- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект на тему Кто такие рыбы? (1 класс)
Конспект на тему Кто такие рыбы? (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аболенцева В.В. |
Дата | 11.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ «Анисимовская средняя общеобразовательная школа»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Районный конкурс «Инновационный проект»
ПРОЕКТ УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПО ТЕМЕ:
«КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»
Номинация: «Современные образовательные технологии»
Технология: урок с использованием ИКТ
Класс: 1
Автор учебника А.А.Плешаков
«Окружающий мир. Часть 1»
Выполнила:
учитель начальных классов
Аболенцева Вера Владимировна
Анисимово 2012
Тема урока: «КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»
Цели:
-
Познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб
-
Учить описывать рыб по плану
-
Приводить примеры речных и морских рыб
-
Продолжить освоение моделирования.
Планируемые
а) предметные результаты:
-
распознавать рыб среди других животных;
-
приводить примеры речных и морских рыб;
-
описывать рыб по плану;
-
узнавать рыб на рисунках;
-
использовать атлас-определитель для узнавания рыб.
б) метапредметные результаты:
-
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-
рассматривать иллюстрации учебника;
-
извлекать из них нужную информацию;
-
моделировать строение чешуи рыбы с помощью кружочков из фольги;
-
осуществлять самопроверку;
-
описывать рыб по плану;
-
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
в) личностные результаты:
-
осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Оборудование:
-
мультимедийное оборудование
-
CD «Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова. 1 класс»
-
Слайдовая презентация по теме урока
Для каждого учащегося:
-
учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1 класс. Часть 1»
-
рабочая тетрадь «А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Часть 1»
-
кружочки из фольги или цветной бумаги
-
цветные карандаши
-
атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба»
№ п/п
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
5.
7.
8.
9.
| Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация и целеполагание. Актуализация знаний и умений. Освоение нового содержания и его применение. а) Знакомство со строением рыбы б) Моделирование Физкультминутка. в) Знакомство с разнообразием рыб. г) Работа с учебником д) Описание рыб по плану. е) Работа с атласом-определителем Рефлексия. Выводы и обобщения. Контроль и оценка достижений. | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. - Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Начинается урок - Он пойдёт ребятам впрок. Будьте все внимательны, А ещё старательны. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, Тихо сели. - Послушайте весёлое стихотворение и ответьте на вопросы: - Мотылёк, мотылёк, Сядь поближе на цветок. - Я не сяду на цветок: У тебя в руке сачок. - Мотылёк, мотылёк, Я тебя ловить не стану, Подойду поближе, гляну, Сосчитаю, сколько ног У тебя, мотылёк. - Я и сам могу считать: Раз, два три, четыре, пять, Раз, два три, четыре, пять… Сосчитаю, сколько ног, Без тебя, дружок! Й.Йованович-Змай - Ребята, сколько же ног у мотылька? - Почему вы так считаете? - Вспомните, как мы ответили на вопрос «Кто такие насекомые?» - А каких насекомых вы ещё можете назвать? - А теперь нам предстоит ответить на другой вопрос. Какой? А вот послушайте историю. Однажды утром Муравьишка Вопросик увидел спешащую куда-то Мудрую Черепаху. «Куда ты так торопишься?» - спросил у неё Муравьишка. «Я спешу к водоёму, хочу увидеть рыб». «Рыб? Я живу в лесу и не знаю, кто такие рыбы» - подумал Муравьишка и тоже поспешил вслед за Черепахой. Пойдём и мы за ним. (слайды 1, 2, 3). - У водоёма тоже можно увидеть насекомых. Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружила над водой. «Кого там могла увидеть стрекоза?» - подумал Муравьишка. - Как вы думаете, кого могла увидеть стрекоза в воде? (слайд 4) - А кого хотел увидеть Муравьишка? - Вот вам и новый вопрос Муравьишки: «Кто такие рыбы?» Попробуйте на него ответить. (слайды 5, 6) - Прочитайте, какова тема нашего урока, и какие учебные задачи мы перед собой поставим. (слайд 7) - При ответах у вас возникли затруднения. Значит, мы с вами не всё знаем о рыбах. Нам надо понять: кто же такие рыбы? Игра «Кто больше?» - Вспомните, каких рыб вы знаете. Прошу всех внимательно слушать отвечающего и постараться запомнить, какие примеры будут приведены. (По очереди учащиеся с каждого ряда называют рыб. Выигрывает ряд, где больше назвали рыб). Включает CD (раздел «Что? Кто?», тема «Кто такие рыбы?») - просмотр видеовступления в форме слайд-шоу. (Слайд 8.) - Все ли это изображения рыб? Почему вы так решили? - А теперь вспомните, каких рыб вы перечисляли. Кто же не относится к рыбам? - А теперь познакомимся со строением рыбы (слайд 9). - Давайте вместе рассмотрим ее части. Чем покрыто тело рыбы? - Чешуйки лежат определенным образом. - Кто понял закономерность расположения чешуек? - Выложите чешуйки самостоятельно на модели. (слайд 10) Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над ними - мы с тобою. Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. - Как вы думаете, где могут жить рыбы? - Значит, как можно назвать рыб, которые живут в реке? - А в море? (слайд 11) - А сейчас давайте немного попутешествуем и поближе познакомимся с обитателями рек и морей. (слайды 13 - 15) - речные рыбы: карп, окунь, судак, плотва, линь; лещ, щука, сом. (слайды 16 - 21) - морские рыбы: стерлядь, горбуша, прилипало, угорь европейский, рыба-клоун, треска; атлантическая сельдь, камбала, акулы. (слайды 22 - 27) - Удивительные рыбы. - Вы внимательно просмотрели слайды, значит сейчас легко справитесь с заданием. Прочитайте его на с. 35 учебника (в верхней части страницы). Работайте в парах. Затем проверьте свою работу по с. 90. - А сейчас попробуйте описать любую рыбу, используя план описания, данный в учебнике. - Откройте атлас-определитель на с. 164-167. С его помощью мы будем определять названия рыб и получим информацию о месте их обитания. Дети читают. Игра «Найди дом для рыбки» (Рабочая тетрадь. Задание 1, с.24) - Каких рыб Черепаха могла увидеть в реке? А могла ли она увидеть акулу? Почему? А каких рыб ещё нельзя встретить в реке? - Итак, ребята, ответьте Муравьишке: кто же такие рыбы? - Подумайте, как каждый из вас может оценить свою работу на уроке. Покажите. (слайд 32) - Молодцы! Спасибо за работу! | Тоже проверяют свою готовность к уроку. Садятся за парты. Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. - У мотылька шесть ног. - Потому что мотылёк - это насекомое. - Насекомые - это животные, у которых 6 ног. Учащиеся перечисляют. - Жуков, рыб, головастиков, лягушек. - Рыб. Высказываются, после чего зачитывается тема урока и текст рубрики «Что узнаем, чему научимся» (стр. 34). Перечисляют известных им рыб. (Кто-то из детей может назвать и не рыб - кит, дельфин, кальмар и т. п.) Внимательно смотрят материал информационного экрана. - Нет, здесь только 3 рыбы. Исправляют допущенные учащимися ошибки при перечислении рыб. Смотрят в учебнике с. 34. - Чешуей. - Одна заходит на другую. Дети работают в парах (выкладывают чешуйки рыбы цветными кружками). Выполняют движения руками под стихотворные строки. - В реке, озере, море. - Речными. - Морскими. Внимательно смотрят слайдовый показ. Работают в парах: узнают рыб на картинках. Описывают рыб по плану. 2-3 рыбы из слайдов. Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и положить кружок (построить дом) около соответствующей рыбы: если рыба речная - зелёный кружок, если морская - синий. Перечисляют речных рыб. - Акула - рыба морская, поэтому не может жить в реке. Перечисляют морских рыб. - Рыбы - водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Показывают оценку своей работы смайликом, объясняют, почему именно такая оценка, что не получилось, над чем ещё надо работать. | Дети учатся готовить всё необходимое для работы на уроке. Стихи помогают учителю настроить ребят на работу, активно включиться в урок. Помогает повторить и вспомнить изученный ранее материал. Дети учатся определять тему урока и ставить цели на урок. Если кто-то из учащихся назовёт животное, не относящееся к рыбам - не следует сразу исправлять ошибку. Достаточно сказать, что кто-то из ребят ошибся, а кто именно - мы узнаем позже. Позволяет сменить вид деятельности. Здоровьесберегающие технологии. Прививает интерес к изучению дополнительного материала. Умение применять материал при выполнении заданий. Учатся работать по предложенному плану. Учатся работать с другими источниками информации. Дети работают самостоятельно. Самооценка и самоконтроль - важные качества в развитии ребёнка. |
10*. Если на уроке позволяет время, то (слайды 28 - 31) провести беседу об охране окружающей среды. Или перенести этот разговор на следующий урок, или урок обобщения по разделу. |
Литература
1. Фефилова Е.П, Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» (1 класс). - 2-е изд., испр. и доп.; Азбука природы в загадках, считалках, подвижных играх. - М: ВАКО, 2009.
2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
3. Плешаков А.А., Александрова В.П. Мир вокруг нас. (1 класс): метод. пособие. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006.
4. Жирков И. 292 загадки. Сборник загадок для маленьких и больших. - Грамотей, 2008.