Особенности работы с фразеологизмами по курсу Поляковой А. В. 1-2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности работы с фразеологизмами в 1-2 классах по курсу А.В. Поляковой

И.М. Гималетдинова учитель начальных классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» г Стерлитамак Республики Башкортостан

Ключевые слова

Фразеологизм, обогащение словаря, значение фразеологизма, устойчивое сочетание, этимология слова, нестандартное лексическое употребление фразеологический словарик, активный фразеологический запас учащихся, культура речи

Аннотация Статья посвящена одному из важных тем русского языка -изучению фразеологизмов. В ней рассматриваются подход автора учебника «Русский язык» для 1 класса А.В. Поляковой и делается вывод о том, что система работы над фразеологией в начальных классах по системе Л.В. Занкова помогает обогатить активный фразеологический запас учащихся, поднять на новую ступень культуру речи, научить практически использовать богатство русской фразеологии, привить любовь к родному языку.


Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми предметами и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. К сожалению, фразеология как самостоятельный раздел в школы не изучается. Проблема усвоения фразеологизмов учащимися начальной школы на уроках родного языка не нашла должного решения: не разработаны принципы отбора фразеологического материала, нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками. Практически работа над фразеологизмами сводится в основном к выяснению значений тех оборотов и выражений, которые встречаются при чтении художественных текстов, не рассматривая их семантико-грамматические признаки, особенности употребления в речи. Авторы учебников по русскому языку в начальной школе предусматривают в том или ином объеме специальные задания и упражнения по фразеологии, однако в целом работа носит эпизодический характер и сводится к толкованию значения фразеологизмов. Только не в учебниках А.В. Поляковой. Работа с фразеологизмами в ее учебниках ведется в достаточном объеме, чтобы приобщить ребенка к языковому богатству русской фразеологии, что обогащает речь ребенка. Работа с фразеологизмами в ее учебниках сводится к обогащению словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации, усвоения учащимися понятия "фразеологизм" и формирования умения пользоваться фразеологическим словарем. Методика работы подробно изложена автором в методических рекомендациях для учителя. Остановимся на наиболее важных моментах. Знакомство с фразеологизмами начинается еще на уроках обучения грамоте.(Азбука. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец. Издательский дом ФЕДОРОВ. 2012 с.77) В период обучения грамоте термин фразеологизм не вводится, задания даются под вопросом «Когда мы так говорим?» « А так мы говорим?» Ползет как черепаха. Трусливый как медведь. Трещат как сороки. Голодный как осел Молчит как рыба. Неуклюжий как заяц. Упрямый как волк. В таких упражнениях стимулируется самостоятельный поиск учащихся приемов объяснения значения фразеологизмов. С целью активизации словаря младших школьников предусмотрены следующее упражнение: подбор фразеологизмов определенной тематики. Значения фразеологизмов помогают выяснять картинки - иллюстрации на сюжеты известных произведений детской литературы, содержат информацию о происхождении фразеологизмов. « Когда мы так говорим?» Острый на язык. Найти общий язык. Язык до Киева доведет. Держи язык за зубами. Как корова языком слизала. В конце 1- ого классе вводится определение понятия "фразеологизм", которое закрепляется во 2-м классе. Ведущим признаком фразеологизма является устойчивость. Следуя общим методическим принципам системы Л.В. Занкова и рекомендациям А.В. Поляковой, составлены конкретные упражнения по фразеологии для учащихся 1-2-х классов.. Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма - устойчивости. Значение устанавливается в ходе анализа ряда фразеологизмов и представленных к ним в произвольном порядке готовых толкований. 1.Подбери и запиши фразеологизмы со значением «внимательно» Навострить уши, сидеть сложа руки, пропустить мимо ушей, ушки на макушке 2.Прочитай фразеологизмы. Объясни значение при помощи слов для справок. Вешать нос. В поте лица. Рукой подать. Зарубить на носу. Сидеть как на иголках. Слова для справок: с большим усердием, прилагая все силы, огорчаться, беспокоиться, волноваться, запомнить крепко, навсегда, совсем близко 3. Запиши рядом с каждым фразеологизмом его значение. Как снег на голову. Держать ухо востро. Бросаться со всех ног Слова для справок. Примерно, приблизительно; неожиданно; зазнаваться, важничать; быть очень осторожным; очень быстро убегать. 4. Объясни значение фразеологизмов по иллюстрациям. . Глазом не моргнув. С глазу на глаз. Навострить уши. Держать ухо востро. Мозолить глаза. 5.Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор. Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке Упражнения, направленные на формирование умения составлять фразеологизмы и обогащения речи младших школьников . 1.Зеница - зрачок. Из данных слов выбери глагол к фразеологизму на рисунке: Беречь, любить. Произнеси дополненный тобою фразеологизм. Как зеницу ока. 2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Уля проснулась очень рано. Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей. Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов. 1. Вставьте в каждую группу фразеологизмов подходящее по смыслу одно и тоже слово. Как в … канул; 2. …век; толочь … в ступе; … дно; решетом …черпать; … осень; тише …, ниже травы. сулить… горы. Справка: вода, золотой.
2.Какое из двух словосочетаний фразеологизм и почему?
Золотые руки, золотые зубы. Волчий хвост, волчий аппетит. Медвежья услуга, медвежья берлога. Горькая правда, горькая микстура.
3.Замените словосочетания фразеологизмом
Очень дружно лететь стрелой Сильно устать душа в душу Сильно перепуган валиться с ног Быстро бежать ни жив ни мертв Начиная с 1 класса можно вводить фразеологизмы в минутки чистописания или в работу со словами с непроверяемым написанием. Работа над словарными словами проходят интереснее, если в них не требуется просто автоматическое повторение образца, а привносится что-то новое. Наряду с этимологией слова, ребят интересует и его нестандартное лексическое употребление. Например, в первом и во втором классе во время словарной работы возможно введение фразеологизма и последующая работа с ними: составление предложений, внесение в детский фразеологический словарик, дальнейшее иллюстрирование и т.д. Например: Например: изучение слова сапоги. После анализа СУО( слог, ударение,орфограмма) привести фразеологизмы: Два сапога пара. Сапоги каши просят. Изучение слова топор. После анализа СУО привести фразеологизм. Когда так говорят? Топорная работа. (кровь с молоком, в голове ветер гуляет, кипеть от возмущения, медведь на ухо наступил, трескучий мороз, как корове седло, белая ворона и т. д.) Начиная со второго класса, вводимые на уроке фразеологизмы желательно вносить в специальный словарик с той целью, чтобы затем можно было обратиться к изученному ранее в других видах работы. Таким образом, вся система работы над фразеологий в начальных классах по системе Л.В. Занкова помогает обогатить активный фразеологический запас учащихся, поднять на новую ступень культуру речи, научить практически использовать богатство русской фразеологии, привить любовь к родному языку.

Список используемой литературы:

1.А.В.Полякова, Н.А.Песняева. Русский язык. Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова. Изд. Дом Федоров. 2011г

2. А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева, С.И. Петрова, А.Ю. Плотникова, С.ЮГ. Яковлева.Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова . Изд. Дом Федоров. 2010г

3.Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец Азбука. . Изд. Дом Федоров. 2011г

4. А.В.Полякова. Методические рекомендации к учебнику Русский язык 1 класс Изд. Дом Федоров. 2011г

5. А.В.Полякова. Методические рекомендации к учебнику Русский язык

2 класс Изд. Дом Федоров. 2011г

6.Н.Н. Бобкова Поурочные планы по учебнику А.В. Поляковой 1 класс Изд. Дом Федоров. 2011г

7.Арсирий А. Т., Дмитриева Т. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка, Л., 1953

8.Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка, М., 1998

9.Виноградов В. В. Фразеологизмы русского языка, М., 1967

10. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка, М., 1994

11. И. Леонтьева Весёлый фразеологический словарь, М., 2007

12. Львов М. Р. Русский язык, пособие для ВУЗов, М., 1988

13. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку.: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. -207 с.

14.Гаврин С.Г. Изучение фразеологии русского языка в школе. М. Учпедгиз, 1963 г.






© 2010-2022