Рабочая программа по обучению грамоте (литературное чтение) по УМК Перспектива (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


На заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 55


Протокол №____ _________Н.А.Кошевцова ________Т.А.Татаринская


«28»августа2014г. «___» ____________2014 г. Приказ №_______
от «___» _____ ___2014 г.

Рассмотрено и принято на

заседании педагогического совета,

протокол №1 от «29» августа 2014г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обучению грамоте
(литературное чтение)

для 1 класса (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»

на 2014-2015 учебный год



Составители: 1.Куцева О.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55;

2.Денисова Е.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55;
3. Семенихина М.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55.

4. Чернышова О.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55.

Рецензент: Кошевцова Н.А., зам. директора по УВР МБОУ СОШ №55.


Пояснительная записка


Нормативная основа программы. Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, а также планируемых результатов начального общего образования. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям. Цель курса «Обучение грамоте» - формирование высокой культуры речевого общения, развитие творческих способностей учащихся, приобщение их к духовно-нравственным ценностям. Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

  • сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
  • обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
  • обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
  • развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах. Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту. Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.

Основные содержательные линии:

Период обучения грамоте включает три этапа: 1) подготовительный; 2) основной; 3) послебукварный. На заключительном этапе обучения в 1 классе вводятся курсы русского языка и литературного чтения для закрепления знаний о языке и речи, формирования коммуникативно-речевых умений и накопления опыта литературного чтения. Уроки чтения строятся на материале литературно-художественных текстов пособия «Читалочка». Это способствует повышению речевой культуры учащихся, развитию их мышления и воображения, воспитанию художественно-эстетического вкуса детей. Художественные произведения для чтения, слушания и рассказывания помогут учителю проводить уроки «общения» писателя с читателем, читателя с книгой и ее героями и др. На таких уроках дети не только получат первоначальные представления о различных типах текстов (художественном и научно-познавательном), но и понаблюдают, как язык «действует», проявляет себя в различных сферах общения, когда он выполняет ту или иную функцию: функцию общения (разговорный стиль), сообщения (научный и деловой стиль), воздействия (литературно-художественный стиль). Чтобы первоклассники лучше ощутили, что мир в различных видах искусства воспринимается неодинаково, им предоставляется возможность рассмотреть один и тот же предмет (явление) глазами художника, музыканта, поэта, учёного (видят в одном и том же предмете разные стороны и по-разному их отображают). Подобные упражнения, проводимые совместно с учителем, развивают интерес учеников к языку, искусству и окружающему миру. Внимание детей привлекается и к особенностям поэтической речи, к форме стиха, его мелодике, ритму, а также к образности и выразительности поэтического слова. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников. Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны иметь представление о речевом этикете и особенностях речевого поведения в различных ситуациях общения. К концу изучение курса «Обучение грамоте (письмо)» учащиеся должны знать:

  • все буквы русского алфавита;
Учащиеся должны уметь:
  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
  • выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
  • проводить звуковой анализ слов;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв
  • (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
  • основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
  • признаки гласных и согласных звуков.
  • выполнять плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты: 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. 3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. 4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. 6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач. 7. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. 8. Овладение следующими логическими действиями: -сравнение; анализ; синтез; классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям. 9. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. 10. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение. 11. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества. 12. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами. Предметные результаты: У обучающихся формируется представление о звуковом анализе слов: -называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • читать со скоростью не менее 30 слов в минуту небольшие тексты.

Учебно-методическое обеспечение


  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. - М., Просвещение, 2011.
  2. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2011.
  3. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения). /Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова идр./ - М., Просвещение, 2011.

  4. Учебники

  1. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электрон.носителе. В 2ч. Ч.1./Сост. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева/ - М.: Просвещение, 2014.
  2. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электрон.носителе. В 2ч. Ч.2. /Сост. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева/ - М.: Просвещение, 2014.
  3. Литературное чтение.1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений .В 2ч. Ч.1.
/ Сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская/ - М.: Просвещение, 2014.
  1. Литературное чтение.1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . В 2ч. Ч.2.
  2. /Сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская/ - М.: Просвещение, 2014.
  3. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс: пособие для учащихся для общеобразовательных учреждений. /Сост. Л.Ф.Климанова/ - М.: Просвещение, 2014.
Методические пособия
  1. Уроки по обучению грамоте. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /Сост. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева/- М.: Просвещение, 2014.
  2. Литературное чтение. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /Сост. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева/- М.: Просвещение, 2014.






Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (лит.чтение) Семенихиной М.В. для учащихся 1 «В» класса

№ урока

Тема урока

Кол.час.

дата

по плану

факт.


Добукварный период. Давайте знакомиться.

1 Мир общения.

1

1.09

2 Мы теперь ученики.

1

2.09

3

Вн.чт. Стихи и рассказы о природе. Книжки мои друзья.

1

4.09

4

Слова и жесты в общении.

1

5.09

5 Помощники слова в общении. Страшный зверь.

1

8.09

6

Мы пришли в театр.

1

9.09

7 Вн.чт. Стихи о детях. Общение без слов. Как понять животных.

1

11.09

8 Разговаривают ли предметы?

1

12.09

9 Слова и предметы. Рисунки и предметы в общении.

1

15.09

10

Путешествие по Цветочному городу. Знаки в лесу и в парке.

1

16.09

11 Как найти дорогу?

1

18.09

12 «Удивительная встреча». Звёздное небо.

1

19.09

13 Загадочное письмо

1

22.09

14 Мир полон звуков. Звуки в природе. Как звучат слова?

1

23.09

15 Звуки гласные и согласные.

1

25.09

16 Твердые и мягкие согласные.

1

26.09

17 Вн.чт.Лит.сказки Звучание слова и его значение.

1

29.09

18 Слова и слоги.

1

30.09

19 Ударение в слове

1

2.10

20 Слово, предложение, речь.

1

3.10


Букварный период. Страна АБВГДейка.

29.09

21 Звук (а); буквы Аа.

1

6.10

22 Звук (о); буквы Оо.

1

7.10

23 Звук (у), буква У.

1

9.10

24 Звук (и). Буквы Ии.

1

10.10

25 Звук (ы).Буквы ы. Вн.чт. «Лит.сказки авторские».

1 13.10

26 Звук (э), буква Э.

1 14.10

27 «Узелки на память»

1 16.10

28 Звуки [м] - [м`]. Буквы м, М.

1 17.10

29 Звуки [с] - [с`],буквы С, с.

1 20.10

30 Звуки [н] - [н`]. Буквы Нн. Вн.чт. «Произведения о животных».

1 21.10

31 Звуки [л] - [л`]. Буквы Л, л. Вн.чт. Басни

1 23.10

32 Узелки на память. Повторение.

1 24.10

33 Звуки [т] - [т`]. Буквы Т, т

1 27.10

34 Звуки [к] - [к`]. Буквы К, к.

1 28.10

35 Вн.чт.Рассказы о детях

1 30.10

36 Узелки на память.

1 31.10

37 Звуки [р] - [р`]. Буквы Р, р.

1 10.11

38 Звуки [в] - [в`]. Буквы В, в.

1 11.11

39 Звуки [п] - [п`]. Буквы П, п.

1 13.11

40 Звуки[г] - [г`]. Буквы Г, г.

1 14.11

41 Сравнение звуков [Г] и [К].

1 17.11

42 Закрепление изученных букв Р, П, Г, К.

1 18.11

43 Буквы Е,е, Ё, ё в начале слова и после гласных.

1 20.11

44 Буквы Ее , Ёё как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

1 21.11

45 Упражнение в чтении букв Ее и Ёё.

1 24.11

46 Узелки на память.

1 25.11

47 Звуки [б] - [б`]. Буквы Б, б. Сравнение звуков [б] - [п`]

1 27.11

48 Звуки [з] - [з`]. Буквы З, з.

1 28.11

49 Парные звуки по звонкости -глухости [з] -[с] , [з`] - [с`].

1 1.12

50 Повторение изученного.Деление слов на слоги, ударение.

1 2.12

51 Звуки[д] - [д`]. Буквы Д, д.

1 4.12

52 Сравнение звуков [д] - [т]. Внеклассное чтение «Русские народные сказки»

1 5.12

53 Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Вн.чт. Рассказы о дружбе

1 8.12

54 Загадки слов.

1 9.12

55 Упражнение в чтении и рассказывании.

1 11.12

56 Узелки на память. Веселые картинки.

1 12.12

57 Буква Я в начале слова и после гласных.

1 15.12

58 Буква Я в начале слова и после гласных.

1 16.12

59 Буква Я после согласных, как показатель мягкости предшествующего согласного

1 18.12

60 Повторение изученных букв. Игра в слова. Вн.чт. Стихи о природе

1 19.12

61 Звуки[х] - [х`]. Буквы Х, х.

1 22.12

62 Мягкий знак- показатель мягкости согласных.

1 23.12

63 «Приговорки, игры, песенки». Повторение изученных букв.

1 25.12

64 Звук [й`]. Буквы Й, й.

1 26.12

65 Отгадай загадки.

1 29.12

66 Буква Ю в начале слова и после гласных.

1 12.01

67 Буква Ю после согласных.

1 13.01

68 Приговорки, игры, песенки. Вн.чт. «Стихи С.Михалкова».

1 15.01

69 Узелки на память.

1 16.01

70 Читаем, сочиняем.

1 19.01

71 Звук [ш]. Буквы ш, Ш.

1 20.01

72 Вн.чт. «Моя первая энциклопедия».

1 22.01

73 Звук [ч`]. Буквы Ч, ч.

1 23.01

74 Звук [щ`]. Буквы Щ, щ.

1 26.01

75 Повторенье - мать ученья. Как хлеб пекут? Вн.чт.Рассказы о детях и для детей

1 27.01

76 Звук [ц]. Буквы Ц, ц.

1 29.01

77 Звук [ф] - [ф`]. Буквы Ф, ф.

1 30.01

78 Сравнение звуков [в] - [ф] и [в`] - [ф`].

1 2.02

79 Разделительные ь и ъ.

1 3.02

80 Разделительные ь и ъ.

1 5.02


Послебукварный период. Про всё на свете.

81 По страницам старинных азбук. Из старинных азбук и книг для чтения. Про все на свете. С. Маршак. С чего начинается общение.

1 6.02

82 Умеет ли разговаривать природа?

1 16.02

83 Что, где, когда и почему?

1 17.02

84 Удивительное рядом. Научно-познавательные рассказы.

1 19.02

85 Чтобы представить слово. Об одном и том же по-разному.

1 20.02

86 Книга природы. Произведения И. Токмаковой, В.Берестова.

1 24.02

87 Вн. Чт. Произведения о природе

1 26.02

88 Сравни и подумай. Рассказы Н. Матвеевой и Л. Толстого.

1 27.02

89 Большие и маленькие секреты. Волшебство слова.

1 2.03

90 Считалочки в стране Считалия. Вн. Чт . Юмористические стихи и рассказы для детей.

1 3.03

91 Сказки и присказки. Загадки.

1 5.03

92 Из старинных книг для чтения.

1 6.03


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


На заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 55


Протокол №____ _________Н.А.Кошевцова ________Т.А.Татаринская


«28»августа2014г. «___» ____________2014 г. Приказ №_______
от «___» _____ ___2014 г.

Рассмотрено и принято на

заседании педагогического совета,

протокол №1 от «29» августа 2014г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

для 1 класса (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»

на 2014-2015 учебный год





Составители: 1.Куцева О.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55;

2.Денисова Е.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55;
3. Семенихина М.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55.

4. Чернышова О.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №55.

Рецензент: Кошевцова Н.А., зам. директора по УВР МБОУ СОШ №55.



Пояснительная записка Данная рабочая программа нацелена на реализацию федерального компонента государственного стандарта начального образования. Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы: Литературное чтение. Автор: Л. Ф. Климанова в соответствии соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей первоклассников. Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Цель: формирование у детей полноценного навыка чтения, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова. Эта цель успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения. Задачи:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  • приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир:
  • развивать интерес к литературному творчеству;
  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

Основные содержательные линии

Учебник «Литературное чтение» для 1 класса включает семь основных разделов, которые выстроены по жанровому, художественно-эстетическому и познавательному принципам. Разделы имеют художественно-эстетическую, духовно-нравственную направленность, последний («Сто фантазий» ) нацелен главным образом на развитие воображения и творческих литературных способностей учащихся. Разделы включают в себя произведения современных писателей, содержание которых близко жизненному опыту младших школьников и интересно им, а также произведения народнопоэтического творчества и классиков отечественной литературы. В 1 классе знакомство с зарубежной литературой ограничивается фольклорными произведениями. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и мирим животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михaлков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов). Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты. Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения. В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Учебно- тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Давайте знакомиться (подготовительный этап).

11 ч

2

Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап).

29 ч

3

Про все на свете (послебукварный период).

9 ч

4

Часть 1. Книги- мои друзья.

3 ч

5

Радуга-дуга.

2 ч

6

Здравствуй, сказка!

3 ч

7

Часть 2. Люблю все живое.

4 ч

8

Хорошие соседи, счастливые друзья.

2 ч

9

Край родной, навек любимый.

2 ч

10

Сто фантазий.

1 ч

Всего:

66 часов

Общие принципы, реализующие указанные цели:

  • принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
  • принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
  • принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
  • принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
  • принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
  • культурно-исторический принцип;
  • принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.
Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. Программа и материал УМК рассчитан на 40 часов в год, 4 часов в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).

Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: - наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы; - автора и заглавие 3-4 прочитанных книг; - имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе. Учащиеся должны уметь: - читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения; - читать текст в темпе не менее 30-35 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого; - отвечать на вопросы к прочитанному тексту; - воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему; - нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка; - сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах; - пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста; - высказать свое отношение к прочитанному.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты: 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. 4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. 5. Формирование эстетических чувств. 6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. 8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты: 1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. 3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. 4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. 5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.) 6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. 7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты: 1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности. 3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова. 4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России. 5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении. 6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. 7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. 8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Учебно-методическое обеспечение


  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. - М., Просвещение, 2010.
  2. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2011.
  3. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения). /Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова идр./ - М., Просвещение, 2011.

  4. Уроки чтения. 1 класс. Методическое пособие. Л.Ф.Климанова. М.: «Просвещение», 2011г

  1. Учебники

  1. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электрон.носителе. В 2ч. Ч.1./Сост. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева/ - М.: Просвещение, 2014.
  2. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электрон.носителе. В 2ч. Ч.2. /Сост. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева/ - М.: Просвещение, 2014.
  3. Литературное чтение.1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений .В 2ч. Ч.1.
/ Сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская/ - М.: Просвещение, 2014.

Учебно-тематическое планирование

Тема урока


Дата

по плану

факт.


Книги - мои друзья

1

Книги -мои друзья. Диалог друзей юных читателей -Ани и Вани. С.Маршак «Новому читателю»


2

«Как хорошо уметь читать». Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге. Возникновение письменности.


3 С. Михалков «Как бы жили мы без книг?..».


4 Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». А.Барто. «Стали грамотными».С.Маршак. «Разговор с первым классом».Б.Заходер. «Живая азбука».


5 «Мои любимые писатели». А. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок). «У лукоморья дуб зелёный…».


6 «Сказки К.Чуковского». Сказка К. Чуковского «Айболит». Вн.чт. Книги К.Чуковского.


7

«Из книг К. Ушинского». Обобщение по разделу.
К. Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому»;

«Из книг К. Ушинского». В. Осеева.«Мама принесла Тане новую книгу...»



Радуга - дуга

8

«Песенки разных народов». ». Диалог Ани и Вани.


9

«Пословица - мудрость народная». Загадки. Пословицы, поговорки.


10

«Мы идём в библиотеку». «Рифмы Матушки Гусыни». «Наш театр». «Перчатки». Английская народная песенка. Вн.чт. Сборники загадок, пословиц, народных игр и словесных забав


11

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». «Шутки-минутки».



«Здравствуй, сказка!»

12 «Узнай сказку». Диалог Ани и Вани. Г.Юдин «Почему «А» первая?». Т.Коти «Катя и буквы». И. Гамазкова «Живая азбука».


13 «Сравни сказки». «Читалочка - обучалочка». Н. Кончаловская «Козлята». В. Лунин «Волк».Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны». Русская народная сказка «Курочка Ряба». С Маршак «Курочка Ряба и десять утят». Вн.чт. Народные сказки.


14 Вн.чт. Народные сказки. «Курочка Ряба»-русская народная сказка. С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С.Маршака.


15

«В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!». Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».


16

«В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!». Л.Пантелеев «Две лягушки»


17 «Сказки народов России». «Шутки-минутки». Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники русских народных сказок.


18 «Сказки народов России». Татарская народная сказка «Три дочери». «Два лентяя» и «Заяц и черепаха». Пословицы.


19

«Лень до добра не доведет». С.Михалков «Сами виноваты»


20

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Представление о народной и авторской сказке. «Лиса и рак», «Лисица».



Люблю всё живое

21 В. Лунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котёнок». И. Токмакова «Лягушки»


22 «Разговоры, разговоры, разговоры...». И. Токмакова «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц в конце лета». Вн.чт. Произведения В.Бианки.


23 «Мы в ответе за тех, кого приручили...». И. Пивоварова «Всех угостила». С.Михалков «Зяблик»


24 «Общение с миром природы». Н. Сладков. «Без слов».


25 «Обходиться добром со всяким». Л. Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных», «Пожарные собаки». Вн.чт.Произведения о животных.


26

«Эй, не стойте слишком близко -я тигренок, а не киска!..»

С. Маршак.«В зоопарке». Б. Житков«Вечер». Ю. Тувим «Стихотворения о животных. Загадки о животных»


27

«Маленькие и большие секреты страны Литературии».
С. Маршак. «Волк и лиса». В. Берестов. «Лягушата», «Лягушка».


28

Вн.чт. Произведения С.Я.Маршака.



«Хорошие соседи, счастливые друзья»

29

«Когда мои друзья со мной». С. Михалков. «Песенка друзей».

Песня из кинофильма «По секрету всему свету» «Когда мои друзья со мной». А. Барто. «Сонечка».


30

«Нет друга - ищи, а нашел -береги». Е. Пермяк. «Самое страшное». В. Осеева. «Хорошее».Э. Шим. «Брат и младшая сестра»


31

Внеклассное чтение. Произведения о дружбе.


32

«Доброе слово лучше мягкого пирога». М. Пляцковский. «Сол-

нышко на память». Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!».


33

«Маленькие и большие секреты страны Литературии».
В. Сутеев. «Чей же гриб?». Л. Толстой. «Не лениться», «Косточка».



«Край родной, навек любимый»

34

«Лучше нет родного края». П. Воронько. «Лучше нет родного

края». А. Плещеев. «Весна»; И. Грабарь«Март».


35

Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов.


36

Стихотворения русских поэтов о родной природе». А. Пуш-

кин. «За весной, красой природы...»; А. Плещеев. «Миновало лето...». И. Суриков. «Зима» . «Четыре сестры» - сказка.


37

«Родина любимая -что мать родимая». В. Берестов. «Любили тебя без особых причин...». Г. Виеру. «Сколько звезд...»;
Н. Бромлей «Какое самое первое слово?». А. Митяев «За что люблю маму». В. Берестов «Стихи для папы».


38 Е. Пермяк. «Первая рыбка». И. Косяков «Всё она»; Л. Толстой «Мальчик и отец». К. Ушинский «Лекарство». Вн.чт. Стихи русских поэтов о Родине.


39 «Сто фантазий». По страницам любимых книг.


40 Контроль навыка чтения.










© 2010-2022