Урок по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема «Л.Н.Толстой «Прыжок»

Цели урока:

1. развивать умение ориентироваться в тексте

2. учить детей делить текст на смысловые части и озаглавливать их;

3. находить в тексте кульминацию;

4. учить анализировать поступки героев;

5. пробудить в детях чувство сопереживания к герою;

6. развивать внимание к тексту;

7. обогащать читательский опыт;

8. воспитывать понимание эмоционального смысла произведения.

1. ОРг.момент

2. Объявление темы,цели и задач урока

- Как вы думаете, как раньше совершали морские путешествия? (свободные высказывания детей)

- Морские путешествия совершали на парусном корабле. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева. Мачты возвышались над палубой на 15-25 м, то есть были высотой с трёх-пяти этажный дом. На мачтах-перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество веревочных лесенок и канатов. Скорость корабля была небольшой, поэтому плавание продолжалось долго. И если случалось кораблю побывать в жарких странах, команда нередко брала себе обезьянку, веселого, шаловливого зверька, который потешал людей свободное от нелегкой морской службы время. Вот в одно из таких морских путешествий я и приглашаю вас сегодня.

- Откройте учебники и прочитайте фамилию автора и название произведения. (с.74) (Л.Н.Толстой «Прыжок»)

- Назовите тему урока (Произведение Л.Н.Толстого «Прыжок»)

- Цель урока? (Знакомс тво с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок»)

- Чтобы урок достиг цели нужно обозначить задачи.

(а) познакомиться с биографией автора;

Б) прочитать рассказ«Прыжок»

В) Разделить на части и озаглавить их;

Г) Охарактеризовать героев;

Д) Раскрыть идею рассказа.

Скажите, как называется раздел учебника, который мы изучаем? («В погоне за секретами литературы»)

Значит, что на уроке обязательно должны сделать еще? (познакомиться с новым литературным секретом)

Эту задачу мы выполним, когда будем читать рассказ.

Прежде чем работать над поставленными задачами хочу познакомить вас с критериями, по которым вы будете оценивать свою работу в конце урока.

3. Первичное чтение и словарная работа

- Прочитайте первую задачу (с биографией знакомит ученик…)

- Прочитайте вторую задачу.

Л.Н.Толстой жил и работал очень давно, поэтому в его рассказах часто встречаются слова, которые мы уже не употребляем в нашей речи.

- Прежде чем знакомиться с рассказом, давайте вместе попробуем объяснить значение некоторых слов, которые встретятся в рассказе (палуба - пол на корабле

мачта - вертикально стоящая конструкция на корабле,

Каюта - отдельное помещение для жилья на корабле

Перекладина - на них держатся паруса,

Аршин - старорусская единица измерения длины равная примерно 71 см…)

- Предлагаю послушать рассказ «Прыжок» в исполнении артистов (прослушивание в аудиозаписи).

- поднимите руки те, у кого рассказ вызвал интерес?

- кому было страшно за мальчика?

- Что у вас вызывает поступок мальчика: одобрение, сочувствие, осуждение?

4. Повторное чтение

- Прочитайте третью задачу

Будем читать рассказ по абзацам, и озаглавливать их.

  • Чтение 1 абзаца

  • Кто развлекал матросов на палубе?

  • Как обезьянка развлекала матросов?

  • Объясните фразу «Ещё больше расходилась»

  • Найдите в тексте слова, которые описывают действие обезьянки

  • Как можно озаглавить 1 часть? Какой заголовок более точный? (Проказы обезьянки)



  • Чтение 2 абзаца



  • Что произошло на палубе?



  • Найдите слова, которые здесь описывают действия обезьяны. (подпрыгнула, сорвала, надела, взобралась, дразнила, делала рожи…)



  • Озаглавьте 2 часть (На корабле)

*Чтение 3 часть

*Почему мальчик полез на мачту?

*Что руководило его поступком?

(Работа в группах : на карточке слова - гордость, страх, безрассудство, неосторожность, легкомыслие, досада, смелость, стыд. Подчеркнуть слова, которые определяют то, что руководило поступком мальчика)

Если вам непонятно значение некоторых слов , то где это можно узнать? (в словаре)

На столах у вас лежат выписки из Словаря Ожегова, вы можете в случае затруднения воспользоваться.

Вывод: В его эмоциональном порыве смешались самые разнообразные чувства.

*Озаглавьте 3 часть. (Погоня)

Чтение 4 части.

  • Найдите в тексте слова, которые определяют действия мальчика

  • Перечитайте самый опасный и тревожный момент в рассказе.

  • Такой эпизод называют кульминацией

* Какую задачу выполнили? (Открыли новый литературный секрет)

  • Озаглавьте 4 часть (На перекладине)

*чтение 5 части

*Как у капитана оказалось в руках ружьё?

*Что предпринял капитан, когда увидел сына на мачте?

*Почему капитан закричал, что застрелит его?

*Озаглавьте часть (Решение отца)

* Чтение 6 части

* Почему, когда всё закончилось благополучно, капитан заплакал? (он испытывал очень сильное потрясение, очень испугался за сына)

*Озаглавьте часть (Прыжок)

План рассказа, который у нас получился я вам распечатала.

6. д/з - пересказать рассказ по плану на выбор

а)от лица мальчика

б)от лица капитана

в) от лица матросов

7. ф/мин

8. Прочитайте четвертую задачу

*Назовите главных героев (мальчик и капитан)

*Каким вы представляете мальчика? Докажите. (смелым, легкомысленным, ловким, безрассудным)

*Что вы можете сказать о капитане? (,ответственный, умеет принимать мужественные решения, пережил стресс, шок, когда увидел сына, находящегося в смертельной опасности, но не растерялся и не позволил себе испугаться, принял единственно правильное в данной ситуации решение)

*Какова роль матросов? (они сначала развлекались, смеялись, не понимая всей опасности происходящего, но когда понадобилась их помощь, они не подвели: 20 матросов кинулись в воду спасать мальчика)

9. Прочитайте пятую задачу.

* Из всего морского плавания автор выбрал для рассказа только этот эпизод. Как вы думаете почему? (самый волнующий и запоминающийся)

*Почему рассказ назван «Прыжок»? (именно этот прыжок спас жизнь мальчику)

*В чём заключается идея рассказа? (из-за пустяка развилась драматическое событие, которое чуть не стоило жизни мальчику. Автор осуждает легкомыслие)

*Все задачи выполнили?

*Какая цель была на уроке?

*Урок цели достиг?

10. Оценка работы по критериям



© 2010-2022