- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по ОРКСЭ на тему Добро и зло
Конспект по ОРКСЭ на тему Добро и зло
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шамиданова М.А. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект пробного урока ОРКСЭ
Дата: 29.09.2015 г.
Класс: 4Б
Тема: «Добро и зло»
Цель урока: раскрыть значение главных понятий морали «добро» и «зло», почему нужно стремиться к добру и не совершать плохих поступков.
Планируемые результаты:
- предметные: ознакомить, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; ознакомить с терминами «добро», «зло»; углубить сущность известных понятий
- метапредметные:
Регулятивные УУД - умение определить и сформулировать тему и цель урока; оценивать правильность выполнения заданий; способность сознательно ориентироваться в этических понятиях, связанных непосредственно с жизнью; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке.
Коммуникативные УУД - совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы;развивать коммуникативные способности детей; уметь аргументировать свою точку зрения; воспитание культуры речи.
Познавательные УУД - уметь ориентироваться в системе своих знаний, умений и применять их в своей деятельности; уметь добывать новые знания и закреплять их на практике.
Личностные УУД - воспитывать стремление к совершению добрых поступков; продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся; развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти.
•Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, презентация
Тип урока: изучение нового материала.
№
Содержание учебной деятельности
Время
УУД и принципы
1
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте ребята!
В жизни по-разному можно жить -
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать -
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать (слайд 2)
И подарить его людям.
- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.
1
Личн УУД, принцип психол.комф
2
Актуализация знаний
- Ребята, отгадайте загадку (слайд 3)
«Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже,
С ней дали становятся ближе
И мир открывается с ней»
+ Дорога
- Правильно. Только дорога оказалась непростая. Мы стоим на развилке двух дорог. ( слайд 4) Куда же пойти? Что же ждёт нас впереди? Ребята, я вижу вдали указатели! (слайд 2)
Дорога Добра и дорога Зла, прежде чем выбрать, давайте поставим перед собой цели, что мы должны знать. (ответы детей)
- Молодцы! Давайте прочитаем ваши три главные цели. (слайд 5)
2
Позн УУД,
Принцип непрерывн., вариативности
Регул УУД
3
Открытие нового знания
- Скажите, а что такое добро?
+
- А что такое зло?
+
- Сейчас найдем определения слов «добро» и «зло» в учебниках. Прочитаем его и запишем.
+ Добро - это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
+ Зло - противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.
- А какие поступки вы чаще совершаете - добрые или злые?
+
- Назовите мне хотя бы по одному поступку.
+
- Есть ли у вас поступки, которыми вы гордитесь?
+
- А поступки, за которые вам стыдно?
+
- Посмотрим на наше чудесное Солнышко (слайд 6). Оно олицетворяет что - добро или зло?
+ Добро
- Тогда давайте подберем соответствующие добру качества
+ Нежность, отзывчивость, верность, забота, любовь, ласка, внимание, терпение, понимание.
- А теперь взгляните на эту тучку( слайд 7). Как она выглядит?
+
- Подберем соответствующие качества
+ Зависть, жадность, злость, лесть, лень, агрессия, ненависть, презрение, недовольство.
- А сейчас я вам покажу сказочных героев, каждый из них уже выбрал свою дорожку, если он добрый - хлопаем, а если злой - топаем. (слайд )
(На экране появляются Чебурашка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Маша, Кот Матроскин, Змей Горыныч, Винни-Пух и Пятачок, Старуха Шапокляк, Почтальон Печкин - слайды 8-16)
- Какую же дорогу выбираем мы с вами?
+
3
Позн.УУД, принц.деят-сти, целостного предст о мире,
вариат-сти
Физкультминутка
- Встали, шагаем, повторяем движения за мной.
(звучит 1 куплет песни «Дорога Добра»)
1
Личн УУД, принц психолкомф
4
Закрепление изученного материала
- Что же говорит народная мудрость про добрые слова.
- Объяснить пословицу: «Слово доброе, что роза, слово злое как заноза.» (слайд 17)
Задание группам «Восстанови пословицы» (на карточках)
Доброе слово и в мороз
согревает
Ласковое слово слово ранит
Слово лечит и кошке
приятно
Тёплое слово лучше мягкого
пирога
- Кто зачитает мне готовые пословицы?
Проверим. (слайд )
Сделаем вывод. (ответы детей)
- Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно. Сейчас я прочитаю вам древнюю китайскую историю, а вы во время прослушания обдумайте свой ответ на вопрос: как бы вы поступили. Находясь на месте главного героя?
ДОБРО БЕЗ УМА (обсуждение притчи)
- Ребята, а что такое притча?
+ это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.- Кто же кормит птенцов? - спросил мудрец.- Каких птенцов? - удивился император.- У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?- Об этом я не думал, - признался император. Тогда мудрец сказал:- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо, и добро без ума - не лучше.
- Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?
+ Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?
+
- Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
- Добрым быть совсем - совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
- Все смотрели мультфильм «Ну, погоди!»?( слайд 20)
+
- Назовите мне главных героев?
+ Волк и Заяц
- Кого из них мы можем назвать добрым, а кого злым?
+
- Теперь я предлагаю вашему вниманию мультфильм, хорошо вам известный - «Ну, погоди!». А вы подумайте, почему Волк так себя ведет?
Просмотр отрывка из мультфильма «Ну, погоди!»
- Какие поступки совершил волк?
+
-А какие совершил заяц?
+
-Почему его забрала полиция
23-25
Позн УУД, принц деят-сти, вариат-сти, коммун УУД
+
- Теперь мы можем сказать, что они оба добрые?
+
Работа в группах
- Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
• расстроенная подруга плачет;
• приятель в компании беззастенчиво врёт;
• родители несправедливо сердятся;
• девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;
• мальчишки играли в футбол и разбили окно;
• брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.
- Молодцы, ребята! Я вижу вы умеете объективно оценивать и правильно разрешать ситуации.
Самостоятельная работа в тетради
- Составьте предложение из слов: добро, зло, побеждает ( слайд 21)
- Объясните смысл этого предложения.
- Прочитайте это предложения с разным логическим ударением.
- Вот видите, само слово «Добро» уже достаточно сильное, как бы мы не ставили интонационное ударение, смысл остаётся одним. Добро побеждает зло.
Личн.УУД
Принц деят-сти
5
Итог урока
- Все помнят наши 3 цели? (слайд 22)
+
- Так что же мы узнали?
+
- Что для вас Добро и Зло?( слайд23)
+ Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок
+ Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.
- Как вы думаете, каких людей на Земле больше?
+
- Так какую в итоге дорогу мы с вами выбираем?( слайд 24)
+
- Хочется в заключение урока прочитать стихотворение Юрия Шмидта:( слайд 25)
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло - их некем заменить.
- Какова главная мысль стихотворения?
+ Добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит
7
Регул УУД, коммун УУД
6
7
Рефлексия
- Кто из ребят больше всех помогал в нахождении верных ответов?
+
- Сегодня я могу оценить…..
- В заключение я хочу вам пожелать:( слайд 26)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней!
- Всем спасибо за урок! До свидания!
Домашнее задание
-Я дарю вам свою ладошку с пословицей «Жизнь дана на добрые дела.»
С обратной стороны напишите, что доброго вы сделали.
- Прочитать статью в учебнике стр. 12-15
2
1
Личн УУД