Обобщение педагогического опыта на конференции «Изучение особенностей нравственного развития младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»





Обобщение педагогического опыта

на конференции


«Изучение особенностей
нравственного развития
младших школьников»

Подготовила

учитель начальных классов

Филатова Е.В.

г.Саров


Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором формируются основные принципы гуманной жизни.

В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • патриотическое воспитание;
  • развитие детского коллектива;
  • совместная работа педагога и семьи.
Уже не первый год я работаю по программе «Преображение» (автор: О.П. Щетнева). Данная программа актуальна в воспитательном процессе и базируется на возрастных особенностях обучающихся и принципах воспитания. Цель программы - формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий. Содержание данной программы многогранно, оно включает в себя следующие аспекты:
  1. Формирование качеств культуры поведения.
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Работа с родителями.
  4. Диагностические исследования.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и диагностические методики. Я использую следующие из них:
  • методика «Цветопись»
Цель данной методики: выявление понимания нравственных категорий «друг», «трудолюбие», «счастье» Детям предлагается на листе для рисования наложить мазками «любимые» и «нелюбимые» цвета после объяснения учителя. Затем дети переворачивают лист бумаги. Он разделён на 6 секторов с надписями: друг, счастье, трудолюбие, семья, учение, игра. Полученные данные вносятся в таблицу. На основе анализа результатов выделяются 3 уровня осознанности нравственных категорий: высокий уровень - положительное отношение к нравственным категориям, средний - сочетание положительного и сложного отношения; низкий уровень - отрицательное отношение.
  • методика «Анкетирование учащихся»

Цель данной методики: выявление уровня развития у ребёнка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты (в форме теста). Уровень развития у ребёнка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи бальной системы. Далее вычисляется среднее арифметическое суммы баллов за ответы. По результатам анкетирования выделяются 3 основных уровня развития качеств личности: высокий, средний, низкий. Полученные данные вносятся в таблицу.

  • игровая методика «Цветик-семицветик»
Цель данной методики: изучение ориентации детей на потребности личные и общественно значимые. Диагностика проводится в форме игры «Цветик-семицветик». Учитель предлагает детям, сорвав лепесток, задумать одно заветное желание. Ребёнок говорит заветное своё желание на ушко учителю. Учитель фиксирует желания каждого ребёнка в таблицу. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как библиотечные уроки, проведение праздников, посещение театров и музеев, классные часы и факультативные занятия, и диагностические методики. Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность, она ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других. Хорошей традицией в своём классе считаю сотрудничество с городской детской библиотекой - проведение на её базе библиотечных уроков по темам:
  • Правила поведения в школе.
  • О добром отношении к людям.
  • Как стать трудолюбивым.
  • Правила аккуратности.
Огромное значение в работе по нравственному воспитанию учащихся отвожу сотрудничеству с родителями:
  • это ежегодные выходы на природу
  • тематические праздники (ко дню 8 Марта)
Данные мероприятия знакомят учащихся с общечеловеческими ценностями, воспитывают доброжелательность, умение дарить тепло и доброту окружающим, способствуют формированию положительных эмоций. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.
  • это и спартакиады
(«Быстрее, выше, сильнее», «Мама, папа, я - спортивная семья»)
  • экскурсии (по Нижегородской области)
Экскурсии формируют мировоззрение учащихся, нравственную культуру, вызывают заинтересованность, способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, привычек человека, помогают выбрать линию поведения.
  • главным направлением сотрудничества с родителями считаю просвещение по вопросам психологии и педагогики:
по таким темам:
  • Что я знаю о воспитании своего ребенка?

  • Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности.

  • Как передать ответственность ребенку?


Одной из главных форм воспитательного воздействия на учащихся по нравственному развитию является классный час. На нём возможны: совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса. Тематика классных часов по данному направлению разнообразна:
  • «Законы дружбы»

  • «Твое отношение к труду»

  • «Будь справедливым в делах и поступках»

  • «Посеешь привычку - пожнёшь характер»

  • «Правдивый ли ты?»



Посвящён классный час, может быть как решению текущих проблем, так и организации коллективного творческого дела.

Раскрыть нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим мне помог факультативный курс "Весёлый этикет"

Целью занятий, которого, является:

  • познакомить учащихся с нормами поведения в обществе

  • сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Каждое занятие носит игровой характер, соответствует возрастным особенностям ребёнка. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм поведения.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ: Сегодня мной было рассмотрено нравственное просвещение учащихся в воспитательном процессе через введение ряда моральных категорий (доброта, милосердие, справедливость и др.) для расширения, углубления и формирования у учащихся опыта ценностных ориентаций. Для эмоционально-благополучного отношения ребёнка к себе были созданы следующие условия:

  • Организация сотрудничества во внеурочное время, дающая детям опыт общения, опыт творческой деятельности.
  • Введение на классных часах педагогических ситуаций морального выбора, активизирующих воображение, переживание нравственных чувств.
  • Использование игровых методик, позволяющих включить младших школьников в систему разнообразных нравственных отношений.

Общие результаты можно увидеть в сводной таблице.

Уровни сформированности нравственных представлений

у младших школьников (в %)


Основные параметры

Уровни сформированности нравственных представлений

Высокий

Средний

Низкий

1. Осознание нравственных категорий


33, 7 %


42, 6 %


23, 7 %

2. Наличие ценностных ориентаций

51, 2 %

30, 8 %

18 %

3.Сформированность отношений к окружающим людям

25, 6 %

64, 1 %

10, 3 %


  1. Первый параметр - осознание нравственных категорий («друг», «счастье», «трудолюбие») и отношения к окружающим людям проверялось с помощью методики «Цветопись». В целом, дети понимают основное значение нравственных категорий и могут выражать личностное к ним отношение. При этом отрицательное отношение к трудолюбию проявили 20 % опрошенных. Не всеми детьми осознано понятие «друг».

  1. Игровая методика «Цветик-семицветик» способствовала выявлению того, что для детей данного возраста ценностными ориентациями в условиях свободного выбора, в первую очередь, становятся личные потребности (таковые отмечены у 72 % учащихся), в основном это игрушки, техника.

  1. Методика «Анкетирование учащихся» позволила выявить уровни развития качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям. Так, высокого уровня сформированности отношений к окружающим людям, построенных на нравственной основе (внимании, уважении, доброте, справедливости) достигли 25, 6 % учащихся. На низком уровне находятся 10, 3 %.


Полученные данные подтверждаются результатами наблюдений педагога-воспитателя ГПД - Скочиловой Л.А. Воспитатель отмечает, что в сравнении с первым годом обучения,

  • в общении детей преобладают приветливость и доброжелательность;
  • учащиеся стремятся к взаимодействию друг с другом во внеурочное время;
  • дети предпочитают коллективные игры индивидуальным.

Результаты данных диагностик позволяют сделать вывод о том, что в начальных классах у значительной части младших школьников может быть сформирован достаточно высокий уровень нравственных представлений. Этого можно достичь через систему методических приёмов, направленных на формирование нравственного поведения, на развитие эмоционально чувственной сферы ребёнка, а также через обучение учащихся способам общения, взаимодействия, сотрудничества со сверстниками и взрослыми.





© 2010-2022