- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру на тему
Урок по окружающему миру на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеева Е.Г. |
Дата | 14.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока
Предмет: окружающий мир
УМК: «Планета Знаний»
Класс: 2В
Учитель: Алексеева Елена Геннадьевна
Раздел программы: Как люди познают мир.
Тема урока: Часы. Измерение времени. Урок №12
Тип урока: урок предъявления новых знаний.
Цель урока: Способствовать расширению знаний учащихся о приборах, познакомить с историей развития, с устройством часов , формировать умения определять время.
Задачи урока:
Предметные: дать первоначальные сведения о времени и о часах и
научить пользоваться часами для измерения времени.
Метапредметные:
Регулятивные: учить формулировать и удерживать ученую задачу, оценивать правильность выполнения заданий, осуществлять само и взаимопроверку работ, контролировать свою речь, при выражении собственной точки зрения.
Познавательные: умение работать с информацией, работать с учебными моделями, выполнять логические операции( сравнение, синтез, анализ, классификация), использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре, группе.
Личностные: формировать положительную мотивацию к обучению, способность к самооценке, толерантное отношение друг к другу.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в паре, коллективная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, модели часов из картона для учащихся класса, сигнальные карточки, карточки с заданиями - контрольные карточки.
Межпредметные связи: литературное чтение , математика.
Элементы современных образовательных технологий:
-
ИКТ
-
Здоровьесберегающие
-
Игровые
-
Личностно-ориентированные
-
Проблемно - диалоговое обучение
-
Педагогика сотрудничества
-
Технология оценивания учебных результатов
-
Личностно - ориентированный подход.
Методическое обеспечение: Программа образовательных учреждений УМК «Планета знаний», Л.Ю. Терещук « Система уроков по учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В. Потапова», электронное приложение к учебнику.
Источники информации:
-
Программа образовательных учреждений УМК «Планета знаний» - М.: «АСТРЕЛЬ» 2012
-
Л.Ю. Терещук « Система уроков по учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В. Потапова» - Волгоград: «УЧИТЕЛЬ» 2012
-
Электронное приложение к учебнику
ЭОР infourok.ru/material.html?mid=1142 (физкультминутка)
-
myshared.ru/theme/prezentatsiya-vremya/(иллюстрации к презентации)
-
Требования к оформлению раздела «Анализ урока (учебного занятия)».
ХОД УРОКА
Этапы урока. Цель.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивирование учебной деятельности (организационный момент)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Прежде чем работать сесть,
Посмотрели, всё ли есть.
- Вижу ваши глазки, вижу ваши ручки, чувствую ваше настроение. Все готовы работать.
- Вспомним наш девиз:
Мы - умные!
Мы - внимательные!
Мы отлично учимся…
Проверяют готовность к уроку.
Хором: Всё у нас получится!
2. Проверка домашнего задания.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала.
-Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
-Давайте поиграем в игру «Молчанка» и проверим, что вы запомнили:
-
-Для исследований учёные используют различные приборы.(да)
-
-Чтобы рассмотреть мелкие предметы, учёные выбирают фотоаппарат.(нет)
-
-Ручные работы люди выполняют с помощью инструментов.(да)
-
-Ножи, пилы, компьютеры, автомобили -это всё техника.(да)
-
-Учёные наблюдают поверхность луны в бинокль.(нет)
-
-Для измерения температуры воздуха, воды, тела человека используют прибор - термометр.(да)
-
-Шкала термометра для измерения температуры тела человека начинается с отметки 0 градусов.(нет)
-
-Самое маленькое деление соответствует одному градусу.(да)
Итог: -Кто не ошибся ни разу? Молодцы!
-Кто ошибся 1 или 2 раза? Это тоже хороший результат.
-Что осталось непонятым, спросите у меня?
-Мы узнавали, как люди познают мир.
-Познакомились с различными приборами и инструментами.
Ученики работают с сигнальными карточками: если согласны с высказыванием - зелёный сигнал, не согласны - красный.
Ребята поднимают руки, по желанию высказываются, задают вопросы.
3.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока, цели урока.
- Предлагаю несколько вариантов определения темы сегодняшнего урока:
1. Я назову тему урока.
2. Прочитаем в учебнике.
3. Вы сами сформулируете тему, разгадав кроссворд.
Разгадывание кроссворда(презентация)
1. Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
2. Главные часы, расположенные на Красной площади.
3. Часть суток.
4. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
5. Увидав рожок над крышей,
Ты его узнаешь вмиг,
Если вечером повыше
Задирать свой нос привык.
- О чем мы будем говорить на уроке?
- А чтобы вы могли точнее сформулировать тему, отгадайте загадку.
Стучит, гремит, вертится,
Никого не боится,
Считает свой век,
Сам не человек.
- Кто может сформулировать тему урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с прибором для измерения времени - часами и их устройством; научимся определять время.
Большинство ребят выбрали 3 вариант.
Весна.
Куранты.
Вечер.
Зима.
Месяц.
-На уроке мы будем говорить о времени.
Часы.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о часах и научимся определять время.
4. Работа по теме урока. а)Знакомство с временем.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для определения времени.
- Где можно посмотреть значение слова «время»?
- Илья Г. работает с толковым словарём и готовится рассказать нам о лексическом значение слова «время»?
На слайде ИД записан отрывок из сказки «Старик - годовик»
Вышел старик-годовик, махнул рукавом - и полетели двенадцать птиц.
У каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семь перьев, каждое перо с одной стороны черное, а с другой - белое.
Беседа по отрывку сказки:
- Объясните, кто - такой старик - годовик?
- Назовите двенадцать птиц.
- Почему у каждой птицы по четыре крыла?
- Почему в каждом крыле по семь перьев?
- Объясните, как могло получиться, что перо с одной стороны белое, а с другой стороны черное?
- Как по другому называется день и ночь?
Во время ответов на слайде ИД появляются карточки.
- Что обозначают все эти слова?
- Расположите данные единицы времени от наименьшей к наибольшей.
- Можем ли мы продолжить этот ряд в порядке увеличения? Какие единицы измерения времени больше года?
-Можем ли мы продолжить этот ряд в порядке уменьшения?
-Илья готов поделиться с нами и рассказать, что он узнал о значении слова «Время».
Переливаю воду тонкой струйкой из одного сосуда в другой.
-Ребята, можно ли сказать, что время похоже на воду?
Пересыпаю песок из одного сосуда в другой.
-Похоже ли время на песок?
-Можем ли мы узнать, сколько у нас воды, песка?
-А можно ли потрогать время рукой, рассмотреть его?
-Но люди как-то научились измерять невидимое, неслышимое время. Как?
-В толковом словаре русского языка Ожегова .
-Старик - годовик это один календарный год.
-Двенадцать птиц - это месяцы: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь.
-Четыре крыла - это недели. В каждом месяце по 4 недели.
-Семь перьев - семь дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
-Перо с одной стороны белое - это день, с другой стороны черное - это ночь.
- Сутки.
-Эти слова относятся ко времени, к единицам измерения времени.
Ребята на ИД располагают карточки в нужном порядке.
-Больше года: век, тысячелетие.
-В данном ряду не хватает секунды, минуты, часа.
-В толковом словаре Ожегова есть несколько значений слова «время». Я выбрал два значения: Время - пора дня, недели, года.
Время - продолжительность чего-нибудь, измеряемая часами, минутами, секундами и т.д.
-Да. Вода течёт и время течёт.
- Да. Песок пересыпается и время «не стоит на месте».
-Да, можем. Воду, песок можно, например, взвесить на весах.
-Нет, потрогать нельзя.
-С помощью часов.
5.Физминутка
Физкультминутка «Часы».
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)
Налево - раз, направо - раз,
Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево - вправо)
Мы тоже можем так.
6. Продолжение работы по теме урока.
б)Знакомство с часами.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для знакомства с часами.
в) Знакомство с устройством часов.
Цель: Научиться определять время по часам.
7. Первичное закрепление.
Цель: зафиксировать полученные знания.
8.Итог урока.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: оценить результаты собственной деятельности.
10. Домашнее задание.
Цель: закрепление полученных знаний.
Историческая справка. Работа с презентацией.
- Часы не всегда имели такой привычный для вас вид, как в настоящее время. Люди давно подметили: солнце по небу идет, а тень от дерева, словно за солнышком тянется, по земле движется. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. Был у солнечных часов циферблат с числами от 1 до 12. Только вместо стрелок - тень от колышка или треугольной дощечки.(Слайд)
- Позднее были изобретены водяные часы, которые могли подсказывать время и ночью. Водяные часы - это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вся вода. Потом нужно снова наполнять сосуд. Количество воды было строго отмерено. Это и позволяло определять время.(Слайд )
- В дальнейшем были изобретены песочные часы. Ими можно было пользоваться в любое время суток и независимо от состояния погоды. Их чаще всего делали в виде двух воронкообразных стеклянных сосудов, поставленных один на другой. Верхний сосуд заполняется песком до определенного уровня. Продолжительность высыпания песка в нижний сосуд и служит мерой времени.(Слайд )
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вспомните правила работы в группе?
Вам необходимо обсудить, удобны ли были такие часы для использования.
1 группа - солнечные часы
2 группа - водные часы
3 группа - песочные часы
- В наши дни часы тоже разнообразны. А какие часы знаете вы?
-Самые первые механические часы с циферблатом и стрелками люди придумали около тысячи лет назад.
-Откройте учебники на странице 26. Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Обратите внимание на условные обозначения.
-Как вы будете работать?
Ребята работают в парах.
- По нашей модели у доски покажите и назовите основные части часов.
- В каких единицах измеряется время?
- Ребята, кто из вас умеет определять время по часам?
Работа с моделью часов у доски.
Работа в группе.
- Каждая группа получает карточку. Подпишите, какое время показывают часы.
- Ребята, часы в нашем классе показывают, что наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чём мы говорили сегодня на уроке?
-Что такое часы?
- Как устроены часы?
- В каких единицах измеряется время?
-Удалось ли нам достичь целей.
-Какие возникли трудности?
-Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Возьмите белые таблички.
-Если вам всё было понятно , интересно и вы довольны своей работой, нарисуйте солнышко.
- Если остались сомнения и вопросы, нарисуйте знак вопроса.
-Если ничего не поняли, нарисуйте тучку.
-Ребята, как вы думаете, мы всё узнали о часах?
-Задание по выбору:
-Узнать и рассказать интересные сведения о часах.
- Найти пословицы, поговорки о времени
-ПТ с.13 (определить время)
- Говори спокойно.
Слушай внимательно.
Замечания делай вежливо.
-Нет. В пасмурный день и ночью часы не работали.
-Нет. Через каждый час нужно наливать воду.
- Нет. Измеряет малое количество времени, надо постоянно переворачивать часы.
- Настенные, напольные, электронные, механические, на компьютере, на телефоне и др.
- В паре.
- Часы имеют циферблат (пластинку с делениями и числами).
- Две стрелки (часовую и минутную)
- У некоторых часов бывает минутная стрелка.
- Время измеряется в минутах.
Большинство ребят подняли руки.
Выходят к доске и определяют время.
Ребята работают в группе, правильность выполнения проверяют по контрольной карточке.
-Мы говорили о времени и о часах.
- Это прибор для измерения времени.
-У всех часов есть корпус, часовой механизм, циферблат, стрелки: секундная, минутная, часовая.
- Время измеряется в минутах.
-Да. Мы узнали какие бывают часы и научились определять время.
-Никаких.
Ребята работают с табличками.(Из 28 учащихся - двое нарисовали знак вопроса - не уверены, что научились правильно определять время).
-Нет.
ХОД УРОКА
- Отгадайте кроссворд. Определите тему урока.
Ключ к кроссворду