• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление на городской педагогической конференции «Формирование компетенций учащихся начальной школы в процессе творческого поиска и выполнения исследования»

Выступление на городской педагогической конференции «Формирование компетенций учащихся начальной школы в процессе творческого поиска и выполнения исследования»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1





















Выступление на городской педагогической конференции «Формирование компетенций учащихся начальной школы в процессе творческого поиска и выполнения исследования»


















2013 год

Формирование компетенции учащихся начальной школы в процессе творческого поиска и выполнения исследования XXI век - век интеллекта, век индивидуализма личности и век технологий.. Информационный век со всех сторон своим потоком вестей окружает человека, напирает на него и справится с этим лишь способностью памяти - активным, пассивным запоминанием все трудней и трудней, ибо всему есть предел, памяти тоже. Современная школа с трудом отходит с позиции запоминания знаний, потому что все то, что предлагает дидактика это продолжение, усовершенствование, видоизменения способов обучения. Но как мы знаем, кроме человеческой памяти есть и человеческое мышление. Обучение можно качественно изменить и сделать доступным для всех, если мы сделаем поворот от запоминания и количественного набора знаний к организации мыслительной деятельности учащихся над знаниями для их понимания. Обучение в русле мыслительной деятельности позволит несколько раз увеличить использование этих ресурсов и адекватно увеличить качество образования всех учеников. Мыслительная деятельность - деятельность интеллекта, эта область психологии, предмет его исследования. Дидактика - это наука о способах обучения ученика, паука, которая стремится всё более и более изощрённым способом научить учеников определённым знаниям. Психология интеллекта констатирует, ч то знания, которые получают в школе ученики, это отражение того, что они услышали или прочитали, в лучшем случае это преобразованная форма информации. Настоящее знание должно с пониманием строиться самими учениками па основе своих предыдущих опытов. Повое знание должно объединяться, разъединяться, ассоциироваться с предыдущими и последующими знаниями. Каждый ученик, исходя из своей конструкции понимания, конструирует предложенные ему знания для себя в своём понимании. Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Современная начальная школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка. Это предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, поисковой, исследовательской. Повышение познавательной творческой активности детей важно в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних в рамках программы тесно), гак и для школьников требующих специальной коррекционной работы. Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими: ученики определяют тему и задачи работы, формируют гипотезу и план поиска, превращая ее в решение, вывод, затем проверяюг полученные данные. Знания творческого уровня достигаются исследовательским методами, которые побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Ну а выступления развивают речь детей, умение держаться на публике, отвечать на вопросы. Начинать эту работу надо в начальной школе. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Сущность развития личности ребенка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен. Поэтому поисковая деятельность учащегося будет опираться па присущую ребенку от природы потребность познания действительности. А исследовательский интерес является характеристикой ребенка как личности. Большинство первоклассников приходят в класс как в новый мир, в котором им откроется множество интересных вещей. Моя задача, как учителя - оправдать эти надежды, не угасить потребность в познании. В контексте данной проблемы, необходимо отметить еще один факт. Нельзя забывать, что никогда никакая семья не дает ребенку того, что может дать школа; никакая самая лучшая школа не заменит семью. Поэтому только общими усилиями семьи и школы можно решать все вопросы работы с детьми.

Исследовательская работа на уроках в начальной школе Включение приемов исследовательской работы в урок способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике. На уроках такая деятельность заключается в формулировании целей и задач предстоящего исследования, нахождении необходимых знаний. Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что учеба это не просто выполнение требований учителя, а овладение знаниями, умениями и навыками, используя так же свои способности и возможности. Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления трудностей, которое доставляет решение учебных задач. Исследование, проводимое самостоятельно доведенное до логического завершения это ли не победа? Соответственно и знания полученные таким образом запомнятся намного лучше. Вот например темой урока русского языка может быть « Учимся писать без ошибок». А целью такого урока станет формирование у учащихся умения решать орфрграфические задачи. Начинаю такой урок с формирования проблемы. -Ребята, однажды мне пришлось проверить работу ученика. Прочитав её, я поняла, что у ученика серьёзная проблема. -Прочитайте па доске, что написал этот ученик и попытайтесь озвучить проблему. Дети читают с доски предложение с большим количеством ошибок. Здесь же предлагаю детям самостоятельно определить тему и цель сегодняшнего урока. В работе над темой урока предлагаю детям гипотезу: предположим, что умение решить орфографическую задачу в корне слова помогает уменьшить количество ошибок при письме. Для того, чтобы решить орфографическую задачу составляем с ребятами памятку « Как решить орфографическую задачу в корне слова», вставляя в заготовленный текст пропущенные слова. Весь урок работали над орфограммами, а в заключении его, как и при завершении его делаем вывод. Возвращаемся к предложению, прочитанному нами в начале урока и записываем его грамотно, выделяя то место, где по мнению детей была допущена ошибка. И наконец возвращаемся к гипотезе. Дети сами подтверждают её истинность. (Домашним заданием такого урока может быть: составить небольшой диктант, в каждом слове которого надо решать орфографическую задачу. Подобные уроки можно проводить на любую тему, начиная уже со второго класса. На уроке чтения в 3 классе по теме: Устное народное творчество. Загадки. Цель: Развивать творческую инициативу детей, фантазию, воображение, мышление. Задачи: 1)Исследовать принцип построения загадки. 2)Научиться самим, составлять загадки. 3)Провести конкурс загадок. 1. Рассмотрим две загадки: Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а разговаривает (книга.) Висит груша, нельзя скушать (лампочка) Итог: первая загадка построена по принципу противопоставления, а вторая по принципу сравнения. Вывод: загадки можно сочинять по следующей схеме: ………,как …………… …….,как …………….. Или ………, а не …………… ………. а не …………… И еще одна находка. Придумываем загадку всегда с отгадки. Например: мышка. В три столбика записываем слова. Какая? Что делает? На кого она похожа? Серая бегает белку, волка Быстрая грызет крысу Вот что у нас получилось. Серая, как волк. Быстрая, как белка. Все грызет, как крыса. Или Серая, а не волк. Быстрая, а не белка. Все грызет, а не крыса. 3.Конкурс загадок. Летает, а не пчела, Большеглазая, а не лягушка, Ловит мошек, а не птица, Стрекочет, а не сверчок (Стрекоза).
Белый, как сахар, Холодный, как лед. Бывает липкий, как пластилин (Снег).
Людей перевозит, а не автобус, Летает, а не птица. ( Самолет).

Участие в исследовательской конференции
Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках занимает метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям^ формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач. Учебный проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта. Проектность (в личностном и социальном плане) - определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры едва ли не во всех ее основных аспектах, связанных с творческой деятельностью человека. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому овладевать проектной деятельностью ребенок должен в процессе специально организованного обучения. Предлагаю вашему вниманию.












Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода

проекта Ученик Учитель • Определяет цель деятельности • Помогает определять ... • Открывает новые знания • Рекомендует источники
информации • Экспериментирует

• Раскрывает возможные формы • Выбирает пути решения работы • Активен • Содействует прогнозированию
результатов • Субъект обучения • Создаёт условия для
активности школьника • Несёт ответственность за сою • Партнёр ученика деятельность

• Помогает оценить полученный
результат, выявить недостатки
Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить». Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность». Учитывая возрастные особенности детей данного возрастного периода, рекомендуется непосредственную проектную деятельность начинать со 2-ого класса. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения па воображение и мышление. Второклассник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Содержание проектного образования младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в этот новый вид учебно-познавательной деятельности. Исследовательский проект это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, совместная газета и сочинение, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п. Вот уже несколько лет мои ученики участвуют в исследовательских конференциях, которые сначала мы проводим в классе, затем на школьном уровне, откуда работы моих учеников несколько раз были отправлены на городской конкурс исследовательских работ»Я -исследователь!», где на мой взгляд совершенно заслуженно получали почетные первые и вторые места. Темы берем разные: «Эти интересные животные», «История загадок», «Какие бывают сказки?»,»Вода. Что мы пьём?»,» Компьютер. Друг или враг?», «Курс па Венеру.», «Русская матрешка» и другие. Самое главное в этой работе для меня, чтобы ученику было интересно изучать данную тему, чтобы впоследствии он мог поделиться своими знаниями с одноклассниками. Прежде чем выступать па городской конференции, ребята всегда делают сообщения в классе, отвечают на вопросы одноклассников. Работу веду по следующему, плану: 1 .Беседа с детьми. Рассказываю детям,, о том, какую работу необходимо провести, чтобы стать участником данной конференции. Как правильно выбрать тему? 2. Провожу родительское собрание. Знакомлю родителей с данным видом работы. Говорю о необходимости помочь ребенку, если возникнет такая необходимость. Делаю акцент, что такой вид работы не только повышает самооценку ученика, но и углубляет знания, развивает познавательный интерес. Каждый родитель получает памятку. Конечно, помогают единицы, но и это уже какой - то результат. В конце года с лучшими работами ученики могут выступить на родительском собрании и обязательно отметить родителей, которые помогают своему ребенку. 3.Этапы создания исследовательской работы. 1) предварительный этап

  • Постановка проблемы
  • Составление плана работы
  • Выбор методов
  • Изучение литературы
2)Собственно исследовательский
  • Сбор и обработка данных
  • Проведение анкетирования,
3 Заключительная часть
  • Анализ результатов
  • Формулировка выводов
  • Поиск дальнейшего развития работы
Как правильно выбрать тему? Под темой принято понимать то главное, о чем в пей говориться. При выборе темы целесообразно ставить задачу узкого плана с тем, чтобы ее глубоко проработать. Области исследования:
  • русский язык
  • история, краеведение
  • технология (труд)
  • естествознание
  • исскусство
Требования к работе: Работа не более 9 печатных листов. Вводная часть - 1лист. В этой части необходимо ответить на вопрос: Почему я выбрал эту тему? Основная часть - 7 листов. Она в свою очередь может тоже состоять из нескольких частей, в которых излагается собранный материал. Заключение - 1 лист. Это вывод. Что хотел узнать, что узнал, дальнейшие планы по работе над данной темой. Титульный лист и лист со списком литераторы обязательны, но в счет не входят. Возможно приложение (анкетирование, фотографии, рисунки и др.) Во время выступления желательно использовать презентацию. Выступление длится 5 - 10 минут. Затем ученик, выступающий с исследовательской работой отвечает на вопросы жюри. При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для пего является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигну тых резуль татов. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но па всех этапах педагог выступает как помощник, консультант. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консуль тирует, мотивирует, наблюдает. Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позиций се полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п.), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. В заключении хочу еще раз остановиться на мотивации исследовательской деятельности. И так, что же мы имеем, используя такой метод работы? А это следующее: 1)Повышается интерес к предмету 2)Появляется желание углубить свои знания 3)Расширяется кругозор 4)Появляется удовлетворенность от работы 5)Появляется возможность получить награду па конкурсе 6)Повышается самооценка ученика 7)Возможен совместный груд учителя, ученика, родителя Лично мне такой вид работы очень нравится. В этом году у меня 2 класс и я думаю, что несколько работ мы с детьми и родителями обязательно сделаем.












































Ситуация успеха на уроке в системе личностно - ориентированного обучения.

















Ситуация успеха в системе личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное образование ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Использование в обучении младших школьников личностноориентированного подхода позволяет создать условия для процесса саморазвития личности. Личность ребёнка в концепции личностно-ориентированного образования является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. А процесс обучения становится личностно-значимым для каждого ребёнка. Методы и средства обучения и воспитания соответствуют индивидуальным особенностям каждого ребёнка. Происходит формирование положительной я - концепции, т.е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит своё поведение. Необходимо создавать условия, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, происходило саморазвитие личности, таким средством является ситуация успеха. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретение знаний связано с переживанием младших школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Для формирования положительного отношения к учению важно закреплять радость от успеха. Надежда на успех живёт в каждом. Успех гарантирован не всякому ,а кто прилагает силы. Для одних ожидание успеха привычно, для других - эпизодично, для третьих - единично. Это состояние сбывшейся радости. Успех понятие не однозначное. С социально-психологической точки зрения успех это - оптимальное соотношение между ожиданием окружающих, личности и результатами её деятельности. Если ожидание личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, то можно говорить об успехе. С психологической точки зрения успех это переживания состояния радости , удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпадает с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения , формируются более сильные мотивы. С педагогической точки зрения, ситуация успеха - это целенаправленное устойчивое сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значимых результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Развитие и саморазвитие личности в образовательном процессе осуществляется под его повседневным влиянием, контролем, оценкой. Для того, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ученика, необходимо создать единую для всех образовательную среду. Образовательная среда должна быть с самого начала многопрофильной адаптационной для каждого ученика. Для этого учитель должен обладать обучающими программами, включающий учебный материал не только разной степени сложности, но и позволяющий выявить индивидуальную избирательность ученика к его содержанию, виду и форме, разным способом его проработки, стимулирующий школьников к творчеству (самовыражению ) без боязни ошибиться. У учащегося должно выработаться умение и только потом возникает успех. Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, - мечта любого учителя. К подобным урокам я иду в течение тринадцати лет работы в школе. Рассматривая основные требования к личностно ориентированному уроку, я отмечаю, что его цель - создание условий для познавательной активности учеников. Средства же, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств своих воспитанников, уровень подготовки класса, свою профессиональную зрелость, педагогическую интуицию и творческий потенциал. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно ориентированного урока, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности. Важным моментом в проведении успешного урока, который всегда тщательно продумываю и от которого напрямую зависит его результат, является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают тот или иной материал, представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путём выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы занятия спрашиваю: - О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем уроке? - Давайте попробуем вместе поставить задачи на данный урок. - Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке? Во втором классе, когда ребята уже сделали свои первые шаги по по» лабиринту знаний»учитель уже использует приём совместного целеполагания для планирования предстоящей деятельности. Задача этого приёма - создать проблемную ситуацию, личностнозначимую для ребёнка и сформировать потребность в изучении нового материала. Вопросы могут варьироваться, звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изучаемого материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. В конце урока обязательно обсуждаю с детьми не только то, что узнали, но и то, что понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы выполнить ещё раз. Стараюсь дать возможность высказать своё мнение каждому желающему, т. к. ученики младших классов очень активны в этом вопросе. Чрезвычайно важным аспектом личностно ориентированного урока считаю опору на личностный опыт учащихся. Информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» её через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, например учителя, а вопросы и задания, построенные на основе образного мышления делают предмет изучения зримым, ясным. Недаром древняя китайская пословица гласит: « Расскажи -и я забуду, покажи -и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Работая над текстом стихотворения И.З Сурикова «Детство», чтобы добиться личностного восприятия и чёткого, яркого осмысления образов, созданных поэтом, помочь учащимся почувствовать красоту и самобытность русской деревни через поэтическое слово, перед чтением стихотворения спрашиваю: Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения? Как думаете, о чём пойдет речь? Случалось ли вам гостить в деревне? Приходилось ли играть там с местными ребятами? Как по вашему мнению, похожи ли забавы крестьянских детей на ваши? А затем предлагаю проследить, что и как о своём состоянии в раннем детстве, переживаниях, настроениях, снах поэтическими средствами рассказывает своему читателю Суриков. Приобщить ребят к тайне слова замечательного писателя или поэта, помочь понять и уяснить глубину содержания авторской мысли, дать верную оценку героям, их поступкам, нарисовать их психологический портрет, а самое главное, научить внимательно и вдумчиво читать и интерпретировать прочитанное произведение - такие задачи призваны решать подобные уроки. Всегда очень тщательно подбираю вопросы для анализа текста, индивидуальные задания, которые заставляют учащихся не просто воспроизводить содержание произведения, а размышлять над прочитанным, рассуждать, сопереживать событиям и героям, испытывать положительные эмоции, рассказывать о них, высказывать своё мнение. Стараюсь ставить ребят в ситуации, требующие выбора, самостоятельного поиска правильного, логичного, аргументированного ответа на любой вопрос, хотя порой сделать очень сложно. Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, и т. д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности и наконец пережить первый может быть в своей жизни успех. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным. Задания при групповой работе даю дифференцированные. Использую богатые возможности групповой работы как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Чаще всего это повторительно-обобщающие уроки. В начальной школе можно выделить три этапа в обучении русскому языку. Подготовительный (1кл.-уроки обучения грамоте), начальный ( 1кл.4 четверть, 2 кл.), основной (3 и 4 кл.) На первом этапе обучения важно научить определять ошибки в написании букв и соединений, развить внимание, научить оценивать результат своего труда. Для того, чтобы ребёнок мог почувствовать радость от обучения, целесообразно Использовать «карту успехов» каждого ученика, а также «круговые тетради» - это обычные тетради, в которой пишут по очереди все учащиеся класса. В ходе этой работы учитель говорит ученику: «Ты уже пишешь гораздо лучше, сравни, как написал сегодня и как писал неделю назад. Молодец! Ещё немного усилий и ты будешь писать так, как надо!» Использование круговых тетрадей очень помогает в формировании каллиграфического навыка письма, мотивирует к изучению предмета. На уроке русского языка в 3 классе по теме «Простое и сложное предложение», для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они отличать простое предложение от сложного, им было предложено из данного учителем текста выбрать только те предложения, которые соответствовали схемам, данным на доске. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество её выполнения у членов своей группы из 4 человек, а потом результаты выполненного задания обсуждались в группе. Затем пары обменивались листками с выполненными заданиями и проверяли, обсуждали выполненную товарищами работу. В данном случае групповая работа развивает внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, даёт возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения. Часто использую работу в парах постоянного состава, которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов. На уроках изучения нового использую приём совместного поиска - «что мы об этом знаем?». Классу сообщается тема урока, а учебные группы вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе отчётов групп, их обсуждения идёт поиск верного ответа на вопрос. В связи с вопросом о групповой работе не могу не упомянуть об использовании на уроках русского языка и литературы в старших классах такой формы обучения, как диалоговая форма процесса познания. Для того чтобы диалог состоялся, ученику нужно научиться общаться. Обучение развитию речи учителя начальных классов начинают уже с первых дней пребывания ребёнка в школе. Анализируя с ребятами различные ситуации речевого общения, вместе вырабатываем правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия школьников: необходимо говорить понятно, высказываться только по теме, избегать избыточности информации; важно не только умение интересно и грамотно говорить, но и умение слушать; если не согласен с мнением товарища или учителя, сначала выслушай, а потом высказывай своё несогласие, для этого в классе я использую карточки «согласия» критикуй идеи, а не личности. Особое внимание в условиях подготовки и проведения личностно ориентированного урока русского языка и литературы стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость её велика, ибо саморазвитие, самообразование, самораскрытие личности, на которые и направлен личностно ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, настолько, насколько это возможно учащимся 6-10 летнего возраста. Наиболее продуктивным видом деятельности в этом случае является изложение, сначала по вопросам и зрительному восприятию, и позже по слуховому восприятию текста. Совсем недавно заговорили о рефлексии, хотя опытные учителя, не называя этот элемент таким словом, давно отводили ему достойное место на уроке. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока. Использую систему разнообразных рефлексивных заданий и вопросов на разных этапах урока: Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникали? Стало ли другим ваше отношение к герою? Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятым? Подобные вопросы, способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, учат осмысленно работать. Стараюсь интересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме. Так, например, в конце урока русского языка по закреплению знаний об однородных членах, учитель может предложить задание, которое будет содержать и элементы рефлексии и одновременно ещё раз проверит знания учащихся. Состояние ученика, у которого был неудачный школьный день, который получил двойку, а возможно, и не одну, нужно передать предложением. Попробуем составить его вместе. Ребята составляют такое предложение по его началу, данному учителем. (Ученик идет домой хмурый, печальный и усталый.) А с каким настроением уйдёте после нашего сегодняшнего урока вы? Учащиеся, если урок прошёл хорошо, сами уверенно составляют предложение. (Мы уйдём домой радостные, гордые, бодрые или просто счастливые). Или в случае неблагоприятного результата согласятся с первым предложением. Если учитель добился того, что на его уроке обстановка доброжелательная, учащиеся не чувствуют себя скованными, они искренне поделятся своими мыслями, выскажут впечатления от прошедшего занятия, пожелания, поделятся сомнениями. А это позволит учителю сделать следующий урок успешнее предыдущего. Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом по возможности носить творческий характер. Личностно ориентированный урок предъявляет серьёзные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь своей работой и своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как недосягаемого для них взрослого человека, а как более старшего и опытного, справедливого помощника по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы. Не считаю для себя зазорным сказать своему ученику «К сожалению, я допустила ошибку, ты молодец, что обратил на неё внимание». Подобное поведение вовсе не умаляет достоинства учителя, а лишь способствует росту его авторитета у учащихся. Благодаря личностно-ориентированному подходу хочется надеяться, что мои ученики станут более активны, свободно будут высказывать свои мысли, повысится мотивация учения, качество обучения, уровень познавательной самостоятельности учащихся.

© 2010-2022