Урок по окружающему миру на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру на тему:Конспект урока

Предмет: окружающий мир

УМК: «Планета Знаний»

Класс: 2В

Учитель: Алексеева Елена Геннадьевна

Раздел программы: Как люди познают мир.

Тема урока: Часы. Измерение времени. Урок №12

Тип урока: урок предъявления новых знаний.

Цель урока: Способствовать расширению знаний учащихся о приборах, познакомить с историей развития, с устройством часов , формировать умения определять время.

Задачи урока:

Предметные: дать первоначальные сведения о времени и о часах и

научить пользоваться часами для измерения времени.

Метапредметные:

Регулятивные: учить формулировать и удерживать ученую задачу, оценивать правильность выполнения заданий, осуществлять само и взаимопроверку работ, контролировать свою речь, при выражении собственной точки зрения.

Познавательные: умение работать с информацией, работать с учебными моделями, выполнять логические операции( сравнение, синтез, анализ, классификация), использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре, группе.

Личностные: формировать положительную мотивацию к обучению, способность к самооценке, толерантное отношение друг к другу.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в паре, коллективная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, модели часов из картона для учащихся класса, сигнальные карточки, карточки с заданиями - контрольные карточки.

Межпредметные связи: литературное чтение , математика.

Элементы современных образовательных технологий:

  • ИКТ

  • Здоровьесберегающие

  • Игровые

  • Личностно-ориентированные

  • Проблемно - диалоговое обучение

  • Педагогика сотрудничества

  • Технология оценивания учебных результатов

  • Личностно - ориентированный подход.

Методическое обеспечение: Программа образовательных учреждений УМК «Планета знаний», Л.Ю. Терещук « Система уроков по учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В. Потапова», электронное приложение к учебнику.

Источники информации:

  • Программа образовательных учреждений УМК «Планета знаний» - М.: «АСТРЕЛЬ» 2012

  • Л.Ю. Терещук « Система уроков по учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В. Потапова» - Волгоград: «УЧИТЕЛЬ» 2012

  • Электронное приложение к учебнику

ЭОР infourok.ru/material.html?mid=1142 (физкультминутка)

  • myshared.ru/theme/prezentatsiya-vremya/(иллюстрации к презентации)

  • Требования к оформлению раздела «Анализ урока (учебного занятия)».

ХОД УРОКА

Этапы урока. Цель.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивирование учебной деятельности (организационный момент)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Прежде чем работать сесть,

Посмотрели, всё ли есть.

- Вижу ваши глазки, вижу ваши ручки, чувствую ваше настроение. Все готовы работать.

- Вспомним наш девиз:

Мы - умные!

Мы - внимательные!

Мы отлично учимся…

Проверяют готовность к уроку.

Хором: Всё у нас получится!

2. Проверка домашнего задания.

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала.

-Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

-Давайте поиграем в игру «Молчанка» и проверим, что вы запомнили:

  • -Для исследований учёные используют различные приборы.(да)

  • -Чтобы рассмотреть мелкие предметы, учёные выбирают фотоаппарат.(нет)

  • -Ручные работы люди выполняют с помощью инструментов.(да)

  • -Ножи, пилы, компьютеры, автомобили -это всё техника.(да)

  • -Учёные наблюдают поверхность луны в бинокль.(нет)

  • -Для измерения температуры воздуха, воды, тела человека используют прибор - термометр.(да)

  • -Шкала термометра для измерения температуры тела человека начинается с отметки 0 градусов.(нет)

  • -Самое маленькое деление соответствует одному градусу.(да)

Итог: -Кто не ошибся ни разу? Молодцы!

-Кто ошибся 1 или 2 раза? Это тоже хороший результат.

-Что осталось непонятым, спросите у меня?

-Мы узнавали, как люди познают мир.

-Познакомились с различными приборами и инструментами.

Ученики работают с сигнальными карточками: если согласны с высказыванием - зелёный сигнал, не согласны - красный.



Ребята поднимают руки, по желанию высказываются, задают вопросы.

3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока, цели урока.

- Предлагаю несколько вариантов определения темы сегодняшнего урока:

1. Я назову тему урока.

2. Прочитаем в учебнике.

3. Вы сами сформулируете тему, разгадав кроссворд.

Разгадывание кроссворда(презентация)

1. Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идет на поле, на реку

И по снежку, и по цветку.

2. Главные часы, расположенные на Красной площади.

3. Часть суток.

4. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

5. Увидав рожок над крышей,

Ты его узнаешь вмиг,

Если вечером повыше

Задирать свой нос привык.

- О чем мы будем говорить на уроке?

- А чтобы вы могли точнее сформулировать тему, отгадайте загадку.

Стучит, гремит, вертится,

Никого не боится,

Считает свой век,

Сам не человек.

- Кто может сформулировать тему урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с прибором для измерения времени - часами и их устройством; научимся определять время.

Большинство ребят выбрали 3 вариант.

Весна.

Куранты.

Вечер.

Зима.

Месяц.

-На уроке мы будем говорить о времени.

Часы.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о часах и научимся определять время.

4. Работа по теме урока. а)Знакомство с временем.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для определения времени.

- Где можно посмотреть значение слова «время»?

- Илья Г. работает с толковым словарём и готовится рассказать нам о лексическом значение слова «время»?

На слайде ИД записан отрывок из сказки «Старик - годовик»

Вышел старик-годовик, махнул рукавом - и полетели двенадцать птиц.

У каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семь перьев, каждое перо с одной стороны черное, а с другой - белое.

Беседа по отрывку сказки:

- Объясните, кто - такой старик - годовик?

- Назовите двенадцать птиц.

- Почему у каждой птицы по четыре крыла?

- Почему в каждом крыле по семь перьев?

- Объясните, как могло получиться, что перо с одной стороны белое, а с другой стороны черное?

- Как по другому называется день и ночь?

Во время ответов на слайде ИД появляются карточки.

Урок по окружающему миру на тему:

- Что обозначают все эти слова?

- Расположите данные единицы времени от наименьшей к наибольшей.

- Можем ли мы продолжить этот ряд в порядке увеличения? Какие единицы измерения времени больше года?

-Можем ли мы продолжить этот ряд в порядке уменьшения?

-Илья готов поделиться с нами и рассказать, что он узнал о значении слова «Время».

Переливаю воду тонкой струйкой из одного сосуда в другой.

-Ребята, можно ли сказать, что время похоже на воду?
Пересыпаю песок из одного сосуда в другой.
-Похоже ли время на песок?


-Можем ли мы узнать, сколько у нас воды, песка?

-А можно ли потрогать время рукой, рассмотреть его?
-Но люди как-то научились измерять невидимое, неслышимое время. Как?

-В толковом словаре русского языка Ожегова .



-Старик - годовик это один календарный год.

-Двенадцать птиц - это месяцы: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Четыре крыла - это недели. В каждом месяце по 4 недели.

-Семь перьев - семь дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

-Перо с одной стороны белое - это день, с другой стороны черное - это ночь.

- Сутки.

-Эти слова относятся ко времени, к единицам измерения времени.

Ребята на ИД располагают карточки в нужном порядке.

-Больше года: век, тысячелетие.

-В данном ряду не хватает секунды, минуты, часа.

-В толковом словаре Ожегова есть несколько значений слова «время». Я выбрал два значения: Время - пора дня, недели, года.

Время - продолжительность чего-нибудь, измеряемая часами, минутами, секундами и т.д.

-Да. Вода течёт и время течёт.

- Да. Песок пересыпается и время «не стоит на месте».

-Да, можем. Воду, песок можно, например, взвесить на весах.

-Нет, потрогать нельзя.

-С помощью часов.

5.Физминутка

Физкультминутка «Часы».

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)

Смотри скорей, который час.

Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)

Налево - раз, направо - раз,

Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево - вправо)

Мы тоже можем так.

6. Продолжение работы по теме урока.

б)Знакомство с часами.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для знакомства с часами.







в) Знакомство с устройством часов.

Цель: Научиться определять время по часам.



7. Первичное закрепление.

Цель: зафиксировать полученные знания.

8.Итог урока.



9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: оценить результаты собственной деятельности.

10. Домашнее задание.

Цель: закрепление полученных знаний.

Историческая справка. Работа с презентацией.

- Часы не всегда имели такой привычный для вас вид, как в настоящее время. Люди давно подметили: солнце по небу идет, а тень от дерева, словно за солнышком тянется, по земле движется. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. Был у солнечных часов циферблат с числами от 1 до 12. Только вместо стрелок - тень от колышка или треугольной дощечки.(Слайд)

- Позднее были изобретены водяные часы, которые могли подсказывать время и ночью. Водяные часы - это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вся вода. Потом нужно снова наполнять сосуд. Количество воды было строго отмерено. Это и позволяло определять время.(Слайд )

- В дальнейшем были изобретены песочные часы. Ими можно было пользоваться в любое время суток и независимо от состояния погоды. Их чаще всего делали в виде двух воронкообразных стеклянных сосудов, поставленных один на другой. Верхний сосуд заполняется песком до определенного уровня. Продолжительность высыпания песка в нижний сосуд и служит мерой времени.(Слайд )

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вспомните правила работы в группе?

Вам необходимо обсудить, удобны ли были такие часы для использования.

1 группа - солнечные часы

2 группа - водные часы

3 группа - песочные часы

- В наши дни часы тоже разнообразны. А какие часы знаете вы?

-Самые первые механические часы с циферблатом и стрелками люди придумали около тысячи лет назад.

-Откройте учебники на странице 26. Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Обратите внимание на условные обозначения.

-Как вы будете работать?

Ребята работают в парах.

- По нашей модели у доски покажите и назовите основные части часов.

- В каких единицах измеряется время?

- Ребята, кто из вас умеет определять время по часам?

Работа с моделью часов у доски.

Работа в группе.

- Каждая группа получает карточку. Подпишите, какое время показывают часы.

- Ребята, часы в нашем классе показывают, что наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чём мы говорили сегодня на уроке?

-Что такое часы?

- Как устроены часы?

- В каких единицах измеряется время?

-Удалось ли нам достичь целей.

-Какие возникли трудности?

-Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Возьмите белые таблички.

-Если вам всё было понятно , интересно и вы довольны своей работой, нарисуйте солнышко.

- Если остались сомнения и вопросы, нарисуйте знак вопроса.

-Если ничего не поняли, нарисуйте тучку.

-Ребята, как вы думаете, мы всё узнали о часах?

-Задание по выбору:

-Узнать и рассказать интересные сведения о часах.

- Найти пословицы, поговорки о времени

-ПТ с.13 (определить время)





- Говори спокойно.

Слушай внимательно.

Замечания делай вежливо.

-Нет. В пасмурный день и ночью часы не работали.

-Нет. Через каждый час нужно наливать воду.

- Нет. Измеряет малое количество времени, надо постоянно переворачивать часы.

- Настенные, напольные, электронные, механические, на компьютере, на телефоне и др.

- В паре.

- Часы имеют циферблат (пластинку с делениями и числами).

- Две стрелки (часовую и минутную)

- У некоторых часов бывает минутная стрелка.

- Время измеряется в минутах.

Большинство ребят подняли руки.

Выходят к доске и определяют время.

Ребята работают в группе, правильность выполнения проверяют по контрольной карточке.

-Мы говорили о времени и о часах.

- Это прибор для измерения времени.

-У всех часов есть корпус, часовой механизм, циферблат, стрелки: секундная, минутная, часовая.

- Время измеряется в минутах.

-Да. Мы узнали какие бывают часы и научились определять время.

-Никаких.

Ребята работают с табличками.(Из 28 учащихся - двое нарисовали знак вопроса - не уверены, что научились правильно определять время).

-Нет.



ХОД УРОКА

- Отгадайте кроссворд. Определите тему урока.

Урок по окружающему миру на тему:

Ключ к кроссворду

Урок по окружающему миру на тему:



© 2010-2022