• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Инновационный проект «Проектная деятельность в начальной школе как способ формирования учебно-коммуникативных умений младших школьников»

Инновационный проект «Проектная деятельность в начальной школе как способ формирования учебно-коммуникативных умений младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд1

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. К моменту поступления в школу ребенок накопил некоторый опыт общения. Этот опыт у каждого ребенка уникален. И моя задача - наполнить его новым содержанием и новыми умениями, помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности

Начиная работу с второклассниками, я выделила для себя ряд проблем:

низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

неумение следовать инструкции, а также выполнить работу от начала до конца; неумение использовать полученные знания в практике.

Для решения этих проблем как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность детей, развивает умения находить пути решения поставленных задач.

Тема моего выступления «Проектная деятельность в начальной школе как способ формирования учебно-коммуникативных умений младших школьников».

Слайд2 цели и задачи

Цель: раскрыть потенциал метода проектов для формирования учебно-коммуникативных умений в учебном процессе.

Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как изучение литературы по проблеме исследования;

изучение педагогического опыта учителей, наблюдений, результатов ученической деятельности; анализ результатов диагностики и социологического опроса.

Слайд3 Актуальность

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий, так как это способствует повышению эффективности и качества образования. Успешность обучения будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов как технологии развития умений учиться в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Слайд4 Проект-5П

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Требования к учебному проекту - совершенно особые:

Постановка проблемы, взятой из реальной жизни. Постановка цели и задачи. Ведется подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником.

Следующие шаги - обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планирование необходимой деятельности. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. Данная деятельность способствует развитию умений высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.

Дети, применив необходимые знания, должны получить реальный и ощутимый результат. На этом этапе решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать.

Результатом работы над проектом является продукт, который должен быть представлен в виде презентации, что способствует развитию связной монологической речи.

Слайд5

Любой учебный проект имеет два аспекта:

для ученика - это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной проблемы;

для учителя - это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Слайд6 РОЛЬ учителя В МЕТОДЕ ПРОЕКТОВ

Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта.

Организует и контролирует деятельность детей.

После выполнения проекта учитель обобщает работу учащихся.

Слайд7 РОЛЬ УЧЕНИКА В МЕТОДЕ ПРОЕКТОВ
1.В основе выполнения групповых и коллективных проектов лежит формирование коммуникативных умений:

умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации "дефицита" информации или способов действий);

умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

2 Развитие мышления уч-ся

Гибкость, вариативность и самостоятельность и взаимодействие детей со взрослыми и друг с другом.

3 Самооценочный и оценочный метод

Обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное. Выделять недостатки, высказывать конструктивные пожелания.

Слайд8
О положительном опыте использования метода проектов, говорят результаты социологических опросов:

Результаты 1 опроса показали, что учащиеся 2 класса не заинтересованы в сотрудничестве.

Слайд9

При повторном проведении опроса через год, выяснилось, что ребята не испытывают трудности в сотрудничестве и в общении.

Слайд10

В чем же преимущество этого метода? Каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения.

Слайд11

И результаты диагностики универсальных учебных действий также позволяют с уверенностью утверждать, что проектная деятельность повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников и способствует повышению качества успеваемости.

Слайд12

Учащиеся участвовали в различных проектах:

Исследовательские проекты включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Слайд13

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Слайд14

Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Слайд15

Ролевые проекты. Это может быть инсценировка загадки, или отрывка сказки.

Слайд16

Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Например, проект «Рыцарский турнир».

Работа велась в 3-х группах по 3-м направлениям: оформление зала, спортивная программа, развлекательная программа.

Группа декораторов разработала эскизы, настольные карточки с заданиями, рисунки. Режиссёры подобрали сценарий праздника, а тренеры -интересные игры и конкурсы. Затем прошло обсуждение результатов работы каждой группы, были внесены коррективы. Итогом проекта стал незабываемый спортивный праздник. Работа над проектом позволила проявить лидерские качества у ребят, умение работать в команде.

Слайд17

Свой опыт о формировании учебно-коммуникативных умений младших школьников через проектную деятельность я обобщила, приняв участие в «Круглом столе «Система оценки достижения планируемых результатов младших школьников в контексте реализации требований ФГОС НОО: опыт, проблемы и пути решения», проводимом в рамках 1Республиканской НПК младших школьников «Научное PROдвижение -2014, г.Уфа» и работа была опубликована в брошюре «Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях»: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 14 ноября 2014г., г.Сибай. /Под ред. Валеева А.С., Валеевой Г.Х., Туйсиной Г.Р. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - 149 с./

Слайды 18-20 награды и выводы

Работа над данной темой позволила сделать такие выводы:

Во-первых, проектная деятельность повышает эффективность формирования учебно-коммуникативных умений младших школьников.

Во-вторых, этот метод четко ориентирован на реальный практический результат.

В-третьих, при оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


© 2010-2022