- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение педагогического опыта на конференции «Изучение особенностей нравственного развития младших школьников»
Обобщение педагогического опыта на конференции «Изучение особенностей нравственного развития младших школьников»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филатова Е.В. |
Дата | 04.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Обобщение педагогического опыта
на конференции
«Изучение особенностей
нравственного развития
младших школьников»
Подготовила
учитель начальных классов
Филатова Е.В.
г.Саров
Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором формируются основные принципы гуманной жизни.
В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- патриотическое воспитание;
- развитие детского коллектива;
- совместная работа педагога и семьи.
- Формирование качеств культуры поведения.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Работа с родителями.
- Диагностические исследования.
- методика «Цветопись»
- методика «Анкетирование учащихся»
Цель данной методики: выявление уровня развития у ребёнка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты (в форме теста). Уровень развития у ребёнка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи бальной системы. Далее вычисляется среднее арифметическое суммы баллов за ответы. По результатам анкетирования выделяются 3 основных уровня развития качеств личности: высокий, средний, низкий. Полученные данные вносятся в таблицу.
- игровая методика «Цветик-семицветик»
- Правила поведения в школе.
- О добром отношении к людям.
- Как стать трудолюбивым.
- Правила аккуратности.
- это ежегодные выходы на природу
- тематические праздники (ко дню 8 Марта)
- это и спартакиады
- экскурсии (по Нижегородской области)
- главным направлением сотрудничества с родителями считаю просвещение по вопросам психологии и педагогики:
-
Что я знаю о воспитании своего ребенка?
-
Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности.
-
Как передать ответственность ребенку?
Одной из главных форм воспитательного воздействия на учащихся по нравственному развитию является классный час. На нём возможны: совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса. Тематика классных часов по данному направлению разнообразна:
-
«Законы дружбы»
-
«Твое отношение к труду»
-
«Будь справедливым в делах и поступках»
-
«Посеешь привычку - пожнёшь характер»
-
«Правдивый ли ты?»
Посвящён классный час, может быть как решению текущих проблем, так и организации коллективного творческого дела.
Раскрыть нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим мне помог факультативный курс "Весёлый этикет"
Целью занятий, которого, является:
-
познакомить учащихся с нормами поведения в обществе
-
сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Каждое занятие носит игровой характер, соответствует возрастным особенностям ребёнка. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм поведения.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ: Сегодня мной было рассмотрено нравственное просвещение учащихся в воспитательном процессе через введение ряда моральных категорий (доброта, милосердие, справедливость и др.) для расширения, углубления и формирования у учащихся опыта ценностных ориентаций. Для эмоционально-благополучного отношения ребёнка к себе были созданы следующие условия:
- Организация сотрудничества во внеурочное время, дающая детям опыт общения, опыт творческой деятельности.
- Введение на классных часах педагогических ситуаций морального выбора, активизирующих воображение, переживание нравственных чувств.
- Использование игровых методик, позволяющих включить младших школьников в систему разнообразных нравственных отношений.
Общие результаты можно увидеть в сводной таблице.
Уровни сформированности нравственных представлений
у младших школьников (в %)
Основные параметры
Уровни сформированности нравственных представлений
Высокий
Средний
Низкий
1. Осознание нравственных категорий
33, 7 %
42, 6 %
23, 7 %
2. Наличие ценностных ориентаций
51, 2 %
30, 8 %
18 %
3.Сформированность отношений к окружающим людям
25, 6 %
64, 1 %
10, 3 %
- Первый параметр - осознание нравственных категорий («друг», «счастье», «трудолюбие») и отношения к окружающим людям проверялось с помощью методики «Цветопись». В целом, дети понимают основное значение нравственных категорий и могут выражать личностное к ним отношение. При этом отрицательное отношение к трудолюбию проявили 20 % опрошенных. Не всеми детьми осознано понятие «друг».
- Игровая методика «Цветик-семицветик» способствовала выявлению того, что для детей данного возраста ценностными ориентациями в условиях свободного выбора, в первую очередь, становятся личные потребности (таковые отмечены у 72 % учащихся), в основном это игрушки, техника.
- Методика «Анкетирование учащихся» позволила выявить уровни развития качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям. Так, высокого уровня сформированности отношений к окружающим людям, построенных на нравственной основе (внимании, уважении, доброте, справедливости) достигли 25, 6 % учащихся. На низком уровне находятся 10, 3 %.
Полученные данные подтверждаются результатами наблюдений педагога-воспитателя ГПД - Скочиловой Л.А. Воспитатель отмечает, что в сравнении с первым годом обучения,
- в общении детей преобладают приветливость и доброжелательность;
- учащиеся стремятся к взаимодействию друг с другом во внеурочное время;
- дети предпочитают коллективные игры индивидуальным.
Результаты данных диагностик позволяют сделать вывод о том, что в начальных классах у значительной части младших школьников может быть сформирован достаточно высокий уровень нравственных представлений. Этого можно достичь через систему методических приёмов, направленных на формирование нравственного поведения, на развитие эмоционально чувственной сферы ребёнка, а также через обучение учащихся способам общения, взаимодействия, сотрудничества со сверстниками и взрослыми.