Конспект урока по окружающему миру на тему Растительный и животный мир степи (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальных классов

Башкирова О.Н.

ЧОУ "Нефтеюганская православная гимназия"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Растительный и животный мир степи" (4 класс).

Цели:

1) продолжить формировать представление о природной зоне степи;

2) исследовать и установить особенности обитания животного и растительного мира степи.

Задачи:

1) развивать умение находить общие свойства экосистемы;

2) развивать память, мышление;

3) воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: карта природных зон; выставка книг, журналов, энциклопедий по теме "Степи"; таблицы "Степь" (с возможностью заполнения); презентация "Растительный и животный мир степи"; гербарий растений степи; индивидуальные карточки с изображением растений и животных степи (с наименованиями); учебник 3 класса "Окружающий мир" (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2 часть); материалы анимированных интерактивных упражнений "Кирилл и Мефодий".

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

2.Мотивационный этап.

(на экране слайд с изображением степи).

- Мы отправляемся в путешествие по нашей Земле. Для исследования нам понадобятся карты природных зон России и физическая карта России.

-Ребята, представьте, что когда -то люди впервые пришли в степи. Когда вы слышите слово "степь", что вы представляете?(большие равнинные пространства, покрытые травянистыми растениями, здесь почти не встречаются деревья).

Послушайте строки стихотворения и скажите, какое отношение они имеют к теме нашего урока:

Что безбрежное, как море,
Нет лесов, но есть ковыль?
Где взвивается порою
Ветер, поднимая пыль?
И куда не кинешь взглядом
Пред тобой она лежит.
Справа пашня, слева стадо,
Солнышко с утра палит.
В беспрепятственном приволье
Так и хочется запеть,
На коне скакать пришпорив...
Славя что, скажите?.. (Степь)

- Поэт этими строками заставляет нас вспомнить о степи.

-Обсудите в группах признаки описания в стихотворении степи. (ковыль, безбрежное, как море пространство, ветер с пылью, стада, всадник, пашни).

- А теперь зафиксируем наши знания о степи в таблице.

3.Проверка домашнего задания.

-Закончите предложения. (Показываются слайды с изображением таблицы на интерактивной доске. В группах обсуждаются варианты завершения предложений. Варианты обсуждаются, выбирается наиболее точный, который учитель вносит в таблицу).

1) Слово "степь" происходит от древне - русского языка и обозначает

низину.

2) Степь - это...

равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий.

3) Степь... (её географическое положение)

площади степей находятся на территории Российской Федерации, Казахстана, Украины и Монголии. В горах образует высотный пояс (горная степь); на равнинах - природную зону, расположенную между лесостепной зоной на севере и полупустынной зоной на юге.

4) В степи нет...

деревьев.

5) В степи очень много ...

травянистых растений.

6) Зима в степи...

суровая, с частыми и сильными ветрами, маломощным снежным покровом, часты бураны и метели.

7) Лето в степи...

солнечное и жаркое, с большим количеством солнечных дней.

8) Почвенный слой степи...

Почвы степей - самые плодородные почвы на Земле. Прежде всего - это черноземы степей Восточной Европы и Южной Сибири, а также коричневые почвы Америки. Единственной проблемой для земледелия в этих районах обычно остается недостаток влаги и невозможность выращивать растения в зимний период.

9) Главная особенность всех степей -... засушливость.

10) Особенности степей... резкий перепад дневной и ночной температуры, так как ночью температура может падать на 15-20ºC. В степях часто бывают пыльные бури, которые влияют на эрозию почвы и приводят к образованию балок и оврагов.

11) Типы степей...

В зависимости от растительности и режима увлажнения степи подразделяют на 4 основных подвида:

1) горные ;

2) луговые или разнотравные степи;

3) настоящие степи с преобладанием многолетних дерновинных злаков, главным образом ковыля - так называемые ковыльные степи;

4) пустынные степи с участием пустынных трав и полукустарников полыни и прутняка.

12) Интересные факты о степи... В разных странах степи имеют свое название. В Австралии и Африке - это саванна, в Южной Америке - льянос и пампа, или пампасы, в Северной Америке - прерии, а в Новой Зеландии - туссоки. • В Европе степи сохранились, в основном, в заповедных зонах. А вот в Сибири до сих пор есть целинные степи - Курайская, Чуйская. • На 1 кв. км степного пространства обитает больше насекомых, чем людей во всем мире. • В степях обитают самые крупные птицы. В России - дрофы, а в Африке - страусы.

4.Постановка учебной задачи. Работа с текстом. -Степь изменчива и непостоянна. Не замечает степь ни календари, ни даты. То в апреле сыпет снегом, то в январе поливает дождем. То в июне и сентябре заморозками побьет картошку и помидоры, то в феврале раскроет почки абрикосов и вишен. Степь жестока и своенравна. Коль в декабре взялась за тридцатиградусные морозы с высокой влажностью, то морозить будет, пока не выморозит все. А коль разогрела летнее солнце до плюс сорока в тени - то уж не взыщите, пока все, что можно выжечь и сжечь, не сгорит и не выгорит, жара сама собою не спадет. Но степь и милостива, и отходчива. Каждый год щедро дарит она своей рукой яркое солнце, синее небо, вольный ветер. Приносит золотое зерно, душистые фрукты и крепкие овощи. Дарит мед и масло, подсолнечник и пшеницу, кукурузу и лен, помидоры и яблоки, арбузы и дыни. Щедрость, зажиточность и хлебосолье дарит.



-Ребята, давайте "изобразим" нашу гостью степь (музыкальное и видео-сопровождение "Звуки степи").

- В каждой группе ребятам предстоит подобрать цветовую палитру цветов для изображения времён года в степи и объяснить свой выбор, исходя из текста на карточках.

1 группа - Весна.

"Разноцветный ковёр. Все цвета радуги.

(Весной степь становится необыкновенно красивой. Появляются с приходом тепла и солнца по покрывалу степи ярко-желтые и лиловые пятна прострела, фиалки, адониса, гусиного лука. После степь голубеет от сибирской пролески и гиацинта. И в голубых ее озерах, обрамленных берегами нежно-зеленых травинок, сверкают лиловые, фиолетовые и ярко-желтые пятнышки ирисов, лапчатки и одуванчиков. Самое красивое время степи - конец апреля - май. Тогда в ней нежно-зеленая трава покрывает собой всю землю. И цветет все, что только может цвести. Травы, кусты, деревья. Степь - словно радуга. Каких только цветов и ароматов здесь нет!)

2 группа - Лето.

Нежные пастельные тона с серебристым оттенком.

(Чем ближе к лету, тем больше степь становится лиловой от «барашков» шалфея. Потом белой от цветков поповника, горного клевера, астрагала и таволги. Желтовато-розовой - от пупавок, подмаренника, астрагала и эспарцета. Серебрится степь от ковыля и полыни.)

3 группа - Осень.

Тёмно-жёлтые, серо-лиловые, тёмно-бурые цвета.

(Чем ближе осень, тем больше делается она темно-желтой и лилово-фиолетовой от молочаев, татарника и живокости. Потом розовой от поспевших «ягод» степной малины. Серо-стальной и седой - от полыней. От осенних дождей снова становится степь темно-бурой.

4 группа - Зима.

Белоснежные цвета с оттенками синего и голубого.

(Насколько хватает глаз, простирается ровная снежная гладь, меняющая свои краски вслед за движением по небу невысоко поднимающегося солнечного диска. На снежных полях лежат тени, преимущественно синего цвета: у сопок, замыкающих далекие горизонты, - темно-ультрамариновые тона, а вблизи - слабо-лазоревые. К вечеру синие тени сменяются фиолетовыми.)

5. Физминутка.

Напряжение улетело и расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки теплые у нас,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Нам понятно. Что такое состояние покоя.
Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы.

6. Открытие нового материала.

-"Степь - как вода. Нет ничего более непостоянного.

Степь - как вода. Нет ничего более постоянного…" - Нет у степи одного цвета… Как и запаха. То медово-духмяная она, то горько-жгучая. То холодной свежестью дышит, то полна сладкой истомы. Разная она: суровая, обжигающе - морозная и ласковая, бархатно-нежная. Спящая под летним пеклом и гнущаяся к земле под зимним бураном. Степь сырая и ветреная. Степь знойная и горячая. - Прекрасные получились у нас с вами пейзажи степи. Но разве это настоящая степь? Чего не хватает нашим картинам? (растительного и животного мира степи). Как вы думаете какова тема нашего урока и что нам предстоит исследовать? Тема урока: "Растительный и животный мир степи". - Сейчас каждая группа получает конверты с заданием, с помощью которого проводится исследование в соответствии с планом. Группа 1 - "биологи" (исследуют особенности растений степи). Группа 2 - "зоологи"(исследуют особенности животных степи). Группа 3 - "орнитологи"(исследуют особенности птиц степи). Группа 4 - "энтомологи" (исследуют особенности насекомых степи). Задание для группы 1. Рассмотрите внимательно растения. Они могут расти в непростых условиях степи. Докажите, почему. Используйте для работы учебник (стр.84-85), энциклопедии и план ответа. План ответа; - какие растения встречаются в степи; - высота растений; - величина и форма корня; - размер листьев; - цветок; - приспособляемость растения. Задание группы 2. Рассмотрите животных на картинках. Они обитают в степи. Покажите, пользуясь планом, как им удалось приспособиться к обитанию в степи. Для ответа используйте учебник (стр. 86-87), энциклопедии и план. План ответа: - какие животные обитают в степи; - особенность окраски; - особенность питания; - пищевые цепочки; - приспособляемость к природным условиям степи. Задание группы 3. Рассмотрите птиц на картинках. Они обитают в степи. Покажите, пользуясь планом, как им удалось приспособиться к обитанию в степи. Для ответа используйте учебник (стр. 86-87), энциклопедии и план. План ответа: - какие птицы обитают в степи; - особенность питания; - пищевые цепочки; - приспособляемость к природным условиям степи. Задание группы 4. На 1 кв. км степного пространства обитает больше насекомых, чем людей во всем мире. Что же их привлекает в степь? Рассмотрите птиц на картинках. Покажите, пользуясь планом, как им удалось приспособиться к обитанию в степи. Для ответа используйте учебник (стр. 86-87), энциклопедии и план. План ответа: - какие насекомые обитают в степи; - особенность питания; - пищевые цепочки; - приспособляемость к природным условиям степи. После проведения исследовательской работы, заслушиваются сообщения - проекты по итогам работы групп. Группа1 "Биологи".

Растительный мир степей представлен растениями, приспособившимися к засухе, многие из них осуществляют жизненный цикл за весенний период, пока степь достаточно увлажнена, и дневные температуры еще не так высоки, как летом. Именно поэтому весна - время, когда степь зеленеет и расцветает. Растения степей - злаки, ковыль, полынь. С удалением вглубь материка степи все больше похожи на ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др. Степные растения хорошо приспособлены к сухому климату: они имеют ряд приспособлений, уменьшающих испарение. Вместе с тем они сильно испаряют воду, что защищает их от перегревания солнцем. Мощная корневая система служит у них для подачи воды с большой глубины.
В самые жаркие часы дня испарение превышает поступление воды из почвы, и без защитных приспособлений растение может погибнуть. Вот почему некоторые травы имеют очень узкие, жесткие листья, которые в сухую погоду свертываются в трубку (ковыль, типчак) , другие густо покрыты волосками (степная астра, полынь) или восковым налетом. Только ранневесенние растения не имеют никаких приспособлений для сохранения влаги. Они заканчивают развитие до наступления засухи.



Группа 2 "Зоологи".

Несмотря на эти неблагоприятные условия, в степях обитает много разнообразных животных( свыше 50 видов млекопитающих) Характерных только для степей животных мало: из млекопитающих в этих местах можно встретить три вида сусликов (крапчатого, рыжеватого и краснощекого) , сурка-байбака, степную мышовку, слепыша, степную пищуху, лисицу-корсака и антилопу-сайгу; из рептилий - два вида полозов: желтобрюхого и четырехполосного, степную гадюку и восточную прыткую ящерицу.


Обитатели степей в большинстве своем питаются растительной пищей. Многим из них растения дают не только пищу, но и влагу. Из-за этого в засушливые годы численность животных сокращается, а в благоприятные, влажные годы возрастает.

Хозяевами степей всегда были копытные животные. Спасаться от врагов помогает степным животным быстрый бег. Очень быстро бегают копытные. Из них в степях Средней Азии и Казахстана сохранилась только антилопа сайга. Быстро бегают и степные зайцы - русак и толай. У них задние ноги длиннее, чем у лесного зайца - беляка. У тушканчиков задние ноги также очень длинны. Эти зверьки спасаются от врагов с необычайной скоростью, делая громадные прыжки. Грызуны, среди которых суслики, тушканчики, сурки, хомяки, - самые многочисленные обитатели степей. Многие из них нигде больше не встречаются .

Большинство стенных животных обитает в норах. Они прячутся там от врагов, спасаются от зноя и морозов. За исключением зайцев, норы роют все степные грызуны, лисицы, барсуки, ежи и даже некоторые птицы (удоды, береговые ласточки и обыкновенные .
Некоторые обитатели степи заселяют чужие норы. Волки, например, захватывают жилища у барсуков и лисиц. В норах крупных грызунов поселяются мелкие четвероногие хищники - горностаи, ласки и хорьки, а из пернатых - утки пеганки и красные утки. В норах более мелких грызунов живут чеканы - каменки и плясунки, - жабы, ящерицы, полозы, гадюки.

Группа 3 "Орнитологи"

В степи обитает около 250 видов птиц. Обычны для степи : степной орел, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки, канюк - курганник, стрепет, журавль-красавка, несколько видов жаворонков, красная утка и утка-пеганка;. Окрашены в большинстве случаев в тусклые глинисто-серые тона. Норы роют некоторые птицы (удоды, береговые ласточки и обыкновенные каменки) . Но большинство пернатых - перепела, серые куропатки, степные луни, соловьи, стрепеты, огромные дрофы - гнездится прямо на земле. Длинноногие жаворонки, дрофы легко проходят большие расстояния в степях. Поскольку степи - это открытые пространства без деревьев, на которых можно было бы спрятаться, поэтому птицы имеют длинную шею и длинные ноги. Благодаря такому строению тела пернатые могут далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Корм собирают в основном с земли, среди растительности. Они живут группами («табунами») и весь год мирно пасутся среди высокой травы, питаясь всем, что попадется. Чаще всего попадаются листья, соцветия и семена степных трав, но никогда дрофы не откажутся от кузнечиков, жуков, лягушек, мышей и птенцов своих более мелких пернатых собратьев.

Группа 4"Энтомологи"

Яркие представители насекомых степи - это бабочки- чертополоховки, саранчовые, известные под названием кобылки, кузнечики, сверчки, богомолы, бескрылые саги; из паукообразных - скорпионы, фаланги и тарантулы.
Некоторые кузнечики охотно поедают колорадских жуков, но есть и такие виды, которые грызут почки, цветы и листья винограда, чая, цитрусовых. В степях обычны зеленый кузнечик и серый кузнечик. Зеленые кузнечики стрекочут до глубокой ночи, а по утрам принимают «солнечные ванны», поворачивая к солнцу то один, то другой бочок, как бы набирая силы на предстоящий день.
В степной полосе обитают полевые сверчки, которые питаются в основном растительной пищей и отчасти мелкими насекомыми. Они живут в вырытых ими норках, куда в случае опасности прячутся. В норки они забираются также на зиму, предварительно закрывая вход пучком травы и впадая затем до весны в оцепенение.
Что касается кобылок, то многие из них питаются дикими злаками и не наносят ущерба сельскому хозяйству. Интересен полет кобылок некоторых видов, у которых в момент взлета обнаруживаются ярко окрашенные задние крылья (например, голубые - у голубокрылой кобылки, красные - у огневки обыкновенной). Перелет этих насекомых производит впечатление цветных вспышек, так как опустившаяся на землю кобылка складывает задние крылья и яркая окраска ее мгновенно исчезает под прикрытием невзрачных надкрылий. Вспыхивающая окраска играет роль отпугивающего средства (для птиц), у некоторых видов она сочетается с громким треском при взлете (у огневки обыкновенной, называемой за это еще трескучей, а также у кобылки-трещотки).

5.Подведение итогов исследования.

-Изменилось ли ваше представление о степи? (узнали много нового и интересного). Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром степи.
- А теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей.


1) Тут, куда ни кинем взгляд,
Травы ровные стоят
И колышутся волнами
Под душистыми ветрами. (Степь)

2) Я в степи расту высокой,
Колосистой, гладкой.
Птиц пою росой и соком
И кормлю лошадку. (Трава)

3)Горькая травка И животу поправка, И сама душиста, И метет чисто. (Полынь)

4) По степям гуляет он,

Ароматом напоен,

По-хозяйски шевеля

Океаны ковыля.

(Степной ветер)



5) С ветром мчусь я наравне По родной стороне. Пронесусь я без оглядки, Пахнет воздух пылью сладкой. (Сайгак) 6) Столбиком стоит зверек На степной тропинке. Он и вдоль, и поперек Знает все травинки. (Суслик)

7)Я живу в большой степи.
Здесь привольно, пи-пи-пи!
А приятель мой хомяк
Лег на травку, как в гамак.
(Мышь)

8)Хоть зверек я и степной,
Ты давно знаком со мной.
Я грызун, совсем малыш,
А моя подружка - мышь.
Набиваю в две щеки
Зернышки и колоски.
(Хомяк)



9) Мы пасемся табунами Под упругими ветрами. Лучше степи ничего Нет на свете, иго-го! (Лошади)

10) Мы пасёмся, ходим цепью, Дружим мы с калмыкской степью. Мы кудрявы, бе-бе-бе, Нашу шерсть найдёшь везде. (овцы, бараны). Нам степная кобылица Показала щедрый нрав: Из ведра дала напиться Молока со вкусом трав. Сей напиток всех полезней, Исцеляет от болезней. (Кумыс) - Молодцы, ребята. Какие загадки связаны с жизнью человека в степи?

7. Домашнее задание.

-Подготовить доклады о жизни и деятельности людей в степи. Нарисовать степь.

Литература.

1) Г.В.Трофимова. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курса "Окружающий мир". Самара.Фёдоров.

2) Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Методические рекомендации к курсу окружающего мира. Самара.Изд.Фёдоров. 2010.

3) Сорокина М.В. Развитие познавательного интереса на уроках по предмету "Окружающий мир" // Современный урок: начальная школа. 2010. № 5. С. 74-80.



© 2010-2022