- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока математики во 2 классе по теме: «Обобщение знаний о действии сложения»
Конспект урока математики во 2 классе по теме: «Обобщение знаний о действии сложения»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Комарова Е.А. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока математики
во 2 классе
(УМК «Школа России», учебник М.И. Моро, М.А, Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др.)
Тема урока: «Обобщение знаний о действии сложения»
Цель: Повторить и обобщить знания о действии сложения и его приемах.
Задачи урока.
- систематизировать знания учащихся о действии сложения: конкретный смысл, названия компонентов и результата, взаимосвязь между компонентами и результатом действия, переместительное и сочетательное свойство, рациональные способы выполнения сложения;
-
совершенствовать вычислительные умения и навыки;
-
закреплять умение решать задачи.
-
развивать логическое мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, сопоставлять;
-
развивать внимание, математическую речь;
Оборудование урока: компьютер и проектор
Ход урока
№
Вопросы и задания учителя
Предлагаемые ответы учеников
1
Организационное начало: подготовка и настрой учащихся на урок
2 Сообщение темы и цели урока. Создание учебной мотивации.
Чему будет посвящен урок вы узнаете, разгадав кроссворд.
1
2
3
4
5
6
7
8
- Знак действия сложения
- Название компонента действия сложения
- Первое слагаемое - 30, второе слагаемое - 10. Найдите сумму.
- Название компонента действия умножения
- 67 да 3
- Найти сумму чисел 9 и 4
- 8 увеличить на три
- К 0 прибавить 9
Проверьте.
Слайд 1:
п
л
ю
с
с
л
а
г
а
е
м
о
е
с
о
р
о
к
м
н
о
ж
и
т
е
л
ь
с
е
м
ь
д
е
с
я
т
т
р
и
н
а
д
ц
а
т
ь
о
д
и
н
н
а
д
ц
а
т
ь
д
е
в
я
т
ь
Какому же действию будет посвящен урок?
Работают на листочках.
плюс
слагаемое
сорок
множитель
семьдесят
тринадцать
одиннадцать
девять
Действию сложения
3
Слайд 2:
Тема урока: «Закрепление знаний о действии сложения»
Какие слова в кроссворде относятся к этому действию? Какого слова не хватает? - Сегодня мы повторим все, что знаем о сложении - какие свойства и приемы используем при сложении чисел.
Работа над конкретным смыслом действия сложения.
1) - Так как речь пойдет о действии сложения, сможете ли вы догадаться, что это за запись?
Слайд 3:
+=☼ - Как называется число, которое спряталось за первым значком - ? - Как называется число, которое спряталось за вторым значком - ? - Как называется число, которое спряталось за третьим значком - ☼?
- А как записать такое же равенство с помощью чисел 7, 4, 3? Слайд 4:
+=☼ 4 + 3 = 7 Вывод: сумму можно записать условными знаками и числами. 2) Как на рисунке с точками показать сумму чисел 4 и 3? Обведите на своем рисунке нужное количество точек. Слайд 5: 4 + 3 = 7 Посмотрите, как Винни-Пух и Пятачок выполнили это задание. Слайд 6:
4 + 3 = 7 Винни-Пух Пятачок Кто прав? Почему? Винни-Пух выполнил задание правильно, потому что значение суммы - число 7 - состоит из слагаемых 4 и 3. Какую сумму можно составить по рисунку Пятачка?
Плюс, слагаемое
Равенство, символы, сумма.
Первое слагаемое.
Второе слагаемое.
Значение суммы.
4 + 3 = 7 или 3 + 4 = 7
Прав Вини-Пух. Он объединил 4 точки (изображают слагаемое 4) и 3 точки (слагаемое 3), чтобы получить значение суммы 7. А Пятачок изобразил 7 - отдельным слагаемым. 4 + 3 + 7
4 Работа на карточке: «Классификация вычислительных приемов»
- Какие числа складывал Винни-Пух: однозначные или двухзначные? Какое число он получил? - Какой вычислительный прием он использовал?
- Какой вы еще знаете прием для однозначных чисел?
- При сложении каких еще чисел используем эти приемы? - Данные выражения вам нужно сгруппировать с учетом вычислительных приемов.
Слайд 7
38 + 15 24 + 13 19 + 58 46 + 17 77 + 11 85 + 14 37 + 44 62 + 15
Придумай свои суммы без перехода через разряд и с переходом через разряд
(Задания на компьютере: «Сгруппируй выражения: слева - без перехода через разряд, справа - с переходом через разряд») Анализ теста: кто справился без ошибок? Молодцы. Какой из этих приемов сложнее?
Однозначные. Без перехода через разряд.
С переходом через разряд, когда получается двузначное число. Двузначных.
Дети выполняют группировку выражений за компьютером.
С переходом через разряд.
5 Алгоритм «Сложение с переходом через разряд»
- Вспомним алгоритм сложения выражений с переходом через разряд. к 46 надо прибавить 28.
Изобразим числа с помощью пучков - десятков и палочек - единиц. В числе 46 - 4 дес. и 6 ед., в числе 28 - 2 дес. и 8 ед. Соединим вместе палочки - единицы, потом пучки - десятки.
- Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.
- Складываю единицы: 6 да 8, 14 ед. 14 единиц - это 1 дес. и 4 ед.
3. Складываю десятки: 4 да 2, 6 дес. да еще 1,
7 дес.
4. Ответ: сумма равна 74.
(Дети продолжают, звук убирается)
6 Самостоятельная работа
Используя алгоритм сложения, найдите значение выражений.
Слайд 8.
38 + 15 19 + 58 37 + 44 46 + 17 Составьте и запишите похожую сумму.
- Правильность решений я проверю при проверке ваших работ.
Дети работают в тетради.
7 Работа со схемами выражений
- Кто выполнил дополнительное задание, назовите свои выражения. (учитель записывает 2 выражения) и их значения
- Чем похожи выражения? (слайд 8)
- Чем похожи их значения?
- Я могу зашифровать выражения схемой.
(1. карточка со схемой на доске)
54 + 38 =
1) + =
Как можно прочитать схему?
(2. Схема на доске)
2) + =
- Прочитайте.
Расшифруйте, т.е. приведите свой пример.
Учитель под схемой записывает пример одного из учеников
Какой прием здесь использовали?
А можно ли по этой схеме составить сумму с переходом через десяток?
Поиграем.
На доске схемы 3 и 4.
3) + = 4) + =
- Выберите одну схему и запишите ее в тетрадь.
- Придумайте по этой схеме свое равенство и запишите его под схемой.
Игра состоит в том, что один ученик читает свое равенство, остальные ученики должны отгадать, по какой схеме оно составлено, т.е. какую схему расшифровали.
Итог. С какими суммами работали? С помощью чего они были записаны? Что с ними делали?
Переходили от числовых выражений и равенств к схематическим и наоборот. Для чего это делали?
В каких еще заданиях используем действие сложения?
К двузначному числу прибавить двузначное.
Двузначные числа
К двузначному числу прибавить двузначное, получится двузначное.
К двузначному числу прибавить однозначное, получится двузначное.
К однозначному прибавить однозначное, получится однозначное.
45 + 2 = 47
Прием сложения без перехода через разряд.
Да, например, 45 + 8 = 53
К однозначному числу прибавить однозначное, получится двухзначное.
+ = 7 + 8 = 15
С помощью чисел или окошек - схемы выражений и равенств
Зашифровывали и расшифровывали выражения и равенства
Повторили разные случаи сложения. При решении уравнений, задач.
8
Работа над задачей
- Вот и поговорим сейчас о задачах.
- Прочитайте текст.
Слайд 9.
В гости к Кролику пришли Винни-Пух и Пятачок. Пятачок съел 2 ложки меда, а Винни-Пух - 11. Является ли текст задачей?
- Сколько меда съел Винни-Пух?
- Вкусный был мед или нет?
- На сколько больше съел меда Винни-Пух, чем Пятачок?
- Сколько меда съели Винни-Пух и Пятачок?
- Выберите вопрос, чтобы задача решалась действием сложения. Почему не подходят другие вопросы?
- Запишите решение задачи.
- Измените одно из чисел задачи так, чтобы ответ стал на единицу больше.
- Как увеличили сумму на 1?
Вывод: Чтобы увеличить сумму на 1, можно увеличить на 1 одно из слагаемых, а другое не изменять.
Нет, здесь нет вопроса.
Ученики читают по одному вопросу и объясняют - подходит он или нет.
- Не подходит. Ответ есть в условии задачи - Винни-Пух съел 11 ложек меда.
- Не подходит. Не требуется решения.
- Не подходит. Задача решается действием вычитания.
- Подходит, т.к. находят , сколько всего.
Задача
2 + 11 = 13 (л.) Ответ: 13 ложек меда.
Можно взять числа 3 и 11 или 2 и 12 Увеличили одно из слагаемых.
9
Физкультминутка
- Сделаем физкультминутку.
Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье,
Не получится сложенья.
Сложим стих, прибавим смех.
Выйдет песенка для всех!
За тобою и за мной
Запоет весь шар земной.
- О каком действии идет речь в стихотворении?
О сложении.
10 Взаимосвязь между значением суммы и слагаемыми.
+=☼ (на доске). - Напомните, как можно назвать числа, которые спрятались за этими знаками.
- Используя числа первого равенства, составьте еще два равенства с действием вычитания. ☼ - = ☼ - =
Какое правило применили?
Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
Ученик составляет равентва с помощью карточек на доске
Если из суммы вычесть одно из слагаемых, получится другое слагаемое.
11 Работа на карточке
Примените это правило при заполнении таблицы на компьютере.
Задание в компьютере: «Заполни пропуски».
Слайд 10
Слагаемое
6
2
9
Слагаемое
1
40
Сумма
30
17
17
Чем пользовались при заполнении таблицы? - Результаты из таблицы я выставила на доску. (Числа 24, 16, 42, 8 на доске). - Поставьте числа в порядке возрастания.
Дети работают самостоятельно
Знаниями о том, как связаны результат и компоненты при сложении.
8, 16, 24, 42.
12 Группировка слагаемых на основе переместительного и сочетательного свойств сложения (совместная работа в тетрадях)
Запишите сумму этих чисел.
Найдите значение выражения удобным способом.
Какие свойства сложения применили?
- Где применили переместительное свойство сложения? Сформулируйте это свойство сложения.
Где применили сочетательное свойство? Сформулируйте это свойство сложения.
- Можно было сложить, не переставляя числа?
- Как легче было бы складывать: последовательно или сгруппировав слагаемые?
Вывод: для чего используем переместительное и сочетательное свойства сложения?
Домашнее задание. составьте и запишите примеры, в которых удобно использовать переместительное и сочетательное свойства сложения
8 + 16 + 24 + 42 = 90
Удобнее к 8 прибавить 42, получится 50 и к 16 прибавить 24, получиться 40. 50 да 40, 90
Переместительное и сочетательное свойства К 8 прибавили 42.
От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется
К 16 прибавили 24. Два соседних слагаемых можно заменить их суммой. Да.
Сгруппировав слагаемые
Для того чтобы легче, удобнее, быстрее складывать
13 Самостоятельная работа
Упражняться в решении удобным способом будете, работая за компьютером. В конце работы оставьте окно результатов. После выполнения теста продолжите работу за партами, задание на экране. (Тест на листке ученика распечатать)
Дополнительное задание (на экране)
Слайд 11.
Найти сумму чисел: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 = Проверяем.
Домашнее задание Дома попробуйте найти удобный способ вычисления значения суммы ста слагаемых. Слайд 12.
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + … + 100 = Великий немецкий математик Карл Фридрих Гаусс, которого называли «королем математики», нашел способ решения таких примеров в возрасте 9 лет, то есть в вашем возрасте. Пока все дети последовательно выполняли сложение, Гаусс быстро написал ответ.
Домашнее задание: попробуйте найти удобный способ вычисления значения суммы чисел от 1 до 100 (Или от 1 до 15).
14 + 29 + 11 + 16 = 70
17 + 19 + 33 + 21 = 90
39 + 24 + 26 + 11 = 100
24 + (16 + 17) + 13 = 70
45
14 Итог урока
- Какое действие повторяли?
- Как называют числа при сложении?
- Как связаны числа при сложении?
- Какие свойства сложения вы знаете?
- Чем они нам помогают?
5. Какие приемы сложения вы знаете?
Действие сложения.
Слагаемые и сумма.
Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое.
Переместительное свойство и сочетательное.
Складывать удобным способом.
3