- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа по теме Для чего нужно знать основы здорового питания? (3 класс)
Исследовательская работа по теме Для чего нужно знать основы здорового питания? (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Роляк Л.Н. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Северо-Енисейская средняя общеобразовательная школа №2»
Исследовательская работа
Для чего нужно знать основы здорового питания?
Авторы: Астафьева Анастасия Павловна,
Казаков Вадим Андреевич,
учащиеся 3 Б класса
МКОУ «Северо-Енисейская средняя
общеобразовательная школа №2»
Руководитель: Роляк Людмила Николаевна,
учитель 3 Б класса МКОУ ссош№2
р.п. Северо-Енисейский
2013г
Актуальность:
Здоровый образ жизни складывается с детства. Неправильное питание, гиподинамия, употребление алкоголя, наркотиков, курение, неустроенный быт, стрессы, плохая экология - это факторы, которые разрушают здоровье. Правильно организованное питание - это привычка, позволяющая человеку долгие годы чувствовать себя хорошо. Задумавшись об улучшении своего здоровья, человек старается приложить все силы и возможности для организации правильного питания. Здоровье и правильное питание находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, вот почему тема нашего исследования так актуальна.
Проблема: Нас заинтересовал вопрос, почему происходит ухудшение здоровья школьников, начиная с начальной школы? Цель: Выявление зависимости здоровья школьников от правильного питания Задачи:
- Провести анализ вредных привычек учащихся в области питания.
- Изучить соблюдение гигиенических требований при организации правильного режима питания в школе и дома.
- Разработать варианты по составлению меню правильного питания и предложить пути решения проблемы здорового питания.
- провести мониторинг здоровой и вредной пищи.
- предложить друзьям провести исследование продуктов, которые покупают родители для приготовления еды дома.
Почему народная мудрость гласит «Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть»? Зачем человек ест? Что получает наш организм из пищи? Эти вопросы очень заинтересовали нас, и мы решили совершить небольшую экскурсию по нашей кухне дома, по школьной столовой, заглянуть в наши холодильники, побеседовать с ребятами и взрослыми, чтобы разобраться в этих вопросах. Оказалось, что зависимость здоровья школьников от правильного питания - это не фантазия учителей, врачей и диетологов, а реальный факт.
Из данной диаграммы видно, что курение сокращает жизнь от 7до 15 лет, алкоголь от 6 до 10 лет, а переедание от 6 до 8 лет. «Каким должно быть наше питание дома и в школе, чтобы дети росли здоровыми?» - этот вопрос мы задали себе в начале нашего исследования. Объектом исследования мы выбрали питание школьников дома, вне дома и меню школьной столовой. Исследование мы провели по направлениям:
- знание основ правильного питания школьниками
- какая пища полезна для организма
- соотношение употребления жиров, белков и углеводов
- какими должны быть завтрак, обед и ужин
- меню школьной столовой на неделю
- выводы и рекомендации
Признаком здоровья является хороший аппетит, а он, в свою очередь, связан с правильной организацией труда, отдыха и питания. Правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами, съедобными травами. Дерево держится корнями, а человек пищей - эта народная мудрость говорит о том, что пища человеку нужна в течение всей жизни, поэтому так необходимо знать состав пищи и ее ценность для организма. Правильное питание - важное условие здоровья, неправильное питание - приводит к болезням и быстрому старению. Исследование мы начали с анкетирования учащихся 3-5 классов, учителей школы, работников школьной столовой и родителей. Предложили ответить на вопросы нашей анкеты:
Анкета
1
Завтракаете вы утром перед школой?
2
Что обычно едите на завтрак?
3
Какое блюдо едите в школе с удовольствием?
4
Какая еда в школе не нравится?
5
Сколько раз в день едите?
6
Что предпочитаете из сладкого: конфеты, шоколад или фрукты?
7
В каких продуктах содержатся:
Кальций-
Магний-
Калий-
Фитонциды-
8
Какие продукты вы считаете полезными для детей?
9
Какие продукты считаете вредными?
10
Что знаете о правильном питании? Оказалось, что 63% школьников не завтракают, 25% завтракают неправильно. 13% учащихся получают полноценный завтрак, который состоит из каши, бутерброда с сыром, молочнокислых продуктов, чая. 72% употребляют нездоровую пищу, к которой относятся конфеты, сосиски, колбаса, чипсы, пицца, булки, кексы, кириешки, сухарики. 94% учащихся вообще не знают, что такое микроэлементы и в каких продуктах они содержатся. Многие взрослые также дали неправильные или неполные ответы на этот вопрос. Из Интернета узнали, что микроэлементы очень важны для организма. Самые необходимые для здоровья - это кальций, магний, калий и фитонциды. Составили таблицу.
№/п
микроэлементы
значение
продукты
1
Кальций
Участвует в работе нервной и мышечной систем, укрепляет стенки сосудов
Все молочные и молочнокислые продукты, сыр, сливочное масло
2
Магний
Нормализует кроветворение и кровообращение
Черный хлеб, гречневая и ячневая крупы, морская рыба
3
Калий
Укрепляет сердечно -сосудистую систему
Абрикосы, изюм, картофель
4
Фитонциды
Антибактериальное и противовоспалительное действие
Капуста, лук, чеснок, цитрусовые
В специальной литературе мы нашли информацию, что в день человеку необходимо до 80 граммов белка. Белки - это «материал» для строительства клеток. Это элементы, служащие основой многих тканей, их называют «кирпичиками» тела. Рост детского организма обеспечивается образованием клеток и тканей, что происходит за счет белка. Белки делятся на животные и растительные. Среди растений победитель по содержанию белка - соя (34г на 100г продукта). Но состав белка животного происхождения ближе человеку. Важнейшие источники белка - сыр, мясо, рыба. Яйца, молоко, печень. Жиры - основной источник энергии. Жиры также делятся на животные и растительные. В организме они откладываются про запас, который расходуется при недостатке пищи и затратах энергии. Жиры способствуют выработке иммунитета. Большое содержание жиров в масле, сметане, орехах. Углеводы - источник энергии для мышечной деятельности. Они служат резервом питательных веществ в организме. Если человек выполняет физическую работу, то эти запасы быстро иссякают, а затем превращаются в сахар, чтобы восполнить недостаток в энергии. Углеводы поступают в организм человека с продуктами растительного происхождения: картофель, мука, крупы, овощи, фрукты, ягоды. Соотношение употребления жиров, белков и углеводов должно быть сбалансировано и соответствовать норме их в дневном рационе питания. Чтобы ответить на вопрос, какими должны быть завтрак, обед и ужин, мы провели ряд экспериментов: давали школьникам список блюд и просили составить меню на завтрак, обед, полдник и ужин. Результаты экспериментов показали неумение школьников составить меню на завтрак и ужин. Ребята не знают простых правил:
- на завтрак организму требуется белок, питательные элементы и вода: молочные каши, сыр, яйцо, кисломолочные продукты, чай.
- ужин должен быть легким и не позднее, чем за 2 часа до сна: печень, рис, рыба, бананы, финики.
Примерное Меню школьной столовой на две недели
День недели
с 11 по 15 февраля
с 1 по 5 апреля
понедельник
1.Каша пшенная с маслом
2.Бутерброд с сыром и маслом
3.Какао с молоком
4.Бананы
5.Хлеб
1.Каша ячневая с маслом
2.Бутерброд с сыром и маслом
3.Какао с молоком
4.Бананы
5.Хлеб
вторник
1.Салат из свеклы с чесноком
2.Биточки рыбные (минтай)
3.Рис отварной
4.Напиток из шиповника
5.Хлеб
1.Салат «Витаминный»
2.Зразы рыбные с соусом
3.Картофель отварной
4.Чай с лимоном
5.Сок фруктовый
6.Хлеб
среда
1.Салат из капусты с морковью
2.Тефтели с соусом сметанным
3.Картофельное пюре
4.Чай с лимоном
5.Хлеб
1.Салат из свеклы
2.Плов из курицы
3. Напиток из шиповника
4.Апельсины
5.Хлеб
четверг
1.Салат из моркови с маслом
2.Гуляш из говядины
3.Каша гречневая
4.Чай с лимоном
5.Яблоко
6.Хлеб
1.Салат из капусты с морковью
2.Биточки особые
3.Каша гречневая
4.Компот из сухофруктов
5.Печенье
6.Хлеб
пятница
1.Салат из моркови с изюмом
2.Курица отварная
3.Макароны отварные
4. Напиток из шиповника
5.Апельсины
6.Хлеб
1.Яйцо вареное
2.Печень по-строгановски
3. Макароны отварные
4.Кисель фруктовый
5.Бананы
6.Хлеб
Результаты наблюдений дают нам возможность утверждать, что школьное меню соответствует нормам детского питания: в рацион практически ежедневно включены салаты из овощей с растительным маслом, в достаточном количестве мясные и рыбные блюда, фрукты, соки, напитки и компоты. Хочется отметить разнообразие каш в меню. Повара делают их вкуснее, добавляя изюм, фрукты, орехи. Собирая и анализируя информацию из бесед с ребятами, мы узнали, что еда в школьной столовой в основном нравится всем. Некоторые отмечали, что не любят рыбные котлеты и печень. А вот дома и вне школы многие предпочитают колбасу, ветчину, жареное мясо, шашлык, сосиски, сладости. И все-таки, три самых простых правила питания должен знать каждый:
- питаться разнообразно и регулярно;
- не жадничать в еде;
- есть больше сырой, вареной, пареной пищи, ограничивая жареное, острое, животные жиры, сладости.
Мы составили таблицу основных витаминов, необходимых для поддержания нашего здоровья
№/п
витамины
значение
продукты
1
Витамин А
важен для зрения, «Витамин роста»
Арбузы, морковь, тыква, помидоры
2
Витамин В
Помогает работе сердца, дает энергию нашему организму
Черный хлеб, яйца, орехи, бобовые, мясо
3
Витамин С
Укрепляет организм, защищает от простуды
Лук, цитрусовые, брусника, красная смородина
4
Витамин Д
Укрепляет костную систему
Печень, рыба, сыр, молоко, яйца
В процессе исследования мы выделили наиболее распространенные «Ошибки питания»
-
избыточное потребление пищи (переедание)
-
стремление к приему жирной пищи
-
несбалансированный прием белков, жиров, углеводов
-
малое разнообразие продуктов питания
-
большое количество рафинированных сахаров
-
чрезмерное употребление соли
Вывод: Нужно есть разнообразную пищу. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье, ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
Подводя итоги нашего исследования, можно отметить, что цели выявить зависимость здоровья школьников от правильного питания, мы достигли и поставленные задачи решили.
Рекомендации
-
Во время еды не надо торопиться.
-
Хорошо разжевывай пищу - твоему желудку будет легче ее переваривать.
-
Чтобы не подавиться, откусывай небольшими порциями. Не ешь на улице и на ходу.
-
Никогда не запивай горячую пищу холодным соком или молоком. Это вредно и для зубов, и для желудка.
-
Не ешь много солений, копченостей - растущему организму они не приносят пользы.
-
Ешь поменьше сладостей - избыток сахара ведет к ожирению и разрушению зубов.
Взяв во внимание все выше сказанное, можно сделать только один вывод: Начал интересовать вопрос здорового питания, начни с питания в семье! Научись соблюдать правильный режим питания и употреблять в пищу только полезные продукты. Следуй заповедям:
-
Дробное питание
-
Завтрак обязателен
-
Откажись от «сухомятки»
В процессе исследования появились новые вопросы, ответы на которые хотелось бы нам найти:
-
Как отличить здоровую пищу от вредной.
-
Как провести исследование продуктов, которые покупают родители для приготовления еды дома.