, значит, это неспроста. Сегодня на уроке мы поговорим о праздниках.
II. Актуализация знаний и умений. ( слайд 3) 1. Вступительное слово учителя. - А что такое праздник? Где мы можем найти правильное толкование этого слова? Учащийся. - В словаре. - Правильно, в словаре. У нас есть возможность обратиться к "живому" словарю. В роли словаря у нас Максим. Он получил домашнее задание к этому уроку: найти толкование слова "праздник".
Словарь (читает в словаре С.И.Ожегова). «Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-чего - нибудь, какого-то события (исторического, гражданского или религиозного). В такой день по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья. Спасибо нашему Словарю.
- В прошлом году мы уже обращались к теме «Праздники» на занятиях по Краеведению, когда говорили о своей семье, о семейных традициях, о семейных праздниках. Давайте заглянём в семейный альбом и посмотрим- какие праздники отмечаются в ваших семьях.
- Дни рождения, день свадьбы родителей, День города, Новый год, женский день 8 марта, день дошкольного работника, день медика, День победы, День знаний и т.д. - Какие разнообразные праздники по своему содержанию… 2. Работа в группах. ( слайд 4) -Как вы думаете, много ли существует праздников в нашей стране? -А какие праздники вы любите больше всего? -У вас на партах названия праздников. Попробуйте их разделить на группы. -Какие же группы мы выделим? 1. Семейные (Дни рождения, свадьбы, вечеринки). 2. Профессиональные (День воспитателя, День археолога и т.д.). 3. Государственные (День защитника Отечества, День России, День Конституции, День Победы и др.). 4. Всенародные (День матери 29 ноября, День смеха 1 апреля, День знаний 1 сентября, День студента 25 января, День семьи, любви и верности 8 июля и др.). - Есть ли такие праздники, которые празднует вся страна, все люди, живущие в Российской Федерации?
Вы наверное обратили внимание, что у нас сегодня в гостях наши давние друзья: Аня и Ваня. Они пришли к нам в национальных русских костюмах и не случайно, потому что речь пойдёт о праздниках, которые отмечает вся наша страна. Они, как всегда, уже приготовили для нас вопросы на внимательность, на которые мы ответим в конце урока. Поэтому предлагаю быть всем внимательными.
- Ребята, а как обо всех праздниках узнают жители нашей страны? Самый надёжный источник - это календарь.
Обращаю ваше внимание на выставку. Вы уже познакомились с разными видами календарей: назовите их (церковные, настольные, настенные, карманные, отрывной календарь и др.)
III. Знакомство с новым материалом. - Давайте и мы обратимся за помощью к календарю - хранителю времени. Но сначала вспомним, в каком порядке идут месяцы. Для этого мне нужны 12 помощников, которые получили игровое имя - название месяца и которые будут помогать мне на уроке. А остальные будут помогать им встать по порядку. Аналитический этап. Теперь, когда мы вспомнили порядок месяцев, можно отправляться в путешествие по календарю. - Посмотрите, даты календаря отмечены разными цветами. Одни напечатаны чёрной краской, другие красной. Почему? Почему именно красным цветом выделяют праздничные , выходные дни? (красный цвет означает праздник; красный - красивый, красный цвет хорошо заметен).- показать расположение дат в календаре. Но праздничными бывают и рабочие дни. Такие дни называют красными днями календаря.
IV. Работа с учебником.( с. 40 - 41). -прочитайте, какие праздники отмечает вся страна независимо от национальности, места жительства и вероисповедания.
Цель нашего урока: познакомиться с праздниками, которые отмечает вся наша страна, определить различие между государственными праздниками России и международными праздниками, понимать важность их , как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от места жительства. Вы проводили исследования на тему "Праздники". Сегодня на уроке мы услышим, к каким выводам вы пришли и увидим результаты исследований. Вы готовы? С какой группы начнём? Пусть нас рассудит Календарь, роль которого мы поручили Виталику. Итак, Календарь в определённом порядке объявляет красную дату, а соответствующая группа ребят показывает эмблему, называет праздник и рассказывает о нём. (Презентация). 1 группа. 1 января - Новый год. (Слайд 5).
Этот праздник вам хорошо знаком, потому что его отмечают в каждой семье. На прошлом уроке мы подробно узнали об этом празднике. И ребята нам о нем уже рассказывали. У каждого праздника есть свои украшения, своя музыка. Например то, что подходит к празднованию Нового года (игрушки, гирлянды), не подойдёт к праздникам Дню Победы, Дню защитников Отечества.
Назовем лишь символы праздника «Новый год».
Главный герой праздника - Дед Мороз (европейский Санта-Клаус) пришел к нам с Запада во второй половине 19 века. Первоначально это был всего лишь сказочный персонаж, но настолько безупречный в своей доброте и щедрости, что его захотелось одушевить. И русские люди «одели» его в нарядную красную шубу, пушистую шапку и пуховые рукавицы.
А чтобы ему, русскому, не было трудно развлекать детей в Новогоднюю ночь, у него появилась внучка Снегурочка - милая и веселая девушка, которую все сразу же полюбили за ее доброту.
2 группа. 23 февраля - День защитника Отечества. (Слайд 6).

23 февраля - День Российской Армии!
Вверх орудия палят, всех салютом балуют.
Шлют они от всей страны благодарность воинам,

Праздник всех солдатов наших -
Вот что значит этот день!
День защитников отважных
Да и просто всех парней!
23 февраля -День воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. Изначально в этом дне заложен огромный смысл - любить, почитать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять.
Защищать родную русскую землю воинам приходилось очень часто, но всегда русский солдат с честью выполнял свой долг. И сегодня Российская Армия надежно защищает свою страну от всех врагов, охраняет бесценное достояние мира. К этому празднику принято открывать новые экспозиции в музеях, выставки живописи, скульптуры, фестивали художественных фильмов соответствующей тематики. Символы - вооруженный солдат или военная техника.
3 группа. 8 марта - Международный женский день. (слайд 7).
В 19 веке о том, что женщины имеют какие-то права, и речи быть не могло. Женщинам запрещали участвовать в выборах, занимать руководящие посты. Женщины работали по 16 часов в сутки, получая при этом гроши. В 1908 году в Нью-Йорке впервые прошла мартовская демонстрация женщин с требованиями предоставить им равные права с мужчинами.
Решение о ежегодном праздновании Международного женского дня было принято в 1910 году на второй международной конференции женщин. Этот праздник давно потерял свою политическую окраску, и мы отмечаем его как праздник Весны, Любви, Красоты. В этот день мужчины дарят цветы, подарки женщинам. Учитель: Ещё весной 1857 года работницы швейных и обувных фабрик Нью-Йорка устроили «марш пустых кастрюль», требуя повышения зарплаты, улучшения условий труда и равные права для женщин. Это был первый «Женский день». А через пятьдесят лет, в феврале 1908 года тысячи женщин снова вышли на улицы Нью-Йорка, и уже требовали право участия в выборах, улучшение условий труда, отмену детского труда. 23 февраля 1917 года уже русские женщины вышли на улицы, требуя «Хлеба и мира». Именно это событие определило дату празднования (после революции 1917 года Россия перешла на новый календарь и Международный женский день стал приходиться на 8 марта). Вот так «мужской» и «женский» дни оказалась рядом. Постепенно трагическая история праздника, связанная с борьбой женщин, ушла в прошлое, и Международный женский день стал восприниматься как праздник всех женщин. Таким мы его знаем сегодня.
4 группа. 1 мая - Праздник Весны и труда.( слайд 8, 9).
Обычай отмечать 1 мая как праздник весны и возрождения природы возник ещё при Петре I и со временем становился всё более популярным. Люди ходили на демонстрации с плакатами, флажками. Накануне устраивали субботники - убирали территорию вокруг дома, сажали деревья, цветы.
Сегодня этот день - день сплочения трудового народа. В этот день люди могут потрудиться на огородах, дачах, а могут просто отдохнуть на природе со своей семьёй, друзьями, знакомыми. Символами по-прежнему являются -праздничные плакаты с надписью «Мир. Труд. Май», шары, флажки.
5 группа. 9 мая - День Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945г.) ( слайд 10, 11, 12).
День Победы - праздник всей страны Духовой оркестр играет марши День Победы - праздник седины Наших прадедов, дедов и кто помладше.
5 долгих лет шла война. Она унесла около тридцати миллионов человек. Немцы не щадили никого. Убивали детей, стариков, женщин. Но благодаря мужеству, стойкости нашего народа, мы победили!
В этот день мы чтим память тех, кто спас народы мира от фашизма, и от всего сердца благодарим их за подвиг. В этот день обязательно расцветают миллионами цветов праздничные фейерверки. Ветеранов поздравляют, поют для них песни, читают стихи. К памятникам погибшим несут цветы.
Символы праздника- Георгиевская ленточка и Вечный огонь . С 2005 года, со дня 60-летия Победы, символ Дня Победы-двухцветная черно-оранжевая лента. Эта лента впервые появилась на ордене Святого Георгия в 18 веке и с тех пор была украшением многих орденов.
6 группа. 12 июня - День России. ( слайд 13)
День России - это один из самых «молодых» государственных праздников в нашей стране. Поначалу он назывался «День независимости России». А появился этот праздник 12 июня 1990 года, тогда была принята Декларация о государственном суверенитете России. Это означало, что Россия стала отдельным, самостоятельным государством. ( слайд 14) А в 1994 году Президент издал новый Указ, по которому праздник стал называться «День России». Официально новое название праздник получил лишь 1 февраля 2002 года. Когда в силу вступили положения нового Трудового кодекса. Этот праздник нашей страны, общей Родины всех российских народов.
Учитель. Он символизирует свободу, гражданский мир и согласие всех людей на основе закона и справедливости. Традиционно 12 июня отмечается салютом. В этот день в Кремле торжественно вручают государственную премию РФ, вечером на Красной Площади - концерт. И у нас в городе тоже очень интересно и весело проходит этот праздник.
V. Физминутка. ( слайд 15) Любые праздники сопровождаются хорошим настроением. Люди отдыхают от повседневных забот. Давайте мы тоже с вами отдохнём.
7 группа. 22 августа - День государственного флага России. ( слайд 16)
Символы праздника : флаг, герб, гимн России. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх цветов. Верхней - белого цвета, средней - синего, нижней - красного. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенность. Синий - верность и честность. Красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость. Государственный Флаг России - символ единения и согласия, национальной принадлежности и культуры. И если вы подойдете к правительственному зданию, то непременно увидите, что над ним развевается российский флаг. Он подлежит защите как внутри страны, так за её пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг - это святыня. 8группа. 1 сентября - День знаний .( слайд 17,18). Это праздник начала учебного года, когда мы вновь открываем для себя загадки и чудеса окружающего нас мира.
Красной цифрой не отмечен Этот день в календаре, И флажками не расцвечен Возле дома, на дворе По одной простой примете Узнаём мы этот день; По идущим в школу детям Городов и деревень.
По весёлому волненью На лице учеников, По особому смущенью Семилетних новичков. И пускай немало славных Разных дней в календаре, Но один из самых главных Самый первый в сентябре.
Учитель: - Какие приметы праздника вы можете назвать?(новые портфели, ученики с букетами цветов).
9 группа. 5 октября Международный день учителя. (слайд 19).
В день осенний, когда у порога Задышали уже холода, Школа празднует день педагога Праздник мудрости, знаний труда.
День Учителя! Вслушайтесь сердцем В эти звуки, что дороги нам Всем, что связано с юностью, детством, Мы обязаны учителям. Учитель: Как вы думаете какой это праздник - государственный или международный? 5 октября, Всемирный день учителя, празднуется более чем в 100 странах мира. Почему так любим и почётен этот праздник во всём мире? Потому что у каждого человека, живущего на земле, есть или были учителя. Учитель был у строителя и президента страны, у повара и математика, у портнихи и космонавта. Труд учителя - это не только ответственная, но очень благодарная работа, это ещё и настоящее искусство. - Какие символы этого праздника вы можете назвать? ( огромные букеты цветов в руках не только детей, но и взрослых, идущих в школу поздравить своих бывших учителей.)
Календарь объявляет следующую дату: 7 ноября -День примирения и согласия..
Учащиеся, глядя в учебник "Окружающий мир", выявляют несоответствие этой даты с календарём.
Учитель: Так что же, наш Календарь ошибся? Календарь. Я никогда не ошибаюсь. Просто среди красных дат 7 ноября уже не значится. Но в истории этот день остается праздничным.
Учитель: Действительно, время идёт вперёд, многое изменилось в жизни нашего общества. Какие-то праздники перестают быть актуальными, а другие появляются и возрождаются. Так был упразднён "День примирения и согласия". Но при этом был учреждён новый праздник "День народного единства"
16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон "О днях воинской славы" (Победных днях России)". Одной из поправок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению большинства наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917 года). 4 ноября (22 октября, ст. ст.) - День народного единства - стал государственным российским праздником. Инициатива выделения этого дня в качестве Дня Единения принадлежит главе Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II. В этот день православные чтут память Казанской иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612 г. Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани 8 июля 1579 г., спустя 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства.
С 2005 года 4 ноября - День народного единства - в России государственный выходной. 10 группа. 4 ноября - День народного единства. (слайд 20 - 21).
Почти 4 столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, и продемонстрировали образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
4 ноября - мы чтим подвиг князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. В тяжёлое для России время они собрали в единое войско воинов из разных краёв и освободили Москву от врагов. Это для всех нас хороший пример взаимной помощи.
Учитель: Давайте и мы с вами объединимся и будем одной дружной семьёй. Всегда будем помогать друг другу и защищать.

11 группа. ( слайд 22) 12 декабря -День Конституции. Красный день календаря.
Конституция - это основной закон государства. В нашей стране много законов, но основные правила, по которым мы живём записаны в Конституции.
В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что - нельзя. Учитель: Я вас знакомила с правами и обязанностями школьника. И в классном уголке вы можете в любое время посмотреть. А какие символы могут быть у этого праздника? (государственные- герб, флаг, Конституция, патриотическая музыка)
VI. Закрепление изученного. ( слайд 23) Учитель: Мы кратко познакомились с праздничными днями, которые отмечают все народы в РФ.

  1. - А теперь ответим на вопросы наших помощников:
  1. Как люди узнают о том, что сегодня праздничный день или будничный?
  2. Чем отличаются государственные праздники от международных?
  3. Назовите международные праздники, которые отмечаются в нашей стране?
  4. Что объединяет эти праздники? (они имеют особую важность, отмечаются широким кругом людей, т.е. они для всех)
2) Игра «Узнай праздник». - включить музыку, дети угадывают праздник и называют дату.
Вывод. Календарь - верный страж памяти. Он напоминает нам о важнейших событиях в жизни нашего Отечества. Календарь помогает нам почуствовать себя гражданами единой прекрасной страны - России.
VII. Итог урока. ( слайд 24) - Что нового узнали на уроке? - Какие праздники являются общими для всех граждан России, независимо от веры, национальности, места жительства? Что эти праздники объединяет? (Эти праздники связаны с историей народа, его культурой, традициями.) VIII. Выставление отметок.
IX. Рефлексия. ( слайд 25) -с помощью «Лесенки успеха» оцените свою работу на уроке. - а теперь покажите смайликами какое у вас настроение, другими словами насколько успешен и интересен ли был урок.
X. Д/З. с.40-43, по учебнику ознакомиться с особенностями праздников для всех жителей нашей страны, в рабочей тетради, на с.28-29 - нарисовать символы каждого праздника.

11



© 2010-2022