Технологическая карта урока окружающего мира на тему Средневековье: время рыцарей и замков

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Окружающий мир 4 класс (ФГОС) Тема урока: Средние века: время рыцарей и замков Цель урока: Определить характерные черты эпохи Средних веков, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Средних веков. Задачи урока: Предметные:

  • Иметь представление о периоде Средних веков, его историческом времени и месте;
  • Оценивать последствия открытий, достижений, сохранившихся со времён средних веков;
  • Устанавливать взаимосвязь мира средневековья и современной жизни общества.

Метапредметные:

  • Умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения.

  • Умение находить информацию в тексте; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

  • Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе.

Личностные:

  • Принятие социальной роли обучающегося.

  • Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

  • Формирование готовности к саморазвитию.

Тип урока: Усвоение новых знаний

Оборудование /ресурсное обеспечение урока: Учебник, дидактические материалы, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, презентация «Средние века: время рыцарей и замков».

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Девизом нашего урока я решила взять слова:

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы учитесь.

- Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового и интересного

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

  1. Актуализация знаний и формулирование темы и цели урока

Актуализация опорных знаний и способов действий

Фронтальная беседа

Мы с вами продолжаем путешествие по страницам всемирной истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны быть внимательными, любознательными и собранными.

- Ребята, а давайте вспомним, что такое история?

(История - это наука о прошлом. История изучает, как жили разные народы, какие происходили события)

2.С какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках?

Самостоятельная работа с целью проверки изученного материала.

-Чтобы узнать, как хорошо вы знаете эти эпохи, проведём "аукцион знаний". - Возьмите лист-тест и выполните задания.

Самопроверка работ по слайду

-А как вы дополнили предложение под №11?

-Ответ на ваши гипотезы вы получите в ходе урока.

-История не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие по «ленте времени»

3. Как вы думаете, какая эпоха ждёт нас сегодня?

Для этого я предлагаю вам посмотреть отрывок из м/ф

Итак, в какую эпоху мира мы сегодня отправимся, как вы это поняли?

Тема нашего сегодняшнего урока: "История Средних веков ".

- Итак, Средневековье. Что это? Что бы вы хотели об этом узнать?

- Чтобы более точно ответить на эти вопросы, заполните таблицу.

- Исходя из незнаний, определимся с целями.

Цели:

Когда были?

Какие города и государства возникли?

Какие религии были?

Кто жил?

Где жил?

Изобретения

(на доске и на слайде)

Технологическая карта урока окружающего мира на тему Средневековье: время рыцарей и замков

4. Как вы понимаете значение слова "средний"? (высказывания детей, а потом в словаре)

- Понятие "Средний" определяется как ничем не выделяющийся; неинтересный, посредственный.

5. В каком значении слово "средние" используется в названии эпохи?

- Средние века - это середина истории или эпоха без особенностей, малоинтересная?

-Почему период назвали «Средние века?" (сделайте предположение)

- Попробуем ответить на этот вопрос в течение урока. Что мы должны знать о средневековье?

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

1.Всемирная история изучает развитие человеческого общества от появления первых людей до наших дней.

2. Первобытный мир, Древний мир.

Работают с заданием самостоятельно.

Осуществляют самопроверку и делают выводы.

3.Эпоха средних веков.

Просмотр отрывка из м/ф «Письма Феликса. Феликс в средних веках»


Экспресс-диагностика

«Верите ли вы, что…»

Дети формулируют цели, что бы они хотели узнать об этой эпохе.



4. Слово "средний" употребляется в значении "Посередине", "В центре".

Работа со словарем.

5.Формулировка проблемы: "Почему период назвали Средние века?"

Выдвижение гипотез:

  • Средние века были не интересны, без особых достижений.

  • Средние века находились посередине, в центре всемирной истории.

Чем отличается от других эпох? Как жили тогда люди, чем занимались?

Какое культурное наследие оставила эпоха?

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные: ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм

  1. Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

Организация работы групп учащихся

1.Исследователь Эпохи (Ваня)

2.Исследователи Религии (Маша, Даша)

3. Исследователи Замков (Света, Егор)

4. Исследователи Рыцаря (Миша, Денис)

-Чтобы достичь поставленной цели, я предлагаю начать работу «Исследовательских лабораторий». Для этого мы разделимся на группы, пары постоянного состава. Вспомним правила работы в группе.


Презентация работы групп.

Самостоятельная работа в группах по заданию на карточках

1группа «Исследователи эпохи»

Прочтите текст на стр.15 и ответьте на вопросы

2 группа«Исследователи религии»

Прочтите текст на странице 16 и найдите ответы на вопросы.

2 группа «Исследователи замков»

Прочтите текст на странице 18-19 и найдите ответы на вопросы.

3 группа «Исследователи рыцарей»

Изучи текст и ответь на вопросы.

Группы озвучивают ответы,.

Учащиеся задают вопросы.


Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных, прочитанных текстов

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи

4. Динамическая пауза

Эмоциональная разрядка

Динамическая физминутка "Оружие рыцаря".

-Представим себя рыцарями.

  • Стреляем из лука.

  • Метаем копье (правой и левой рукой).

  • Сражаемся мечом.

  • Защищаемся щитом.

Выполняют физкультминутку для снятия утомления

Здоровьесберегающая технология для снятия утомления

5. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция пробелов.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

В Средневековье жили разные группы населения: и горожане, и феодалы, и крестьяне. И самым ярким представителем этой эпохи были рыцари. Вместе с рыцарями в нашу жизнь пришло еще одно новшество - это правила этикета.

Что такое этикет? (Ответы детей)

Вот некоторые из них:

1. снимать шапку, когда входишь в дом. Почему?

обычай снимать шапку, когда входишь в дом, возник
во времена рыцарей, когда они, облаченные в доспехи, постоянно странствовали по стране. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена Средневековья прошли, но обычай - входя в комнату, снимать шапку - остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей. И это им приятно.

2. здороваясь, снимать перчатки. Почему?

С тех рыцарских времён идёт обычай - здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу.

1.Какого человека в наше время называют рыцарями?

2.Жизнь в Средневековье не стоит на месте, развивается. Появляются новые изобретения и достижения, люди открывают новые знания.

-Какими изобретениями Средневековья мы пользуемся сейчас в наши дни?

Для этого вам необходимо разгадать филворд

3. Итак, вернёмся к нашему вопросу "Почему период назвали Средние века?" Какую гипотезу вы считаете верной?


4. Как по-другому можно назвать это время?

5.Проверим, сформировалась ли у вас картина средневековья, сыграем в игру "Третий лишний"

У кого получилось слово "Эпоха" поставьте себе 5, остальные могут дома поработать над своими ошибками.

Какой эпохе был посвящён урок?


Этикет - это принятый, установленный порядок поведения

Заслушивают сообщения учеников

Познавательные: умение применять и сохранять цель, выбор наиболее эффективных способов выполнения задания в рамках предложенных условий
Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество со сверстниками и согласовывать свои действия.
Личностные: формирование умений систематизации,
строить логические рассуждения, высказывать свое мнение, владение устной монологической речью, исторической речью,
взаимоконтроль

1.В наше время есть люди, которые защищают слабых, держат данное слово, готовы на подвиг.



2. Вилка, мыло, часы, очки, порох, книгопечатание.

3. Верна гипотеза "Средние века находились посередине, в центре всемирной истории". Средневековье нельзя считать посредственным, потому, что многое изменилось, появились новые архитектурные сооружения, ремёсла, рыцарская культура.

4. Средние века - время рыцарей и замков.

5. Выполнение индивидуально и самопроверка задания по слайду.

6. Рефлексия деятельности

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

  1. Какие особенности средневековья вы узнали на уроке?(По плану на доске)

  2. Ответили ли мы на поставленные в начале урока вопросы?

2.Что вам захотелось ещё узнать об эпохе средневековья?

Вы можете использовать для этого электронную "Энциклопедию Кирилла и Мефодия".

3. Попробуйте оценить свои знания о средневековье - выберите щит соответствующего цвета

Синий - узнал много
Зелёный - хочу ещё почитать
Красный - ничего нового

  1. Средневековье длилось тысячу лет, 10 веков. Особенностью средневековья являются замки, храмы, религиозная и рыцарская культура, "кодекс чести". Много создано изобретений: фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы, возникло книгопечатание.

2. Какие ремёсла были? Отношения в обществе?

3. Оценка учащимися урока.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности

7. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Комментирование домашнего задания

1. Познакомиться с историей книгопечатания в учебнике стр. 20.

2. По выбору: Составить презентацию об изобретениях Средневековья.


  1. По выбору: Представьте себе, что ты владелец замка. Как ты будешь принимать и развлекать своих гостей?

  2. Выполнить задания из рабочей тетради

Выбор домашнего задания

Личностные: формирование готовности к саморазвитию, формирования навыков самоорганизации, формирование навыков письма, умение ставить цель и подбирать методы и средства для её решения

Литература:

  1. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2/ А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2013.
  2. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Часть 2/ А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2013.
© 2010-2022