- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление «Продуктивные задания как средство достижения планируемых результатов ФГОС в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
Выступление «Продуктивные задания как средство достижения планируемых результатов ФГОС в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белозерова И.Е. |
Дата | 11.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление на тему
«Продуктивные задания как средство достижения планируемых результатов ФГОС в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
в рамках областного семинара
«Формирование универсальных учебных действий в ходе урока»
01 октября 2013 г.
слайд
1 Тема выступления
- Добрый день, уважаемые коллеги! - Размышляя над вехами своей педагогической деятельности, я заметила, что когда-то в начале 90-х годов прошлого века мы с коллегами одни из первых в нашем городе перешли на 4-летнее начальное образование. Так получилось, что с сентября 2011 года с нас в нашей школе началось освоение и внедрение ФГОС. Так сказать, мы - настоящие первопроходцы! - Осваивая ФГОС, конечно, приходится нелегко, а порой вопросов больше, чем ответов. И перед каждым учителем стоял вопрос о том, что ему придется менять в своей работе в связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. - Изменения, конечно, произошли! Они заметны, чувствительны, порой требуют от нас, учителей, неимоверных усилий. Но эти изменения прекрасно согласуются с идеями Образовательной системы «Школа 2100», по которой я работаю с 2003 года.
2 слайд
2100
- Мое знакомство с Образовательной системой «Школа 2100» произошло на курсах повышения квалификации в Москве в 2003г. Занятия вели сами авторы учебников: Рустем Николаевич и Екатерина Валерьевна Бунеевы, Марина Яковлева, Ольга Викторовна Пронина, Александр Вахрушев и др. И надо сказать, за столько лет работы я ни разу не пожалела о своём выборе! Это действительно ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: замечательные учебники, богатое методическое и информационное обеспечение, организация семинаров и др. мероприятий для учителей, наличие собственного сайта.
3 цель ФГОС - ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний - развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
Сегодня становятся всё более востребованными результаты обучения, которые заключаются не в конкретных знаниях, а в умении учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт поставил в качестве главных результатов не предметные, а метапредметные - универсальные учебные действия. А тут уж не обойтись без продуктивных заданий. В отличие от многих других систем, в Образовательной системе «Школа 2100» большое внимание уделяется продуктивным творческим заданиям. Роль продуктивных заданий - нацелить работу по предмету на достижение личностных и метапредметных результатов.
4 таблица сравнения продуктивных и репродуктивных заданий - Перед Вами таблица, заключающая в себе сравнение двух типов заданий - продуктивных и репродуктивных.
- Можно сделать вывод, что Репродуктивные задания - это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и умения.
Продуктивные задания - это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.
Я думаю, будет неправильно говорить, что продуктивные задания появились только с новыми стандартами. Я думаю, Вы со мной согласитесь, что продуктивные задания вошли в практику педагогов ещё до разработки ФГОС. Радует, что теперь им отводится «почетное» место в образовании будущих поколений. Продуктивные задания, действительно, для ребят более интересны и важны, чем репродуктивные. Помните как в той сказке, где сын бросился доставать в очаг деньги, заработанные своим трудом и брошенные туда отцом, хотя когда они ему доставались легко, он никак не реагировал на поступок отца. Так и здесь, ведь продуктивные задания не содержат готового ответа в учебнике в легко воспроизводимом виде, надо подумать, поискать подсказки в тексте, либо в иллюстрациях. Именно они формируют практический опыт школьника, проверяют: сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями.
5 примеры ПЗ - Давайте рассмотрим задания обоих типов:
Репродуктивные задания:
- Как люди используют энергию?;
- Назовите признаки такого литературного жанра как повесть?
- Перечислите отличия растений от животных;
- Определите площадь прямоугольника
Продуктивные задания: - Поработайте в паре: один называет источник энергии, другой - способ его использования в хозяйстве; - Докажите, что произведение С. Голицына «40 изыскателей» - является повестью.; - Лягушонок прыгал и кричал: «Я - зелёный, значит, я растение!» Что ему ответил умный утёнок Кряк?; - Дан план комнаты и периметры ковров. Определи, какой ковёр полностью закроет пол комнаты
Все приведенные примеры ПЗ нацелены не на закрепление знаний, а на обучение детей их самостоятельному применению не только в школе. При этом знание перестает быть результатом и становится средством развития личности.
ПЗ делятся на устные и письменные. К устным продуктивным заданиям можно отнести следующие задания: -задай вопросы по теме урока -сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока -придумай научно-популярное название уроку -объясни тему урока младшим детям как можно проще с примерами
Письменные продуктивные задания: -запиши слова на новое изучаемое правило, -составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме), - придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме, - раскрой тему урока в форме сказки и т.д.
6 Алгоритм работы с ПЗ Выполнению продуктивных заданий надо учить. Этот алгоритм представлен в учебниках ОС «Школа 2100». - На каждом этапе работы с продуктивным заданием формируются те или иные метапредметные или личностные результаты:
- Так, на этапе осмысления цели задания формируются регулятивные УУД;
- При отборе и поиске нужной информации - познавательные УУД;
- Эти же УУД и ещё личностные формируются и на этапе преобразования найденной информации в соответствии с заданием;
- И коммуникативные УУД формируются на последних двух этапах работы с ПЗ.
7
Классификация ПЗ - Перед Вами примерная классификация продуктивных задании, которую можно расширить и дополнить. Примерная классификация продуктивных заданий 1. Выделение главного в мини-тексте по заданному основанию важности и формулирование суждения. 2. Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом источнике информации по заданному основанию. 3. Построение умозаключений - обобщений-выводов. 4. Доказательство, в т.ч. подведение под понятие. 5. Определение причин и следствий. 6. Группировка по заданному основанию. 7. Сравнение по указанным критериям. 8. Формулирование определения понятия по тексту. 9. Классификация (группировка с иерархией). 10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода. 11. Определение своей аргументированной оценки, отношения к… 12. Определение личных качеств, черт характера человека по его поступкам. Научить человека действовать в новой незнакомой для него обстановке можно только одним способом, - создавая ему эту новую ситуацию постоянно, день за днём.
- В полной мере оправдывает себя использование продуктивных заданий на уроках, построенных в проблемно-диалогической технологии и в технологии продуктивного чтения. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм - главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
8 Хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем». Чего Вам всем и желаю!
- А также поздравляю всех нас, коллеги, с приближающимся профессиональным праздником Днём учителя! Успехов Вам, творческого полёта мысли, пусть всё, задуманное Вами, свершится! Счастья, здоровья Вам и Вашим семьям! - Спасибо за внимание!
5