Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему Признаки однокоренных слов

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе.

«Признаки однокоренных слов»

Цели урока:

· познакомить с признаками однокоренных слов;

· учить выделять общую часть родственных слов;

· развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

· развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;

· воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.

Оборудование:

· презентация ;

· карточки с заданиями ;

· учебник «Русский язык» 2 класс, автор Т.Г. Рамзаева.

Интеграция:

· русский язык, окружающий мир

Организация учебной деятельности:

· индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока:

Приветствие.

1. Сообщение темы и целей урока.

· Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

- С каким настроением вы пришли на сегодняшний урок? (Карточки на доске: солнышко, тучка)

· Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.

- Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.

2. Чистописание

- Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)

- Объясните смысл загадки.

Дд до Дя Дд де Дд Ды

3. Комментированное письмо.

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

- Что это за высказывание? (Пословица)

- Как вы её понимаете?

- Прокомментируйте, запишите. Поставьте ударения в словах, разделите слова на слоги.

- Проверьте друг у друга.

- Если верно и красиво, поставьте на полях + или -.

4. Словарная работа.

…года, в…рона, за…ц, м…дведица, б…рёза, л…сица.

(Один ученик у доски выписывает только буквы)

(Проверка на полях + или -)

5. Работа по теме урока.

- Отгадайте загадку

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту.

Я не вверх, а вниз расту.

(Корень)

- Что такое корень?

-Какие значения имеет слово «корень»?

*подземная часть растения,

*часть волоса, зуба, ногтя,

*начало, источник чего-либо.

Слово «корень» - многозначное.

«Так же как и у кустов, корень есть у слов».

- Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень".

-Как вы думаете, когда так говорят?

Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова.

Задание «Как растут слова»:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым -

Был он только словом.

Это слово - слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- Выпишите однокоренные слова.

( Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.)

-Выделите корень.( Проверка с доской, на полях + или -)

6.Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали 1-2-3,

Ручками похлопали 1-2-3.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

7. Закрепление изученного материала.

1) - А сейчас мы подошли к лесной речке. (Изображения на доске)

- Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.

- Выделите корень.

-А подойдёт нам слово «окунь»? Почему? (Нет общего корня. Вывод: у однокоренных слов должен быть один корень)

(Дети сверяют с доской, на полях + или -)

2) Работа с презентацией.

- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

· Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

· Почему гости не сразу приметили чужака?

· Не поможете ли вы ему найти родственников?

(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

· Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

· -Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)

· Какое значение в жизни человека имеет вода?

- На что ещё надо обращать внимание при подборе однокоренных слов?( Вывод: Признаки однокоренных слов:- общая часть(корень);- общее значение.)

3) Задание«Какое слово лишнее?»Работа с презентацией.

Работа в паре. На листочках даны слова. Надо вычеркнуть лишнее.

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

Гриб, грибок, грибной, грибница.

Проверка.+или -

4)Работа с учебником. Стр.45 упр. 294 (устно)

5).Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.

Гусята, гуськом, с гусаком.

-Родня ли Гусеница Гусю? Почему?

- Найдите в тексте слово, которое обозначает «идти друг за другом, вереницей».Составьте и запишите предложение с этим словом. Выделите подлежащее и сказуемое. Проверка.+ или _.

5) Резерв. Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.

Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

8. Итог урока.

· Какие слова называются родственными?

· Что такое корень слова?

· Какие слова называются однокоренными?

· Назовите признаки однокоренных слов.

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!

9. Домашнее задание: Стр.45, упр. 295 (устно); 1 вариант - записать как можно больше однокоренных слов с корнем -ход, 2 вариант- с корнем -воз.

10. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке и отметьте в тетради цифрой:

1-работал(а) в полную силу

2-работал(а) хорошо

3- мог(ла) работать лучше

Подсчёт + и -.

- С каким настроением вы закончили сегодняшний урок? (Карточки на доске: солнышко, тучка)



© 2010-2022