Конспект по ОРКСЭ на тему Добро и зло

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект пробного урока ОРКСЭ

Дата: 29.09.2015 г.

Класс: 4Б

Тема: «Добро и зло»

Цель урока: раскрыть значение главных понятий морали «добро» и «зло», почему нужно стремиться к добру и не совершать плохих поступков.

Планируемые результаты:

- предметные: ознакомить, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; ознакомить с терминами «добро», «зло»; углубить сущность известных понятий

- метапредметные:

Регулятивные УУД - умение определить и сформулировать тему и цель урока; оценивать правильность выполнения заданий; способность сознательно ориентироваться в этических понятиях, связанных непосредственно с жизнью; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке.

Коммуникативные УУД - совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы;развивать коммуникативные способности детей; уметь аргументировать свою точку зрения; воспитание культуры речи.

Познавательные УУД - уметь ориентироваться в системе своих знаний, умений и применять их в своей деятельности; уметь добывать новые знания и закреплять их на практике.

Личностные УУД - воспитывать стремление к совершению добрых поступков; продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся; развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти.

•Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Содержание учебной деятельности

Время

УУД и принципы

1

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята!

В жизни по-разному можно жить -

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать -

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать (слайд 2)

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

1

Личн УУД, принцип психол.комф

2

Актуализация знаний

- Ребята, отгадайте загадку (слайд 3)

«Высоких деревьев длинней,

Травиночки маленькой ниже,

С ней дали становятся ближе

И мир открывается с ней»

+ Дорога

- Правильно. Только дорога оказалась непростая. Мы стоим на развилке двух дорог. ( слайд 4) Куда же пойти? Что же ждёт нас впереди? Ребята, я вижу вдали указатели! (слайд 2)

Дорога Добра и дорога Зла, прежде чем выбрать, давайте поставим перед собой цели, что мы должны знать. (ответы детей)

- Молодцы! Давайте прочитаем ваши три главные цели. (слайд 5)

2

Позн УУД,

Принцип непрерывн., вариативности

Регул УУД

3

Открытие нового знания

- Скажите, а что такое добро?

+

- А что такое зло?

+

- Сейчас найдем определения слов «добро» и «зло» в учебниках. Прочитаем его и запишем.

+ Добро - это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

+ Зло - противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.

- А какие поступки вы чаще совершаете - добрые или злые?

+

- Назовите мне хотя бы по одному поступку.

+

- Есть ли у вас поступки, которыми вы гордитесь?

+

- А поступки, за которые вам стыдно?

+

- Посмотрим на наше чудесное Солнышко (слайд 6). Оно олицетворяет что - добро или зло?

+ Добро

- Тогда давайте подберем соответствующие добру качества

+ Нежность, отзывчивость, верность, забота, любовь, ласка, внимание, терпение, понимание.

- А теперь взгляните на эту тучку( слайд 7). Как она выглядит?

+

- Подберем соответствующие качества

+ Зависть, жадность, злость, лесть, лень, агрессия, ненависть, презрение, недовольство.

- А сейчас я вам покажу сказочных героев, каждый из них уже выбрал свою дорожку, если он добрый - хлопаем, а если злой - топаем. (слайд )

(На экране появляются Чебурашка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Маша, Кот Матроскин, Змей Горыныч, Винни-Пух и Пятачок, Старуха Шапокляк, Почтальон Печкин - слайды 8-16)

- Какую же дорогу выбираем мы с вами?

+

3

Позн.УУД, принц.деят-сти, целостного предст о мире,

вариат-сти

Физкультминутка

- Встали, шагаем, повторяем движения за мной.

(звучит 1 куплет песни «Дорога Добра»)

1

Личн УУД, принц психолкомф

4

Закрепление изученного материала

- Что же говорит народная мудрость про добрые слова.

- Объяснить пословицу: «Слово доброе, что роза, слово злое как заноза.» (слайд 17)

Задание группам «Восстанови пословицы» (на карточках)

Доброе слово и в мороз

согревает

Ласковое слово слово ранит

Слово лечит и кошке

приятно

Тёплое слово лучше мягкого

пирога

- Кто зачитает мне готовые пословицы?

Проверим. (слайд )

Сделаем вывод. (ответы детей)

- Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно. Сейчас я прочитаю вам древнюю китайскую историю, а вы во время прослушания обдумайте свой ответ на вопрос: как бы вы поступили. Находясь на месте главного героя?

ДОБРО БЕЗ УМА (обсуждение притчи)

- Ребята, а что такое притча?

+ это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.- Кто же кормит птенцов? - спросил мудрец.- Каких птенцов? - удивился император.- У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?- Об этом я не думал, - признался император. Тогда мудрец сказал:- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо, и добро без ума - не лучше.

- Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?

+ Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?

+

- Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

- Добрым быть совсем - совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета

- Все смотрели мультфильм «Ну, погоди!»?( слайд 20)

+

- Назовите мне главных героев?

+ Волк и Заяц

- Кого из них мы можем назвать добрым, а кого злым?

+

- Теперь я предлагаю вашему вниманию мультфильм, хорошо вам известный - «Ну, погоди!». А вы подумайте, почему Волк так себя ведет?

Просмотр отрывка из мультфильма «Ну, погоди!»

- Какие поступки совершил волк?

+

-А какие совершил заяц?

+

-Почему его забрала полиция

23-25

Позн УУД, принц деят-сти, вариат-сти, коммун УУД

+

- Теперь мы можем сказать, что они оба добрые?

+

Работа в группах

- Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

• расстроенная подруга плачет;

• приятель в компании беззастенчиво врёт;

• родители несправедливо сердятся;

• девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;

• мальчишки играли в футбол и разбили окно;

• брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

- Молодцы, ребята! Я вижу вы умеете объективно оценивать и правильно разрешать ситуации.

Самостоятельная работа в тетради

- Составьте предложение из слов: добро, зло, побеждает ( слайд 21)

- Объясните смысл этого предложения.

- Прочитайте это предложения с разным логическим ударением.

- Вот видите, само слово «Добро» уже достаточно сильное, как бы мы не ставили интонационное ударение, смысл остаётся одним. Добро побеждает зло.

Личн.УУД

Принц деят-сти

5

Итог урока

- Все помнят наши 3 цели? (слайд 22)

+

- Так что же мы узнали?

+

- Что для вас Добро и Зло?( слайд23)

+ Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок

+ Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

- Как вы думаете, каких людей на Земле больше?

+

- Так какую в итоге дорогу мы с вами выбираем?( слайд 24)

+

- Хочется в заключение урока прочитать стихотворение Юрия Шмидта:( слайд 25)

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Вот, кажется, Добро уж победило,

Мы воспоем победу храбреца,

Но живо зло, оно лишь затаилось,

Оно не умирает до конца.

И что поделать, им не примириться,

Никто из них не может победить.

Менялись их доверенные лица,

Добро и Зло - их некем заменить.

- Какова главная мысль стихотворения?

+ Добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит

7

Регул УУД, коммун УУД

6



7

Рефлексия

- Кто из ребят больше всех помогал в нахождении верных ответов?

+

- Сегодня я могу оценить…..

- В заключение я хочу вам пожелать:( слайд 26)

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней!

- Всем спасибо за урок! До свидания!

Домашнее задание

-Я дарю вам свою ладошку с пословицей «Жизнь дана на добрые дела.»

С обратной стороны напишите, что доброго вы сделали.

- Прочитать статью в учебнике стр. 12-15

2



1

Личн УУД



© 2010-2022