- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира 2 класс Тема: Наша дружная семья
Урок окружающего мира 2 класс Тема: Наша дружная семья
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Егорова Т.В. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира 2 класс
Тема: Наша дружная семья.
Тип урока: получение новых знаний
Цели:
-
Предметные
-
Познакомить с понятиями «семья», «культура общения», «семейные традиции»
2. Метапредметные
- Регулятивные УУД
- Обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя;
- Работать по предложенному плану, в т.ч. используя необходимые средства (учебник, словарь);
- Сравнивать результат с целью: учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- Решение проблем творческого и поискового характера;
- Познавательные УУД
-
Находить необходимую информацию в учебнике и предложенных словарях;
-
Наблюдать, обобщать и делать самостоятельные выводы: о существенных признаках предметов и явлений;
-
Представлять информацию в форме результата выполнения заданий.
-
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Коммуникативные УУД
-
Высказывать свою мысль, мнение в беседе в ходе выполнения заданий;
-
Объяснять смысл отдельных слов и словосочетаний в тексте высказываний, в т.ч. с помощью словаря;
-
Работать в группе в разных ролях; распределять роли, вырабатывать и принимать коллективные решения;
-
Влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий
-
Личностные
-
осознание ответственности за общее дело;
-
нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания;
-
адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности
Оборудование:
школьный толковый словарь, учебник, разрезные карточки с пословицами, карточки с пословицами, разрезные карточки-«кирпичики», листы ФА4, маркеры, магниты, карточки с опорными словами, прутик и связанный пучок прутиков
Ход урока:
1. Орг. момент, постановка цели.
- Ребята, сегодня на уроке нашу работу мы построим в группах. Давайте повторим правила, которым надо следовать:
1. Разговариваем на уровне группы (уровень голоса)
2. Распределяем роли (распределяет работу координатор, пишет секретарь, получает, раздаёт предметы для выполнения задания - дежурный.)
3. Понимаем друг друга без слов (Используем для общения жесты, прикосновения, мимику).
4. В группе должно быть единое мнение, которое бывает, когда люди умеют договариваться.
5. Работаем дружно, никто не остаётся за бортом корабля.
2. Стадия вызова.
Сейчас каждой группе загадаю загадку:
1. Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз? (мама)
2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно .. (папа)
3. Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он - старший … (брат)
4. Мама с папой говорят,
Что теперь я - старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет? Видимо, от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она? … (сестра)
5. Пусть не хожу я в детский сад,
Я дома ем оладушки.
Пенсионерка, я и рад,
Моя родная … (бабушка)
6. Он - мужчина, и он сед,
Папе - папа, мне он - … (дедушка)
- Как одним словом можно назвать этих людей: мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка? (Семья).
Работа в группах. (листы формата А3, толковый словарь Ожегова)
Задание: Что такое семья? Дать лексическое значение этого слова.
2 группы придумывают лексическое значение слова, а 3-я группа смотрит его значение по словарю.
Вывод: Семья - это группа людей, состоящая из родителей, детей,
внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: какой должна быть семья?
3. Стадия содержания.
- Обратимся к народной мудрости.
Работа в группах. (Приложение 1) (Конверты с разрезными пословицами)
Задание: из слов надо собрать пословицу. Как понимаете эти пословицы?
-
Семья в куче, не страшна и туча.
-
Хоть тесно, да лучше вместе.
-
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- В чем общий смысл этих пословиц?
- А сейчас проведём небольшой эксперимент, опыт (прутики и связанный пучок прутиков):
- Кто быстрее сломает все прутья? (к доске выходят 2 человека: 1 - ломает 10 прутьев по одному; 2 - ломает связанный пучок прутьев).
Вывод: Семья - это единое целое, она сильна, когда все вместе.
Работа в группах. (Приложение 2) (конверты со словами)
Задание: Выберите части, чтобы построить дом для семьи.
(Построение дома из кирпичиков на доске).
1 группа: долг перед близкими, доверие, радость, ласка, мир, злость, грубость
2 группа: любовь, терпение, совет, дружба, уважение, лад, вражда, зависть
3 группа: понимание, забота, помощь, согласие, откровение, ненависть, жадность
Результат: на доске из выбранных кирпичиков строится дом.
Итог: Какими должны быть отношения в семье? (к схеме добавляется табличка: любят и уважают друг друга.)
Наши выводы мы можем встретить и в народной мудрости, в пословицах (приложение 3):
-
Где любовь и совет, там и горя нет.
-
Не будет добра, коли в семье вражда.
-
В недружной семье добра не бывает.
-
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
- Давайте вспомним детскую считалку:
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Ну, а этот пальчик - я
Вместе дружная семья!
Работа в группах. (листы формата А4)
- Представьте себе, что каждая группа - это одна семья. Как может семья отдыхать и проводить вместе свободное время?
- Все мероприятия, которые вы назвали, могут стать семейными традициями.
Что такое семейная традиция?
- Обратимся к учебнику и узнаем значение слова «традиция» (каждая группа работает с школьным толковым словарём)
Работа в группах. (работа по учебнику)
Работа по учебнику: какие ещё могут быть семейные традиции.
1 группа: с.44- 2 абзац
2 группа: с.44- 3 абзац
3 группа: с.44- 4 абзац
- А теперь сделаем вывод: из названных форм совместного отдыха, когда они могут стать семейной традицией?
Вывод: Семейная традиция - это совместное проведение свободного времени,
Передающиеся из поколения в поколение.
Они необходимы, для того, чтобы чувствовать себя единой, сильной и дружной семьёй.
4. Стадия рефлексии.
- Подведём результат нашей работы:
1. Что такое семья?
2. В чем проявляется культура общения в семье?
3. Что такое семейные традиции?
- Подведём итоги всего нашего урока. Закончите фразу:
-
Мне было трудно …
-
У меня сегодня получилось …
Приложение 1
Семья в куче, не страшна и туча. Хоть тесно, да лучше вместе.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья в куче,
не страшна
и туча.
Хоть тесно, да лучше вместе.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Приложение 2
долг перед близкими
радость
уважение
вражда
понимание
забота
помощь
зависть
согласие
мир
откровение
ласка
любовь
лад
доверие
злость
жадность
дружба
ненависть
совет
грубость
Приложение 3
Где любовь и совет, там и горя нет.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В недружной семье добра не бывает.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Приложение 4
СЕМЬЯ
Вместе живут
в одной квартире.
Любят и уважают
друг друга.
Вместе отдыхают
и проводят
свободное время.
Какой должна быть семья?
Мама
Сестра
Папа
Бабушка
Брат
Дедушка
Результат
Умение сотрудничать
-
Мне было трудно …
-
У меня сегодня получилось …