Урок по русскому языку для 1 класса «Ударение»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку для 1 класса «Ударение»Урок по русскому языку для 1 класса «Ударение»Урок по русскому языку для 1 класса «Ударение»Урок по русскому языку для 1 класса «Ударение»Урок по русскому языку для 1 класса «Ударение»Урок по русскому языку для 1 класса «Ударение»Урок по русскому языку для 1 класса «Ударение»Урок по русскому языку для 1 класса «Ударение»Урок по русскому языку для 1 класса «Ударение»Тема урока: «Ударение»

Цель: создание условий для изучения особенностей русского ударения.

Задачи:

  1. Осмысление понятия «ударение».

  2. Формирование умения различать в словах ударные и безударные слоги.

  3. Знакомство со свойствами русского ударения.

Технологическая карта урока
1. Организационный момент

Встало солнышко - ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!
2. Актуализация знаний учащихся - В такой погожий денёк трудно усидеть на месте, поэтому я предлагаю совершить экскурсию. А куда мы отправимся, вы узнаете, выполнив первое задание: откройте пропущенные буквы. Ж И Н П Н П О Р Б П С Й Л

ЗООПАРК - Итак, мы побываем в зоопарке. - Кто знает, что обозначает это слово? А где можно точно узнать его значение? (в Толковом словаре) - Как нужно вести себя в зоопарке?(не шуметь; не подходить близко к клеткам; не просовывать руки в клетку; не кормить животных; можно фотографировать, рисовать) - Но цель нашей экскурсии, как вы понимаете, не только в знакомстве с его обитателями. Думаю, выполнив ряд следующих заданий, вы сами её определите. - На какие группы можно разделить открывшиеся буквы? (гласные, согласные)
Минутка чистописания Прописывание гласных букв а,о. Прописывание буквосочетаний с данными гласными буквами.
- Какие ещё есть гласные буквы в русском языке? (и, ы, у, ю, э, е, я, ё) -Что вы знаете о гласных звуках?(Гласные звуки тянутся, поются, т.к. произносятся свободно, не встречают во рту препятствий, гласные звуки образуют слог, могут быть ударные и безударные))

  1. Постановка проблемы; формулирование темы урока.
- Продвигаемся дальше и вот мы уже у входа. Но тут какие-то надписи. Давайте прочтём их и разберёмся.

Стоит чудесная погода.

Вам стоит сходить в зоопарк. (Чтение предложений. Нахождение слова «с секретом»: сто/ит-стои/т. Деление на слоги. Постановка ударений в этих словах, объяснение их смысла.) - Что меняет смысл этих слов? (ударение) - Что такое ударение? (выделение голосом гласного звука в слове) - Как называется слог, на который падает (не падает) ударение? (ударный - безударный) -Какие свойства ударения мы здесь наблюдаем? (смыслоразличение - ударение может быть в слове только одно, от него зависит смысл слова) - Какие ещё слова вы знаете,имеющие одинаковое написание и отличающиеся только ударением? (гво/здики- гвозди/ки, за/мок -замо/к, а/тлас-атла/с, и/рис-ири/с)

4. Открытие новых знаний - Между тем, мы уже вошли в зоопарк. Перед нами его обитатели. На каждом вольере написано название животного. Прочтите их.

ЗЕБРА КЕНГУРУ ПОПУГАЙ БЕГЕМОТ ЖИРАФ ЛЕБЕДЬ МЕДВЕДЬ СТРАУС
- Вам ничего не кажется странным. Что перепутано? Давайте рассадим животных в свои отделы.(Классификация картинок: птицы, звери.Деление слов на слоги, постановка ударения в словах) - Какие свойства ударения здесь вновь продемонстрированы? (Ударение в русских словах не прикреплено к определённому слогу в слове.Такое ударение называется свободным.)
Самостоятельное списывание двусложных слов.

Физминутка

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немножко отдохнём. Дальше мы пешком пойдём.


Ударение в односложных словах Мы продолжаем нашу экскурсию, но только звери в этих вольерах появятся, если вы отгадаете загадки: Хищник полосатый, рыжий и усатый. На кота похож немножко и мяукает, как кошка.(ТИГР)
Лесники её котят взять домой не захотят. Ей не скажешь «Кошка, брысь!», потому что это…(РЫСЬ)
Царь зверей.(ЛЕВ)
У этого зверя огромный рост, сзади у зверя-маленький хвост. Спереди зверя- хвост большой. Кто же это? Кто он такой? (СЛОН)
Этот зверь живёт лишь дома, с этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы, он мурлыча песнь поёт. Только мышь его боится. Угадали? Это…(КОТ)
- Кто лишний в этом вольере? Почему? (кот - это домашнее животное) - Что общего у этих слов?Можно ли разделить эти слова на слоги? (слова односложные) -Надо ли ставить в них ударение? (нет) -Какой вывод можно сделать?(Если слово состоит из одного слога, ударение в нём не ставится) -Поставьте данные слова во множественное число. Разделите на слоги, поставьте ударение. Что заметили? (ударение переместилось с первого слога на второй) -Подвижность русского ударения: способность менять своё место в зависимости от формы слова.

-А это место-«Детская площадка». Кто там находится? (детёныши животных)

-Назовите их детёнышей? Произнесите слова с ударением. Что заметили?(Буква ё всегда ударная.В словах с буквой ё ударение не ставится)

Расскажи-ка, буква ё, как твоё житьё-бытьё?

Буква ё даёт отчёт: Ничего, житьё течёт.

Я-ударная всегда.

Ой-ой-ой! Вот это да!

Однокоренные слова, проверка безударной гласной.Орфографический словарь.

С помощью кокай части образовались новые слова? Какой смысл таит в себе эта часть слова?

5.Первичное закрепление и контроль

Слушание стихотворения. Выборочное письмослов.

Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко,

А индюшка-высоко. Ну а бык сказал, что близко, а щеночек-далеко.

А козлёнок озабочен тем, что яблоко мало.

А утёнок-тем что очень велико и тяжело.

А котёнку всё равно-кислое, зачем оно?

-Что вы,-шепчет червячок,- сладкий у него бочок!

-О каких домашних животных идёт речь?

-В каких из этих слов не надо ставить ударение?

- Запишите эти слова, объяснив орфограммы (котёнок, козлёнок, утёнок)


Письмо по памяти. Постановка ударения в словах, которые пишутся одинаково, но звучат по-разному.

У зайца два уха.

Кипит вкусная уха.

Самостоятельное списывание предложений по вариантам. Постановка ударений в словах.

Зоопарке я видел белок.

В яйце есть белок и желток.

6. Вторичное закрепление -Ударение подобно биению сердца: пока наше сердце бьётся ровно спокойно, мы не замечаем его толчков. Но как только ритм сбивается, мы сразу ощущаем это. Пока мы слышим речь в которой все слова произносятся с правильным ударение, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем внимание. Но стоит нам услышать хотя бы только одно слово с непривычным ударением, как внимание задерживается на нём. Слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно. Искажённое ударение напоминает неправильный пульс. Словарь, в котором можно проверить правильность постановки ударении - Орфоэпический.
Проверка ударения в словах с помощью орфоэпического словаря.

ТВОРОГ СВЁКЛА ЩАВЕЛЬ АРБУЗ КРАПИВА
7. Итог урока -Понравилась ли экскурсия? -Что запомнилось из области русского языка?(Ударение в словах может быть только одно; оно подвижное, т.е. может менять своё местоположения в различных формах слова; от ударения может зависить значение слова; в словах с одним слогом и буквой ё ударение можно не ставить)

© 2010-2022