- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению
Урок по литературному чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Большакова Л.А. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема «Л.Н.Толстой «Прыжок»
Цели урока:
1. развивать умение ориентироваться в тексте
2. учить детей делить текст на смысловые части и озаглавливать их;
3. находить в тексте кульминацию;
4. учить анализировать поступки героев;
5. пробудить в детях чувство сопереживания к герою;
6. развивать внимание к тексту;
7. обогащать читательский опыт;
8. воспитывать понимание эмоционального смысла произведения.
1. ОРг.момент
2. Объявление темы,цели и задач урока
- Как вы думаете, как раньше совершали морские путешествия? (свободные высказывания детей)
- Морские путешествия совершали на парусном корабле. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева. Мачты возвышались над палубой на 15-25 м, то есть были высотой с трёх-пяти этажный дом. На мачтах-перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество веревочных лесенок и канатов. Скорость корабля была небольшой, поэтому плавание продолжалось долго. И если случалось кораблю побывать в жарких странах, команда нередко брала себе обезьянку, веселого, шаловливого зверька, который потешал людей свободное от нелегкой морской службы время. Вот в одно из таких морских путешествий я и приглашаю вас сегодня.
- Откройте учебники и прочитайте фамилию автора и название произведения. (с.74) (Л.Н.Толстой «Прыжок»)
- Назовите тему урока (Произведение Л.Н.Толстого «Прыжок»)
- Цель урока? (Знакомс тво с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок»)
- Чтобы урок достиг цели нужно обозначить задачи.
(а) познакомиться с биографией автора;
Б) прочитать рассказ«Прыжок»
В) Разделить на части и озаглавить их;
Г) Охарактеризовать героев;
Д) Раскрыть идею рассказа.
Скажите, как называется раздел учебника, который мы изучаем? («В погоне за секретами литературы»)
Значит, что на уроке обязательно должны сделать еще? (познакомиться с новым литературным секретом)
Эту задачу мы выполним, когда будем читать рассказ.
Прежде чем работать над поставленными задачами хочу познакомить вас с критериями, по которым вы будете оценивать свою работу в конце урока.
3. Первичное чтение и словарная работа
- Прочитайте первую задачу (с биографией знакомит ученик…)
- Прочитайте вторую задачу.
Л.Н.Толстой жил и работал очень давно, поэтому в его рассказах часто встречаются слова, которые мы уже не употребляем в нашей речи.
- Прежде чем знакомиться с рассказом, давайте вместе попробуем объяснить значение некоторых слов, которые встретятся в рассказе (палуба - пол на корабле
мачта - вертикально стоящая конструкция на корабле,
Каюта - отдельное помещение для жилья на корабле
Перекладина - на них держатся паруса,
Аршин - старорусская единица измерения длины равная примерно 71 см…)
- Предлагаю послушать рассказ «Прыжок» в исполнении артистов (прослушивание в аудиозаписи).
- поднимите руки те, у кого рассказ вызвал интерес?
- кому было страшно за мальчика?
- Что у вас вызывает поступок мальчика: одобрение, сочувствие, осуждение?
4. Повторное чтение
- Прочитайте третью задачу
Будем читать рассказ по абзацам, и озаглавливать их.
-
Чтение 1 абзаца
-
Кто развлекал матросов на палубе?
-
Как обезьянка развлекала матросов?
-
Объясните фразу «Ещё больше расходилась»
-
Найдите в тексте слова, которые описывают действие обезьянки
-
Как можно озаглавить 1 часть? Какой заголовок более точный? (Проказы обезьянки)
-
Чтение 2 абзаца
-
Что произошло на палубе?
-
Найдите слова, которые здесь описывают действия обезьяны. (подпрыгнула, сорвала, надела, взобралась, дразнила, делала рожи…)
-
Озаглавьте 2 часть (На корабле)
*Чтение 3 часть
*Почему мальчик полез на мачту?
*Что руководило его поступком?
(Работа в группах : на карточке слова - гордость, страх, безрассудство, неосторожность, легкомыслие, досада, смелость, стыд. Подчеркнуть слова, которые определяют то, что руководило поступком мальчика)
Если вам непонятно значение некоторых слов , то где это можно узнать? (в словаре)
На столах у вас лежат выписки из Словаря Ожегова, вы можете в случае затруднения воспользоваться.
Вывод: В его эмоциональном порыве смешались самые разнообразные чувства.
*Озаглавьте 3 часть. (Погоня)
Чтение 4 части.
-
Найдите в тексте слова, которые определяют действия мальчика
-
Перечитайте самый опасный и тревожный момент в рассказе.
-
Такой эпизод называют кульминацией
* Какую задачу выполнили? (Открыли новый литературный секрет)
-
Озаглавьте 4 часть (На перекладине)
*чтение 5 части
*Как у капитана оказалось в руках ружьё?
*Что предпринял капитан, когда увидел сына на мачте?
*Почему капитан закричал, что застрелит его?
*Озаглавьте часть (Решение отца)
* Чтение 6 части
* Почему, когда всё закончилось благополучно, капитан заплакал? (он испытывал очень сильное потрясение, очень испугался за сына)
*Озаглавьте часть (Прыжок)
План рассказа, который у нас получился я вам распечатала.
6. д/з - пересказать рассказ по плану на выбор
а)от лица мальчика
б)от лица капитана
в) от лица матросов
7. ф/мин
8. Прочитайте четвертую задачу
*Назовите главных героев (мальчик и капитан)
*Каким вы представляете мальчика? Докажите. (смелым, легкомысленным, ловким, безрассудным)
*Что вы можете сказать о капитане? (,ответственный, умеет принимать мужественные решения, пережил стресс, шок, когда увидел сына, находящегося в смертельной опасности, но не растерялся и не позволил себе испугаться, принял единственно правильное в данной ситуации решение)
*Какова роль матросов? (они сначала развлекались, смеялись, не понимая всей опасности происходящего, но когда понадобилась их помощь, они не подвели: 20 матросов кинулись в воду спасать мальчика)
9. Прочитайте пятую задачу.
* Из всего морского плавания автор выбрал для рассказа только этот эпизод. Как вы думаете почему? (самый волнующий и запоминающийся)
*Почему рассказ назван «Прыжок»? (именно этот прыжок спас жизнь мальчику)
*В чём заключается идея рассказа? (из-за пустяка развилась драматическое событие, которое чуть не стоило жизни мальчику. Автор осуждает легкомыслие)
*Все задачи выполнили?
*Какая цель была на уроке?
*Урок цели достиг?
10. Оценка работы по критериям