Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска Республики Татарстан»

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УР Директор школы

Белова Н.М. Абзалов И.И.

«___» ________ 20 г. Приказ № ___ от «___» ______ 20 г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»

в 3а классе

на 2015-2016 учебный год

Учитель: Карпова С.А.

Квалификационная категория: первая

«Рассмотрено» «Рассмотрено»

на заседании ШМО на заседании педсовета

Протокол №. ___ от «__» _______ 20 г. Протокол №____от «__»_______20 г.

Руководитель МО ____________



Пояснительная записка В качестве основы художественного воспитания отечественная педагогика рассматривает художественное творчество детей как процесс их приобщения ко всем видам искусства. Еще в конце XIX века на Первом съезде русских художников и любителей художеств была принята формулировка: «Элементы художественного образования необходимы для полноты развития личности». Сегодня особенно важно понимание того, что от решения вопросов художественного образования зависит сохранение и развитие культуры, а эстетическое воспитание - путь к духовному возрождению нации. Программа разработана для обучающихся 3а класса МБОУ "Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска РТ"

Данная программа составлена на основании следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273- ФЗ

  2. Закон Республики Татарстан от 22.03. 2013 №68-ЗРТ «Об образовании»

  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 года № 373. приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  4. Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);

  5. Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  6. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10)

  7. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

  8. Письма МО и Н РТ от 23.06.2012г. № 7699/12 «Об учебных планах для 1-11 классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»

  9. Приказа МО и Н РТ от 09.07.2012 №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»

  10. Приказа МО и Н РТ от 10/07/2012 №4165/12«Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования»

  11. Учебного плана МБОУ «Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска РТ» на 2015-2016 учебный год.

  12. Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству.

  13. Авторской программы «Изобразительное искусство» С.Г.Ашиковой.


В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи курса:

- развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;

- воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;

- реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;

- воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства,

- формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

- расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;

- знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;

- развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между теоретическими и практическими аспектами изучения изобразительного искусства. В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства). Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования: - патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства иконами А. Рублева, с народными промыслами; - интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов); - уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника; - ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоты природы); - нравственных чувств, этического сознания; - представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения; - ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы; - ценностного отношения к здоровью. Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов. Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования: 1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика). 2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение). 3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства). 4. Человек в искусстве (портретный жанр). Отличительной особенностью подачи материала в разделах является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку. Левая страница разворота - «Впечатление». Здесь подобраны фотоматериалы и репродукции картин, соответствующие определенной тематике. Наглядный материал сопровождается пояснительным текстом. Правая страница разворота - «Выражение» - содержит пошаговое выполнение задания с его вариантами. Детям помогают иллюстрации, а также изображение предлагаемого материала, инструментов и способов их использования. Такое построение учебников обусловлено логикой самого процесса творчества: восприятие, в процессе которого ребенок накапливает личностно значимый опыт, стимулирует его творчество, позволяющее ребенку выразить себя, почувствовать себя автором, художником. В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. С этой целью в дополнение к учебному материалу во всех учебниках даны рубрики «Знакомство с музеем» -иллюстрированный рассказ об известных музеях России и «Читаем и рисуем» (в 3 классе),содержание которых способствует расширению кругозора школьников, их познавательных потребностей. Материал под рубрикой «Приглашение в путешествие» знакомит, начиная со 2 класса, с культурой других народов, странами и городами мира. Иллюстрированный материал об известных художниках (рубрика «В мастерской художника») помогает детям приобретать знания о жанрах, которые предпочитал тот или иной живописец, особенностях его творчества, распознавать стиль художника. Наглядная информация о способах изображения в рисунке, живописи и композиции (рубрика «Азбука рисования») помогает учащимся в реализации собственного замысла. Каждый раздел (со 2 класса) завершается рубрикой «Что я знаю, что я умею». Предлагаемые задания и вопросы могут выполняться на нескольких уроках как индивидуально, так и в паре, группе, на уроке или дома. Такое структурирование содержания и наглядно-практический характер иллюстративного материала позволяют учебнику выполнять функцию своего рода самоучителя. Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Это: - восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений; в дальнейшем это позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания (по всем разделам учебников); - рисунок - постепенный переход от знакомства и овладения простыми линиями разной формы, их изобразительно-выразительными возможностями, через приобретение навыка различного нажима на карандаш и тонирования поверхности бумаги графитным карандашом к основам построения и передачи объема и пространства на листе бумаги. В совокупности эти действия не только формируют художественный взгляд на окружающий мир, но и обеспечивают качественное пространственно-образное мышление, способность к быстрым зарисовкам, выполнению несложных чертежей и планов (первый раздел учебников), а также зарисовок портретов знакомых, друзей, родственников (четвертый раздел учебников); - живопись - наблюдения детей за цветовыми сочетаниями в природе дополняются сначала их представлением о том, как они отражаются в картинах художников, а затем непосредственной деятельностью учащихся с цветом на основе различных материалов, включая эксперименты. Развитие чувствительности к цвету вообще и цветовым сочетаниям в частности облагораживает эмоциональную сферу школьников, способствует более точной эмоциональной оценке явлений и состояний в природе и в окружающей жизни, что в будущем станет, в частности, базой для гармонизации пространства и жизненной среды на работе и дома (второй раздел учебников); -композиция учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное, видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе - дальше», «больше -меньше», «выше -ниже» (третий и четвертый разделы учебников); -декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов (третий раздел учебников); -скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте (третий раздел учебников). Каждый из этих видов деятельности постепенно и последовательно усложняется от класса к классу как в отношении изобразительного материала, так и в плане навыков его усвоения. Выполнение проектно-творческих заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать коммуникативные умения - задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др. (коллективные работы в конце каждого раздела учебников). Разнообразие видов практической деятельности младших школьников и вариативность заданий, рассчитанных на разный уровень освоения учебного материала, нацелены на реализацию индивидуально - личностного подхода к учащимся. Этому способствуют и дифференцированные задания для мальчиков и девочек, варианты выполнения заданий с подробным описанием в учебниках этапов работы. Наглядность и доступность изложения материала создает возможности для индивидуальной, в том числе самостоятельной деятельности школьников разного уровня подготовленности, а также помогает учителю в объяснении темы урока. Тематический принцип структурирования учебного материала, при котором необходимые инструменты и соответствующие техники выполнения концентрируются вокруг предметных тем, придает содержанию уроков художественное единство. Формирование у учащихся целостной картины мира достигается наличием внутрипредметных содержательных линий и межпредметными связями. Тематизм дает возможность строить урок на материале произведений не только изобразительного, но и музыкального искусства, поэзии, художественной прозы, привлекать исторический и научный материал, усиливая межпредметные связи. В предметной линии «Изобразительное искусство» акцентировано внимание на формировании у младших школьников системы универсальных учебных действий, что позволяет полнее раскрыть основные положения дидактической концепции Л.В. Занкова, направленной на достижение оптимального общего развития каждого ребенка. В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы определенные личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Таким образом, курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности. На предмет «Изобразительное искусство» для 3 класса базисным учебным планом МБОУ «Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска РТ» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем. Домашние задания не задаются.

Формы реализации программы: -фронтальная; парная; групповая; индивидуальная

Методы реализации программы: -практический; объяснительно-иллюстративный; частично - поисковый; наблюдение; информативный

Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков:

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

самоконтроль - при введении нового материала,

текущий - в процессе его отработки,

итоговый контроль - при проведении проверочных работ,

№ урока

Вид работы

Темы

9

Коллективная работа

Летите, голуби!

16

Коллективная работа

Изображение фигуры птицы. Райский сад.

24

Коллективная работа

Мечта о полёте.

29

Коллективная работа

Визитные карточки города и способы их изображения. (коллективная работа)

33

Итоговая работа.

Защита проекта.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по изобразительному искусству:

3 класс


Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания; - представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России; - чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт-Петербургом; - положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству; - представление о добре и зле, должном и недопустимом; - первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества; - представление о содержательном досуге. Обучающийся получит возможность для формирования: - умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач; - эмоционально- ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве; - мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки; - осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках; - трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки.


Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий; - выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир; - эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве; - выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек); - выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя; - осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: - выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи; - выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.


Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках; - использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач; - воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника; - представлять информацию в виде небольшого сообщения; - осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выбирать способы решения художественной задачи. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно расширять свои представления о живописи; - соотносить различные произведения по настроению и форме; - строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства; - обобщать учебный материал; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; - устанавливать аналогии; - работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной; - сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.


Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - выражать свое мнение о произведении живописи; - принимать активное участие в различных видах совместной деятельности; - понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы; - проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ; - контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения; - понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; - понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; - принимать мнение, отличное от своей точки зрения; - стремиться к пониманию позиции другого человека. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми; - контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы; - продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности; - формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.


Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности Обучающийся научится: - расширять свои представления о русских и зарубежных художниках; - различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности; - различать основные виды и жанры пластических искусств; - эмоционально- ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка; - расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона; - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; Обучающийся получит возможность научиться: - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; - видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице; - высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях.


Азбука искусства. Как говорит искусство? Обучающийся научится: - изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости; - использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции; - использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета; - понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи; - пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении; - использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне; - применять простые способы оптического смешения цветов; - распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости; - различать контрасты в рисунке; - использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры; - создавать роспись по дереву. Обучающийся получит возможность научиться: - передавать движение предмета на плоскости; - изображать построение архитектурных форм; - смешивать краски, разделяя или затемняя их, для создания множества новых оттенков. - применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга; - передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами; - передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных; - передавать в живописи объем круглых предметов; - передавать образ человека в разных культурах; - выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint.


Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Обучающийся научится: - понимать, что Земля - наш общий дом и отражать это в собственной художественно- творческой деятельности; - выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний; - воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей; - представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции; - изображать узоры и орнаменты других народностей. Обучающийся получит возможность научиться: - участвовать в различных видах изобразительной деятельности; - эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства; - выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица; - передавать легкость и свежесть, красок, благодаря оптическому смешению цветов; - передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души; - работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике; - самостоятельно изготовить бересту; - передавать главную мысль в рисунке или живописи

Содержание курса

3 класс (34ч.)


№п\п

Наименование раздела

Содержание программы

1

Природа - главный художник.8 часов

(Композиция рисунка. Графические приемы. Фактуры поверхности. Линейный набросок)
Азбука рисования: Новые знакомые. В кругу друзей. Графические приемы. Впечатление. Выражение: «Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?» (изображение настроения рыбок с помощью пластики движения и фактуры поверхности тела). «В небе птицам дышится свободно» (изображение формы птицы в движении, фактура оперения). Эти милые зверюшки (изображение любимого животного с передачей фактуры поверхности его тела). «Разведи рукой травинки - видишь, дремлет светлячок» (знакомство с разнообразием форм насекомых, поиск передачи их изящности и красоты). Летающие цветы (построение бабочки, поиск передачи полета и нежного настроения бабочки). «У лукоморья дуб зеленый…» (изображение своего дерева, фактуры коры и листьев кроны). В мастерской художника: Жизнь дерева (о творчестве И.И. Шишкина). Коллективная работа: «Летите, голуби!» (обобщение пройденного материала).

2 Мир цвета. 7 часов (Живопись света. Свет и тень. Полутень. Падающая тень. Натюрморт. Азбука рисования: Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство. Свет и тень на Земле: воздушное пространство. От объема к пространству. Впечатление. Выражение: Свет и тень (знакомство с тенью на предметах, падающей тенью). Какими бывают тени под открытым небом (разнообразие и закономерность цвета падающих теней). Полутень - что это? (значение изображения полутени для передачи объема предмета на плоскости). Шар. Предметы, похожие на шар (все составляющие, необходимые для передачи объема предмета на плоскости). Яйцо. Предметы, похожие на яйцо (участие базовой формы в построении фигуры птицы). В мастерской художника: Художник света (о творчестве Рембрандта Ван Рейна). «Над сугробом - свет- свет, под сугробом - тень- тень» (о творчестве А.И. Куинджи). Игра света и тени (о творчестве К.А. Коровина). Коллективная работа: Райский сад (обобщение пройденного материала, задание на развитие материала).

3

Искусство в человеке.5 часов

(Цвет и свет. Изображение пространства и воздуха. Точка в живописи. Узор)
Впечатление. Выражение: Поиск чистых красок (работа в новой технике - пуантилизм - рисунок точками). Счастливый принц (моделирование фигуры мальчика и украшение ее паетками и бусинами). Крыша над головой (знакомство с изобретением зонтика и способы его изображения). Узоры гор (роспись деревянной доски узорами народов Кавказа). В мастерской художника: Цвет при свете. (О творчестве К. Моне, В. Ван Гога). Ее величество точка (пуантилизм в творчестве Ж. Сера). Знакомство с творчеством художников- импрессионистов (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь). Коллективная работа: Мечта о полете (обобщение пройденного материала).

4 Человек в искусстве. 14 часов (Основы

композиции. Центр композиции. Движение в композиции. Стилизованный рисунок.) Азбука рисования: Композиция планов. Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция. Впечатление. Выражение: «С карандашами и красками за три моря» (приглашение в путешествие - знакомство с письмом, как средством общения через дальние расстояния). Первая весточка (вариант письма- рисунка). Послание с Востока (вариант письма - рисунка). Привет из Европы (вариант письма- рисунка). Очарование Севера (вариант письма- рисунка на камне). Кружевное письмо (вариант письма- рисунка в виде кружева). Необычные письма (как изготовить бересту и написать на ней письмо). Узнаваемый Петербург (знакомство с «визитными карточками» города и способы их изображения). Читаем и рисуем: Первые бабочки (изображение бабочек с прорисовкой узоров). Шагающее дерево (разные способы изображения дерева). Замок Белого Лебедя (способ заливки акварельной краской). Краски гор (техника пуантилизма). В мастерской художника: Путешественник- гуманист (о творчестве В.В. Верещагина). Знакомство с музеем: Государственный Эрмитаж; Государственный Русский музей; Музей- квартира А.И. Куинджи в Петербурге. Уроки за компьютером: Первый снег. Проталинки (элементарные изображения рисунка в программе Раint).




Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗЗВУ - урок закрепления знаний и выработки умений

УКИЗ - урок комплексного использования знаний

УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний

УПОКЗ - урок проверки, оценки и контроля знаний

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс



№№ уроков





Тема урока



Тип

урока



Элементы

содержания



Требования к уровню

подготовки учащихся



Вид

контроля



УУД



Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8 1

Введение. Новые знакомые. В кругу друзей.

УИПЗЗ

Специфика урока изобразительного искусства, техника безопасности, многообразие используемых

материалов, графические приёмы Повторить специфику урока изобразительного искусства; приобрести знания о технике безопасности, многообразии используемых материалов, использовать новые возможности перьевой ручки и передавать с её помощью разнообразные фактуры.

Текущий, фронтальный устный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Исследовать предметы, различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов. Моделировать различные цветовые композиции

04.09.15 г. 2.

Графические приёмы

УЗЗВУ

Многообразие используемых материалов, графические приёмы Повторить знания о многообразии используемых материалов, использовать новые возможности перьевой ручки и передавать с её помощью разнообразные фактуры

Текущий, фронтальный устный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Исследовать предметы, различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов. Моделировать различные цветовые композиции

11.09.15 г.


3.

Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?

УИПЗЗ

Изображение настроения рыбок с помощью пластики движения и фактуры поверхности тела

Распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости, использовать новые возможности перьевой ручки и передавать с её помощью пластику движения и фактуры поверхности тела

Текущий, фронтальный устный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Уметь свободно работать перьевой ручкой, правильно передавать форму. Моделировать предметы необходимые для жизни на основе свойств

18.09.15 г.


4.

В небе птицам дышится

свободно

УИПЗЗ Изображение формы птицы в движении и фактуры оперения Распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости, изображать птиц в движении и фактуру оперения

Текущий, фронтальный устный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Уметь свободно работать перьевой ручкой, правильно передавать форму. Моделировать предметы необходимые для жизни на основе свойств

25.09.15 г.


5.

Эти милые зверюшки

УИПЗЗ Изображение любимого животного с передачей фактуры поверхности его тела Распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости, изображать любимого животного с передачей фактуры поверхности его тела

Текущий, фронтальный устный опрос


Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Уметь правильно определять величину изображения, правильно передавать форму Моделировать композицию рисунка по представлению.

02.10.15 г.


6.

Разведи рукой

травинки - видишь,

дремлет светлячок

УИПЗЗ Разнообразие форм насекомых, поиск передачи их изящности и красоты Распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости, познакомить с разнообразием форм насекомых, находить способы передачи их изящности и красоты

Текущий, фронтальный устный опрос. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Уметь свободно работать перьевой ручкой, правильно передавать форму. Моделировать предметы необходимые для жизни на основе свойств

09.10.15 г 7.

Летающие цветы

УИПЗЗ

Построение бабочки, поиск передачи полёта и нежного

настроения бабочки Распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости, строить бабочку на светлом и тёмном фоне, различать контрасты в рисунке

Текущий, фронтальный устный опрос Уметь выбирать характер линий для создания ярких образов в рисунке. Моделировать с помощью трансформации природных форм образы насекомых на плоскости. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

16.10.15 г.


8.

У лукоморья дуб зелёный

УИПЗЗ

Изображение дерева, фактура коры и листьев кроны, творчество И.И. Шишкина Распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости, использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью фактуры коры и листьев кроны, расширять представления о русских художниках

Текущий, фронтальный устный опрос Уметь выбирать характер линий для создания ярких образов в рисунке. Моделировать с помощью трансформации природных форм образы деревьев на плоскости. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

23.10.15 г. 9.

Летите, голуби! (коллективная работа)

УОСЗ

Обобщение пройденного материала Анализировать и обсуждать свою работу, в игровой форме повторить пройденный материал

Текущий, фронтальный устный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Уметь работать в группах

30.10.15 г.


10. Свет и тень на Луне. Свет и тень на Земле. От объёма к пространству

УИПЗЗ

Свет и тень на Луне: безвоздушное пространство, свет и тень на Земле: воздушное пространство, от объёма к пространству, художник света - Рембрандт ванн Рейн


Понимать на доступном уровне роль белой и чёрной красок; света и тени, расширять представления о зарубежных художниках, расширять представления о ведущих музеях России

Текущий, фронтальный устный опрос Моделировать композиции картины по представлению. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости.

13.11.15 г. 11.

Свет и тень

УИПЗЗ

Знакомство с тенью на предметах, падающей тенью, творчество А.И. Куинджи Использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне, познакомить с тенью на предметах, падающей тенью, расширять представления о русских художниках, расширять представления о ведущих музеях России

Текущий, фронтальный устный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Уметь работать в группах и самостоятельно с источниками информации

20.11.15 г.
12.

Какими бывают тени под открытым небом

УИПЗЗ

Знакомство с тенью на предметах, падающей тенью, разнообразие и закономерность цвета падающих теней, натюрморт, творчество К.А. Коровина Использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне, познакомить с тенью на предметах, падающей тенью, расширять представления о русских художниках, расширять представления о ведущих музеях России

Текущий, фронтальный устный опрос

Выявлять существенные признаки плоских и объемных предметов.

Использовать стилизацию форм .

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

27.11.15 г.


13.

Полутень - что это?

УИПЗЗ

Значение изображения полутени для передачи объёма предмета на плоскости Понимать на доступном уровне роль белой и чёрной красок; света и тени, полутени, рефлекса, использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне,

Текущий, фронтальный устный опрос Исследовать предметы, окружающие человека: сопоставлять и сравнивать по общим и отличительным признакам. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

04.12.15 г.
14.

Шар. Предметы, похожие на шар

УИПЗЗ

Все составляющие, необходимые для передачи объёма предмета на плоскости, рефлекс Передавать в рисунке объём круглых предметов

Текущий, фронтальный устный опрос Уметь работать в группах и самостоятельно с источниками информации. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

11.12.15 г.
15.

Яйцо. Предметы, похожие на яйцо

УИПЗЗ

Участие базовой формы в построении фигуры птицы Составлять композицию, чтобы в ней были предметы или существа, похожие по форме на яйцо

Текущий, фронтальный устный опрос Уметь применять способ передачи особенности и фактуру шерсти. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

18.12.15 г.
16.

Райский сад (коллективная работа)

УОСЗ

Обобщение пройденного материала Анализировать и обсуждать свою работу, в игровой форме повторить пройденный материал

Текущий, фронтальный устный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Моделировать варианты композиционного расположения на листе

25.12.15 г.
17.

Цвет при свете.

УИПЗЗ

Передача лёгкости и свежести красок, благодаря оптическому смешению цветов. Знакомство с творчеством И.Э. Грабаря Расширять представления о русских художниках, о ведущих музеях России, Понимать значение цвета и света в изображении пространства и воздуха

Текущий, фронтальный устный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Овладевать на практике основами цветоведения. Пользоваться жизненным опытом и знаниями для расширения представления 15.01.16 г. 18.

Свет. Цвет. Её величество точка

УИПЗЗ

Точка в живописи, узор. Знакомство с творчеством К. Моне, В. Ван Гога. Техника пуантилизма Расширять представления о зарубежных художниках, и ведущих музеях России, познакомить с техникой пуантилизма.

Текущий, фронтальный устный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Овладевать на практике основами цветоведения. Уметь работать в группах и самостоятельно с источниками информации

22.01.16 г.
19.

Поиск чистых красок.

УЗЗВУ

Передача лёгкости и свежести красок, благодаря оптическому смешению цветов. Понимать значение цвета и света в изображении пространства и воздуха

Текущий, фронтальный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.

Пользоваться жизненным опытом и знаниями для расширения представления. Овладевать на практике основами цветоведения.

29.01.16 г.

20.

Счастливый принц

УИПЗЗ

Моделирование фигуры мальчика и украшение её паетками и бусинами Повторить приёмы работы с пластилином, различать виды художественной деятельности

Текущий, фронтальный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Уметь работать с пластилином.

Пользоваться жизненным опытом 05.02.16 г.

21.

Замок белого Лебедя

УИПЗЗ

Способ заливки акварельными красками Создавать рисунок-иллюстрацию к сказке, продумать его композицию

Текущий, фронтальный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.

Моделировать цветовое пространство. Уметь свободно работать различными художественными средствами.

12.02.16 г.

22.

Крыша над головой

УИПЗЗ

Знакомство с изображением зонтика и способы его изображения Различать виды художественной деятельности, изображать построение архитектурных форм

Текущий, фронтальный устный опрос

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.

Моделировать цветовое пространство.

Уметь работать в группах и самостоятельно с источниками информации

19.02.16 г.

23.

Узоры гор

УИПЗЗ

Роспись деревянной доски узорами народов Кавказа Различать виды художественной деятельности, расписывать деревянную доску узорами народов Кавказа

Текущий, фронтальный устный опрос

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.

Моделировать цветовое пространство. Исследовать предметы, различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов.

26.02.16 г.

24.

Мечта о полёте (коллективная работа)

УОСЗ

Обобщение пройденного материала Анализировать и обсуждать свою работу, в игровой форме повторить пройденный материал

Текущий, фронтальный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Моделировать варианты композиционного расположения на листе

Совершенствовать умения работать ножницами, склеивать и наклеивать бумажные детали

04.03.16 г.

25.

Компьютерное рисование

УИПЗЗ

Элементарные изображения рисунка в программе Paint Создавать элементарные изображения рисунка в программе Paint

Текущий, фронтальный опрос

Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.

Развивать умение работать с компьютером.

Пользоваться жизненным опытом и знаниями для расширения представления

11.03.16 г.

26. Композиция: планы, движение, базовые формы. Композиционный центр.

УИПЗЗ

Основы композиции, центр композиции, движение в композиции, стилизованный рисунок Познакомить с новыми понятиями: основы композиции, центр композиции, движение в композиции, стилизованный рисунок

Текущий, фронтальный устный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Уметь свободно работать различными художественными средствами, правильно передавать форму. Моделировать предметы необходимые для жизни на основе свойств

18.03.16 г.

27.

Первая весточка

УИПЗЗ

Знакомство с письмом, как средством общения через дальние расстояния. Вариант письма-рисунка Познакомить с историей написания писем, как средством общения через дальние расстояния. Изображать несложные композиции

Текущий, фронтальный устный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Уметь свободно работать различными художественными средствами, правильно передавать форму. Уметь выбирать характер линий для создания ярких образов

01.04.16 г.

28.

Послание с Востока.

УИПЗЗ

Вариант письма-рисунка, творчество В.В. Верещагина Изображать несложные композиции, передавать образ человека в разных культурах, расширять представления о русских художниках и о ведущих музеях России

Текущий, фронтальный устный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Уметь находить различия между современным и древним искусством.

Исследовать предметы по форме и размерам.

08.04.16 г.

29.

Привет из Европы.

УИПЗЗ

Вариант письма-рисунка Изображать несложные композиции, передавать образ человека в разных культурах

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы по форме и размерам. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Уметь выбирать характер линий для создания ярких образов

15.04.16

30.

Очарование Севера.

УИПЗЗ

Вариант письма-рисунка на камне Изображать несложные композиции на тёмном фоне

Текущий, фронтальный устный опрос

Исследовать предметы по размеру, форме и цвету. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.

Моделировать варианты композиционного расположения

22.04.16 г.

31.

Кружевное письмо.

УЗЗВУ

Вариант письма-рисунка в виде кружева Изображать несложные узоры на тёмном фоне

Текущий, фронтальный устный опрос Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.

Уметь выбирать характер линий для создания ярких образов.

Исследовать предметы по размеру, форме и цвету.

29.04.16 г.

32.

Необычные письма.

УИПЗЗ

Вариант письма-рисунка на бересте Изображать несложные композиции на небольшом куске льняной ткани

Текущий, фронтальный устный опрос. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные

Пользоваться жизненным опытом и знаниями для расширения представления. Уметь выбирать характер линий для создания ярких образов в рисунке.

06.05.16 г.

33.

Узнаваемый Петербург.

УИПЗЗ

Знакомство с «визитными карточками» города и способы их изображения Использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции

Текущий, фронтальный устный опрос.


Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные. Уметь выбирать характер линий для создания ярких образов в рисунке. Исследовать предметы окружающего мира 13.05.16 г.

34.

Здравствуй, музей!

Итоговая работа

УОСЗ

Знакомство с ведущими музеями России, творчеством русских и зарубежных художников. Экскурсия в картинную галерею Расширять представления о русских и зарубежных художниках, о ведущих музеях России,

Текущий, фронтальный устный опрос


Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.

Пользоваться жизненным опытом и знаниями для расширения представления. Исследовать предметы окружающего мира 20.05.16 г.




Материально-техническое обеспечение учебного предмета 1. Работа по данному курсу обеспечивается учебниками и дополнительной литературой: - Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса / под ред. А.А.Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2012г. - энциклопедии по изобразительному искусству.

2. Интернет-ресурсы.

-Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : ru.wikipedia.org/wiki

-Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа : pedsovet.org

-Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа : 4stupeni.ru

-Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : festival.1september.ru

-Педагогическое сообщество. - Режим доступа : pedsovet.su

3. Информационно-коммуникативные средства

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).

Аудиозаписи. Классическая музыка.

4. Наглядные пособия.

Произведения изобразительного искусства.

Произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Приложение 1

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы обучающихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Характеристика цифровой отметки «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания по теме, работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета, умеет рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий;
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 - 3 ошибки по композиции, колориту и т.д. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются4-6 ошибок по композиции, колориту и т.д.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно.

© 2010-2022