Статья Внедрение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внедрение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России более миллиона учащихся четвёртых классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Этот курс состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания.

Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ следующие:

1)знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2)развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3)обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4)развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

В июне-июле 2012 года по каждому модулю курса ОРКСЭ были разработаны методические пособия с целью обеспечения учителей необходимой информацией для успешного преподавания нового предмета.

Методические пособия включают в себя: поурочные методические разработки; дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков, рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся, рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся, систему межпредметных связей; глоссарий; описание системы оценки достижения планируемых результатов образования.

Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ГТПРО) при участии Минобрнауки России создан специализированный портал: orkce.org, который предназначен для оказания консультационной и информационной поддержки введения курса ОРКСЭ, для обмена методическими, технологическими и содержательными ресурсами, которые создаются в ходе введения курса, или были созданы ранее всеми его участниками (школьными, учителями, преподавателями-тренерами, тьюторами, консультантами и экспертами).

Информация на портале размещена в следующих разделах:

  • «Нормативные материалы»,

  • «Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора»,

  • «Новости и СМИ об ОРКСЭ»,

  • «Региональный опыт»,

  • «Обратная связь».

Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru;

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school- collection.edu.ru.

Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

  • Электронная гуманитарная библиотека - gumfak.ru:

  • Государственный музей истории религии - gmir.ru.

Информация о религиозных организациях, по участию религиозных организаций в реализации ОРКСЭ размещена на следующих интернет-ресурсах:

  • patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат),

  • otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

  • muslim.ru Совет муфтиев России;

  • buddhism.ru Российская ассоциация буддистов; feor.ru/ Федерация еврейских общин России.

Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

  • сайт Общественной палаты - oprf.ru;

  • сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

В нашей школе перед тем, как начать изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», было проведено тестирование среди родителей. После того, как были подсчитаны все родительские голоса, выяснилось, что родители выбрали три модуля: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

После прохождения специальных курсов по теме «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образования. Основы духовно-нравственной культуры народов России» я выбрала модуль «Основы православной культуры». На основе тех знаний, которые я получила на лекциях, и материалах, полученных от преподавателей, я приступила к разработке рабочей программы по предмету. Большим подспорьем в этом деле были следующие сайты или ссылки на материалы Интернет:

  • «Государственно-церковное сотрудничество на федеральном и региональном уровнях в реализации эксперимента по преподаванию учебного курса «Основы православной культуры», Статья Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископа Зарайского Меркурия и профессора Смоленского государственного университета Т.П. Довгий.

  • Ежедневное Интернет-СМИ ПРАВОСЛАВИЕ И МИР.

  • Официальная страница Сретенского монастыря Православие.Ру

  • Православный mp-3-архив бесед, проповедей и аудио-книг Предание.Ру

  • Древо. Открытая православная энциклопедия.

  • Православная полнотекстовая поисковая система. Искомое.Ру.

  • Русская православная церковь. Официальный сайт внешних церковных связей.

  • Народный каталог православной архитектуры.Авторские фотографии и краткие описания церковных сооружений

  • Сетевое сообщество учителей ОПК ПроШколу.Ру

  • Материалы сетевого сообщества Азбука веры

  • Материалы сетевого клуба "Православные храмы"

  • Православная энциклопедия

  • Буклет по ОПК

  • Календарь сайта Московского Сретенского монастыря содержит прекрасные образцы православного богослужебного пения на каждый день церковного года (Великопостные и праздничные). Выбрав в календаре день, в разделе «Некоторые особенности богослужения» можно видеть доступные для прослушивания и скачивания избранные песнопения.

  • Наиболее полные и удобные для пользования библиотеки святоотеческой и учебной литературы находятся по адресам:

  • azbyka.ru/otechnik/ и

  • kursmda.ru/index.php/library.html

  • Для педагогов и учащихся, которые захотят принять участие в Общероссийской олимпиаде школьников по Православной культуре, регистрация проходит на сайте Олимпиады по ОПК: opk.pravolimp.ru/

  • Контактная информация для взаимодействия с Методическим центром Православного образования Иркутской области по участию в ежегодной конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения» для учащихся 3-11 классов, в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира» для детей 4-17 лет находится на сайте Иркутской епархии Русской Православной Церкви:

  • iemp.ru/otdel/otdel_katehizacii/otdel_kat.php

Сейчас ко мне на уроки приходят ребята из трёх четвёртых классов. Среди этих детей есть те, которые посещают Воскресную православную школу. Они являются моими первыми помощниками на уроках: помогают мне отвечать на возникающие у ребят вопросы по изучаемой теме, либо спрашивают у священников, служащих в храмах города, о том, что нами не совсем изучено. Кроме этого, ребята рассказывают о своих поездках к Святым местам (половничество).

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Одна из важнейших задач этого курса - доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

На одном из родительских собраний была предложена родителям памятка с практическими советами, как помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики». Вот эти советы:

  1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

  2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка - диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

  3. Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или отрицающих религии).

  4. Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

  5. Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

  6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

Как показывают результаты опроса обучающихся и их родителей, дети стали больше общаться с родителями, обсуждая услышанное на уроках, что говорит о большом воспитательном потенциале курса ОРКСЭ. На вопрос «Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса?» от 59 до 96% (в разных классах) родителей ответили утвердительно. А это очень важно. Значит, наши советы не прошли даром.

Начало повсеместного распространения преподавания православной культуры в общеобразовательных школах России с 2012 года, по мнению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности».

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» совсем молодой, я бы сказала даже юный. Много ещё до конца не понято, но тем и интереснее продолжение работы над данной темой.

Автор статьи: Васильева Наталья Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №37Статья Внедрение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Статья Внедрение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Статья Внедрение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Статья Внедрение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»Статья Внедрение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

© 2010-2022