Методические материал по русскому языку Мягкий знак - буква - актёр

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н. П. Белькова



Мягкий знак - буква - «актёр».

Методические материалы по русскому языку

1 - 4 классы

























Зорким бывает глаз, зорким бывает ещё и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит в слове «ошибкоопасные» места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. Как же развивать орфографическую зоркость у младших школьников? Это я хочу показать на примере уроков русского языка по теме «Мягкий знак». Данная тема изучается во всех классах начальной школы. 1 класс - Знакомство с правописанием слов с мягким знаком - показателем мягкости согласных на конце и в середине слова. 2 класс - Понятие о разделительном мягком знаке. 3 класс - Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных. Конспекты уроков 1 класс Тема урока: Знакомство с правописанием слов с мягким знаком - показателем мягкости согласных на конце и в середине слова (урок введения в тему) Цель: показать роль мягкого знака в русском языке. Задачи:

  • развивать орфографическую зоркость учащихся;
  • воспитывать любовь к прекрасному.
Ход урока I. Вступительное слово учителя. Ребята, посмотрите в окно. На улице холодно, всё покрыто снегом. А у кого-нибудь из вас возникает желание побывать в гостях у лета? Кому хочется побродить летом по лесным тропинкам, пообщаться с природой, узнать и понять её тайны? Тогда закройте глаза и послушайте… (Звучит мелодия песни «Неразумное желание») Дети исполняют два куплета песни. Вот мы и на лесной опушке (картина «Лес»). Кто же это ползает в густой траве? (жуки) А какая буква похожа на жука? (ж) Минутка чистописания. Письмо буквы Ж (написать без отрыва) Письмо слияния жи (Какое правило мы знаем?) Сколько звуков обозначает буква ж? Дайте характеристику звуку [ж]? Оставим в том же положении губы, зубы и язык, уберём звук. Произнесём. Что вы можете сказать о звуках [ж] и [ш]. (Это парные согласные) Какую особенность парных звонких согласных мы знаем? (на конце слова они оглушаются). Что это за сердитый недотрога ползёт в густой траве? (ёж) Какой звук мы слышим на конце слова? Посмотрите, какая буква написана на конце слова ёж? Это «ошибкоопасное» место или орфограмма. Подберите родственные слова к слову ёж. ( ёжик, ежонок, ежиха) Как пишутся корни в родственных словах? (одинаково) Выделим корень. Значит, слово ёжик является проверочным к слову ёж. II. Физкультурная минутка. Путешествуя по лесу, мы будем постигать секреты русской орфографии. III. Основная часть. Путешествуя по лесу, мы будем постигать секреты русской орфографии. Вот мы и в лесной чаще. Кто это? Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. Лось. Звукобуквенный анализ слова лось. Как показать мягкость согласного звука [c]. Путешествуя по лесу, дети встречают оленя, рысь, гуся. (Звукобуквенный анализ этих слов). Запись слов с комментированием (олень, рысь, гусь). А жуки в траве какие? (Маленькие) Какова же роль мягкого знака в этих словах? (Обозначает мягкость согласного звука). Физкультурная минутка. «Воробьиная дискотека» Звучит музыка песни, дети исполняют песню с движениями. 2. на дискотеке каких птиц мы побывали? Посмотрите, как написано это слово на доске. Здесь мягкий знак указывает не только мягкость согласного звука[б], но и отделяет его от гласного звука [и]. Вспомните, как называется такой Ь. (Разделительный) 3. Воробьи улетели, но оставили вам задание. На доске слова: чиж, мышь, сыч, ночь. На какой звук оканчиваются эти слова? (шипящий) Почему же в одних словах после шипящей пишется ь, а в других нет? Давайте, определим род этих существительных. Что вы заметили? Какую роль играет буква ь в этих словах? (Указывает на род существительных, которые оканчиваются на шипящую) Обобщение. Значит ь - буква - «актёр», она играет в слове разные роли? И это ещё не все роли буквы ь. Постигая секреты русской орфографии, мы узнаем какие ещё роли играет буква ь. VI. Развитие речи. Прочитайте названия зверей, которые мы написали. (Лось, олень, рысь). Прочитайте название птицы, которое мы записали? (Гусь). Как назвать одним словом их? (Животные). Лось, олень, рысь, гусь… Это предложение? Почему? Составим предложение. Лось, олень, рысь, гусь - это животные. Запись предложения с комментированием. Какое это предложение? (повествовательное) Как назвать зверей, птиц, растения, землю… (природа). Работа над предложением. Ребята, берегите природу! Какое предложение? (восклицательное) Какое чувство оно выражает? Что значит беречь природу? V. Итог урока. Путешествуя, по лесным тропинкам мы изучали природу и знакомились с секретами русской орфографии. Почему Ь называют буквой «актёром»? Ну, а теперь пора вернуться в родной класс, любимую школу. Слышите, звучит музыка. Дети поют третий куплет песни «Неразумное желание» (Приложение 1).
Тема: Правописанием слов с мягким знаком - показателем мягкости согласных на конце и в середине слова (обобщающий урок). Цель: Создать условия для формирования понятия «мягкий знак - буква - «актёр». Задачи:
  • Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать интерес к русскому языку, трудолюбие, творчество.
  1. Организационный момент.
Подходит к концу учебный год. Первоклассники - люди взрослые, не малыши. Мы много знаем, умеем, познаём секреты русского языка, сами делаем открытия. Вот и сегодня мы отправляемся в страну Знаний. А начинаем с минутки чистописания.
  1. Минутка чистописания.
Белка хвостик изогнула, У пенёчка отдохнула. Распушила хвост Да так - Стал похож на ……! (мягкий знак)
  1. Основная часть.
    1. Мягкий знак - хитрый знак
Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. - Почему Ь называют хитрым знаком? ( Он буква - «актёр») - Какие роли он может играть в слове? - Где и когда пишется Ь - показатель мягкости? - А разделительный?
  1. Языковая разминка
мя - мья лю - лью ви - вьи те - тье нё - ньё
  1. Самостоятельная работа
Прочитайте слова с доски I в. Друзья, кольцо, пальчики. II в. Гостья, синенький, крылья. Что общего у слов в группе? Какое слово в твоей группе лишнее? Запиши это слово и объясни, почему ты его выписал.
  1. Запись слов с комментированием.
  1. По воде он важно ходит,
Из воды сухим выходит. (Гусь)
  1. Сильная метель. (Вьюга)
  2. Мужчина в детстве. (Мальчик)
  3. Мать, отец, дети. (Семья)
  4. Ягоды сваренные в сахаре. (Варенье)
  5. Самая любимая отметка ученика. (Пять)
  6. У двух матерей по пять сыновей.
Одно имя у всех. (Пальцы)
  1. Физкультурная минутка.
С. Маршак «Цирк шапито» А теперь вспомните и назовите из этого стихотворения слова:
  1. с Ь - показателем мягкости;
  2. с разделительным Ь.
  1. Опережающее обучение.
А хотите ещё роль Ь? Прочитайте слова: дочь вещь рожь тишь ключ лещ ёж шалаш
Чем похожи эти слова? Чем отличаются? Определи род сущ. I столбика. Определи род сущ.II столбика. С какой новой ролью мягкого знака мы познакомились?
  1. Запись предложения.
У Ульяны жил кот Васька и пёс Вьюн. Девочка и животные - большие друзья. Назовите слова с Ь, обьясните. Назовите другие орфограммы. VI. Обобщение. Парная работа.
  1. Рефлексия.

2 класс Тема: Понятие о разделительном мягком знаке. Цель: Познакомить с правилом употребления разделительного мягкого знака. Задачи:
  • формировать умение соотносить произношение слова и его написание;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • учить детей думать, отстаивать свою точу зрения, уважать мнение другого.
Ход урока. I. Рефлексия. Урок русского языка. С каким настроением вы пришли на урок? А какие уроки вы любите: трудные или лёгкие? Почему? Сегодня на уроке мы будем исследователями. Нам предстоит трудная, но и интересная работа. У вас всё обязательно получится, если вы будете внимательны, дружны. II.Закрепление пройденного. 1.Послушайте слова, которые вы сейчас запишите в строчку. Мальчик, тетрадь, учитель. Что это за слова? (Словарные) Запишите их по памяти. Объясним орфограммы в этих словах. Что общего у этих слов? (Во всех словах есть Ь) Какую роль он играет в этих словах? ( показатель мягкости) Вызнаете, что буква ь - буква - «актёр» и он может играть разные роли. 2.Прочитайте. Целый день лежит тюлень, И лежать ему не лень. Жаль, тюленье прилежанье - Не пример для подражанья. Б. Заходер Назовите слова, где ь - показатель мягкости (день, тюлень, лень, жаль). Назовите слова, в которых ь играет другую роль (тюленье, прилежанье, подражанья) Кто догадался, какова его роль в этих словах? Сформулируйте тему нашего урока. III.Основная часть. 1.Исследовательская работа а) Прочитайте пару слов, чем они отличаются? Полю - полью (Написанием, произношением и значением) б) Выполним фонетический разбор этих слов. Подчеркнём место буквы ь для чего она нужна в слове? (Она разделяет два согласных звука - мягкий согласный звук [л] и согласный звук [й]. Как же можно назвать этот ь? (Разделительный) в) Работа в парах. Даны слова: Коля - колья Семя - семья Лёд - льёт Перо - платье Выполните фонетический разбор этих слов. Определить, для чего нужна буква ь знак в этих словах. Где же пишется разделительный ь? Вывод: Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, когда они обозначают два звука. Они разделяют два согласных звука один из которых [й]. г) Посмотрите на эту группу слов. Произнесите их. Оладьи, муравьи, соловьи. Какую роль играет ь в этих словах? (Показывает, что согласный звук не сливается с гласным звуком [и]). Попробуем сделать вывод, где пишется буква ь и на что она указывает по плану. Где пишется разделительный ь? После, каких букв и перед какими он пишется? Что он показывает? д) Работа над правилом. Чтение правила Сравним наши выводы и правило. Кто запомнил правило. Посмотрите, как обозначается орфограмма IV.Закрепление. Запись с комментированием. Подчеркнуть орфограмму, объяснить. Кондитерское изделие (Печенье) Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе (Варенье) Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела (Обезьяна) Когда улетают перелётные птицы? (Осенью) V. Итог урока.
3 класс Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных. Цель: Используя знания детей, проблемное содержание урока выработать алгоритм работы над словами с данной орфограммой. Задачи:
  • развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
  • учить детей работать в коллективе, уважать мнение товарищей и своё личное;
  • воспитывать уверенность в себе.
Ход урока. Урок русского языка. С каким настроением вы пришли на урок? Хочется ли вам работать? Надеюсь, что ваши знания, «рука друга» помогут нам решать многие трудные, но интересные задачи и дойти до истины.
  1. Актуализация знаний.
1. Какую большую тему мы с вами изучаем на уроках русского языка? 2. О каких существительных мы говорили вчера на уроке? 3. Почему они так называются? Что вы ещё о них знаете? 4. Я предлагаю вам отредактировать тексты, в которых есть несклоняемые имена существительные? (Приложение 2) Как будем работать? (самост. выбор) 2. Групповая работа. Заслушиваются ответы детей.
  1. Прочитайте столбики слов, которые записаны на доске и у вас на карточке № 1. (Приложение 3)
2. Обсуждение в группах, ответы детей. II. Сообщение темы и цели урока.
  1. Прочитайте название темы с доски.
  2. О каких существительных, сегодня пойдёт речь на уроке? (оканчивающихся на шипящие)
  3. Назовите шипящие (ж,ш, щ, ч)
  4. Какой вопрос возникает? (когда мы будем писать Ь, а когда нет).
III. Исследовательская работа. 1. Возьмите карточку № 2. (Приложение 4.) Можно ли в I столбик написать сущ. дверь, тетрадь, а во I I - лом, столб? Почему? Какое открытие вы сегодня сделали? (правило) Какова роль Ь в написании этих существительных? 3. Работа с текстом правила. Чтение правила. Ответы на вопросы. С какой новой орфограммой познакомились? (подчеркнуть на доске дочь) Что является главным в выборе написания? (род) VI. Составление алгоритма (карточка № 3). (Приложение 5) 1. Парная работа. Как ты будешь действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать на конце имён существительных. После шипящих Ь? Догадайтесь, кто кого дрессировал. V. Рефлексия.

Приложения Приложение 1.

Неразумное желание Музыка Р. Паулса. Стихи Я. Райниса

1. Прилетит пурга, принесет снега, И нечаянно вдруг захочется В зной полуденный на траве уснуть В мелких кустиках, в белой рощице. В зной полуденный на траве уснуть В мелких кустиках, в белой рощице.

2. Землянику рвать да бруснику брать, Прыгать по полю, бегать по лесу. Станут пальчики луговой травы Развивать, шаля, тебе волосы. Станут пальчики луговой травы Развивать, шаля, тебе волосы.

3. А-а-а-а-а-а-а-а-а-а, А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а, В волосах твоих луч заблудится. Что ж не вовремя лето чудится! В волосах твоих луч заблудится. Что ж не вовремя лето чудится!

Приложение 2.

К - 1. Вчера по телевизору показывали интересное кино. Мы долго его смотрели. Пришла мам и сказала шутливо: «Хватит кино смотреть. Пора за уроки».

  • Прочитайте текст.

  • Исправьте речевые ошибки. Прочитайте текст без ошибок.

  • Почему нельзя так говорить?



К - 2. В зоопарке я видел пони. Это такие маленькие лошадки. Я даже катался на одном поне.

  • Прочитайте текст.

  • Исправьте речевые ошибки. Прочитайте текст без ошибок.

  • Почему нельзя так говорить?



К - 3. Бабушка варит мне на завтрак кофе. Оно так приятно пахнет! Я с удовольствием его пью.

  • Прочитайте текст.

  • Исправьте речевые ошибки. Прочитайте текст без ошибок.

  • Почему нельзя так говорить?



К - 4. Мне купили новое пальто. К пальту пришиты красивые пуговицы. Все любовались моим пальтом. Мама просила его беречь.

  • Прочитайте текст.

  • Исправьте речевые ошибки. Прочитайте текст без ошибок.

  • Почему нельзя так говорить?



Приложение 3.

К - 1.

Мы знаем, что Ь - буква «актёр». Какова роль Ь в словах каждого столбика.

лось

пальма

пень

ателье

вьюга

судья стричь течь

испечь

Приложение 4.

К - 2.

Прочитай существительные I и II столбиков.

ночь

дочь

рожь

тишь

ключ

сторож

камыш

сыч

  • Чем похожи слова в этих столбиках?
  • Проанализируйте (сравните) слова I столбика. Что у них общего?
  • Проанализируйте слова II столбика. Что у них общего?
  • Какую закономерность вы заметили в правописании этих существительных?
  • Сформулируйте правило.

Приложение 5.

Методические материал по русскому языку Мягкий знак - буква - актёр.

Был такой талантливый дрессировщик Владимир Леонидович Дуров. Он дрессировал зверей: ворон, куриц, слонов, барсуков и др. Это написано на карточках:

журавль Журка

курица Аксинья

медведь Топтыжка

ослик Оська

обезьяна Мимус

конь Огонь

свинья Хавронья

барсук Борька

козёл Демьян

мартышка Михель

А вот два дрессировщика: Игорь и Илья.

Игорь дрессировал животных, в словосочетаниях которых есть Ь - показатель мягкости, а Илья Ь- разделительный.

Догадайтесь, кто кого дрессировал.

© 2010-2022