• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Контрольно-измерительные материалы (КИМы) теста по окружающему миру для мониторинга сформированности метапредметных результатов обучения на конец 4-го класса в рамках ФГОС ООП НОО по УМК «Начальная школа ХХI века»

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) теста по окружающему миру для мониторинга сформированности метапредметных результатов обучения на конец 4-го класса в рамках ФГОС ООП НОО по УМК «Начальная школа ХХI века»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Комбинированный тест по окружающему миру



по проверке метапредметных результатов обучения

на конец 4 класса

в рамках ФГОС по УМК «Начальная школа ХХI века»





















Составила:

учитель начальных классов МБОУ гимназии «Пущино»

Егорова Елена Вячеславовна





2014 г.

Комбинированный тест по окружающему миру

по проверке метапредметных результатов обучения на конец 4 класса.

Цель: дать количественную характеристику уровня достижений школьника, выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы. В условиях перехода на новые стандарты предлагаю Вашему вниманию тест для диагностики уровня компетентности и возможностей успешного продолжения обучения в основной школе учащихся. Тест дает возможность проверить у школьника его социальный опыт, способность действовать самостоятельно при решении различных практических заданий. Тест представлен двумя уровнями заданий: заданиями базового уровня и заданиями повышенного уровня сложности. Результаты оцениваются разными баллами. Что проверяется?

Задания 1 - 5 - Планирование, контроль и оценка учебных действий. Задания 6 - 9 - Использование знаково-символических средств представления информации. Задания 10 -17 - Овладение логическими действиями и умственными операциями. Задания 18 - 22 - Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий.





ФАМИЛИЯ___________________________________________________________

ИМЯ________________________________________________________________

Дорогой друг! Сегодня у нас с вами интересная работа. Вам предоставляется возможность проверить свои знания. Внимательно читайте все задания и указания по их выполнению. Если не сможешь выполнить очередное задание, не трать время, переходите к следующему. Только выполнив все задания, вернись к тем, которые у вас не получились сразу. Старайтесь работать быстро и аккуратно.

Желаем успеха!



























































Пчела и муха. Вот какую притчу рассказал однажды мудрый старец. На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко! Над поляной, над цветами трудились пчелки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму. Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась. Одна маленькая пчелка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху: - Не знаете ли вы, где здесь белые лилии? Муха насупилась: - Не видела я здесь никаких лилий! - Как? - воскликнула пчелка. - Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии! - Цветов я тут не видела, - пробурчала муха.- А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок! Тут к ним подлетела пчелка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чем дело, она сказала: - Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах! Муха только и думает о грязных канавах, а пчелка знает, где растет лилия, где - ирис, а где - гиацинт. И люди так же. Одни похожи на пчелку и во всем любят находить что-то хорошее, другие - на муху и во всем стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим?

Задание 1.

Умение: выявлять специфику различных видов текстов.

Базовый уровень. Прочитай текст и определи, какой это текст.

а) научно - популярный в) художественный

б) учебный г) справочный

Ответ:_____________________________________________________

1 балл

Повышенный уровень. Поясни свой ответ, перечислив важные особенности текста.

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________

2 балла

Задание 2. Умение: демонстрировать понимание прочитанного текста, составлять план пересказа текста.

Базовый уровень. Восстанови деформированный план прочитанного произведения.

А) "А ты на кого хочешь быть похожим?"

Б) Ароматная поляна.

В) Диалог маленькой пчелки с мухой.

Г) Сбор нектара.

Д) Каждый видит только то, что его интересует.

Ответ:_______________________________________________________

(Б, Г, В, Д, А) 1 балл

Повышенный уровень. Раздели текст на части и озаглавь эти части.

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 балла

Задание 3.

Умение: самоконтроль и самооценка (в условиях воображаемой ситуации), умение находить ошибки в работе и объяснять их причины. Базовый уровень. Представь, что ты выполнил задание: составил рассказ о насекомых. Проверь свою работу. Отметь «да», если есть ошибки. Подчеркни предложения с ошибками.

О насекомых Все насекомые - это беспозвоночные животные. Все беспозвоночные умеют летать. У всех насекомых 8 конечностей. Насекомые откладывают яйца, из которых появляются детёныши. Все насекомые очень опасны. Да______ Нет_____

Ответ:_____________________________________________________

1 балл

Повышенный уровень. Объясни свой выбор.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

2 балла

Задание 4. Умение: умение обучающегося оценить представленную информацию, выбрать необходимую для решения учебной задачи и проконтролировать полученный результат. Известно, что на хлебе через некоторое время может появиться плесень. Сергей решил исследовать, нужен ли для появления плесени на хлебе свет. Он взял два одинаковых кусочка чёрного хлеба и положил их на влажные кусочки бумаги. Один кусок хлеба он положил в тёмный кухонный шкаф, а второй - рядом на столе в комнате. Через несколько дней Сергей обнаружил, что плесень появилась и на первом, и на втором кусочке хлеба. Базовый уровень: Как нужно изменить опыт Серёжи, чтобы исследовать, зависит ли скорость появления плесени от температуры воздуха, при которой хранится хлеб.

Ответ:_____________________________________________________

(Возможный ответ: положить хлеб в холодильник) 1 балл

Повышенный уровень. Опиши такой опыт.

Опыт:_________________________________________________________________________________________________________________

2 балла

Задание 5. Умение: умение обучающегося оценить представленную информацию, проконтролировать правильность выполнения задания.

Базовый уровень. Прочитай текст. Правильно ли сделан вывод? Отметь. При Дмитрии Донском Московскому Кремлю построили каменные стены .Со всей округи собрали в Москву мастеров каменного дела. В 1367 году они принялись за работу. Стены построили из известняка, который добывали в каменоломнях недалеко от Москвы. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной. Вывод: это событие произошло в 13 веке

Да_____

Нет _____

1 балл

Повышенный уровень. Объясни свой выбор 2 - 3 предложениями.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

2 балла

Задание 6. Умение: умение обучающегося работать с информацией, представленной в виде таблицы. Базовый уровень. Используя информацию в таблице, составь текст.

Рост численности населения России

Начало XVIII века

Начало XIX века

Конец XIX века

14 млн. чел.

41 млн. чел.

120 млн. чел.



Пример текста. «В начале XVIII века в России жило 14 млн. человек, через сто лет проживало уже 47 млн. человек. К концу XIX века население выросло до 120 млн. человек».

1 балл

Повышенный уровень. Составь свою таблицу с исторической информацией

2 балла

Задание 7. Умение: умение обучающегося выбирать из стихотворного текста информацию, которая может быть представлена в виде таблицы.

Базовый уровень. Используя текст стихотворения, заполни таблицу.

Сентябрь.

Листьям -

Время опадать,

Птицам - время улетать,

Грибникам -

Блуждать в тумане,

Ветру -

В трубах завывать,

Солнцу - стынуть,

Тучам - литься

Нам с тобой -

Идти учиться.

Буквы

С цифрами

Писать,

По слогам букварь читать!

И.Мазнин

Объекты неживой природы

Объекты живой природы

Предметы труда людей






1 балл

Повышенный уровень. Добавь 2-3 своих слова в каждую графу.

2 балла

Верное выполнение

Объекты неживой природы

Объекты живой природы

Предметы труда людей

Ветер, солнце, тучи, туман

Листья, птицы, грибники, нам с тобой (люди)

Труба, буквы, цифры, букварь

1 балл

Задание 8.

Умение: умение обучающегося представлять информацию в схематическом виде.

Базовый уровень. Заполни схему.

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) теста по окружающему миру для мониторинга сформированности метапредметных результатов обучения на конец 4-го класса в рамках ФГОС ООП НОО по УМК «Начальная школа ХХI века» Верное выполнение: обучающиеся получают 1 балл, если записывает не менее двух газов(базовый уровень),, входящих в состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ).

Повышенный уровень. Заполни схему. Ответь на вопрос: «Зачем создают заповедники?».



Контрольно-измерительные материалы (КИМы) теста по окружающему миру для мониторинга сформированности метапредметных результатов обучения на конец 4-го класса в рамках ФГОС ООП НОО по УМК «Начальная школа ХХI века» Верное выполнение: обучающиеся получают 2 балла, если указывает не менее трёх особенностей заповедников. Например: запрещены охота, рыбалка; запрещены рубка леса, сбор грибов и ягод; ведутся научные опыты и эксперименты; запрещены туризм, разжигание костров; растения и животные живут в естественных условиях.

Задание 9. Умение: проверяется сформированность действия классификации - распределение животных по группам в соответствии с особенностями питания. Базовый уровень. Распредели животных по группам в зависимости от типа питания. Лось, коршун, щука, кузнечик, медведь, ёж, коза, лев, ласточка, заяц, лягушка, жаба.

Насекомоядные

Хищные

Растительноядные

Всеядные





Верное выполнение: обучающиеся получают 1 балл, если указывает не менее двух животных (базовый уровень), 2 балла, если распределяют всех, или большую часть животных (повышенный уровень).

Насекомоядные

Хищные

Растительноядные

Всеядные Ласточка, жаба, лягушка. Коршун, щука, лев. Лось, коза, заяц. Ёж, медведь, кузнечик.

Задание 10. Умение: проверяется сформированность универсального действия классификации, умение выделять классификационный признак. Базовый уровень. Какой главный (существенный) признак ты выберешь при делении этих объектов на две группы? Отметь. Белый автобус, синий кит, серый волк, поезд, метро, катер, чёрный кролик, полосатая зебра, карета, белый пароход, сорока. - Цвет и его отсутствие. - Животные и транспорт. Верное выполнение: животные и транспорт. За выполнение задания ученик получает 1 балл.

Повышенный уровень. Добавь 2-3 своих примера в выбранную группу.

2 балла

Задание 11. Умение: умение обучающегося анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать характеристики разных веществ.

Базовый уровень. Заполни таблицу. Поставь «+» и «-».

Свойство

Вещество

Соль

Речной песок

Сахар

Масло

Растворяется в воде.

Верное выполнение:

Свойство

Вещество

Соль

Речной песок

Сахар

Масло

Растворяется в воде.

+

-

+

-

1 балл Повышенный уровень. Приведи 2-3 своих примера растворяющихся и не растворяющихся в воде веществ.

2 балла

Задание 12. Умение: умение обучающегося устанавливать причинно-следственные связи между различными экологическими явлениями. Базовый уровень. Установи зависимость между качеством воды и условиями протекания реки по той или иной местности. Соедини стрелками правую и левую части.

Вода насыщена промышленными отходами.

Река протекает вблизи скотного двора.

В воде содержится большое количество продуктов жизнедеятельности животных.

У реки расположена автозаправочная станция.

На поверхности воды имеется нефтяная плёнка.

Река протекает рядом с химическим заводом.

Верное выполнение:

1 балл

Задание 13.

Умение: умение обучающегося ориентироваться в историческом времени; «читать» исторические даты, пользоваться действием соответствия. Базовый уровень. Могла ли Екатерина Великая иметь отношение к основанию города Владикавказа, если она правила с 1961 по 1796 год, а дата основания города 1784 год? Отметь. - Да.

- Нет.

Верное выполнение: ответ «да».

1 балл Повышенный уровень. Назови имена людей, живших в то же время, что и Екатерина Великая.

2 балла

Задание 14. Умение: проверяется логическое действие построения высказывания на основе анализа причинно-следственных связей. Базовый уровень. Какие цепи питания можно составить из представленных объектов природы. Ящерица, дерево, дятел. Верное выполнение: обучающийся получает 1 балл, если составит не менее двух цепей питания (базовый уровень) и 2 балла, если составит более двух цепей питания или все возможные варианты (повышенный уровень). Например: Зерно - курица - орёл. Семена растений - кузнечик - ящерица - ёж. Зерно - мышь - лисица. Дерево - жук-короед - дятел.

Задание 15. Умение: умение обучающегося оценить информацию в тексте, на основе имеющихся знаний высказать предположение об описываемом предмете.

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) теста по окружающему миру для мониторинга сформированности метапредметных результатов обучения на конец 4-го класса в рамках ФГОС ООП НОО по УМК «Начальная школа ХХI века» Известно, что ландыш - многолетнее травянистое теневыносливое растение.

Базовый уровень. .Используя эти сведения, выбери из приведённого ниже списка нужные утверждения для описания данных признаков этого растения. Обведи все верные ответы.

  1. По одной из легенд ландыш вырос из капель крови святого Леонарда, израненного в битве со страшным драконом.
  2. Цветки имеют округло-колокольчатый околоцветник белого цвета. Растение не имеет одревесневшего стебля.
  3. Большие овальные листья располагаются поочерёдно на одревесневших ветвях. первый год растение вырастает, цветёт, образует семена и осенью отмирает. На следующий год семена прорастают и образуют новые растения.
  4. В первый год растение вырастает, цветёт, образует семена и осенью отмирает. На следующий год семена прорастают и образуют новые растения.
  5. В первый год после прорастания семян образуется только розетка листьев. В следующие годы растение цветёт и образует семена. На зиму надземная часть отмирает, а весной листья отрастают вновь.
  6. Встречается на открытых солнечных местах по опушкам и на лугах.
  7. Лучше всего растёт в лиственных и сосновых лесах под плотными кронами деревьев.
  8. Листья и цветки ландыши имеют лекарственную ценность.

Верное выполнение: ответы 1, 5, 7, 8 (базовый уровень) оценивается 1 баллом.

Повышенный уровень. Добавь 2-3 свои предложения о ландыше.

2 балла

Задание 16. Умение: проверяются логические действия анализа и оценки информации, умение привлекать полученные знания для решения учебной задачи. Базовый уровень. Представителя какого царства природы нет в предложенном списке? Допиши. Ласточка, акула, ящерица, бактерия, мухомор, подберёзовик, лиса. Верное выполнение: обучающийся получает 1 балл, если называет представителя царства растений (базовый уровень). 2 балла (повышенный уровень) можно поставить в случае, если обучающийся оперирует понятием «царство природы» и приводит конкретные примеры. Например: «Не представлено царство растений, представителями которого являются, например, деревья (берёза), травы (ландыш), кустарники (шиповник).

Задание 17. Умение: умение осознанно использовать понятия «тело» и «вещество», умение применять действия сравнения и анализа, обобщать полученную информацию. Базовый уровень. Соедини стрелкой название тела природы и вещества, из которого оно сделано.

тела


вещества

Гвоздь


Стакан

Дерево

Капля росы

Вода

Бочка

Стекло

Мяч

Резина

Дверь

Металл

Снежинка




Верное выполнение: обучающийся получает 1 балл, если верно соединит название тела и вещества (базовый уровень). 2 балла (повышенный уровень) ученик получит, если отнесёт бочку и дверь к двум веществам - железо и дерево.

Задание 18. Умение: умение обучающегося представить известную ему информацию о методах познания окружающего мира в небольшом суждении. Базовый уровень. Составь небольшое суждение на тему «Как человек познаёт мир?». --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Верное выполнение: обучающийся получает 1 балл, если отметит не менее двух методов познания человеком окружающего мира. Например, наблюдение, опыт, эксперимент,, литература (книги), искусство (на выбор) и т.д. (базовый уровень), 2 балла (повышенный уровень) ученик получит, если отметит более двух методов познания человеком окружающего мира.

Задание 19. Умение: умение обучающегося ориентироваться в природных сезонных явлениях, умение обобщить сенсорный опыт. Базовый уровень. Допиши высказывания. Осенние запахи________________________________________________________________ Весенние звуки________________________________________________________________ Летние явления________________________________________________________________ Зимние явления________________________________________________________________ Верное выполнение: обучающийся получит 1 балл (базовый уровень), если перечислит два-три явления природы, связанные с сезонными изменениями. Например: осенние запахи - прелых, листьев, последних грибов, осенних цветов, засохшей травы…, весенние звуки - бегущих ручьёв, капели, крики грачей …, летние явления - дождь, гроза, туман, жара…, зимние явления - снег, иней, гололёд, метель… . 2 балла (повышенный уровень) обучающийся получит, если отметит более трёх явлений природы.

Задание 20. Умение: умение сравнения, анализа представленной информации, выбор истинных и ложных высказываний. Базовый уровень. Обведи в кружочек только номера истинных высказываний:

  1. Солнце - звезда, а Земля - планета.
  2. Все планеты Солнечной системы одинаковы по размеру.
  3. В Солнечной системе жизнь есть только на планете Земля.
  4. Вокруг Земли движется Луна и другие планеты.
  5. Вокруг Солнца движутся все планеты Солнечной системы.
Верное выполнение: истинные высказывания - 1, 3, 5.

1 балл

Повышенный уровень. Отметь только истинные высказывания.

  1. Выражение «Нем, как рыба» верно, так как рыбы не издают никаких звуков.

  2. Все бактерии - вредные существа.

  3. Черепах называют живыми ископаемыми, они способны видеть очень далёкие объекты.

  4. Все звери - млекопитающие, так как они вскармливают детёнышей молоком.

Верное выполнение: истинные высказывания - 3, 4, 5.

2 балла

Задание 21. Умение: сформированность универсального учебного действия анализа, умения переводить один вид текста в другой. Базовый уровень. Прочитай текст. Запиши, какую научную информацию о птице ты узнал(а).

Иволга. Из всех певчих птиц - летних музыкантов - самая скрытная и красивая - золотисто-жёлтая иволга. Живут иволги в берёзовых чистых рощах, в старинных тенистых парках, в высоких дубравах и липовых аллеях. Весною иволги появляются поздно, когда рощи уже одеты зелёной листвою и все лесные певчие птицы давно прилетели. Кто не слыхал в берёзовой роще громкий свист иволги? Точно на невиданных музыкальных инструментах играют в лесу неведомые музыканты. Трудно найти гнездо иволги, искусно подвешенное в зелёных ветвях деревьев. Не всегда удаётся близко увидеть и саму чудесную птицу, скрытно пролетевшую от дерева к дереву. Лишь иногда, перелетая открытую, освещённую солнцем лесную полянку, блеснёт она своим ярким оперением.

И.Соколов-Микитов Верное выполнение: обучающийся получает 1 балл, если представляет не менее трёх суждений, характеризующих иволгу, как объект природы. Например: иволга - птица осторожная, иволга имеет яркое оперение, гнездо иволги - хорошо спрятано на дереве, иволги прилетают весной последними. Повышенный уровень. Умение: сформированность логических универсальных учебных действий: анализ и «восстановление» последовательности событий, нарушенных в представленном тексте. Восстанови логику текста, правильную последовательность событий. Поставь над высказыванием цифру 1, 2, 3, …: что за чем.

Майский жук. Майские жуки откладывают яйца в почве, где их личинки развиваются в течение трёх-четырёх лет (__). Он хорошо летает, а по земле передвигается при помощи четырёх пар лапок (__). Появляется он в мае, за что и получил своё название (__). Майский жук - одно из самых известных насекомых-вредителей садов и лесов (__). Верное выполнение: обучающийся получит 2 балла, если правильно восстанавливает последовательность событий.

Майский жук. Майский жук - одно из самых известных насекомых-вредителей садов и лесов. Появляется он в мае, за что и получил своё название Он хорошо летает, а по земле передвигается при помощи четырёх пар лапок. Майские жуки откладывают яйца в почве, где их личинки развиваются в течение трёх-четырёх лет.

Задание 22. Умение: сформированность универсального учебного действия анализа и оценки информации, представленной в незавершённом суждении. Базовый уровень. Запиши, о каких явлениях природы говорится в суждениях.

  1. Небо затянуто тучами, что-то где-то грохочет, а от яркого блеска хочется зажмурится. Это________________________________________________________ .
  2. Ночью был небольшой морозец. К утру потеплело и деревья стали кружевными. Это ___________________________________________________________________ .
  3. Выбежал из дома, а идти не могу. В двух шагах ничего не видно. Это ______________________________________________________________________ .
Верный ответ: 1. гроза, 2. иней, 3. туман.

1 балл Повышенный уровень. Прочитай рассказ о погоде в один из ноябрьских дней.

Рассказ о погоде. Десятого ноября весь день шёл моросящий дождь, и солнце так ни разу и не выглянуло из-за туч. Было прохладно, температура поднялась всего на четыре градуса выше нуля. Порывистый ветер раскачивал деревья и вырывал у прохожих из рук зонты. Вспомни или придумай условные обозначения для характеристики погоды. Зарисуй их в таблицу.

Условные обозначения.

Сила ветра:

Осадки:

Облачность:

Слабый -

Снег -

Ясно -

Умеренный -

Дождь

Переменно -

Сильный -

Облачно -



Заполни дневник наблюдений о погоде десятого ноября, используя свои условные обозначения.

Дата

Температура

Облачность

Сила ветра

Осадки




2 балла

















Используемая литература.

  1. Н.Ф.Виноградова. «Начальная школа ХХI века». Окружающий мир. Программа.
1-4 классы. Москва. «Издательский центр «Вентана - Граф». 2013 г.
  1. Н.Ф.Виноградова. «Начальная школа ХХI века». Окружающий мир. 3-4 классы Методическое пособие. Москва. «Издательский центр «Вентана - Граф». 2013 г.


© 2010-2022